Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема

Подборка правил: причастие

Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема

Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы).

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, относится к существительному или местоимению и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (белеющий, решивший, слушающий).

Признаки

1. Постоянные признаки

  • залог (действительный, страдательный);
  • время (настоящее, прошедшее);
  • совершенный (от глаголов соверш. вида), несовершенный (от глаголов несоверш. вида);
  • переходность (переходные (от переходных глаголов), непереходные (от непереходных глаголов);
  • возвратность (от глаголов, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные признаки

  • род (мужской, женский, средний);
  • число (единственное, множественное);
  • форма (полная, краткая);
  • падеж (только для полной формы);
  • возвратность (от глаголов, имеющих форму с суффиксом -ся и без).

Залог причастий

  • действительные — обозначают признаки предметов, которые сами производят действие (ожидающий пассажир).
  • страдательные — образуются только от переходных глаголов и обозначают признаки таких предметов, над которыми производятся действия (ожидаемый поезд).

Полная и краткая форма причастий

Полную форму имеют все причастия  (украшенный).

Краткая форма есть только у страдательных причастий совершенного вида  (украшен).
Краткие формы причастий изменяются по родам и числам.

Склонение причастий

Причастие в изменяется по числам, по падежам, по родам.

Начальная форма причастия – именительный падеж мужского рода.

  • Именительный падеж — читающий (м.р.),  читающая (ж.р.),  читающее (с.р.).
  • Родительный падеж — читающего (м.р.), читающей (ж.р.),  читающего (с.р.).
  • Дательный падеж — читающему (м.р.),  читающей (ж.р.),  читающему (с.р.).
  • Винительный падеж — читающего (м.р.), читающую (ж.р.),  читающее (с.р.).
  • Творительный падеж — читающим (м.р.),  читающей (ж.р.),  читающим (с.р.).
  • Предложный падеж — (о) читающем (м.р.), (о) читающей (ж.р.),  (о) читающем (с.р.).

Правописание суффиксов причастий

Действительные причастия

  • -УЩ-, -ЮЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (колющий, пишущий).
  • -АЩ-, -ЯЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (клеящий, дрожащий).
  • -ВШ- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (видевший, слышавший).
  • -Ш- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (прошедший, выросший).

Страдательные причастия

  • -ЕМ-, -ОМ- пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (увлекаемый, ведомый).
  • -ИМ- пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (видимый,  слышимый).
  • -Т- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени (понятый, завёрнутый).
  • -НН- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных путём добавления -НН- к суффиксам -А-, -Я- глаголов неопределённой формы (услышанный, развеянный).
  • -ЕНН-, -ЁНН- пишутся в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов неопределённой формы путём замены суффиксов -ЕТЬ, -ИТЬ (обиженный, безветренный, подстреленный).

ЗАПОМНИ! брезжить – брезжущий, зиждиться – зиждущийся

Правописание -Н- и -НН- в причастиях

-НН- пишется:

  • в причастиях совершенного вида (решённая проблема);
  • если есть приставка (кроме НЕ) (прочитанная книга);
  • если есть зависимое слово (раненный саблей боец);
  • в причастиях на -ОВАННЫЙ /-ЕВАННЫЙ (маринованные огурцы). Исключения: жёваный, кованый.

-Н- пишется:

  • в кратких причастиях (пицца съедена);
  • если нет приставки (крещёный младенец);
  • если нет зависимого слова (крашеный пол);
  • если есть приставка НЕ- (некрашеный пол).

ЗАПОМНИ: конченый человек – конченный в срок отчёт, названый брат – названный выше, посажёный отец – посаженное в парке дерево, приданое невесты – приданный чему-то.

ЗАПОМНИ!

Эти причастия без приставок пишутся с -НН-: купленный, лишённый, брошенный, решённый, обещанный, рождённый, пойманный, прощённый, пленённый, данный, обиженный, виденный, читанный.

Правописание не в причастиях

НЕ пишется СЛИТНО:

  • с причастиями, которые без НЕ не употребляются (ненавидимый, негодующий);
  • с причастиями, образованными от глаголов с приставкой НЕДО-  (недосчитавшийся);
  • если нет зависимых слов или противопоставления (незамеченная ошибка).

НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО:

  • при наличии зависимых слов (не замеченная никем ошибка);
  • при наличии противопоставления (не замеченная, а пропущенная ошибка);
  • с краткими страдательными причастиями (ошибка не замечена).

Причастный оборот

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.

  • Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. (Программа, давшая сбой, вывела компьютер из строя.)
  • Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся. (Давшая сбой программа вывела компьютер из строя.)
  • Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, которое выражено местоимением, запятая ставится. (Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. (И.С. Тургенев)

Причастие и деепричастие: главные правила с примерами оборотов – что это такое, способы образования и отличия

Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема

В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

Морфологические особенности

Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие. Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, прилагательному или глаголу.

Причастие

Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).

Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных частей речи, имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

Для него характерно присутствие двух залогов — страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

Деепричастие

Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию», на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь).

Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

Чем отличаются

В первую очередь, нужно отметить, что деепричастие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).

Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  • определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  • частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).

Суффиксы

Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.

ВидСуффиксыПримеры
Совершенный-в, -вши, -шиБросив, согнувшись, сберёгши
Несовершенный-а (-я); -учи (устаревшие формы)Считая, крадучись

Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.

Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.

Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:

  • заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
  • имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
  • бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.

Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.

Причастия настоящего времениДействительныеСтрадательные
Спряжение глаголаIIIIII
Суффиксы-ущ, -ющ-ащ, -ящ-емим
ПримерыстелющийтерпящийПодгоняемыйСлышимый
ИсключенияБрезжущийДвижимый

Обратите внимание! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.

Таблица 3

Причастия прошедшего времениДействительныеСтрадательные
Суффиксы-вш-, -ш--ен(н)-, -н(н)-, -т-
ПримерыУслышавший, нёсшийСпиленный, изданный, взятый

Таблица 4

Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:

Инфинитивна -ить, етьна -ать, -ять
Гласная перед н (н)еа, я
Примерызакаченный (мяч) – закатитьзакачанный (воздух) ‑ закачать

Правописание с НЕ

Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя.

В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.

Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).

Употребление одной и двух букв «н»

Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:

  • приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
  • зависимые слова: пропаренная в духовке;
  • суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
  • слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.

В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.

Обособление синтаксически конструкций

Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.

Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот. Приведем существующие в языке правила с примерами.

Причастный оборот

Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:

  • относится к личному местоимению: Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
  • стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
  • имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.

Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.

Деепричастный оборот

Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.

Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.

Сравните два предложения:

  1. Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
  2. Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).

В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является фразеологизмом, который не обособляется.

Распространенные грамматические ошибки

Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:

Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.

Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:

Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.

Нередко путают страдательные и действительные причастия:

Среди лотерейных билетов был выигранный.

Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.

При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу. Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.

Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».

Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.

По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.

Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение

Причастный оборот

Вывод

Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет.

Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное.

Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

1 схема2 схема3 схема
Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.

), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании».

На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.


Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:


Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:


Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложениеПредложение, отредактированное школьником по схеме
Лодка, которую увлекает сильный поток, … . Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению.
Книга, которую прочитал школьник, … . Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке.
Тучи, которые гонит ветер, … . Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм.
Старые письма, которые хранит бабушка, … . Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени.
Земля, которая освещается солнцем, … . Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.



Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.


Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.
Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.


Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками.
Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома.
Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,

Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:

При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

zakondostatka.ru

Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема

Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного.

Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного.

Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Грамматическое описание причастия включает глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола): Тип (действительное или страдательное); Вид (совершенный или несовершенный); Время (настоящее либо прошедшее).

Урок русского языка на тему: «Отличие причастий от деепричастий». 7-й класс

    , учитель русского языка, литературы и ОРКСЭ

Разделы: Цели:

    обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”; закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты; закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему; развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом; воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование: Таблица “Н.В.Гоголь.

Тблица “Отличительные

Как отличить причастие от деепричастия

В русском языке причастие и деепричастие очень схожи между собой, поскольку являются особыми формами глаголов.

Чтобы понять, как отличить причастие от деепричастия, достаточно выучить, какие морфологические категории и синтаксические признаки присущи каждой из словоформ.

Причастия и деепричастия образуются с помощью суффиксов от глагольных основ.

типы суффиксы примеры Деепричастия (отвечают на вопросы Что делая?

Что сделав?, обозначают добавочное действие) Несовершенного вида -а/-я сплетать – сплетая, уговаривать – уговаривая, ступать – ступая

Причастный и деепричастный оборот

В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами.

В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.

Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.

Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой?

Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).

Тест «Причастие и деепричастие» 6 класс (учебник С.И.

Львовой )

Тест 6 класс «Причастие и деепричастие» (учебник под редакцией С.И.Львовой)1.Укажите причастие в предложении Распахнув окно, я любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной.

Распахнув Расстилавшейся Моими любовался 2. Выбери действительное причастие 1.Одевающаяся девочка 2. читаемая книга 3. расстегнутая рубашка 4.

выстрел услышан 3. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква У(Ю). 1.кол…щий, колебл…щийся 2. бор…щийся, дыш.щий 3.

слуша…щий, таратор…щий 4. улыба…щийся, крас…щий 4. Отметь ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.

1. воспита…ые дети, пуга…ая ворона 2. ошибка исправле…а, смышлё…ый мальчик 3. выглаже…ые рубашки, измуче…ый вид 4.

закруче…ая гайка, стреля…ый воробей 5. Выбери деепричастие совершенного вида 1. воркуя 2. замахнувшись 3. держа 4 сияя 6.

Укажи, в каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте

Причастие и причастный оборот

Причастие представляет особую форму глагола, которая сочетает в себе признаки глаголов и прилагательных. При использовании в речевой конструкции с зависимыми словами образует причастный оборот. В данной статье подробно описаны характеристики и особенности причастного оборота с примерами, а также способы его определения в предложении.

Причастие – особая форма глагола (в некоторых источниках – самостоятельная часть речи), которая обозначает признак по действию и отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? Каков?

Причастие имеет грамматические признаки глаголов (вид, время, залог) и прилагательных (род, число, падеж, полные и краткие формы); при употреблении с зависимыми словами образует причастный оборот.

Примеры причастий: покупающая сладости девочка, составленный учителем список, смотрящий по сторонам пешеход, спешащий на работу мужчина. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.

Причастие и деепричастие

– это ни что иное, как особые формы глагола. В этой статье подробно описаны грамматические и синтаксические признаки, способы образования, характерные особенности причастий и деепричастий.

Для лучшего усвоения материала приведены примеры и важные моменты.

в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой?

Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая?

Что сделав? Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице. Деепричастие Причастие Правила Примеры Правила Примеры Грамматические признаки Неизменяемая часть речи, имеет грамматические признаки наречия и глагола

Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами

› › В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков. Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие.

Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола.

Например, наличие вида:

  1. проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
  2. проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);

Кроме того, имеет значение времени.

Причастие и деепричастие

Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема

Причастие и дее­при­ча­стие — это две осо­бые фор­мы гла­го­ла, кото­рые мож­но отли­чить по обще­му зна­че­нию, мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­кам и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии.

Выясним, что такое при­ча­стие и дее­при­ча­стие в рус­ском язы­ке, какие они име­ют отли­чия и как их выявить в пред­ло­же­нии.

Причастие — это неспрягаемая форма глагола

Говоря о при­ча­стии, будем иметь в виду, что в рус­ском язы­ко­зна­нии его ква­ли­фи­ци­ру­ют по-разному. Одни уче­ные счи­та­ют при­ча­стие вполне само­сто­я­тель­ной частью речи, а дру­гие — осо­бой гла­голь­ной фор­мой. Независимо от этих взгля­дов на при­ча­стие оно соеди­ня­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи:

  • гла­го­ла
  • и при­ла­га­тель­но­го.

Эта фор­ма гла­го­ла обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию, то есть такой при­знак, кото­рый сопря­жен с дей­стви­ем, раз­ви­ва­ю­щим­ся в неко­то­рых вре­мен­ных пре­де­лах:

  • бегу­щий маль­чик — это маль­чик, кото­рый сам бежит имен­но сей­час (дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни);
  • маль­чик (какой?) бегу­щий (при­знак пред­ме­та);
  • уне­сен­ный вет­ром лист — это лист, кото­рый унес ветер (дей­ствие про­из­вел дру­гой пред­мет в про­шед­шем вре­ме­ни);
  • лист (какой?) уне­сен­ный.

Исходя из выяс­нен­ных зна­че­ний, дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние этой гла­голь­ной фор­ме (части речи):

Причастие — это неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое он сам про­из­во­дит или испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны.Причастия отве­ча­ют на вопро­сы какой? какая? какое? какие?

Различают дей­стви­тель­ные и стра­да­тель­ные при­ча­стия, для кото­рых харак­тер­ны опре­де­лен­ные суф­фик­сы:

  • щебе­тать — щебечущая птич­ка;
  • любить — любящая вну­ков бабуш­ка;
  • коле­бать — колеблемый вет­ром трост­ник;
  • опоз­дать — опоз­давший пас­са­жир;
  • нари­со­вать — нари­со­ванный пей­заж;
  • спле­сти — сплетенная масте­ром кор­зин­ка;
  • про­по­лоть — про­по­лотая гряд­ка.

Причастие изме­ня­ет­ся по паде­жам, чис­лам и родам, как и имя при­ла­га­тель­ное.

  • роко­чущий при­бой;
  • роко­чущая вол­на;
  • роко­чущее про­из­но­ше­ние;
  • роко­чущие зву­ки.
ПадежМужской родЖенский родСредний родМн. чис­ло
И. п.игра­ю­щийигра­ю­щаяигра­ю­щееигра­ю­щие
Р. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щейигра­ю­ще­гоигра­ю­щих
Д. п.игра­ю­ще­муигра­ю­щейигра­ю­ще­муигра­ю­щим
В. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щуюигра­ю­щееигра­ю­щих
Т. п.игра­ю­щимигра­ю­щейигра­ю­щимигра­ю­щи­ми
П. п.об игра­ю­щемоб игра­ю­щейоб игра­ю­щемоб игра­ю­щих

В сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии при­ча­стие согла­су­ет­ся с опре­де­ля­е­мым сло­вом  и высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли опре­де­ле­ния.

Примеры

У пли­ты мы уви­де­ли хло­по­чу­щую хозяй­ку.

К вече­ру види­мые на гори­зон­те обла­ка ста­ли розо­ва­то­го цве­та.

Растаявший снег побе­жал по дво­ру быст­рым ручей­ком.

Налетевший вете­рок зака­чал под­ве­шен­ный фонарь.

Научимся отли­чать при­ча­стие от дру­гой гла­голь­ной фор­мы — дее­при­ча­стия.

Чем отличается причастие и деепричастие?

Деепричастие в отли­чие от при­ча­стия не изме­ня­ет­ся ни по родам, ни по чис­лам, ни по паде­жам. Эта неиз­ме­ня­е­мая фор­ма явля­ет­ся резуль­та­том соеди­не­ния грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков гла­го­ла и наре­чия. Для дее­при­ча­стий харак­тер­ны совер­шен­но дру­гие фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы:

  • уви­деть — увидя;
  • спе­шить — спеша;
  • про­чи­тать — про­чи­тав;
  • вырас­ти — выросши;
  • напить­ся — напившись.

Как фор­ма гла­го­ла дее­при­ча­стие обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му ска­зу­е­мым.

Бегая от крыль­ца к калит­ке, во дво­ре гром­ко лая­ла рыжая соба­чон­ка.

Собачонка (что дела­ла?) лая­ла. Лаяла (что делая?) бегая.

Собачонка лая­ла в тоже вре­мя бега­ла.

Слово «бегая» обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие к основ­но­му дей­ствию, обо­зна­чен­но­му гла­го­лом «лая­ла».

В пред­ло­же­нии дее­при­ча­стие при­мы­ка­ет к гла­го­лу и выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­но­го чле­на пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ства.

Деепричастие — это неиз­ме­ня­е­мая гла­голь­ная  фор­ма, обо­зна­ча­ю­щая доба­воч­ное дей­ствие и сов­ме­ща­ю­щая при­зна­ки гла­го­ла и наре­чия.Деепричастия отве­ча­ют на вопро­сы что делая? что сде­лав?

Неизменяемость этой гла­голь­ной фор­мы — это при­знак наре­чия. Как гла­голь­ная фор­ма дее­при­ча­стие име­ет общую осно­ву, сход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние с гла­го­лом, вид (совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный), воз­врат­ность или невоз­врат­ность и спо­соб­ность управ­лять наре­чи­ем, суще­стви­тель­ным, место­име­ни­ем в падеж­ной фор­ме.

Как видим, при­ча­стие и дее­при­ча­стие име­ют суще­ствен­ные грам­ма­ти­че­ские раз­ли­чия, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми мож­но без­оши­боч­но опре­де­лить эти гла­голь­ные фор­мы в пред­ло­же­нии.

Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)

Суффиксы при­ча­стий и дее­при­ча­стийОсобенности упо­треб­ле­нияПримеры
Деепричастия

(Что делая? Что сде­лав?)

-а/-яв дее­при­ча­сти­ях несо­вер­шен­но­го видаубе­гая, чув­ствуя, ста­ра­ясь, изде­ва­ясь, при­жи­ма­ясь
-в/-вши/-шив дее­при­ча­сти­ях совер­шен­но­го видасде­лав, уви­дев, попы­тав­шись, поин­те­ре­со­вав­шись, обра­до­вав­шись, раз­ба­вив­ши, испёк­ши, бро­сив­ши

Причастия

(Какой? Какая? Какое? Какие?)

-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­николю­щий, хохо­чу­щий, зна­ча­щий, чистя­щий
-ем-/-ом-, -им-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях насто­я­ще­го вре­ме­ниотте­ня­е­мый, закреп­ля­е­мый, ведо­мый, руко­во­ди­мый, слы­ши­мый
-вш-/-ш-в дей­стви­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниотсы­рев­ший, устав­ший, постро­ив­ший, отпра­вив­ший­ся
-нн-/-енн, -т-в стра­да­тель­ных при­ча­сти­ях про­шед­ше­го вре­ме­ниото­рван­ный, посе­ян­ный, увле­чен­ный, рас­став­лен­ный, про­тер­тый, раз­мо­ло­тый

урок

Средняя оценка: 5. Проало: 14

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.