Жестокое обращение в детском саду

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение в детском саду

Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

К психической форме насилия относятся:
— открытое неприятие и постоянная критика ребёнка— угрозы в адрес ребёнка в словесной форме— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая

Защита прав и достоинств ребёнка в законодательных актах

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.

6)защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.

27)защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

Семейный кодекс РФ гарантирует:
право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

Закон  «Об образовании в РФ» утверждает право детей, обучающихся во всех  образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56)

Четыре заповеди мудрого родителя

Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны.

Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечёт» в компьютере.

Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награждён очередным орденом, не переполняет стыдом и обидой? Если разговор о том, что «Мишенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на скрипочке», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.

3. Перестаньте шантажировать

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

4. Избегайте свидетелей

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия.

Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните почему так делать нельзя.

Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.

Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

Способы открыть ребёнку свою любовь

Не стремитесь к виртуозному исполнению материнской роли. В общении с ребёнком нет и не может быть запрещённых эмоций, но при одном условии: он не должен сомневаться в безусловности вашей любви. Малыш должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

Три способа открыть ребёнку свою любовь

1. Слово

Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

2. Прикосновение

Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребёнка. Переласкать его, считают психологи, невозможно.

3. Взгляд

Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите
Источник: http://doshvozrast.ru/pravavosp/pravavospsrod02.htm

Детский ад: почему воспитатели издеваются над малышами в дошкольных учреждениях

Жестокое обращение в детском саду

В последнее время в Сети чуть ли не еженедельно появляются страшные новости о том, что во многих дошкольных учреждениях малыши подвергаются жестокому обращению. Тенденция набирает устрашающие обороты.

Сегодня, отправляя ребенка в сад, родители не могут быть на сто процентов уверенными, что чадо не станет жертвой насилия. Woman.

ru попытался разобраться, в чем корень проблемы и что делать, чтобы защитить своего малыша.

Воспитатели в детских садах все чаще позволяют себе жестоко обращаться с детьми

16 февраля Россию потрясла новость о том, что в одном из московских детских садов скончалась трехлетняя девочка. По версии СМИ, воспитатели забыли малышку на улице во время прогулки и лишь спустя два часа обнаружили ее там без сознания.

Журналисты тут же написали, что девочка погибла из-за переохлаждения, а виной всему — халатность работников дошкольного учреждения. Воспитатели отрицали свою вину, утверждая, что все дети находились под присмотром двух педагогов.

Директор школы, в ведении которой находится детский сад, предположила, что смерть девочки наступила по биологическим причинам.

Отец малышки рассказал журналистам, что иногда замечал на теле дочери синяки, да и сама она в последнее время не хотела ходить в сад, потому что «там обижают». Через сутки после инцидента СК опроверг версию о том, что девочка замерзла на прогулке. По словам представителя Следственного комитета, после того как у ребенка произошел приступ, она была незамедлительно перенесена в помещение, а в ожидании скорой медсестра оказывала ей первую помощь. Предварительная версия смерти, заявленная врачами, — сердечная дисфункция.

Многие малыши не хотят ходить в сад, утверждая, что там их обижают

В этой трагической истории следствию еще предстоит разбираться. Однако, не дожидаясь итогов, общественность уже вынесла свой вердикт. Это, безусловно, неправильно, однако народные аргументы просты и железобетонны: уж слишком много в последнее время было историй жестокого обращения взрослых с малышами в детских садах.

Мы привыкли считать, что буллинг — это история исключительно про школу. Причем травле подростки зачастую подвергаются не только со стороны сверстников, но и со стороны учителей. К слову, согласно закону «Об образовании», преподаватель может быть уволен, если будет доказан факт применения эмоционального или физического насилия.

А как насчет детских садов?

В то время как условный семиклассник, понимающий, что такое хорошо и что такое плохо, может пожаловаться родителям, беззащитный малыш, который еще и говорит-то с трудом, молчит до последнего.

Из-за этого в дошкольных учреждениях по всей стране дети продолжают подвергаться издевательствам.

Каждый из нас в детстве сменил несколько воспитательниц, и большинство наверняка сможет вспомнить женщину, которая заставляла есть манную кашу с комочками, пить противный кисель и лежать неподвижно во время тихого часа.

Вот только мы сейчас не об этом, а о вопиющих случаях человеческой жестокости, когда здоровье маленького ребенка подвергается опасности, а его психика может остаться искалеченной на всю жизнь.

Мы расскажем резонансные истории, которые случились в российских детских садах за последнее время, а также спросим у психологов, возможно ли предотвратить беду.

Девочек заставили есть еду из мусорного бака

В конце 2015 года в городе Железногорске Курской области вокруг одного из детских садов разгорелся скандал. Во время обеда две девочки отказались доедать курицу и выкинули остатки еды в бак с пищевыми отходами.

Увидев это, воспитатель достала мясо из мусорного ведра и положила на детские тарелки, приказав есть, а иначе «будет хуже».

Одна из воспитанниц отказалась, а вторая съела, потому что испугалась. Об инциденте маме девочки рассказала родительница другого ребенка, который был наблюдателем и не смог не поделиться с семьей.

Педагог просила маму девочки не писать заявление в полицию

Женщина написала на воспитательницу жалобу, после чего та явилась к ним домой и просила не давать ход делу. Однако мать ребенка не отступила.

Подключилась прокуратура, которая вскоре доказала, что инцидент действительно был: это подтвердили другие воспитатели дошкольного учреждения, а также родители воспитанников, которые узнали о случившемся от своих детей.

В итоге детский сад выплатил семье девочки тридцать тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, а педагог был уволен.

Детей кололи канцелярскими кнопками

А вот в дошкольном учреждении города Канска воспитательницы Надежда и Анна выбрали средневековые методы диалога с детьми. Непедагогические меры воздействия включали в себя нанесения повреждений канцелярскими кнопками.

Причем для наказаний была предусмотрела цветовая градация: за мелкую шалость несильно кололи белой кнопкой (например, если ребенок не хочет спать), а за серьезную провинность — красной. Следов практически не оставалось: родители списывали все на случайные порезы и аллергию.

При этом воспитательницы убеждали детей не рассказывать о наказаниях семье, угрожая, что мамы обязательно накажут, узнав о проблемах в детском саду.

Из-за того что воспитательницы кололи малышей кнопками, на их теле осталось множество мелких шрамов

Выяснилось все случайным образом, весной 2017 года. Одна из девочек, находясь дома, начала колоть куклу иголкой, называя острый предмет «помощницей». Мама объяснила малышке, что игрушке больно, на что та ответила: «Ну в садике же так делают, значит, и мне можно».

После этого женщина поговорила с другими родителями, которые, побеседовав с детьми, подтвердили страшные догадки. Одна из мам также вспомнила, что ребенок старается переодеваться без нее и наотрез отказывается впускать в ванную.

Малыши дружно рассказали, что у воспитательниц есть «злые помощницы», которые следят за дисциплиной. По словам ребят, Надежда и Анна кололи их в ягодицы (вероятно, чтобы в семье никто не заметил следы), из-за чего на теле остались маленькие шрамы.

Воспитатели частично признали свою вину и уволились, а вот следствие все еще идет.

По словам медицинского психолога Никиты Власова, одна из причин, по которой воспитатели могут издеваться над малышами, состоит в том, что сами педагоги в детстве могли стать жертвами насилия.

«Нанесенная в далеком прошлом психическая травма может «отыгрываться» в настоящем на самых беззащитных жертвах — животных или детях. Этот факт хорошо известен криминалистам, потому что тяжелое (в смысле насилия) детство было у многих преступников, — утверждает эксперт.

— А вот механизм, обеспечивающий «перенос» ранних переживаний из прошлого в настоящее, до конца не изучен.

Пока неясно, что это: банальная месть, попытка обрести силу «здесь и сейчас» и скомпенсировать собственный комплекс неполноценности или же своеобразная «психотерапия» своего раненого внутреннего ребенка».

Детям угрожали холодным оружием и заклеивали рот скотчем

Осенью прошлого года в поселке Климово Брянской области за жестокое обращение с детьми была осуждена педагог одного из дошкольных учреждений.

Целых два года женщина систематически применяла к детям зверские способы воспитания: она била малышей, угрожала насилием, демонстрируя им шприцы и кухонные ножи, отбирала еду, а слишком разговорчивым ребятам… заклеивала скотчем рот.

За непослушание женщина укладывала малышей спать в холодной туалетной комнате.

Женщина, которая издевалась над воспитанниками, получила наказание в виде исправительных работ

После прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело. В итоге суд признал женщину виновной в совершении преступления и приговорил ее к тремстам часам обязательных работ с лишением права заниматься педагогической деятельностью сроком на два года. А нас тем временем волнует вопрос: неужели спустя это время она, как ни в чем не бывало, вновь приступит к своим обязанностям?

Дети мыли туалеты

Наверное, многие из вас слышали историю, которая в конце ноября прошлого года наделала немало шума. В одной из спортивных школ Санкт-Петербурга 10-летних гимнасток сняли с тренировки и заставили убирать туалет, который они, якобы, испачкали. Слова девочек о том, что они этого не делали, заведующая отделением художественной гимнастики проигнорировала.

Этот «армейский» метод, оказывается, популярен даже в детских садах! В конце прошлого года совершенно случайно стало известно о том, что одном из самарских дошкольных учреждений воспитатели заставляли малышей драить унитазы в наказание за непослушание — например, если те не могли заснуть во время тихого часа.

Мама одного из воспитанников, рассказавшего ей об издевательствах, которым он подвергался с другом, нагрянула в детский сад. Педагог лишь пожала плечами, ответив: «Да вы не переживайте! Ваш сын мыл впервые. А вот другой мальчик на постоянной основе моет унитазы».

Мальчиков заставляли мыть туалеты из-за того, что они не могли заснуть во время тихого часа

В результате выяснилось, что родители второго воспитанника ничего не знали о зверских методах воспитания их ребенка. Он, к слову, рассказал потом, что его заставляли мыть не только унитазы, но и раковины, для чего вытягивали за ногу с кровати во время тихого часа.

Как несложно догадаться, руководство детского сада все обвинения отрицает. Сотрудники утверждают, что все дело в конфликте между родителями и воспитателями, а детям на самом деле «просто показывали, как правильно мыть туалет». Более того, заведующая учреждением начала угрожать маме одного из мальчиков.

В результате обе пострадавшие семьи написали обращения уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ Анне Кузнецовой, а также ее самарской коллеге — Татьяне Козловой. Пока неясно, чем завершится дело, но, скорее всего, детскому саду грозит лишь штраф в размере семидесяти тысяч рублей.

Воспитательница уволилась по собственному желанию.

Никита Власов предполагает, что еще одна причина, по которой воспитатели применяют «эсэсовские» методы, — в их слабой способности сопереживать другому живому существу.

«Лица, имеющие диагноз «диссоциальное расстройство личности», обладают эмоциональной тупостью и производят впечатление равнодушных, жестоких людей. Распознать их бывает довольно сложно, особенно когда дефект еще не перерос в стадию выраженной болезни.

Многочисленные исследования показали, что подобная асоциальность является следствием патологии ряда структур головного мозга (миндалевидное тело, зеркальные нейроны и др.).

Иными словами, это люди, чья «аморальность» имеет не столько социальную, связанную с воспитанием, сколько биологическую природу», — поведал специалист.

Мальчик отморозил руку по вине воспитательницы

Очередной вопиющий случай произошел 30 января этого года в Перми. Трехлетний малыш обморозил на улице пальцы из-за того, что воспитательница принципиально не хотела пускать его в помещение. Оказалось, что во время прогулки мальчик потерял варежку и остался на морозе и ветре с голой рукой.

Малыш расплакался и попросил у педагога разрешения зайти в здание, потому что ему очень больно. На это женщина ответила отказом, а после того как хнычущий малыш несколько раз повторил просьбу, закричала на него: «Замолчи!».

Ребенку не оказали первую помощь.

Воспитательница позвонила его родителям лишь после того, как у мальчика начали твердеть пальцы…
В травмпункте ему поставили диагноз «обморожение первой степени», которое, возможно, перейдет во вторую, и прописали длительное лечение.

Педагог извинилась перед семьей пострадавшего малыша и призналась, что накричала на него, чтобы он не распугал других детей своим плачем. По факту инцидента проводится проверка

Детей учили собачьим командам

31 января почти все российские СМИ написали о том, что в одном из екатеринбургских детских садиков воспитательница Елена устроила детям самый настоящий режим концлагеря.

Незадолго до ее разоблачения мама одного из воспитанников поделилась своими подозрениями с другими родителями: «Мой ребенок однажды встал передо мной на колени и просил, чтобы я его не отводила в сад.

Позже он рассказал мне, как воспитатель швыряла его на кровать, снимала штаны и била ложкой по половым органам со словами: «Ты не мужик, я тут главная, ты должен меня слушаться, это мой детский сад!». Мальчик также поведал, что Елена била его ложкой по пальцам на ногах и коленям.

Малыши зачастую не понимают, что поведение педагога выходит за рамки дозволенного, поэтому молчат

Страничка педагога-психолога

Жестокое обращение в детском саду

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.

Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Конвенция о правах ребёнка

Статья 19. Конвенцией установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Ответственность за жестокое обращение с детьми

Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребёнком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей (ст. 5 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско–правовая ответственность. Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их замещающих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Родителям о наказании

  • Шлёпая ребёнка, вы учите его бояться вас.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребёнка.
  • Наказания вынуждают ребёнка опасаться потерять родительскую любовь.

    Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

  • У наказанного ребёнка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нём объединяться два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.
  • Если вы шлёпаете ребёнка под горячую руку, это вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребёнка.

  • Частые наказания побуждают ребёнка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказания?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением.

    Объясняйте ребёнку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь. Подождите, пока проступок повторится.

  • Наградами. Они более эффективны, чем наказания.

Психологическое насилие:

  • длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребёнка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Эмоциональное насилие

  • длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребёнка.

Примеры эмоционального и психологического насилия:

Запугивание ребёнка – ему внушают страх с помощью жестов, взглядов:

  • используют для запугивания свой рост, возраст
  • на него кричат
  • угрожают насилием по отношению к другим (родителем ребёнка, друзьям, животным и т.д.)
  • использование изоляции
  • контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями, сёстрами, родителями, бабушкой и дедушкой.

Над ребёнком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство;
  • используют обидные прозвища;
  • используют его в качестве доверенного лица;
  • при общении с ребёнком проявляют непоследовательность;
  • ребёнка стыдят;
  • используют ребёнка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребёнком совершают экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег;
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги;
  • ребёнок используется как средство торга при разводе.

К ребёнку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме-исключить и перевести в другое учреждение);
  • угрозы самоубийства, нанесение физического вреда себе или родственникам;
  • используют свои привилегии, обращаются с ребёнком как со слугой, с подчинённым;
  • отказываются сообщать ребёнку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, о посещениях его родителей, опекунами, ребёнка перебивают во время разговоров;

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг «системы воспитания» и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых — забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие «воспитания»).

Уважаемые мамы и папы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Добро лечит, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила нашей непростой жизни

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряжённой с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребёнке привычку рассказывать вам не только о достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребёнком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребёнка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребёнка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если…?
  13. Если ваш ребёнок подвергался сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
  14. Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  15. Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
  16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
  17. Дайте возможность вашему ребёнку проговорить с вами трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.