Сколько штраф за непропуск пешехода
Какое наказание грозит водителю, не пропустившему пешехода, штрафы в 2020 году — ПИЛОТОВ.НЕТ
Обязанность пропустить пешеходов, пользующихся преимуществом в движении, установлена в ПДД (правилах дорожного движения). Нарушение правил влечет за собой административное наказание. В этой статье мы рассмотрим, какое наказание грозит водителю, не пропустившему пешехода, а также какой размер штрафа предусмотрен в 2020 году в при данном нарушении правил.
Для начала предлагаем ознакомиться с определением — пешеход. Согласно п. 1.2 ПДД, пешеходом считается лицо, находящееся на дороге вне транспортного потока автомобилей или на пешеходной (велопешеходной) дорожке, если оно не производит на этих местах работу.
По правилам дорожного движения к пешеходам приравниваются лица, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или везущие санки, детскую или инвалидную коляску, тележку, лица, передвигающиеся на инвалидных колясках с ручным приводом и использующие для передвижения самокаты, роликовые коньки и прочие средства такого же типа.
Права и обязанности пешеходов во время перехода дороги по ПДД
В правилах дорожного движения установлено, что для перехода дорожного полотна используются пешеходные переходы, если переход не установлен, для перехода дороги используется линия тротуара или обочины на перекрестке.
Если движение пешеходов в месте перехода регулируется пешеходными светофорами или регулировщиком, пешеход должен при переходе руководствоваться регулирующими сигналами.
Если же пешеходного светофора нет, пешеход руководствуется транспортным светофором.
При переходе дороги в месте, где пешеходные переходы не предусмотрены, пешеходы, согласно п. 4.5 ПДД, не должны выходить на дорогу из-за любых помех или препятствий и не должны создавать помех для дорожного движения.
Выход на проезжую часть дороги или на трамвайные пути разрешается только после предварительной оценки расстояния до приближающихся автомобилей и скорости передвижения автомобилей как безопасного.
Какая ответственность за непредоставление преимущества пешеходу водителем ТС
Говоря о том, какое наказание грозит водителю, не пропустившему пешехода, следует отметить, что статья 12.18 КоАП РФ предусматривает за невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам и другим участникам дорожного движения, пользующимся преимуществом (например, велосипедистам), административный штраф в размере 2 500 руб по состоянию на 2020 год.
Если нарушителю выписали штраф, он может уменьшить его на 50%, если уплатит штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления о наложении взыскания. Однако, если исполнение наказания было рассрочено или отсрочено, штраф уплачивается полностью (см. ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).
Правило уступить дорогу пешеходу действует в следующих случаях, описанных в соответствующих статьях ПДД:
- п. 14.1 ПДД предписывает уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть или трамвайные пути, если переход в данном месте дороги не регулируется;
- п. 14.2 ПДД предписывает водителям транспортных средств, движущихся в направлении нерегулируемого пешеходного перехода, останавливаться или снижать скорость вслед за впереди идущим автомобилем. Возобновлять движение автомобили могут только после того, как пешеход перейдет дорожное полотно;
- Согласно п. 14.3 ПДД, если на регулируемом пешеходном переходе включается разрешающий движение автомобилей сигнал светофора, водители обязаны дать пешеходам возможность закончить начатый переход дороги или трамвайных путей;
- Согласно п. 14.5 ПДД, водитель пропускает слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, во всех случаях, даже вне регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов;
- Согласно п. 14.6 ПДД, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, направляющимся к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству или отходящим от него, если посадка и высадка пассажиров осуществляется с проезжей части дороги или с расположенной на проезжей части дороги посадочной площадки.
К пассажиру автобуса начинают применяться правила, написанные для пешеходов, в тот момент, как он становится на асфальт.
Действия в случае остановки вашего ТС инспектором за непропуск пешехода
КоАП РФ в п. 6 ч. 2 ст. 23.3 и в ст. 28.2 наделяет любого сотрудника ГИБДД, имеющего специальное звание, правом составлять протокол и привлекать водителей к административной ответственности за правонарушения.
Если нарушение оформляется инспектором ГИБДД на месте, водитель может попросить инспектора предъявить служебное удостоверение для фиксации личности инспектора. Если водитель согласен с тем, что нарушил правила, он должен выполнять распоряжения инспектора.
Если же водитель не согласен с нарушением, связанным с преимуществом пешехода, он может попросить инспектора приобщить к протоколу об административном правонарушении показания пешехода, которому водитель якобы не уступил дорогу.
Для этого инспектор должен остановить пешехода и попросить его дать свои объяснения ситуации.
Если инспектор отказывается удовлетворить просьбу водителя, водитель имеет право, в соответствии с ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, дать сведения об этом в протоколе о нарушении, например: «Не создавал помехи движению пешехода. В опросе и приобщении показаний пешехода сотрудник ГИБДД отказал». Срок для обжалования водителем действий сотрудника ГИБДД – 10 дней.
Также нарушение водителя может быть зафиксировано работающей в автоматическом режиме камерой видеонаблюдения. В таком случае, в соответствии с ч. 3 ст. 26.
6 КоАП РФ, в отношении правонарушителя будет возбуждено дело об административном правонарушении, и вынесенное постановление о штрафе будет направлено или заказным письмом по почте в течение трех дней с момента вынесения постановления, или электронным документом через портал государственных и муниципальных услуг, если только у нарушителя есть регистрация на сайте и он оформил согласие на получение постановлений о штрафных санкциях в электронном виде.
Какой штраф, если не пропустил пешехода
Водитель, не пропустивший пешехода, наказывается штрафом в размере от 1 500 до 2 500 рублей. Такая ответственность предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Более подробную информацию о том, кто из участников дорожного движения относится к пешеходам, что означает непропуск пешехода, как налагается штраф, вы найдете в статье.
Кто относится к пешеходам
Да, наверно, надо начать с того, что определиться с термином «пешеход». Кто же это такой?
В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения пешеходом является лицо, находящееся на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу.
Кроме того, к пешеходам относятся лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Как видим, понятие «пешеход» является довольно широким.
А какие правила установлены для пешеходов? Эти правила в основном регулируют переход пешеходами дорог и перекрестков.Самое общее правило: пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
В местах перехода дорог, там, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами пешеходного светофора, а при отсутствии такого светофора они должны руководствоваться сигналами транспортного светофора. Пересечение перекрестков по диагонали допустимо только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход.
Там, где движение не регулируется, пешеходам следует выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после оценки расстояния до приближающихся автомобилей, их скорости при условии, что убедились в безопасности перехода.
Пешеходы при переходе дороги вне пешеходного перехода не должны создавать помех для движения автомобилей и выходить из-за стоящего автомобиля или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся автомобилей.
Штраф за непропуск пешехода: размер и порядок наложения
В соответствии с Правилами дорожного движения водитель автомобиля обязан уступить дорогу (пропустить) пешехода. За невыполнение этого требования (непропуск пешехода) на водителя может быть наложен штраф в размере от 1 500 до 2 500 рублей.
В какой срок надо уплатить штраф ГИБДД
Термин «уступить дорогу» пешеходу (пропустить пешехода) означает, что водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если может вынудить пешехода изменить направление его движения или скорость.
Рассмотрим более подробно случаи, при которых водитель обязан уступить дорогу пешеходу (пропустить пешехода):
- водитель должен дать возможность пешеходам завершить переход проезжей части (трамвайных путей) даже если на регулируемом пешеходном переходе включается разрешающий сигнал светофора;
- при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода;
- если перед нерегулируемым пешеходным переходом автомобиль остановился или снизил скорость, то водители других автомобилей также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешается после перехода дороги пешеходом;
- если посадка и высадка пассажиров производится с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней, водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей);
- водители обязаны пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов.
Как видим, вариантов непропуска пешеходов, за которые будет наложен штраф, не так уж и мало.
Полезно иметь в виду, что при уплате штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о штрафе его размер уменьшается вдвое.
Несколько слов о том, как накладывается штраф за непропуск пешехода.
При нарушении составляется протокол, и водитель привлекается к административной ответственности. Сделать это может любой сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание. В этом случае водитель вправе попросить сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение и переписать данные.
В случае согласия с сотрудником ГИБДД по оценке ситуации (непропуск пешехода) водителю следует соблюдать его указания.
В случае несогласия водителя с нарушением он вправе попросить сотрудника ГИБДД остановить пешехода, которому водитель не уступил дорогу, и приобщить его объяснения к протоколу об административном правонарушении.В случае отказа сотрудника ГИБДД взять объяснения с пешехода водитель вправе указать об этом в протоколе о правонарушении. Водитель может сделать в протоколе, например, такую запись: «Помеху пешеходу не создавал. В опросе пешехода и приобщении к протоколу его показаний сотрудник ГИБДД отказал».
Водитель может обжаловать действия сотрудника ГИБДД в течение 10 дней с даты составления протокола.
Если нарушение, связанное с непропуском пешехода, зафиксировано автоматическими камерами, то постановление о штрафе направляется по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления или в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг при наличии регистрации на портале и согласия на получение указанных постановлений с использованием средств информационных технологий.
Новый штраф с камер: 1500 рублей за непропуск пешехода
В ближайшее время отряд автоматических комплексов фотовидеофиксации нарушений начнет активно пополняться камерами нового вида, которые будут фиксировать нарушения на нерегулируемых пешеходных переходах.
Для большинства автомобилистов наличие подобных камер является новостью, несмотря на то что они давно работают в ряде регионов России.
А ведь именно эти штрафы, вероятно, станут самыми массовыми после штрафов за скорость.
Что делать для того, чтобы не пополнять бюджеты всех уровней и капиталы компаний — владельцев частных камер? Для начала необходимо освежить в памяти Правила дорожного движения. Пункт 14.
1 гласит: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».
Главное правило, по которому камера фиксирует нарушение: между пешеходом и траекторией следования автомобиля должно быть не менее одной полосы для движения. Если меньше — штраф. Как только пешеход пересек траекторию автомобиля, можно начинать движение — расстояние от машины до спины пешехода значения не имеет. Но это — в теории.
Как комплексы будут работать на практике, покажет только время.Главное правило, по которому камера фиксирует нарушение: между пешеходом и траекторией следования автомобиля должно быть не менее одной полосы для движения. Если меньше — штраф. Как только пешеход пересек траекторию автомобиля, можно начинать движение — расстояние от машины до спины пешехода значения не имеет. Но это — в теории.
Как комплексы будут работать на практике, покажет только время.
Понятие «уступить дорогу» раскрывается в пункте 1.2.
ПДД: «Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».
Спорные ситуации возникают из-за нечетких формулировок. Например, в понятие «уступить дорогу» затесалось слово «может». Что это означает? Например, пешеход вышел на зебру, расстояние до вашего автомобиля достаточное и безопасное, ваши траектории не пересекаются.
Но инспектор считает, что ваше движение «могло» заставить пешехода изменить траекторию его движения или скорость, поэтому выписывает штраф.Таких конфликтных ситуаций становится в последние годы меньше и на дорогах наблюдается консенсус в общем трактовании правил: если автомобиль вынудил пешехода изменить скорость движения или траекторию, то нарушение есть; если же пешеход не менял скорость движения или траекторию, то нарушения со стороны водителя нет.
Но как посмотрят на происходящее бездушные камеры? Ведь определять, было нарушение или нет, станет алгоритм. И это вызывает у многих водителей закономерные опасения. Рассказываем, как будут работать камеры.
Автоураган
Система с таким названием автоматически выявляет появление пешехода у края проезжей части и отслеживает его перемещение на протяжении всего времени, пока он переходит дорогу.
Алгоритм комплекса умеет определять ситуации, когда водитель не предоставил приоритет пешеходу, а также те случаи, когда пешеход пренебрег правилами безопасности и сам является нарушителем (пункт 4.5 ПДД).
Правда, штрафы пешеходам пока не выписываются в автоматическом режиме.
Комплекс измеряет и учитывает скорость движения ТС, траектории движения ТС и пешехода, взаимное положение ТС и пешехода относительно предполагаемой точки пересечения их траекторий.
Если между идущим пешеходом и траекторией следования автомобиля в момент пересечения зебры остается менее одной полосы для движения, камера выпишет штраф.
Поскольку и машина, и пешеход находятся в движении, водителю придется просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед.
Фактически это означает, что, как только на четырехполосной дороге (две туда, две обратно) пешеход вступил на пешеходный переход с вашей стороны, нужно тормозить.
Разработчик комплекса предусматривает возможность видеозаписи каждого нарушения. Но хранение таких записей остается на усмотрение служб, эксплуатирующих камеру.
Ольвия
Комплекс этого производителя под названием Скат-ПП фиксирует все транспортные средства в зоне контроля, измеряет их скорость, анализирует траектории движения транспортных средств и пешеходов.
За измерение скорости отвечает уникальный многоцелевой радар.
Комплекс состоит из измерительного модуля и обзорной видеокамеры, которая обеспечивает дополнительные доказательства правонарушения, фиксируя обстановку в зоне контроля со стороны водителя.
СКАТ-ПП формирует видеозапись зафиксированного нарушения, коллаж из четырех последовательных фотографий, вырезки транспортного средства и государственного регистрационного знака крупным планом.СКАТ-ПП формирует видеозапись зафиксированного нарушения, коллаж из четырех последовательных фотографий, вырезки транспортного средства и государственного регистрационного знака крупным планом.
Юридические нюансы
Всем водителям надо помнить, что по закону собираемые камерой фотоматериалы, фиксирующие непредоставление преимущества в движении пешеходам, - это конечное представление множества алгоритмов работы комплекса: распознавания пешеходов, транспортных средств, измерения скорости, определения времени, координат, траекторий движения и многих других. Все комплексы фотовидеофиксации лишь формируют фотоматериалы, доказательную базу, а не интерпретируют события. Именно инспектор ГИБДД, изучив материалы дела, принимает решение о «виновности» и «нарушении». Если у инспектора возникают сомнения, он может посмотреть видео, сформированное комплексом.
В качестве примера можно привести один из первых в истории штрафов за непропуск пешехода. Нетрудно заметить, что пешеход был вынужден остановиться, чтобы дать проехать автомобилю. За это автовладельцу выписали постановление.
В качестве примера можно привести один из первых в истории штрафов за непропуск пешехода. Нетрудно заметить, что пешеход был вынужден остановиться, чтобы дать проехать автомобилю. За это автовладельцу выписали постановление.
Как дальше жить?
Безусловно, пешеходам надо уступать дорогу на зебре. Однако во многих городах России существует множество нерегулируемых переходов, по которым идет нескончаемый людской поток. В итоге сложился принцип поочередного прохода и проезда через такие участки.
Пешеходы, несмотря на наличие у них преимущества, останавливаются и пропускают автомобили, потом автомобили пропускают пешеходов, и это позволяет участку хоть как-то ехать. В случае установки у подобного перехода камеры фотовидеофиксации нарушений его без штрафа не проехать.
Строгое формальное следование Правилам дорожного движения не всегда отвечает реальным ситуациям, когда разные участники движения договариваются не использовать приоритет или преимущество, чтобы не создавать друг другу проблем.
Для автомобилистов, которые не хотят получить штраф, будет действовать простое правило, которое легко запомнить: если вы проезжаете нерегулируемый пешеходный переход и в соседней от вас полосе пешеход идет в вашу сторону, то остановитесь и пропустите его, а если пешеход уже прошел вашу полосу и идет от вас, можно продолжать движение.
В пробке не заезжайте на разметку пешеходного перехода. Ведь может оказаться, что вы заехали на зебру, когда там никого не было, встали, а потом на ней появились пешеходы, которые были вынуждены обойти ваш автомобиль. Камера зафиксирует подобный инцидент как нарушение ПДД, ведь в зону контроля попадает вся ширина пешеходного перехода.
И совсем общая рекомендация для водителей: притормаживайте перед зеброй. Такая практика поможет вам избежать не только штрафа, но и более печальных последствий.
Как оспорить?
Система обжалования, сформированная в прошлом веке, категорически не хочет обновляться. Для того чтобы обжаловать постановление, вам нужно либо направить письменное заявление по почте в адрес ГИБДД, либо прийти на прием лично.
Поскольку презумпция невиновности для водителей в части фиксации нарушений камерами частично отменена, вам придется доказывать собственную невиновность. Для этого отлично подойдет запись с видеорегистратора, если он у вас есть.
Впрочем, я уверен, что подавляющее большинство автомобилистов предпочтет этот штраф просто оплатить «со скидкой» и забыть. До следующего раза.
- Информацию по юридическим аспектам автомобильной жизни вы найдете в нашем «Парке документов».
Не пропустил пешехода — ПДД и штраф в 2020 году
Правила приоритета лежат в основе организации дорожного движения.
Само вождение становится возможным только тогда, когда каждому участнику известно, кому разрешено проехать первым, а кто должен уступить дорогу.
Особыми преимуществами пользуются пешеходы, поскольку они намного уязвимее водителей транспорта. О чем же нужно помнить при проезде переходов? Изменится ли действующее законодательство в 2020 году?
Ситуация на дорогах
Несоблюдение ПДД обходится пешеходам намного дороже, чем автомобилистам. Расплатой порой становится здоровье или даже жизнь. Общественные деятели, в том числе представители МВД, неоднократно выступали с предложением повысить штрафные санкции для тех, кто передвигается «на своих двух». Однако эта инициатива не была поддержана Государственной Думой.
Парламентарии объяснили это тем, что самой действенной профилактикой является публикация статистики ДТП. Ежегодно в результате наезда получают травмы около 50 тысяч человек. При этом только 30% аварий происходит по вине самих пешеходов. В остальных происшествиях виновными признают водителей транспортных средств. Причем огромное количество пешеходов оказываются сбитыми на «зебрах».
Это говорит о том, что увеличение санкций статей 12.29 и 12.30 КоАП РФ едва ли повлияет на дорожную обстановку. Поэтому было принято решение об изменении наказания для водителей. В 2017 году верхний порог штрафа за непредоставление преимущества пешеходу увеличили до 2500 рублей. До этого предельная сумма была почти в 2 раза меньше. После этого ужесточили и уголовную ответственность.
Штраф за непропуск пешехода в 2020 году
С 1 января размеры штрафов останутся на прежнем уровне: повышать их еще раз пока не планируется. За непропуск пешехода (статья 12.18 КоАП РФ) водителю будет грозить денежное наказание в сумме от 1500 до 2500 рублей.
Наезд на человека, повлекший причинение легкого вреда здоровью, будет караться штрафом (2500 — 5000 рублей) или лишением прав на 1-1,5 года (часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ).
Те же самые действия, причинившие средний вред здоровью пешехода, повлекут назначение штрафа от 10 до 25 тысяч рублей или изъятие водительского удостоверения на 1,5-2 года (часть 2 статьи 12.24 КоАП РФ).При нанесении тяжкого вреда или причинении смерти наступает уголовная ответственность (статья 264 УК РФ). Санкции данной нормы подверглись корректировке в уходящем 2019 году. Была увеличена продолжительность принудительных работ. Предельные тюремные сроки тоже выросли, причем сильно (в 2 раза). Изменения коснулись частей 2,4 и 6. С 1 января дополнительных корректировок нормы не предвидится.
В 2020 году за нанесение тяжкого ущерба здоровью пешехода водителю будет грозить наказание в виде ограничения свободы, ареста или реального тюремного заключения сроком до 2 лет (часть 1 статьи 264 УК РФ). Зачастую при этом человека параллельно лишают права управлять транспортом. Максимальный срок изъятия удостоверения составляет три года.
Источник изображения: telefakt.ru
Вторая часть статьи 264 УК РФ предусматривает наказание за причинение тяжкого вреда, сопряженное с управлением в пьяном виде или оставлением места аварии. За подобный проступок автомобилисту могут назначить принудительные работы либо лишение свободы (от 3 до 7 лет).
Третья часть нормы устанавливает санкции за причинение смерти, а четвертая – за такое же преступление, совершенное нетрезвом состоянии.
В первом случае предусмотрены санкции в виде принудительных работ либо заключения (до 5 лет). Во втором единственным видом наказания является лишение свободы.
Водителю, сбившему насмерть пешехода в пьяном состоянии или скрывшемуся с места ДТП, будет грозить до 12 лет тюрьмы.
Если в результате аварии погибнут 2 или более пешеходов, автомобилисту могут назначить принудительные работы (часть 5 статьи 264 УК РФ). Но это только в том случае, если сидящий за рулем будет трезв. Для пьяного же водителя наказанием может стать только реальный тюремный срок. Согласно части 6 данной нормы его продолжительность будет составлять от 8 до 15 лет.
О чем нужно помнить водителям?
Разумеется, ни в коем случае нельзя управлять автомобилем в нетрезвом состоянии. Природа опьянения в данном случае роли не играет. Если есть сомнения в том, что алкоголь полностью вывелся из организма, лучше воспользоваться услугами такси. Это правило должно быть базовым для каждого водителя.
Правила дорожного движения наделяют обязанностями и автомобилистов, и пешеходов. Первые должны уступать дорогу людям, переходящим полотно с соблюдением требований закона (пункт 14.1 ПДД). В свою очередь пешеход, собирающийся пересечь дорогу, обязан оценить расстояние до машин и убедиться в том, что его путь будет безопасным (пункт 4.5 ПДД).
Источник изображения: ethanjoshlee.com
Однако нельзя забывать о том, что не все люди обладают хорошо развитым глазомером. Водитель же обязан уметь быстро определять расстояние и оценивать дорожную обстановку.
Кроме того, человек способен остановиться почти мгновенно, а вот автомобиль – нет. У машины есть тормозной путь, причем в непогоду он может увеличиться в 1,5-2 раза. Дополнительные доли секунды теряются на то, чтобы перенести ногу на педаль тормоза.
Все это возлагает на водителей дополнительную ответственность.
Нужно помнить о том, что принцип движения на многополосной дороге отличается от езды по двухполосному полотну. Если перед «зеброй» остановилось другое транспортное средство, водитель тоже обязан затормозить. При этом неважно, видит он на переходе людей, или нет. Автомобилист вправе возобновить движение только после того, как убедиться в том, что впереди нет пешеходов.Если на перекрестке загорелся зеленый свет, необходимо пропустить тех, кто не успел добраться до края проезжей части. Если на дороге образовалась «пробка», на «зебру» выезжать запрещается. Нужно остановиться непосредственно перед ней.
Особую бдительность следует проявлять при приближении к остановкам общественного транспорта. Площадки для посадки и высадки пассажиров иногда находятся на проезжей части (в основном это касается трамвайных путей). В этом случае автомобилист обязан пропустить всех людей, идущих к транспортному средству или от него.
Чтобы избежать печальных последствий, нужно повышать собственную культуру вождения. Для этого следует периодически освежать в памяти Правила дорожного движения.
Первоисточник
Штраф за пешехода на пешеходном переходе и за его пределами
В ПДД имеются четкие указания, определяющие поведение водителей при наличии на дороге пешеходов. В статье будут рассмотрены ситуации, которые обязывают автомобилиста остановиться и пропустить идущего, а также указан размер штрафа за несоблюдение требований.
Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
Многие трактуют словосочетание «уступить дорогу» по-своему. Четкие разъяснения приведены в п. 1.2 ПДД РФ. Это понятие обозначает обязанность водителя остановиться, чтобы не вынуждать пеших участников движения менять скорость или направление своего перемещения.
Кроме того, 29.11.2014 в ПДД были внесены изменения. Они регламентируют порядок пересечения пешеходных переходов, на которых отсутствует светофор или регулировщик. Теперь, согласно п. 14.1 ПДД, автомобилист, приближающийся к такому участку дороги, должен затормозить, если на «зебре» есть пешеходы или они только наступили на нее.
Также изменения коснулись п. 14.2 ПДД. Согласно нововведениям, если ТС, движущееся попутно и находящееся на соседней полосе, уменьшило скорость или затормозило перед переходом, не оснащенным светофором или регулировщиком, то и остальным водителям также нужно остановиться или сбавить темп езды.
Ранее п. 11.4 ПДД запрещал обгон на пешеходном переходе только при наличии на нем людей. Корректировки полностью исключили возможность такого маневра на зебре, даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к тому, что будет выписан штраф за пешехода.
Наказание
Штраф за непропуск пешехода назначается по ст. 12.18 КоАП РФ и составляет 1500-2500 рублей. Конечную сумму определяет инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение, с учетом всех обстоятельств происшествия. Так, если нарушение было совершено впервые, пешеход не получил повреждений, а водитель раскаивается в своих действиях, то ему может быть назначен штраф минимального размера.
Также наказание грозит водителю, который не пропустил пешехода при повороте на перекрестке. Штраф по ст. 12.18 КоАП назначается несмотря на:
- движение автомобиля по главной дороге;
- отсутствие на перекрестке знаков пешеходного перехода или соответствующей разметки;
- зеленый свет светофора, горящий водителю.
ПДД допускают пересечение проезжей части пешеходами вне перехода при отсутствии «зебры» в радиусе 50 м. В таком случае перед тем, как перейти дорогу, человек обязан убедиться в безопасности своих действий. Ему нельзя неожиданно для автомобилиста появляться из-за припаркованных ТС или других объектов, ограничивающих обзор.
Если пешеход начал переходить дорогу в неположенном месте (с учетом того, что «зебры» поблизости нет), то водители приближающихся машин должны предоставить ему приоритет. Несоблюдение этого требования грозит наложением взыскания.
В абсолютном большинстве случаев штрафы за пешехода назначаются сотрудниками ДПС, а не по данным камеры. фиксация этого нарушения происходила в «пилотном» режиме в Москве, Зеленограде и Улан-Удэ. Такой способ отслеживания нарушений не был введен повсеместно из-за того, что алгоритм, заложенный в программу автоматических устройств, еще не доработан и часто выдает ошибочные результаты.
Ст. 12.18 КоАП РФ не предусматривает ужесточения наказания за повторное совершение описываемого проступка.
Ситуации, в которых водитель должен уступить дорогу пешеходам
Кроме случаев, описанных выше, водитель может быть привлечен к административной ответственности, если он не уступил дорогу пешеходам в других ситуациях, предусмотренных ПДД.
Пункт ПДД | Описание ситуации |
13.1 | Пешеход движется от одного тротуара к другому, а из-за поворота выезжает автомобиль |
8.3 | Пешеход движется вне перехода на прилегающей территории, а водитель съезжает с дороги |
8.3 | Пешеход переходит с тротуара на тротуар по прилегающей территории, а автомобиль выезжает на дорогу |
14.5 | Дорогу переходит слепой пешеход с белой тростью |
14.6 | Пешеходы направляются к общественному транспорту со стороны его дверей |
Все случаи, приведенные в таблице, дают пешеходу преимущество перед машинами. Непропуск человека в такой ситуации также грозит штрафом в размере 1500-2500 рублей.
Как нужно уступать дорогу
Для того чтобы предотвратить ситуацию, при которой на водителя может быть наложен штраф за непропуск пешехода, следует придерживаться следующего алгоритма действий:
- перед дорожным знаком «Пешеходный переход» или соответствующей разметкой необходимо снизить скорость движения;
- осмотреть тротуар на наличие пешеходов, направляющихся к переходу;
- оценить ситуацию, расстояние от машины и пешехода до зебры, скорость человека и автомобиля;
- если анализ показывает, что автомобиль успеет преодолеть зебру быстрее, чем на нее наступит пешеход – продолжить движение с сохранением или увеличением скорости;
- в противном случае необходимо остановиться и дождаться пока пешеход пересечет дорогу.
Если пешеход уже пересек полосу, на которой расположен автомобиль, то водитель может возобновить движение, не дожидаясь, пока тот достигнет противоположного края дороги.
Также, если дорога имеет более 2-х полос в каждом направлении, то водитель может продолжать движение, если расстояние между его автомобилем и пешеходом превышает или равно ширине 2-х полос.
Можно ли обжаловать штраф
В соответствии с законодательством, водители могут оспорить штраф, назначенный сотрудником ГИБДД за непропуск пешехода. Для того чтобы обжаловать взыскание и доказать свою правоту, рекомендуется предоставить судье свидетельские показания или записи с видеорегистратора. Также можно указать на следующие обстоятельства:
- недостаточная видимость;
- неблагоприятные погодные условия;
- неудовлетворительное состояние дорожного покрытия;
- отвлекающая реклама;
- невозможность оценить скорость пешехода.
Смягчить наказание могут обстоятельства, подпадающие под действие ст. 2.7 КоАП России «Крайняя необходимость». Можно сослаться на эту статью, если, например, в момент совершения нарушения водитель не уступил дорогу из-за того, что вез ребенка в больницу. Также снизить размер штрафа может наличие иных фактов. Согласно ст. 4.2 КоАП к ним относятся:
- добровольное признание вины;
- раскаяние нарушителя;
- добровольная компенсация и исправление ситуации;
- состояние аффекта;
- беременность;
- наличие малолетнего ребенка;
- участие в изучении обстоятельств происшествия.
На обжалование административных наказаний дается 10 дней с момента составления протокола.
Для того чтобы избежать штрафа, необходимо внимательно следить за дорогой и всегда, если это возможно, уступать дорогу пешеходам.
Штраф за непропуск пешехода в 2020 году
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.
Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года.
статьи:
Штраф за непропуск пешехода в 2020 году
Рассмотрим статью 12.18 КоАП:
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
В 2020 году размер штрафа составляет 1500 — 2500 рублей.
Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.
В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:
На пешеходном переходе
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, — это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:
Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.
При повороте на перекрестке
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:
Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях. В том числе если:
- на перекрестке нет разметки перехода;
- водитель едет по главной дороге;
- водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;
- пешеходу горит красный сигнал светофора.
Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, — это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.
При въезде и выезде с прилегающей территории
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Слепые пешеходы во всех случаях
14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.
По пути к общественному транспорту
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:
- На остановке общественного транспорта.
- Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
- Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.
Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.
С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.
На обочине
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Ну и еще одна ситуация — это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.
Как уступить дорогу пешеходу
Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, — «Как уступить дорогу пешеходу?».
Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить.
Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.
Итак, если еще раз просмотреть пункты ПДД, приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.
Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.
Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.
То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.
Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.
В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.
Удачи на дорогах!