Педагогическая ситуация воровства в начальных классов
Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций
Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.
По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.
Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.
Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?
С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?
Прежде всего, попробуем дать определение.
Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.
Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.
Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.
Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?
Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:
- недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
- разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
- противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
- противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
- разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.
Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.
Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.
При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.
Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.
Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.
Раздел 4. Обнаружение ситуации
В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.
Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.
Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.
Раздел 5. Пример ситуации
Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.
Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»
Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.
Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить.
Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.
На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.
После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.
Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях
Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.
Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:
- Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
- Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
- Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
- Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
- Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
- Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.
Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.
Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт
Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- Кто главный участник этого события и диалога?
- В чем заключается причина конфликта?
- Что послужило мотивом этого поступка?
Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие.
Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные.
Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.
Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.
Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь
Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:
- помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
- донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
- провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.
Раздел 9. Способы решения педагогической задачи
Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.
Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.
Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам.
Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение.
В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.
Раздел 10. Примеры решения
Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?
- Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
- Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
- Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
- Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
- Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
- Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
- Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.
ТОП-5 спорных ситуаций в школе: кто прав и как их разрешить
Здравствуйте, уважаемые читатели сайта решений школьных проблем «Школа и Мы»! Вспомните свои школьные времена, ведь наверняка были случаи, когда вас или вашего одноклассника выпроваживали из класса, отбирали записки и наказывали за списывание. В наше время стали частыми случаи, когда у ученика забирают во время урока гаджеты (телефоны, планшеты) и пр. Кто прав в данных ситуациях и можно ли решить их мирным путем? Будем разбираться сегодня.
Ситуация 1. Выгнали из класса
Ученик плохо себя вёл на уроке и мешал учителю. В итоге ребенка выгнали из класса и ему пришлось всё оставшееся время гулять по школьным коридорам. Прав ли учитель?
В советское время за это не ругали, а сейчас учителя по голове не погладят. С институтской скамьи будущих педагогов учат : «Ребёнка из класса выгонять нельзя». И вот почему.
Во время урока за жизнь и здоровье ученика отвечает учитель. Хорошо, если ребёнок останется в пределах школы (будет находиться в коридоре, в столовой, библиотеке, в кабинете завуча или директора), а может ведь пойти в магазин или вообще уйти из школы и не вернуться.
Совет учителям: если вам насаждает ученик, то пригласите на урок завуча или директора. В крайнем случае, сообщите им, что вы хотите отстранить ученика от урока.
Совет родителям: вы вправе сказать, что выгоняя ученика из класса, учитель нарушает право каждого гражданина на образование, но вряд ли учитель выпроваживает ученика просто так. С помощью классного руководителя вы можете обсудить и решить создавшуюся проблему. Ну и не забывайте спросить самого ребенка, почему он плохо ведет себя на уроке.
Ситуация 2. Учитель забрал телефон на уроке
Во время проверочной работы мой ребенок играл на телефоне. Учитель отобрала гаджет и положила в ящик стола. После урока ребенок забыл попросить телефон назад , а я не могу до него дозвониться. Имеет ли право учитель забирать телефон у ребенка?
Одно дело, если учитель забирает телефон себе в пользование и не хочет возвращать, это уже присвоение чужого имущества.
Если же телефон просто убирается в ящик, потому что мешает осваивать программу по предмету и затем возвращается ребёнку, то разве это плохо?
Но учительница сказала, что вернет телефон только в руки родителя!
И правильно сделает. Поговорите с ребенком, чтобы он не пользовался гаджетом на уроках, а только на переменах. Если ребенок маленький, то купите самый простой телефон без игр и интернета, чисто для звонков.
С повзрослевшими ребятами будьте мудрее. Скажите, что если ещё раз телефон окажется в ящике учителя, то нового он не получит. На уроках нужно учиться, а для остального есть другое время.
В крайнем случае пусть телефон заберет классный руководитель и отдаст вашему чаду. Но без вашей родительской инициативы эта проблема так и останется проблемой.
Ситуация 3. Учитель прочитал записку ребенка при всём классе!
Дети обменивались на уроке записками. Учитель отобрал и прочитал их при всём классе. Имел ли он на это право?
Согласно Конвеции о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) Ст. 13:
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:
a) для уважения прав и репутации других лиц;
Обмен записками дезорганизует урок. Нарушаются права других детей на получение качественного образования, так как учитель тратит время урока на отбирание этих записок.
Читая вслух записки, учитель поступает не этично. Правильное действие с его стороны — забрать записку, но после урока вернуть ребенку. Хотя обычно учителя выбрасывают сразу после того, как забрали.
Ситуация 4. Списывать надо уметь
Данная ситуация даже не требует разбора, потому что ученик здесь в любом случае не прав. Эта ситуация — списывание.
Вы, уважаемые родители, не раз слышали с экранов телевизоров о том, какие строгие меры каждый год принимаются во время проведения ЕГЭ, чтобы не списывали: и устанавливают телекамеры, блокируют сигнал телефонов, водят в туалет с сопровождающими.
Я сама принимала участие в организации ЕГЭ: сидела в классе и следила за учениками, а также была в качестве сопровождающего.
Мало того, что учителя предмета, по которому проходит экзамен, не имеют права в этот день находиться в школе.Другие организаторы, как и дети, обязаны оставлять свои личные вещи в специальном кабинете и не могут использовать телефоны. Не разрешают взять даже книжку почитать.
Если ребенок не умеет списывать (а это поистине искусство), то не стоит даже пытаться пробовать.
На уроках же такого контроля нет и возникает вопрос: имеет ли право учитель поставить ребенку «два», поймав его на списывании?
В законах данный вопрос вряд ли освещается, я даже искать не буду. Имеет право. Потому что ребёнок, списывая, сразу показывает, что он ничего не знает.
Другое дело ставить «два» тому, кто дает списывать. Всё-таки, это очень обидно. А зная психологию детей : «не дал списать — предатель», учитель подвергает ребенка гноблению (о том,что можно сделать в таких случаях, читайте здесь).
В руках учителя остается решать, наказывать ли ученика за списывание или нет. Но поможет ли это сдать экзамен, проведение которого с каждым годом становится всё жёстче?
Ситуация 5. Учитель поднял руку на ребенка
Данная ситуация, наоборот, в ряды виновных записывает учителя. Речь о рукоприкладстве.
Я была учителем и знаю, что это такое. Ребёнок настолько выводит тебя из себя, что очень хочется применить силу. Но потом ты вспоминаешь, чем это может обернуться, да и лицо не хочется терять. Собираешься с силами и отходишь от этого ученика.
Известный советский педагог А.С. Макаренко описывал сцену в своей «Педагогической поэме», когда ему пришлось поднимать руку на ребенка-подростка. Но это 1930-е гг., беспризорные дети и только такое воздействие (причем единичное) смогло подействовать на ребенка. Сейчас родители стали юридически подкованы, а учителю остается решать все конфликты словами.
Учитель не прав, никто не имеет права поднимать руку на другого. Всё можно решить словесно. Даже если кажется, что ребенок ничего не понимает. Значит здесь серьёзные психологические проблемы и их надо решать, но только не битьём.
Если бы в школах проводились психологические исследования детей (об этом почитайте в моей статье про индивидуальный подход в школе), когда учителя хоть что-то бы знали о детях, кроме их оценок в журнале, может и конфликтов было бы меньше. Но у нас учителя обязаны быть психологами и разгадывать людей на ходу. Но разве такое бывает?Уважаемые родители! Уже не в первый раз я говорю, что воспитание детей в огромной степени зависит от вас, от вашего поведения, от вашей мудрости. Советуйтесь со школой и будьте мудрыми. Тогда и любая проблема станет несущественной на фоне здоровья и благополучия ваших детей.
Педагогическая ситуация воровства в начальных классов
Ситуации успеха Ситуация 1 В 4-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились.
И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.
— Верю. — Придётся тебе доказать обратное.
Ты слышал выражение:кто хочет — тот добьётся? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Конфликтные педагогические ситуации с возможными вариантами решения
КОНФЛИКТНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ С ВОЗМОЖНЫМИ ВАРИАНТАМИ РЕШЕНИЯ Ситуация «Контрольная» Звонок на урок.
Учитель вошел в класс. Ученики для приветствия встали. Но после слов педагога: «Здравствуйте, садитесь», — все продолжают стоять.
Возможный вариант решения: Необходимо, чтобы учащиеся сами поняли, что сидеть на уроке удобнее, нежели 45 минут стоять. Один из способов добиться этого — начать урок как обычно, не акцентируя вни¬мания на том, что класс стоит. Ситуация «Украшение» Урок английского языка в десятом классе ведет молодая учительница.
По ходу урока, проходя по классу, она приостанавливается у парты Вити.
Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций
Что послужило мотивом этого поступка?
Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество.
В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения.
Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые.
После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи: помочь
Педагогические ситуации
Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы!
Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.
Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много.
Решение педагогических ситуаций в начальной школе
Аннотация: Статья посвящена решениям педагогических ситуаций в начальной школе.
Актуальность выражается в том, что каждый из нас является или учителем, или родителем, или чьим-то другом, а это значит, что нам приходится сталкиваться с капризами, ссорами, иногда даже и с драками.Так, специалисты утверждают, что даже если педагогические ситуации в сферу вашей деятельности не входят, их все равно можно решить разными способами.
Сборник педагогических ситуаций.
Этическое поведение младших школьников.
Зачем нам быть патриотами? Ситуация 5. Пара учеников читают выразительно часть произведения и обсуждают его. Посмотри-ка на свои руки, дружок.
Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой.
Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом.
Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки.
Ситуации для учителей «Решения ситуаций»
Один из учеников впервые не сделал домашнее задание. Причем, учитель узнал об этом только тогда, когда попросил тетради на проверку.
На вопрос учителя «Почему ты не сделал задание?», учащийся пробормотал что-то невнятное. Учитель простил ученика с условием, что тот выполнит задание на следующий урок. На следующий день ученик опять пришел без домашнего задания.
Учитель попросил у ученика дневник для записи замечания. Ученик выбежал из класса, громко хлопнув дверью. Главным действующим лицом в данной ситуации выступает ученик, который не хочет или не может выполнять домашнее задание по каким-либо причинам, и ведет себя неправильно по отношению к учителю.
Действие происходит в течение двух дней.
Давайте разберемся, как же учитель может разрешить эту ситуацию. В данной ситуации главной проблемой является отсутствие мотивации ребенка, негативное отношение к процессу обучения.Ученик отказывается от выполнения домашней работы.
Сборник педагогических ситуаций.docx — Сборник педагогических ситуаций в воспитании детей младшего школьного возраста
ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ бесплатно за 1 минуту Поиск материалов: Количество Ваших материалов: 0.
Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ добавьте 1 материал Свидетельствоо создании электронного портфолио добавьте 5 материала Секретныйподарок добавьте 10 материалов Грамота заинформатизацию образования добавьте 12 материалов Рецензияна любой материал бесплатно добавьте 15 материалов урокипо быстрому созданию эффектных презентаций добавьте 17 материалов
Файл: Министерство общего и профессионального образования Свердловской областигосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский педагогически колледж»Сборник педагогическихситуаций в воспитании детей младшегошкольного возраста Камышлов, 2016 г.
Анализ педагогических ситуаций (из опыта работы)
Анна Аксенова 1 ситуация: Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки.
Оиа пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды.
Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые!
За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос: — Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал! Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.
— Как же так? Ведь это самое большое яблоко было! — Кто посмел? — Может быть, это малыши? Дети наперебой высказывали свои предположения.
Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.
Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?
Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:
- недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
- разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
- противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
- противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
- разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.
Раздел 3. Основные действия при обнаружении конфликта. Пример решения педагогической ситуации
Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.
Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.
При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.
Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.
Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.
Раздел 4. Обнаружение ситуации
В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.
Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.
Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.
Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях
Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.
Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:
- Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
- Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
- Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
- Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
- Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
- Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.
Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.
Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь
Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:
- помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
- донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
- провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.
Раздел 10. Примеры решения
Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?
- Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
- Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
- Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
- Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
- Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
- Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
- Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.
Источник: .ru