Основы диалектики были заложены

Диалектика Гегеля кратко и понятно, с примерами

Основы диалектики были заложены

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано.

В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент.

С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис — синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез».

Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е.

некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека.

Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость.

Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис.

Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига.

В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

1. Философия Франкфуртской школы: Эрих Фромм

2. Философия постмодернизма кратко и понятно

3. В чем сущность и смысл исторического процесса?

4. Топ-5 политиков, убитых за то, что хотели сделать этот мир лучше

5. Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию?

Диалектика в философии: основные законы и опрделение

Основы диалектики были заложены

Уже две с половиной тысячи лет назад вместе с философией зародилась ранняя диалектика.

Диалектика в философии — это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Согласно ей, все в мире имеет внутренние противоречия, которые и становятся главной движущей силой развития.

Первые философы, еще до того, как сформировалось само понятие, уже использовали диалектику для объяснения природы материи, общества, человеческого духа.

Считается, что первым, кто употребил термин «диалектика», стал Сократ. Этим понятием он обозначил умение вести диалог и диспут, при котором обсуждается проблема и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений. Учеником Сократа, Платоном, диалектическое мышление было определено как высшая форма метода познания.

Софистам данная концепция использовалась как способ заработка с помощью своего интеллекта. А в средневековье и позже, вплоть до XVIII века под этим термином понималась обычная логика, которую преподавали в школе.

Кант не признавал диалектику как часть философии и называл ее иллюзорной за то, что эта доктрина не опиралась на опыт, а была метафизична.

Тема диалектики в ее современном значении впервые была затронута Гегелем в его трудах. Он называл ее навыком, который позволяет находить противоположности в самой реальности. В XX веке последователи марксизма пытались развить свое учение, опираясь на данную теорию.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей древнего Китая. Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому.

Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия бытия. Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии.

В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная.

Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

Ссср и современная россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось.

Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний.

Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения.

Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки.

Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы.

Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

Что такое Диалектика

Основы диалектики были заложены

Диалектика (от лат. dialectica — «искусство спорить») — 1) теория о формировании бытия, о закономерностях и взаимосвязях, но где существует множество противоречий, вследствие которых происходит процесс развития, а также: 2) искусство рассуждать, аргументировать продуманно и адекватно.

Синонимы слова диалектика — искусство спора, диалектическая логика.

Диалектика Гегеля говорит о триаде «тезис – антитезис — синтез». Великий мыслитель говорил о сходстве мышления и бытия, из-за чего был сделан вывод, что в мире всё развивается по единым правилам.

Кто такой диалектик

Слово «диалектик» также имеет несколько значений. Это и сторонник диалектической философии, который применяет этот метод, и преподаватель диалектики, и человек, который искусно ведёт споры или участвует в прениях.

Диалектический метод познания

Это система связанных и зависимых между собой принципов (также правил, требований, установок). Они диктуют порядок действий, которые необходимы чтобы получить познания и трансформировать предметы (познавательно-преобразующая деятельность).

Законы диалектики

Это законы, которые, по мнению самих диалектиков, определяют процесс развития. Основными из них считаются:

  • закон единства и борьбы противоположностей;
  • закон перехода количественных изменений в качественные и обратно;
  • закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей

В соответствии с этим законом, всему характерны внутренние противоположности, которые состоят одновременно и в сплочённости, и во взаимодействии, но также они и сражаются между собой.

Раскрывается через категории:

  • противоположность (признаки предмета, абсолютно отличающиеся, но одновременно друг друга дополняющие; например, день и ночь);
  • противоречие (импульс, с которым предмет изменяется и развивается, существуют противоречия: антагонистические и неантагонистические);
  • тождество;
  • различие.

Виды противоречий

Антагонистические

Противоречия враждебных общественных сил (между классами и слоями), у которых различные и несовместимые интересы.

Неантагонистические

Противоречия, которые противоположны антагонистическим, т. е. за ними нет враждебных классов с противоположными интересами.

Внутренние

Это противоречия, которые появляются между обратными сторонами предмета (например, производство и потребление).

Внешние

Это противоречия, которые существуют между каким-то исследуемым явлением и другими явлениями (например, между живым организмом и внешней средой).

Основные

Это противоречия между главными аспектами изучаемого предмета.

Неосновные

Это противоречия между второстепенными аспектами изучаемого предмета.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

Изменения происходят посредством постепенно накапливающихся количественных сдвигов. Количественные параметры обрисовывают границы бытия каждой вещи («мерой» называется соотношение «качества» вещи и её вероятных количественных изменений, которые не ведут к переоценке этого «качества»).

Качество подразделяется на:

  • свойство предмета (особенности предмета взаимодействовать с другими предметами);
  • структура предмета (из каких элементов предмет состоит);
  • функции предмета (его предназначение);
  • место предмета (в развитом или в неразвитом состоянии он находится).

И также обратно предыдущему утверждению, качественное видоизменение предмета определит его новые количественные параметры.

Закон отрицания отрицания

Противоречие движет вперёд развитие. При этом оно характеризуется в какое-то определённое время преобладанием какой-то противоположности.

Первое отрицание — это трансформация на пути к доминированию в итоге скапливания количественных изменений другой стороны этого противоречия.

Второе отрицание наступает тогда, когда устанавливается период в эволюции, когда осуществляется единение того наилучшего, что существует в каждой отдельной противоположной мысли.

Возможно происходит возвращение к начальному периоду, когда присутствовали обе противоположности, но они были ещё совсем не развиты.

Идеи о диалектике у разных философов

Первоначально диалектика была формой логической аргументации, но теперь она превратилась в философскую концепцию эволюции.

Диалектика, по мнению классических греческих мыслителей, в разное время означала разные идеи. Это была и техника опровержения в дискуссии, потом стала методом систематической оценки определений, а затем дошла до исследования и классификации отношений между конкретными и общими понятиями.

Диалектику связывали больше с обучением формальной логике начиная со времён стоицизма (философское учение, которое зародилось в Древней Греции и Риме) до конца европейского средневековья.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) Иммануил Кант в своей работе «Критика чистого разума» (опубликована в 1781 году) описывает «трансцендентальную диалектику» как учение о разуме, целях человеческого разума и познании, которое ограничено горизонтом опыта.
Немецкий философ Георг Фридрих Вильгельм Гегель (1770–1831)

Георг Фридрих Вильгельм Гегель, в свою очередь, определил диалектику как систему научного метода. Гегель рассматривал диалектику больше со стороны объективного идеализма (признание наличия духовного первоначала, над которым человеческое сознание не имеет контроля).

Статуя Маркса и Энгельса в Берлине

А Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) приняли определение Гегеля и использовали его в своей философии. Так родился диалектический материализм (философское направление, ведающее о законах и сущности бытия, о законах эволюции природы, о развитии нашего общества и мышления личности и др.)

Но впоследствии учение Гегеля утратило многие характерные ему черты. В марксизме диалектика рассматривается с более общими закономерностями становления, а также эволюции природы, социума и мышления личности.

Диалектика Гегеля

Это метод интерпретации вещей/событий. Первоначально его использовали для сопоставления конкретных вещей/событий с абсолютной идеей.

В этих вещах/событиях какое-то утверждаемое суждение (тезис) обязательно противопоставляется в такой же степени утверждаемому и, по-видимому, противоречивому суждению (антитезису). Однако, в конце концов, взаимное противоречие согласовывается на более высоком уровне истины с помощью третьего утверждения (синтеза).

Диалектика Гераклита

Гераклит утверждает в своей диалектике, что абсолютно всё непрерывно изменяется. Он учит нас о текучести всего, и для этого он сравнивал мир с рекой, в которую невозможно войти дважды.

Также Гераклит подчёркивал, что один и тот же предмет может быть совершенно разным и даже противоположным для двух разных существ. Например: морская вода для рыбы — это жизнь (она без неё погибнет), а для человека — это смерть.

Диалектика Сократа

Некоторые философы считают метод Сократа самым главным вкладом этого мыслителя в философию. Сократ (родился в Афинах, 470–399 гг. до н. э.) был греческим философом.

Он стремился дойти до основ взглядов своих слушателей (учеников и коллег), задавая постоянные вопросы, до тех пор пока не будет выявлено противоречие, которое доказывало ошибочность первоначального предположения. Этот метод и стал называться в честь знаменитого философа Сократа.

Разница между метафизикой и диалектикой

Метафизика — это учение в философии, которое исследует саму сущность вещей, их источник; она пытается изучить истинную сущность вещей, бытия и всего, что существует в мире: их значение, какая у них структура и принципы.

Диалектика в свою очередь заботится о том, как это бытие развилось, также изучает существующие закономерности и взаимосвязи. В то же время, для диалектики свойственно проявление противоречий. По мнению философов-диалектиков за этим следует развитие.

Смотрите также значения Марксизма, Эпистемологии и Эмпиризма.

Законы диалектики — просто и понятно

Основы диалектики были заложены

На протяжении столетий люди пытались дать объяснение жизненным процессам и свести понимание жизни к определенным закономерностям. В философии эти попытки вылились в формирование законов диалектики, отличающихся универсальностью, постоянством и всеобщностью.

Что такое законы диалектики?

В понимании философов закон – это устойчивая связь и характеристика взаимоотношений между явлениями и процессами. Законы диалектики имеют такие главные особенности:

  1. Объективность. Диалектические законы не зависят от желаний и действий человека.
  2. Существенность. Законы отмечают самую суть предмета или явления.
  3. Повторяемость. Закон указывает лишь на те явления и связи, которые повторяются систематически.
  4. Всеобщность. Законы диалектики в философии указывают на закономерные связи, характерные для всех случаев конкретного типа.
  5. Универсальность. Законы описывают разные сферы окружающей действительности: общество, природу, мышление.

Кто открыл законы диалектики?

Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.

Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы. Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности.

3 закона диалектики

Развитие каждого человека и всего общества подчиняется определенным закономерностям, которые отражены в диалектических законах, универсальных и не имеющих ограничений.

Их можно использовать по отношению к любому обществу, явлению, историческому моменту, роду деятельности.

Три закона диалектики отражают параметры развития и показывают, как будет проходить дальнейшее движение в выбранном направлении.

Существуют такие диалектические законы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. В основе развития могут лежать противоположные начала, борьба которых приводит к выработке энергии и является стимулом для движения.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Изменения в количестве могут привести к появлению новых качественных характеристик.
  3. Закон отрицания отрицания. В законе разъясняется, почему развитие идет по спирали, а не горизонтально.

Закон диалектики — количество переходит в качество

Второй закон диалектики ставит во главу угла качественно-количественные характеристики. Он говорит о том, что все изменения происходят на определенной стадии накопления количественных характеристик.

Незаметные количественные накопления выливаются в резкие качественные изменения, которые приводят к новому уровню развития.

Качественно-количественные изменения могут повторяться несколько раз, но в определенный момент они выходят за границы существующих явлений или процессов и приводят к изменениям в самой системе координат.

4 закон диалектики

Основные законы диалектики универсальны и призваны объяснить пути развития природы и общественно-экономической формации. Три диалектических закона были сформулированы философами еще в средние века и помогли понять природу движения и развития.

Некоторые философы и социологи нашего времени считают, что существующие принципы и законы диалектики не отражают в полной мере картину развития.

Хотя выдвигаются новые законы, большинство философов считает, что четвертое правило не является законом диалектики, так как пересекается с существующими тремя законами.

К 4 закону диалектики относят такие законы:

  1. Закон взаимосвязи количественных, доброкачественных и злокачественных изменений.
  2. Закон превращения качества в свою противоположность.
  3. Закон Божественного подобия.

Законы диалектики — примеры

Диалектические законы универсальны и могут применяться к различным сферам. Приведем примеры к трем диалектическим законам из разных сфер жизни и природы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером могут служить спортивные соревнования, в которых команды стараются достичь высоких результатов, но при этом являются конкурентами.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Большое количество примеров, подтверждающих этот закон, можно найти в экономической и политической сфере. Небольшие изменения в политическом устройстве страны могут со временем привести к смене социального строя.
  3. Закон отрицания отрицания. Смена поколений является точным и понятным примером этого закона. Каждое последующее поколение стремится быть более прогрессивным, и этот процесс никогда не останавливается.
Амбидекстр — плюсы и минусы амбидекстрии Амбидекстр – человек с уникальной способностью совершать действия и одинаково успешно манипулировать как правой, так и левой рукой. Врожденная амбидекстрия наблюдается всего у 1% людей на всем земном шаре и среди них много гениальных личностей. Реминисценция как феномен психики человека Реминисценция — психический феномен, механизмы которого до конца не изучены. Характеризуется внезапным воспоминанием давнего события, явления или предмета, иногда — это смутное узнавание, о котором, как о таинстве, упоминал древний философ Платон.
Эскапизм — что это и как от него избавиться? Эскапизм – психологическое состояние, способное заменить реальную жизнь. В попытке скрыться от суровых серых дней эскаписты живут в своем мире и смотрят на окружающих сквозь «розовые очки», избавиться от которых самостоятельно не всегда удается. Снобизм — что это такое и как определить сноба? Снобизм делает общение с человеком неприятным, а иногда – невозможным. Сноб выбирает, с кем ему иметь контакты, на каком уровне. К неизбранным относится высокомерно и презрительно. Этот стиль поведения чаще касается одной конкретной сферы жизнедеятельности.

Три закона диалектики

Основы диалектики были заложены
gerda07Оригинал взят у alg_nn в Три закона диалектикиЗанимаясь психотерапией, и особенно — интегративной практикой, я постоянно обращаюсь к диалектике, ибо без понимания этой фундаментальной дисциплины, на мой взгляд не возможно эффективно решать жизненные задачи, и вообще не возможно построить какое-то адекватное и надежное представление о мире.К моему глубокому сожалению, с уходом в прошлое советской системы образования, всё меньше и меньше молодых людей знают эти три фундаментальных закона, и мне нередко приходится рассказывать о них прямо по ходу сессии.В моих планах давно значился пунктик написать материал по этим трем законам диалектики у себя на сайте, написать о них с тем примерами, которые мне в свое время приводил отец — тогда еще простой школьный учитель — рассказывая об этих законах.Но, вот случайно попался хороший, добротный, и вместе с тем — достаточно легко написанный материал по трем законам диалектики, который, пожалуй, вполне может работать — пока я свой не написал:)Теперь буду просто рекомендовать ученикам и клиентами прочитать эту статью и потренироваться в осмыслении жизни в свете этих трех законов диалектики. Прекрасная практика для развития гибкого,пластичного, живого мышления.

gerda07Если верить тому что, мужчины с Марса, а женщины с Венеры, особенности их сожительства на планете Земля вызывают меньше вопросов.Но наблюдать всё равно интересно. Тем более, как мне представляется, чем больше мужчины и женщины взаимо-наблюдают (не подумайте ничего плохого)), тем больше они заземляются. От слова Земля. И принадлежат уже одной планете.Так вот о чём речь на сей раз?  Множество книг, фильмов и прочее построено на сюжетах, где «тонкий внутренний мир»  эдаких загадочных женщин не находит понимания со стороны мужчин, вызывая отчуждение.И вот довелось у Антуана де Сент-Экзюпери повстречаться с оборотной стороной этого явления. Оказывается, мужчины тоже примечают эту пропасть. И даже пытаются проанализировать. И даже довольно точно.Довольно забавно смотреть на процесс с обеих сторон одновременно:)

«Прислоняюсь к камням фонтана и гляжу на девушек. Они прелестны, и в двух шагах от них еще острее чувствуешь: непостижимое существо человек. В нашем мире все живое тяготеет к себе подобному, даже цветы, клонясь под ветром, смешиваются с другими цветами, лебедю знакомы все лебеди — и только люди замыкаются в одиночестве.

   Как отдаляет нас друг от  друга наш внутренний мир! Между мною  и  этой девушкой  стоят ее мечты — как  одолеть такую преграду? Что  могу я  знать о девушке, которая неспешно возвращается  домой, опустив  глаза и улыбаясь про себя, поглощенная  милыми выдумками  и  небылицами? Из невысказанных  мыслей возлюбленного, из его слов и его молчания она умудрилась создать собственное королевство, и отныне для нее  все другие люди — просто варвары. Я знаю, она замкнулась   в  своей  тайне,  в  своих  привычках,   в  певучих  отголосках воспоминаний,  она далека  от меня, точно мы живем на  разных планетах. Лишь вчера  рожденная вулканами,  зелеными  лужайками или соленой морской волной, она уже почти божество.»

Page 3

gerda07

Фильм вышел — The secret life of Walter Mitty. «A day-dreamer escapes his anonymous life by disappearing into a world of fantasies filled with heroism, romance and action.

When his job along with that of his co-worker are threatened, he takes action in the real world going on a global journey that turns into an adventure more extraordinary than anything he could have ever imagined.»

Фильм показался необычным. После его просмотра возникло ощущение, что не фильм просмотрен, а книга прочитана. Видимо, дело в подаче — тонкой, всё на психологических нюансах… Фильм пронзительно-нежный, добрый и мягкий.

Весь построенный на фантазиях, он куда ближе к жизни, чем триллеры. И ещё — много тишины!, фильм не давит, что очень непривычно. Даёт возможность спокойно размышлять каждому в свою сторону. И ещё — минимум OST.

Зато звучит нетленная песня от David Bowie — Space Oddity.

Помню, когда-то на групповых занятиях разучивали её с детьми. Пели и плакали:). Там такааая история…

Page 4

gerda07Продолжаю свой репортаж из сети клубов World Class Lite. (предыдущая серия здесь )
Там творится нечто поражающее воображение и раздвигающее границы мировосприятия мирян:)На моих глазах случился ещё один культурный феномен. Опять же в рамках танцевальных fitness — программ.

Произошёл триумфальный реванш GENERATION NEXT над поколениями предшествующими. Поменялись ролями. Дело было так: в программе значилась танцпрограмма с подключением всевозможных элементов (латина, джаз-модерн, поп, танго, вальс, rock-n-roll, а также фольклорные стили: ривер, фламенко, кантри, russian folk хип-хопа, рок-н-ролла, брейк-дэнса и прочее).

Инструктор, юноша ярко выраженного хип-хоп стиля, в кепочке и безразмерных штанах, как положено, возглавил нашу группу женщин среднего и несреднего (в обе стороны) возраста. Его терпения хватило на пол-занятия. Потом он его просто прервал, выстроил женщин в ряд и стал… отчитывать.

Вот где-то это видано, что бы 20-летний юноша ругался на почтенных дам?! Страстно-гневная речь его сводилась к тому, что «Милые дамы, да учитесь же слушать ваше тело, на нём же можно работать, как на тренажёре, попеременно задействуя голову, шею, плечи и прочее в разные стороны.

Что вы слепо копируете танцевальные па, нужно же включаться, это творческий процесс! Закройте глаза, ощутите АСТРАЛ, отдайтесь движению, пусть оно захватит вас! Где ваша энергетика?», и далее в том же духе.

Пристыженные матроны

пообещали юноше успехов в учёбе, и занятие возобновилось. Надо сказать, что нравственные увещевания отрока возымели успех!!), дамы стали расслабляться и вспоминать про свою связь с телом. Даже бабушки старательно стремились походить на рэпперов, и это впечатляло.Так ретивый юноша на этом не успокоился.

 Обескураженный суровыми педагогическими реалиями, он применил мощнейший педагогический приём. Сначала он нас выстроил, с просьбой пронаблюдать за его танцевальным сетом и его энергетикой, выражая надежду, что энергетика будет возвращена ему нами в ответном танце.Потом же выключился из танца, встал в сторонке, и попросил показать то, что нам запомнилось.

Не иначе как перечитался Эйнштнйна, который говорил о том, что «Знание — это то, что осталось от обучения тогда, когда всё уже забылось».Сначала (из гуманных соображений) попросил делать ЭТО группами, потом мини-группами, потом индивидуально.И вот тут-то я заценила всю силу педагогического мастерства.Оказалось: то, то идёт на ура с преподавателем, как бы под его защитой — это одно.

А вот попробовать всё это воспроизвести самостоятельно — это другое. Там уж… «понеслась корова в щавель»%)С интеллектуальными занятиями — то же самое. Сколько раз наблюдала ситуацию, что в аудитории студенты говорят на английском языке на одном определённом уровне, а отправь их в полевые условия (разговор с носителем, да даже друг с другом) — там сразу минус один-два уровня.

Испытала на собственных танцевальных па…, что работает на 100%.

Вот так можно неожиданно получить уроки от хип-хопперов. Выводы тоже понятны:)

Page 5

?

|

gerda07Так вот про панк-рок в моей жизни. На наших вот этих волшебных танцевальных занятиях повторялась композиция, которая буквально сводила наш танцколлектив с ума. Там какой-то очень грамотный ритм с систематическим нарастанием напряжения и его ослаблением. Вкупе с движением это вдвойне сильнее привлекает. В итоге не выдержала, зажала тренера в угол, расколола на название песни, которое он на ломанном английском где-то из плейера выудил. «Это композиция «One way» от группы «One direction», говорит. Я обрадовалась («ага, могут ещё!»), — как раз хотела всё приобщиться к интересным песням в фокусе внимания современной молодёжи. А One direction самое то. Но оказалось что радость была преждевременной. Оказалось что «One direction» просто сделали cover. И изначально песня принадлежит группе Blondie. Докопалась и туда. Сравнила. Победила дружба)), обе версии хороши в своей зажигательности. Но! Поразила ремарка из истории группы — «Группа стала известна после своего альбома «Parallel Lines», который вышел в 1978 году. Песни с этого альбома стали международными хитами. В 1982 году Blondie распались, Дебора Харри, вокалистка, начала сольную карьеру. В 1997 году группа вновь собралась и играет до сих пор.»

То есть 4 года поработали. 15 лет не работали. Потом воссоединились. Вот это любовь к творчеству!)

Законы и этапы развития диалектики

Основы диалектики были заложены

В споре рождается истина…

Эта фраза хорошо известна. Принадлежит она Сократу, древнегреческому философу. По сути с нее и начинается становление диалектики…

Диалектика – с греческого искусство спорить, вести беседу. В философии по сей день не существует точного определения этого понятия. Однако диалектику рассматривают как метод познания развития всего сущего, источником которого является внутренняя противоречивость.

I этап

Наивная или стихийная диалектика возникла в Древней Греции. Начало этому положили Гераклит и Сократ.

Гераклит считал, что в мире все изменчиво, «все течет, все меняется», «в одну реку   нельзя войти дважды». Благодаря этому движению и происходит развитие.

Параллельно с этим, он развивает учение о противоположных началах, которые являются половинами одного целого, дополняя друг друга. Созвучно представлениям древнегреческих философов, подобные диалектические методы прослеживаются в философии даосизма.

«Превращение в противоположность – движение дао». Символически это выразилось в появлении инь и янь.

Идеи Гераклита были продолжены Сократом. Им же был введен термин «диалектика».  Философ полагал, что только при высказывании различных мнений во время ведения беседы, отсеивается все пустое и рождается истина. Известным это учение стало благодаря «Диалогам» Платона.

Этот период развития диалектики назван стихийным из-за отсутствия научного обоснования, а основные положения опираются лишь на наблюдения за стихийными явлениями.

II этап

В Средние века диалектика развивалась в русле религии. Августин Аврелий, Фома Аквинский понимали этот метод как способ единения божественного и земного, разума и веры. Основным направлением учения была проблема перехода от греховного существования к идеальному райскому. В то же время были выработаны основные теоретические положения диалектики.

III этап

Эпоха Нового времени явилась новым витком развития диалектики. В этот период проблемами этого метода активно занимается немецкая классическая философская школа (И. Кант, И. Фихте, Э. Шеллинг). Вершиной же стала идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Он систематизировал знания, сформулировал законы и принципы, а также противопоставил диалектический подход метафизическому.

IV этап

Марксизм. К. Маркс, Ф. Энгельс активно пользовались методами гегелевской диалектики, разрабатывая материалистическое направление. Однако Маркс считал, что первична материя, она вечна и бесконечна, а дух вторичен. Т.о.  диалектика Гегеля стоит «на голове», а надо ее поставить «на ноги».

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные

В диалектике развитие рассматривается в единстве количественных и качественных изменений. Нарастание количества приводит к изменению качества. При этом качество не может меняться бесконечно. В какой-то момент происходит коренное изменение сущности предмета – скачок. Изменение меры, приводящее к такой трансформации, называется узел.

Закон «отрицание отрицания»

Старое всегда отрицается новым, которое со временем занимает место старого, затем история повторяется (смена поколений, моды, направлений в музыке, искусстве и т.д.). Но отрицание не тотальное, а только той части, которая отжила. Т.о. развитие происходит путем преемственности.

Принципы диалектики

  1. всеобщей связи – целостность и внутреннее единство окружающего мира, его взаимосвязь с процессами, явлениями, предметами;
  2. развития – основа диалектики. Борьба противоположностей, приводящая к изменению качества и саморазвитию.

  3. системности – все связи в мире упорядочены и подчинены иерархическому порядку, благодаря этому система целостна и целесообразна;
  4. причинности – все обусловлено, т.е.

    имеет внешнюю или внутреннюю причину, которая порождает следствие и возникновение причинно-следственных связей;

  5. историзма – окружающий мир вечен, а его история неуничтожима. Существование и развитие длятся всегда.

Альтернативы диалектики

  1. Метафизика – главная альтернатива, т.к. рассматривает вещи и явления независимо друг от друга, отрицает противоречия как источник развития.

  2. Софистика – метод философии, основанный на преднамеренном нарушении законов, на ложных доводах, выдаваемых за истинные (например, ты не потеряешь того, чего не имеешь).

  3. Эклектика – смешивание отдельных разрозненных фактов и создание непродуктивных интеллектуальных конструкций.
  4. Догматизм – восприятие явлений как абсолютной истины, отсутствие гибкости мышления, рассуждений.

Диалектика прошла долгий путь в десятки веков, но ее законы и принципы активно используются в науке, искусстве, культуре, в экономике, социальной жизни. Невозможно составить целое без отдельных элементов. Она помогает преобразовать сложности, расширить кругозор, понять действительность.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.