Виды охлаждающих жидкостей для автомобилей
Охлаждающая жидкость для авто (двигателя): качество, название
Работа двигателя обеспечивается эффективной работой системы охлаждения двигателя. Только номинально в качестве рабочей среды допускается использование воды. Для энергонасыщенных моторов на первое место выходит качество охлаждающей жидкости, сохранение своих свойств и уровня температуры на заданном уровне.
Назначение рабочей среды системы охлаждения
При воспламенении рабочей жидкости температура в области камеры сгорания достигает 2000 °С в бензиновом моторе. У дизеля этот показатель еще выше. Чтобы в результате теплового расширения двигатель не заклинил, в рубашке охлаждения постоянно обеспечивается циркуляция жидкой среды.
Таким образом, охлаждающая жидкость для авто обеспечивает своевременный отвод теплоты, переносит ее по системе, и отдает тепло в окружающую среду. Кроме того, среди вспомогательных функций в вопросе, что такое ОЖ, отмечают:
- Прогрев всех компонентов двигателя до рабочей температуры на начальном этапе.
- Поддержание необходимой температуры в салоне автомобиля через нагрев воздуха.
- Обеспечение смазки водяного насоса.
- Охлаждение масла в автоматической коробке передач.
- Частичное охлаждение выхлопных газов.
Система охлаждения воздушного типа ввиду своей малой эффективности в двигателях внутреннего сгорания автомобилей практически не применяется.
Виды охлаждающей жидкости
Среди двух распространенных видов циркулирующих составов выделяют следующие виды охлаждающей жидкости: тосол и антифриз. Эти два состава отличаются не только компонентами, но и по своим характеристикам.
Распространенный еще 15-20 лет назад тосол не в состоянии обеспечить эффективное охлаждение при экстремальных режимах работы двигателя.
Кроме того, на рынке встречается большое число подделок, которые в большей степени отвечают требованиям по цвету, но не по заложенным характеристикам.
Что называется тосолом
Не каждый знает, что такое название охлаждающей жидкости тосол получил, как аббревиатура от следующей фразы: «Технология органического синтеза отдела лабораторий». Специальный состав, который разрабатывался советскими учеными, включали в себя добавки:
Специалисты указывают, что тосол, как охлаждающая жидкость в машине, является разновидностью антифризов. Но при этом две среды с разным составом не подлежат смешиванию.
Достаточно эффективно тосол работает в моторах с чугунными и медными элементами конструкции. Современные моторы, где чаще конструкторы используют сталь и алюминий, требуют более эффективного теплообмена.
Рабочая температура и другие характеристики тосола
Среди характеристик, которыми обладает охлаждающая жидкость для двигателя этого класса, выделяются:
- Максимальная температура эффективной работы составляет +105°С. Даже при кратковременном превышении этого значения, жидкость не выполняет своих свойств, начинает разлагаться с выделением примесей. Примечательно, что входящий в основу тосола моно этиленгликоль представляет собой двух атомный спирт с температурой кипения 197°С. Однако в чистом виде, как охладитель, он использоваться не может по причине дороговизны, а также отсутствия других необходимых свойств. К примеру, имеет не высокую температуру замерзания – не более -13°С.
- Минимальная температура застывания. На практике применяются следующие виды тосола: А-40М и А-65М. По сути, расшифровка первой аббревиатуры говорит о том, что перед нами этиленгликоль для системы охлаждения. Жидкость способна противостоять коррозии в системе, а цифра «40» указывает на температуру застывания жидкости в мороз.
- При нагреве тосола в объеме увеличится охлаждающая жидкость на 10%. Это нужно учитывать при заполнении расширительного бачка.
- Коррозионное действие на чугун, сталь – не более 1 г/м2 в сутки.
- Низкая вспенивающаяся способность.
Преимущества и недостатки тосола
Среди положительных особенностей, которые демонстрирует специальная охлаждающая жидкость, выделяют отличную смазывающую способность. В первую очередь в смазке нуждаются подшипники водяного насоса.
При работе мотора влияет охлаждающая жидкость и на защиту стенок металла от коррозии. Специальная пленка покрывает поверхность толщиной не более 0,5 мм. В то же время, эта пленка и затрудняет теплообмен между металлом и жидкостью.
Это является причиной некоторых других недостатков:
- не допущение использования для моторов с рабочей температурой более 105°С;
- ограниченный ресурс между заменами – в среднем составляет 40 тыс. км пробега;
- нестабильность свойств, что приводит к образованию побочных продуктов.
В случае необходимости пополнить жидкость для охлаждения двигателя водой, допускается использовать только дистиллированную жидкость в небольшом объеме. При первой же возможности весь состав в замкнутом контуре рекомендуется заменить. Следует понимать, что охлаждающая жидкость зимой не должна смешиваться, чтобы не понижать температуру застывания тосола.
Все отмеченные особенности демонстрирует охлаждающая жидкость мотора при условии обеспечения высокого качества. Подделка может легко вывести мотор из строя на любом этапе.
Производители тосола по маркам
Среди выпускающих компаний, которые представляют жидкость для охлаждения двигателя автомобиля актуального класса, будет называться производитель для вида тосола с температурой замерзания не менее -40°С:
- Компания «Обнинскоргсинтез». Высокое качество продукции подтверждено международными сертификатами. В частности охлаждающая жидкость MAN является продуктом настоящего завода. Тосол ОЖ-40 имеет повышенную рабочую температуру до +115°С, и расфасован в емкости 1, 3, 5, 10, 20, 216 л. Цена литровой емкости составляет около 69 рублей, 10 кг – 610 рублей.
- АО «Технеоформ». Является одним из основных поставщиков антифризов и ОЖ на конвейеры. В линейке продукции в качестве аналога тосола предлагается универсальный антифриз Coalstream Optima, предназначенный для использования в любых моторах. Характеристики жидкости соответствуют ОЖ-40. Тара – 1 (57 руб.), 5 (560 руб.), 220 кг.
- Компания «Тосол-синтез» в линейке имеет тосол Felix-45 с ресурсом 120 тыс. км пробега. Расфасовка 10 кг предлагается по 710 рублей.
- Предприятие ООО «Булгар-синтез» из Казани. Имеет расфасовку 1, 3, 4, 5, 10 и 216,5 кг. Оптовая цена за 1 кг упаковку начинается от 50 рублей.
- Компания «И.С. Лаборатория» находится на рынке 20 лет. Цена 1 кг при расфасовке или в розлив от 64 руб./кг.
Какая жидкость получила название антифриз
При производстве охлаждающая жидкость антифриз получается путем использования карбоксилатной технологии. Это помогает исключить из состава все ранее перечисленные компоненты: нитраты, фосфаты и др. Основным компонентом выступает моноэтиленгликоль.
Защитная пленка, которую все равно образует антифриз системы охлаждения двигателя, значительно тоньше. Ее измеряют уже в Ангстремах, и показатель составляет всего 50 единиц против 1000 у тосолов. Покрытие образуется избирательно, только в точках вероятного коррозионного процесса.
Расходование самого ингибитора возможно только в случае борьбы с продуктами коррозии. Для защиты поверхностей от коррозии используются соли органических кислот. Поэтому, в случае эффективной зашиты поверхности, антифриз для охлаждения двигателя практически не расходуется. Увеличивается срок использования состава.
Рабочая температура и другие характеристики
Для отражения технических характеристик, которые демонстрируют низкозамерзающие охлаждающие жидкости, приведем результаты тестов для разных жидкостей класса антифризов. Возьмем марку SINTEC EURO
G11 и Lux G12 (для подержаных авто):
- Температура начала кристаллизации – «-48°С» и «-42°С» соответственно.
- Водородный показатель, pH – 7,9 и 7,8 по маркам.
- Цвет – зеленый и красно-оранжевый.
- Температура кипения – 105°С и 109°С соответственно.
Первый из составов рекомендован для нагруженных моторов, а марка G12 используется как основная многими российскими производителями. Многие технические центры для охлаждения двигателя используют при проведении ТО этот состав. Антифриз Lux G12 доказал свою эффективность в моторах с алюминиевыми блоками.
Преимущества и недостатки антифриза
Эффективное охлаждение автомобиля антифризом связано и с другими преимуществами:
- широкий рабочий температурный диапазон;
- сравнительно невысокая цена в сравнении с тосолами;
- отличная смазывающая способность, защитная функция от коррозии и высокая скорость теплообмена.
Определенные недостатки каждой марки антифриза определяет состав охлаждающей жидкости:
- Силикатный слой жидкостей G11 со временем начинает разрушаться и выпадает в осадок.
- Карбоксилатные присадки составов G12 начинают работать при появлении очагов коррозии. В качестве мер профилактики их рассматривать нельзя. В качестве альтернативы различные компании применяют присадки другой природы, получая модификации G12 с один или несколькими значками «+». В этом случае, определить какой антифриз залит в машине, получиться только на основании сведений производителя.
- Составы G13 размешены на основе пропиленгликоля, и не столь ядовиты. Других отличий по принципу действия от марок G12 нет.
Состав на безводной основе
Безводные охлаждающие жидкости имеют в своей основе синтетические вещества (диолы) в сочетании с безвредными ингибиторами. В этом случае эксплуатационные свойства охлаждающих жидкостей имеют следующие отличия:
- высокая температура кипения – до 194°С;
- препятствует началу коррозийных процессов;
- обеспечена работа под высоким давлением, что снижает нагрузку на отдельные детали двигателя;
- одинаково эффективно охлаждает мотор в любых режимах работы.
Вряд ли дорогой состав уместно использовать в повседневных поездках.
Производители и цена красного и других видов
Среди производителей рассмотрим аналогичные компании с оценкой антифризов класса G12:
- Компания «Обнинскоргсинтез». Антифриз последнего поколения LUX G12. Расфасован в емкости 1, 3, 5, 10, 20, 216 л. Цена емкости 5 л составляет 685 рублей.
- Компания «Тосол-синтез» в линейке имеет антифриз Felix Carbox. Вариант фасовки – 1 (133 руб.), 5 (390 руб.), 10 (765 руб.), 220 кг.
- Предприятие ООО «Булгар-синтез» имеет в линейке Antifreeze Carboxylic G12 в большой упаковке
- Компания «И.С. Лаборатория» предлагает антифризы в виде концентратов в таре больших объемов.
Среди других производителей в магазинах активно представлены антифризы Castrol и Mobil.
С учетом различной химической природы смешивание любых антифризов и тосола не допустимо. В первую очередь не стоит забывать про большую агрессивность тосола. Это способно нанести вред любым типам уплотнений, шлангам.
Кроме того, при смешивании агрессивное взаимодействие способно привести к выпадению отдельных присадок в осадок. Если в результате не циркулирует охлаждающая жидкость, обеспечить качественную промывку будет очень не просто.
Наибольшей проблемой является определение ранее залитого состава в систему. При оценке залитой жидкости в систему учитывайте, что единой классификации цвета антифриза не существует. Производители окрашивают жидкости с учетом недопущения их применения не по назначению, и руководствуются общей практикой:
- голубой цвет – для тосолов;
- от синего до сине-зеленого цвета – марка G11;
- от оранжевого до сиреневого оттенка – марка G 12;
- от фиолетового до розового оттенка – марка G13.
Если автомобиль приобретен не новым, то независимо от пробега, жидкость лучше поменять в системе полностью. Нельзя сказать, что специфический запах охлаждающей жидкости как-то поможет определить вид жидкости.
Когда нужна замена
Если про очередную замену все понятно, но неясно, как часто подлежит замене антифриз. Обычно производитель указывает этот интервал в характеристики жидкости. Для отдельных марок этот показатель составляет 5 лет или 250 тыс. км пробега. С учетом нулевого расхода, за этот период не понадобится жидкость и для доливки.
Не конфликтуйте с производителем авто. Если периодичность замены антифриза меньше, чем для самой жидкости, придерживайтесь меньшего пробега. Этот вариант лучше, чем плохая циркуляция охлаждающей жидкости в последующем.
Контроль температурного режима: датчик или цифровой измеритель температуры
Бытует мнение, что в результате выпадения в осадок присадок антифриза, нарушается температурный режим работы двигателя.
Но как показал анализ различных марок, если владелец не допускал смешивания антифриза и тосола, или разных марок антифризов, проблем ждать не стоит.
Достаточно провести визуальный контроль – потемнела охлаждающая жидкость или нет. Перегрев двигателя, скорее кроется в других причинах.
Все об охлаждающей жидкости
Любой автолюбитель знает, что такое охлаждающая жидкость для авто и зачем она нужна транспортному средству. Без этой жидкости невозможна работа любой машины. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с тем, куда заливать антифриз и для чего он нужен в машине.
Что такое «Тосол» и зачем он нужен? Сейчас узнаем!
Залив охладительной жидкости в бачок
Зачем нужна охлаждающая жидкость?
Жидкость для охлаждения двигателя, которую среди отечественных автомобилистов принято называть «хладагентом», «антифризом» и «радиаторной жидкостью», нужна машине для выполнения нескольких функций. Как вы поняли, охлаждение мотора является одной из первостепенных задач антифриза, но также жидкость выполняет и другие задачи. Перечислим их вместе:
- выполняет охлаждение мотора транспортного средства;
- охлаждает гидравлическую жидкость, которая присутствует в автоматических трансмиссиях;
- выполняет смазку насоса мотора, через который она протекает;
- согревает водителя во время зимних холодов, проходя через устройство сердцевины подогревателя. Так как мотор нагревает проходящий через него антифриз в охладительной системе, специальный вентилятор продувает теплый воздух и передает его в салон автомобиля.
Цилиндры двигателя являются самым горячим элементом, поскольку в них сгорает рабочая смесь, которая при этом выделяет большое количество тепла. Именно блок цилиндров в первую очередь охлаждаются антифризом.
После этого хладагент поступает в радиатор по соответствующим патрубкам и проходит через него, постепенно охлаждаясь. Выделившееся тепло поступает в окружающую среду.
Если радиатор обдувается недостаточно встречным воздушным потоком, то включается вентилятор, находящийся рядом с устройством.
Система охлаждения транспортного средства
Температура последнего снижается и вентилятор автоматически отключается. После этого антифриз попадает в водяной насос и круг замыкается.
Чтобы холодный двигатель нагрелся быстрее до рабочей температуры, специальное устройство — термостат — перекрывает антифризу патрубки, ведущие к радиатору.
Эти патрубки вновь открываются только в тот момент, когда температура двигателя достигла рабочей отметки.
Куда заливается антифриз?
Если вы являетесь владельцем транспортного средства, но не знаете, куда заливается охлаждающая жидкость для двигателя, то вам будет полезно прочитать этот материал. Хладагент нужно лить в специальный расширительный бачок, расположенный в моторном отсеке. В зависимости от производителя, антифриз также может доливаться непосредственно в радиатор транспортного средства.
К примеру, в отечественных машинах расширительный бачок, в котором находится охлаждающая жидкость для авто, расположен под капотом рядом с аккумуляторной батареей.
Если вы не знаете, куда именно в вашем авто надо лить хладагент, то нужно прочитать об этом в инструкции по эксплуатации от производителя.
Более точный ответ вы также сможете узнать у автомобилистов, владеющих таким же транспортным средством, как у вас.Залив хладагента в расширительный бачок авто
Рассмотрим общую инструкцию того, как лить охладительную жидкость. Для этого заранее нужно запастись перчатками и самим хладагентом:
- для начала нужно подождать, чтобы немного спала температура двигателя. Залив хладагента пока мотор еще не остыл является недопустимым;
- откройте капот;
- затем найдите бачок, куда необходимо лить хладагент (мануал по эксплуатации вам в помощь);
- найдя крышку расширительного бачка, открутите ее на один оборот, чтобы спало давление в системе — вы услышите характерный звук. После этого можно полностью открутить пробку;
- нужно доливать в бачок столько жидкости, чтобы ее уровень был посредине между отметками «Min» и «Max».
Что касается автомобилей с дизельным мотором, то расширительный бачок здесь также устанавливается в подкапотном пространстве. В частности — в блоке мотора или ниже шланга радиатора.
Это делается для того, чтобы хладагент оставался теплым даже в то время, когда машина не заведенная. Таким образом, двигатель запускается гораздо легче в холодную погоду, поскольку моторная жидкость нагревается быстрее и практически не густеет.
Кроме того, благодаря хладагенту, нагревается камера сгорания, которая повышает начальную эффективность двигателя.
Тосол
«Тосол» является видом антифриза, а точнее — это торговая марка отечественной охлаждающей жидкости. Именно отечественное происхождение «Тосола» пугает многих владельцев автомобилей зарубежного производства.
Наши автолюбители очень редко заливают эту фирму хладагента в свои иномарки.
Но зачастую этот страх оправдан — российский и украинский авторынки буквально кишат подделками, поэтому автовладельцы не рискуют заливать в своих «железных коней» некачественный антифриз.
Но и «Тосол» имеет некоторые преимущества. Разумеется, речь идет об оригинальной охлаждающей жидкости:
- повышенный уровень сопротивления металлических и резиновых деталей системы к коррозии;
- расширение свойств при нагреве;
- больший диапазон низких температур, при которых жидкость может замерзнуть;
- более высокий диапазон температур, при которой жидкость может закипеть;
- высокий уровень токсичности компонентов.
Антифриз
Антифризы, в отличие от «Тосола» — это общее название охладительной жидкости. Различаются между собой по свойствам и по цвету. Рассмотрим вкратце каждый вид антифриза.
Антифризы разных цветов
Карбоксилатный хладагент
Такие антифризы считаются «элитными» и лучшими по своим свойствам и сроку эксплуатации.
Еще с прошлого века они используются на многих автомобильных концернах на первой заправке транспортных средств, в сервисных центрах, а также при ТО.
Такие антифризы начали использоваться 10 лет назад и отечественными производителями. Также карбоксилатными хладагентами заправляются и «отечественные иномарки», которые собираются на российских автозаводах.
Этот вид хладагента отличается от других антифризов технологией производства присадок, в основе которых лежат соли карбоновых кислот. Данный тип охлаждающей жидкости стабильно функционирует при высоких температурах, а также способен работать при длительном сроке эксплуатации. Иногда это время составляет срок службы всего транспортного средства.
Залив зеленого антифриза в расширительный бачок
Гибридный хладагент
Считается надежным видом охладительной жидкости с большим сроком службы. Впервые появились в начале 90-х годов прошлого века.
По составу они отличаются тем, что гибридный хладагент состоит из карбоновых компонентов с солями неорганических кислот. Поэтому они и называются «гибридными».
В зависимости от производителя (США, Япония, Европа) в составе антифриза могут использоваться нитриты, фосфаты и силикаты.
Самым распространенным типом гибридного хладагента является антифриз марок «Glysantin» и «Mobil Extra». Гибридные «расходники» заправляют на концернах BMW, Mercedes, Chrysler из-за их высоких технических характеристик. В каждом отдельном случае срок эксплуатации устанавливается компанией-производителем.
Традиционный хладагент
На сегодняшний день этот тип жидкости можно считать морально устаревшим, поскольку при его производстве используются неорганические технологии. Присадки в таком хладагенте состоят из силикатов, нитритов, фосфатов и т.д. Карбоксилаты в этих антифризах не используются.
«Система охлаждения автомобиля»
В этом видео подробно описан процесс работы охладительной системы любого транспортного средства, а также компоненты, из которых она состоит.
Как вы считаете, этот материал полезен для пользователей нашего портала? Оставьте свой отзыв!
Виды и типы охлаждающих жидкостей
14.04.2017
Около трети поломок двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения. Многих из них можно избежать, правильно выбрав и вовремя выполнив замену антифриза.
Что такое антифриз
Антифриз — охлаждающая жидкость для автомобильных двигателей, состоящая из этиленгликоля или пропиленгликоля, дистиллированной воды, специальных присадок и красителя.
Поскольку температура замерзания антифриза значительно ниже температуры замерзания воды, использование его в качестве охлаждающей жидкости позволяет избежать повреждений двигателя и деталей его системы охлаждения вследствие увеличения объема замерзающей жидкости.
Антифриз vs «Тосол»
Чтобы разобраться с путаницей вокруг этих двух понятий, поясним, что «Тосол» — это всего лишь один из видов антифриза, разработанного еще в Советском Союзе в лаборатории Технологий Органического Синтеза, а название марки – не что иное, как аббревиатура от названия лаборатории.
Промышленный выпуск «Тосола» был налажен еще во времена СССР и эта разновидность антифриза успешно производится и покупается на всем постсоветском пространстве счастливыми обладателями «Жигулей», «Москвичей» и «Волг».
Вместе с появлением на наших дорогах автомобилей иностранного производства, на автомобильном рынке технологических жидкостей появились зарубежные марки антифризов.
Карбоксилатные и силикатные антифризы
У силикатных антифризов, к которым относится и «Тосол», в качестве присадок используются соли неорганических кислот: силикаты, нитраты, нитриты, фосфаты и бораты. Основной компонент присадок – силикаты – имеют ряд существенных недостатков, негативно сказывающихся на работе всей системы охлаждения двигателя.
Оседая на внутренней поверхности каналов системы охлаждения, они защищают ее от коррозии, поскольку этиленгликоль – достаточно агрессивен в отношении металлов, но, в тоже время, обладая низкой теплопроводностью, ухудшают теплообмен, в особо сложных и запущенных случаях приводя к перегреву и преждевременному износу двигателя.
Кроме того, присадки на основе силикатов через 30 тысяч километров пробега истощаются, теряя антикоррозионные свойства и открывая дорогу коррозии.
Карбоксилатные антифризы, изготовленные на основе органических кислот, лишены многих недостатков, свойственных охлаждающим жидкостям с присадками из силикатов. Они работают в более широком диапазоне температур, не утрачивая при этом своих эксплуатационных свойств, и образуют защитный слой лишь в местах образования коррозии, не ухудшая при этом теплообмена двигателя.
Антифризы на основе карбоксилатов стабильны, не образуют осадок, закупоривающий каналы системы охлаждения и не превращаются в гели через некоторое временя, как это часто случается с их силикатными сородичами.Состав карбоксилатных антифризов обедняется значительно медленнее, увеличивая срок эксплуатации охлаждающих жидкостей на основе органических кислот, который обычно составляет свыше 200 тысяч километров.
Классификация антифриза
На сегодняшний день существует три класса антифризов:
- Класс G11. Имеет зеленый или голубой цвет. К этому классу относятся самые дешевые жидкости, которые есть на автомобильных рынках. Состав антифриза G11 следующий: этиленгликоль, силикатные присадки. Именно к этому низшему классу относится отечественный тосол. Силикатные присадки придают антифризу смазывающие, антикоррозийные и антипенные свойства. Как говорилось выше, срок службы у такого антифриза достаточно низкий – около 30 тысяч километров.
- Класс G12. Чаще всего это красный или розовый антифриз. Более высокий уровень качества. Служит такая жидкость значительно дольше, имеет больше полезных свойств, но и цена на G12 больше, чем на G11. В состав антифриза G12 входят уже органические присадки и этиленгликоль.
- Класс G13 (ранее G12+). Имеет оранжевый или желтый цвет. В этот класс входят экологически чистые охлаждающие жидкости. Они быстро разлагаются, не вредят окружающей среды. Такой результат стал доступен после добавления в антифриз G12 пропиленгликоля, при этом карбоксилазы остаются в качестве присадок. Любой антифриз на основе этиленгликоля будет токсичнее, чем аналог на основе пропиленгликоля. Единственный минус у G13 – это высокая стоимость. Больше всего экологически чистый G13 распространен в европейских странах.
Когда менять охлаждающую жидкость
Антифриз следует менять в случае его обесцвечивания и окрашивания в коричневый цвет, появления осадка или образования на стенках и горловине расширительного бачка гелеобразной массы.
Антифриз, утративший свои эксплуатационные свойства, начинает пениться, ухудшая теплообмен двигателя, и разъедать металлические детали двигателя и системы охлаждения.
Какой антифриз выбрать
Здесь все просто – руководствуйтесь требованиями к охлаждающей жидкости, предъявляемыми производителем конкретной марки машины и изложенными в паспорте автомобиля.
Консультацию по вопросу выбора антифриза можно также получить на предприятиях автосервиса или в специализированных сервисных центрах.
На что следует обратить внимание при покупке
Емкость или канистра с антифризом должна быть эстетичной и прочной, закрываться крышкой, снабженной пластмассовой пломбой-трещоткой.
На этикетке обязательно должны быть указаны: предприятие-изготовитель, его полные реквизиты, дата изготовления и срок годности охлаждающей жидкости.
Жидкость внутри полупрозрачной канистры не должна иметь хлопьев и осадка, а пена, образующаяся при встряхивании упаковки должна оседать через три секунды.
При надавливании на емкость с антифризом, из нее не должен выходить воздух, а при переворачивании канистры вверх дном из-под крышки не должно ничего вытекать.
Как выбрать антифриз для автомобиля: обзор марок по цвету, составу и свойствам
Чтобы двигатель любого автомобиля нормально работал, необходимо использовать специальные охлаждающие жидкости – антифризы. Обычная вода замерзает, когда температура падает до нуля градусов. У антифризов это значение намного ниже. Это позволяет надежно защитить двигатель от поломок, вызванных расширением воды в процессе ее замерзания.
Важнейшей характеристикой хладагента считается температура кристаллизации/загустевания вследствие воздействия отрицательной температуры. Любой из них имеет в своем составе специальные присадки. Они надежно защищают мотор от вредных явлений:
· Коррозии;
· Уменьшение эластичности резиновых деталей;
· Растрескивания;
· Повышенного износа.
Антифриз может замерзнуть только при очень низкой отрицательной температуре. Обычно в этот момент образуется кашеобразная масса, не влияющая на работу двигателя.
Из чего состоит антифриз
В его основу входит:
· Полипропиленгликоль;
· Вода;
· Присадки.
Благодаря оригинальным свойствам присадок, антифриз приобретает особые качества:
· Антикоррозийность;
· Никогда не пенится;
· Не замерзает.
Антифризы изготавливаются зарубежными и российскими производителями. К каждому составу добавляется оригинальный пакет присадок. Именно поэтому качество продукта, а также его состав, никогда не бывают одинаковыми.
Классификация
Крупнейшая немецкая компания Volkswagen специально для своего производства разработала классификацию антифризов. В зависимости от действия присадок, они были разделены на группы:
· G11;
· G12;
· G12+.
Сегодня такой классификацией пользуются все изготовители охладителей.
G11
Самый дешевый антифриз. В его основу входит этиленгликоль, совместно с минимальным пакетом присадок. Изготовленные из силикона, они образуют на стенках охлаждающих каналов тонкий слой, защищающий их от появления коррозии. G11 заливается в основном только в отечественные автомобили. Рассчитан на 2 года эксплуатации.
G12
В его составе отсутствуют нитриты. Изготавливается хладагент из высококачественного этиленгликоля с добавлением карбоксилатных соединений.
Тонкая пленка, образуемая антифризом, появляется только в определенных участках, где есть риск образования коррозийных процессов. Одновременно увеличивается отвод тепла из системы.
В случае проявления коррозии, она быстро локализуется карбоксилатными присадками.
Такой охладитель весьма эффективен в машинах, оборудованных высокооборотистым мотором, работающим при высоких температурных значениях. Полная замена антифриза G12 осуществляется через пять лет.
G12+
Для производства используется нетоксичный полипропиленгликоль. Это наиболее безопасный состав, отвечающий всем экологическим требованиям. Специальные компоненты – присадки – дают возможность заливать такой антифриз в алюминиевые или чугунные двигатели.
G12++
Универсальная марка, в состав которой не включены фосфаты (довольно вредные вещества). Совместима с более старыми типами охладителей. Предназначена для транспортных средств, работающих при повышенной температуре.
В какие цвета окрашивается антифриз?
Так как ассортимент охлаждающих жидкостей достаточно большой, производители окрашивают их в определенный цвет, характеризующий имеющиеся свойства.
Зеленый, Green
Недорогой охладитель, в состав которого входят присадки органического и неорганического происхождения. Такой оттенок характерен для представителей марки Г11. Отличается лучшими характеристиками, чем обычный тосол.
Применяется в старых автомобилях, изготовленных до наступления 1996 года. Обладает антикоррозийными свойствами, создавая защитную пленку. Требует замены максимум раз в три года.
Выпускаются и разновидности – G11+ и G11++, с улучшенным составом присадок.
Синий, Blue
Он же тосол. При пониженных температурных показателях подвергается замерзанию, содержит минимальное количество присадок, относящихся пор методу изготовления к первому поколению. Содержат различные неорганические соединения, в т. ч. фосфаты, нитриты, силикаты, нитриты, образующие тончайшую защитную пленку.
За счет агрессивности состава относится к устаревшим, особенно при учете достаточно «низкой» температуры закипания – 110 по Цельсию. Дело в том, что для многих современных ДВС именно такие температурные показатели (а то и выше) являются рабочими.
Красный, Red
В этот цвет окрашивается антифриз марки Г12. Отличается повышенными характеристиками в сравнении с другими охлаждающими жидкостями. Применяется в автомобилях, выпущенных с 1996 по 2001 год.
В составе доминируют присадки органического типа. Хладагент создает прочную неосыпающуюся защитную пленку, полноценно борется с коррозией (но не предохраняет от нее).
Не требует замены длительный срок, достигающий пяти лет.
Оранжевый
Цвет говорит о высоком качестве и отличных экологических свойствах. В такой цвет окрашены марки:
· G12+;
· G12++.
То есть это подвиды красного антифриза. Относится к наиболее дорогим образцам, но стоимость вполне компенсируется качеством. Содержат по максимуму органических присадочных компонентов. Предназначены для эксплуатации в новейших автомобилях, работающих в тяжелых условиях.
Как выбрать антифриз
Правильно выбрать нужный хладагент достаточно сложно. Производитель в технической документации обычно указывает его марку.
Если вы решили воспользоваться аналогом, обязательно ознакомьтесь с этикеткой, на которой указываются важные сведения, из которых наиболее актуальны:
· Название;
· Дата изготовления;
· Срок годности;
· Где применяется.
Емкость должна быть закрыта пробкой, имеющей одноразовую трещотку. На дне канистры недопустим осадок, состав должен быть абсолютно прозрачным.
https://prem-motors.ru/kak-vyibrat-antifriz-dlya-avtomobilya/
Антифриз: красный, зеленый, синий – в чём разница и какой лучше заливать?
Качественный антифриз – это залог безотказной работы системы охлаждения двигателя. Многие считают, что к антифризу требования невелики: лишь бы он зимой не замёрз и летом не закипел. А зря! Чтобы, как говорят в народе, «не поймать клина» и не тратить деньги на замену вышедшей из строя помпы или потёкшего радиатора, к выбору антифриза нужно подходить серьёзно.
Из этой статьи вы узнаете о том, что такое антифриз и для чего он нужен в машине. Какие бывают виды, классы и цвета автомобильных антифризов? Какой антифриз лучше: красный, зеленый или синий, и в чем между ними разница?
Кроме того, мы приведем много интересных фактов об автомобильных охлаждающих жидкостях, их особенностях и технологии производства.
Антифриз – что это такое?
Антифриз – это международное название охлаждающих жидкостей для автомобилей. В переводе с английского слово Antifreeze обозначает «не замерзающий».
В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.
Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).
Состав концентрата антифриза примерно следующий:
- 90% – этиленгликоль;
- 5-7% – присадки;
- 3-5% – вода.
Обратите внимание, что примерно на 90% все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5% дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7% зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.
Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.
Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:
- ГОСТ 28084-89 (Россия)
- BS 6580: 1992 (Великобритания)
- SAE J 1034 (США)
- ASTM D 3306 (США)
- ONORM V5123 (Австрия)
- AFNOR NF R15-601 (Франция)
- CUNA NC956 16 (Италия)
- JIS K2234 (Япония)
- G-11 (Швеция)
Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?
Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:
Разберём все по порядку.
Антифриз G11
Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:
- Силикаты;
- Фосфаты;
- Бораты;
- Нитриты;
- Амины;
- Нитраты.
Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.
Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо.
Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё.
Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.
Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:
- G11
- Traditional coolants
- Conventional coolants
- IAT (Inorganic Acid Technology)
Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.
Антифриз G12, G12+ и G12++
Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.
В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные.
Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.
Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:
- Очень высокая теплоотдача.
- Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
- Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.
Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.
Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:
- G12
- Carboxilate coolants
- OAT (Organic Acid Technology)
Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).
Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.
Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:
- Hybrid coolants
- HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)
С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.
Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:
- Lobrid coolants
- SOAT coolants
Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.
Антифриз G13
Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.
На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.
Антифриз G11, G12 и G13 – в чём разница?
Чаще всего автовладельцев интересуют два вопроса о видах и цветах антифриза:
- В чем разница между антифризом G11, G12 и G13?
- Какой антифриз лучше заливать: красный, зеленый или синий?
Во-первых, антифризы изначально жидкости бесцветные. А краску в них добавляют лишь для того, чтобы их можно было отделить от других жидкостей, в том числе и алкогольных.
Во-вторых, четких стандартов по цветам нет. Поэтому с уверенностью нельзя утверждать о принадлежности того или иного антифриза, к той или иной технологии. Любой производитель может красить любой свой антифриз в любой цвет.
Можно говорить лишь об общепринятой практике большинства серьёзный производителей. Она такова:
- Антифризы G11 – синие, или зелёные, или сине-зелёные.
- Все антифризы G12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
- Охлаждающие жидкости G13 – фиолетовые или розовые, но теоретически они могут быть любого цвета.
А что касается того, какой антифриз лучше заливать – красный, зеленый или синий, можем дать простой совет:
- Если автомобильный радиатор сделан из меди или латуни, тогда лучше будет использовать красный антифриз (карбоксилатный);
- Если радиатор охлаждения из алюминия и его сплавов – заливайте зелёный или синий (силикатный).
Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости нужно использовать, исходя из материалов, применяемых в составных частях охлаждающей системы автомобиля. В свою очередь, лобридные антифризы G12++ и G13 без проблем подойдут для всех автомашин.