Причастие и деепричастие правила с примерами 6 класс схема
Подборка правил: причастие
Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы).
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию, относится к существительному или местоимению и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (белеющий, решивший, слушающий).
Признаки
1. Постоянные признаки
- залог (действительный, страдательный);
- время (настоящее, прошедшее);
- совершенный (от глаголов соверш. вида), несовершенный (от глаголов несоверш. вида);
- переходность (переходные (от переходных глаголов), непереходные (от непереходных глаголов);
- возвратность (от глаголов, которые без -СЯ не употребляются).
2. Непостоянные признаки
- род (мужской, женский, средний);
- число (единственное, множественное);
- форма (полная, краткая);
- падеж (только для полной формы);
- возвратность (от глаголов, имеющих форму с суффиксом -ся и без).
Залог причастий
- действительные — обозначают признаки предметов, которые сами производят действие (ожидающий пассажир).
- страдательные — образуются только от переходных глаголов и обозначают признаки таких предметов, над которыми производятся действия (ожидаемый поезд).
Полная и краткая форма причастий
Полную форму имеют все причастия (украшенный).
Краткая форма есть только у страдательных причастий совершенного вида (украшен).
Краткие формы причастий изменяются по родам и числам.
Склонение причастий
Причастие в изменяется по числам, по падежам, по родам.
Начальная форма причастия – именительный падеж мужского рода.
- Именительный падеж — читающий (м.р.), читающая (ж.р.), читающее (с.р.).
- Родительный падеж — читающего (м.р.), читающей (ж.р.), читающего (с.р.).
- Дательный падеж — читающему (м.р.), читающей (ж.р.), читающему (с.р.).
- Винительный падеж — читающего (м.р.), читающую (ж.р.), читающее (с.р.).
- Творительный падеж — читающим (м.р.), читающей (ж.р.), читающим (с.р.).
- Предложный падеж — (о) читающем (м.р.), (о) читающей (ж.р.), (о) читающем (с.р.).
Правописание суффиксов причастий
Действительные причастия
- -УЩ-, -ЮЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (колющий, пишущий).
- -АЩ-, -ЯЩ- пишутся в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (клеящий, дрожащий).
- -ВШ- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (видевший, слышавший).
- -Ш- пишется в действительных причастиях прошедшего времени (образуются от глаголов неопределённой формы) (прошедший, выросший).
Страдательные причастия
- -ЕМ-, -ОМ- пишутся в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения (увлекаемый, ведомый).
- -ИМ- пишется в страдательных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов II спряжения (видимый, слышимый).
- -Т- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени (понятый, завёрнутый).
- -НН- пишется в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных путём добавления -НН- к суффиксам -А-, -Я- глаголов неопределённой формы (услышанный, развеянный).
- -ЕНН-, -ЁНН- пишутся в страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов неопределённой формы путём замены суффиксов -ЕТЬ, -ИТЬ (обиженный, безветренный, подстреленный).
ЗАПОМНИ! брезжить – брезжущий, зиждиться – зиждущийся
Правописание -Н- и -НН- в причастиях
-НН- пишется:
- в причастиях совершенного вида (решённая проблема);
- если есть приставка (кроме НЕ) (прочитанная книга);
- если есть зависимое слово (раненный саблей боец);
- в причастиях на -ОВАННЫЙ /-ЕВАННЫЙ (маринованные огурцы). Исключения: жёваный, кованый.
-Н- пишется:
- в кратких причастиях (пицца съедена);
- если нет приставки (крещёный младенец);
- если нет зависимого слова (крашеный пол);
- если есть приставка НЕ- (некрашеный пол).
ЗАПОМНИ: конченый человек – конченный в срок отчёт, названый брат – названный выше, посажёный отец – посаженное в парке дерево, приданое невесты – приданный чему-то.
ЗАПОМНИ!
Эти причастия без приставок пишутся с -НН-: купленный, лишённый, брошенный, решённый, обещанный, рождённый, пойманный, прощённый, пленённый, данный, обиженный, виденный, читанный.
Правописание не в причастиях
НЕ пишется СЛИТНО:
- с причастиями, которые без НЕ не употребляются (ненавидимый, негодующий);
- с причастиями, образованными от глаголов с приставкой НЕДО- (недосчитавшийся);
- если нет зависимых слов или противопоставления (незамеченная ошибка).
НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО:
- при наличии зависимых слов (не замеченная никем ошибка);
- при наличии противопоставления (не замеченная, а пропущенная ошибка);
- с краткими страдательными причастиями (ошибка не замечена).
Причастный оборот
Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. В предложении причастный оборот и причастие являются обособленным или необособленным согласованным определением.
- Если причастный оборот стоит после определяемого слова, он выделяется запятыми с двух сторон. (Программа, давшая сбой, вывела компьютер из строя.)
- Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, запятые не ставятся. (Давшая сбой программа вывела компьютер из строя.)
- Если причастный оборот стоит перед определяемым словом, которое выражено местоимением, запятая ставится. (Одарённый необычайной силой, он работал за четверых. (И.С. Тургенев)
Причастие и деепричастие: главные правила с примерами оборотов – что это такое, способы образования и отличия
В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.
Морфологические особенности
Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие. Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, прилагательному или глаголу.
Причастие
Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:
- проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
- проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных частей речи, имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).
Для него характерно присутствие двух залогов — страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).
Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.
Деепричастие
Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию», на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:
- вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
- возвратность (притворяясь).
Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.
Чем отличаются
В первую очередь, нужно отметить, что деепричастие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.
Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:
- Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
- Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).
Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:
- определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
- частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).
Суффиксы
Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.
Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.
Вид | Суффиксы | Примеры |
Совершенный | -в, -вши, -ши | Бросив, согнувшись, сберёгши |
Несовершенный | -а (-я); -учи (устаревшие формы) | Считая, крадучись |
Именно суффиксы причастий и деепричастий указывают на принадлежность слов к той или иной части речи.
Важно! При образовании форм совершенного вида не используются суффиксы -а, -я: неправильное употребление: посмотря, правильное: посмотрев.
Деепричастия не образуются от следующих глаголов несовершенного вида:
- заканчивающихся на -чь (беречь, жечь печь и другие);
- имеющих суффикс -ну- (тянуть, гаснуть, крикнуть и другие);
- бежать, колоть, лезть, пахать, хотеть, бить, вить, пить, есть, лить, злить, шить, рвать, ждать, гнуть, спать, лгать.
Условие правильного выбора гласной в суффиксах причастий настоящего времени ‑ знание спряжения глаголов. Таблица 2.
Причастия настоящего времени | Действительные | Страдательные | ||
Спряжение глагола | I | II | I | II |
Суффиксы | -ущ, -ющ | -ащ, -ящ | -ем | им |
Примеры | стелющий | терпящий | Подгоняемый | Слышимый |
Исключения | Брезжущий | Движимый |
Обратите внимание! Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Отсутствуют формы настоящего времени у глаголов: беречь, брить, будить, звать, писать, пить.
Таблица 3
Причастия прошедшего времени | Действительные | Страдательные |
Суффиксы | -вш-, -ш- | -ен(н)-, -н(н)-, -т- |
Примеры | Услышавший, нёсший | Спиленный, изданный, взятый |
Таблица 4
Выбор гласной перед -н (н) определяется суффиксом инфинитива:
Инфинитив | на -ить, еть | на -ать, -ять |
Гласная перед н (н) | е | а, я |
Примеры | закаченный (мяч) – закатить | закачанный (воздух) ‑ закачать |
Правописание с НЕ
Обе части речи пишутся с НЕ слитно, если не употребляются без неё, к примеру: невзлюбивший, ненавидя.
В остальных случаях деепричастие с не пишется всегда раздельно, кроме слов с приставкой недо-, имеющей значение «меньше, чем положено», «некачественно», например — недосмотрев за ребёнком. Сравните: не досмотрев фильм, то есть не закончив смотреть фильм.
Частицу «не» следует писать раздельно с краткой формой причастий (не вышиты), а также с полной при наличии поясняющих слов (не изданный вовремя роман), отрицания (далеко, вовсе, никогда, нисколько, ничуть и другие) или противопоставления (не начатый, а законченный).
Употребление одной и двух букв «н»
Удвоенная буква -нн- в суффиксах полных причастий пишется, если имеются в наличии:
- приставка: скошенный, сваренный (но: незваный гость);
- зависимые слова: пропаренная в духовке;
- суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: консервированный, обрадованный;
- слово образовано от глагола совершенного вида без приставки (исключение: раненый): лишённый.
В конце кратких форм всегда пишется одна -н-: основан, распакован.
Обособление синтаксически конструкций
Часто встречается такая пунктуационная ошибка ‑ неправильно расставленные знаки препинания в предложениях, содержащих деепричастные и причастные обороты. Причина кроется в неумении отличать их друг от друга, определять границы данных конструкций, находить слово, к которому они относятся.
Выясним, при каких условиях выделяются деепричастный и причастный оборот. Приведем существующие в языке правила с примерами.
Причастный оборот
Поясняет существительное или местоимение, является определением, обособляется, если:
- относится к личному местоимению: Убаюканный нежными словами матери, он крепко спал. Меня, знающего каждую тропинку в окружающей местности, назначили старшим разведгруппы.
- стоит после определяемого существительного: Солдат, оглушённый снарядом, упал на поле боя.
- имеет обстоятельственное значение причины или уступки: Утомившиеся после долгой дороги, туристы продолжали путь. Туристы продолжали путь (несмотря на что?), хотя утомились после долгой дороги. Предоставленные самим себе, дети оказались в трудном положении.
Дети оказались в трудном положении (почему?), поскольку предоставлены самим себе.
Деепричастный оборот
Обозначает дополнительное действие глагола-сказуемого, является обстоятельством, обособляется всегда: Вздымая волны, бушевало море. Старик шёл, прихрамывая на одну ногу.
Важно! Исключением являются обороты, перешедшие в разряд устойчивых выражений, как-то: затаив дыхание, сломя голову, высунув язык, спустя рукава.
Сравните два предложения:
- Высунув язык, собака тяжело дышала (Собака высунула язык).
- Мальчик мчался высунув язык (бежал быстро).
В первом случае в предложении присутствует деепричастный оборот. Во втором ‑ выражение «высунув язык» имеет переносное значение. Оно легко заменяется одним словом, наречием «быстро», следовательно, является фразеологизмом, который не обособляется.
Распространенные грамматические ошибки
Наиболее частая ошибка — неправильное согласование причастия с поясняемым словом, вызванная неумением правильно его определять. Это можно наблюдать в следующем примере:
Тихон был безвольным человеком, полностью подчинившийся своей матери ‑ Кабанихе.
Пишущий задал вопрос от слова Тихон, хотя причастие «подчинившийся» поясняет другое слово ‑ «человеком». Правильный вариант звучит так:
Тихон был безвольным человеком (каким?), полностью подчинившимся своей матери ‑ Кабанихе.
Нередко путают страдательные и действительные причастия:
Среди лотерейных билетов был выигранный.
Из написанного получается: билет выиграли, хотя мысль иная: билет выиграл, следовательно, используем слово выигравший.
При употреблении деепричастия важно учесть, что оба действия, основное и добавочное, должны относиться к одному лицу. Если этого не сделать, получим подобные фразы: Постигая глубину духовных ценностей, у героя менялось мировоззрение.
Добавочное действие, выраженное деепричастием, относится не к герою, который производит действие, а к слову «мировоззрение».Правильный вариант: Постигая глубину духовных ценностей народа, герой изменял своё мировоззрение.
По той же причине нельзя использовать данную часть речи в безличных предложениях, передающих состояние, а не действие: Обманув маму, детям стало плохо.
Причастие и деепричастие: в чем разница? Причастный и деепричастный оборот — простое объяснение
Причастный оборот
Вывод
Речь образованного человека невозможно представить без глагольных форм. Первые помогают развёрнуто, всесторонне охарактеризовать предмет.
Вторые дают возможность упростить речь, заменить ряд однородных сказуемых, обозначающих не главное действие, а второстепенное, добавочное.
Если вы научитесь разбираться в деепричастиях, то сможете сделать свою речь красивой, яркой, понятной, что немаловажно для достижения успеха в жизни.
Причастный и деепричастный обороты: учимся различать
Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.
Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?
Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.
Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.
В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.
В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.
В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:
● Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:
Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:
Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
1 схема | 2 схема | 3 схема |
Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка | Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория | Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее |
Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.
), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании».
На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.
Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.
1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.
В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:
Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.
Закрепление полученных сведений о причастном обороте
В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.
● Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.
Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:
Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:
Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.
Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.
Исходное предложение | Отредактированное школьником предложение | Предложение, отредактированное школьником по схеме |
Лодка, которую увлекает сильный поток, … . | Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. | Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению. |
Книга, которую прочитал школьник, … . | Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. | Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке. |
Тучи, которые гонит ветер, … . | Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. | Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм. |
Старые письма, которые хранит бабушка, … . | Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. | Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени. |
Земля, которая освещается солнцем, … . | Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. | Освещаемая солнцем земля быстро согрелась. |
Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.
● Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.
Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.
Выполните морфологический анализ выделенных слов.
Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.
В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.
● Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.
Школьники могут выполнить упражнение таким образом:
Исходное предложение | Отредактированное школьником предложение |
Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. | Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. |
Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. | Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия. |
О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. | О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой. |
Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. | Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой. |
Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.
● Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.
Приводим вариант выполнения данного упражнения:
Исходное предложение | Отредактированное школьником предложение |
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. | По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли. |
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. | Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками. |
Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. | Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр. |
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. | На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома. |
Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. | Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца. |
Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.
Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).
Теоретические основы изучения деепричастного оборота
В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:
● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);
● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);
● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,
Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте
Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.
● Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?
Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.
● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.
Предлагаем вариант выполнения данного задания:
При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).
В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.● Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.
● Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.
Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.
zakondostatka.ru
Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного.
Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.
Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного.
Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Грамматическое описание причастия включает глаголов и прилагательных.
Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола): Тип (действительное или страдательное); Вид (совершенный или несовершенный); Время (настоящее либо прошедшее).
Урок русского языка на тему: «Отличие причастий от деепричастий». 7-й класс
- , учитель русского языка, литературы и ОРКСЭ
Разделы: Цели:
- обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”; закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты; закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему; развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом; воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.
Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.
Оборудование: Таблица “Н.В.Гоголь.
Тблица “Отличительные
Как отличить причастие от деепричастия
В русском языке причастие и деепричастие очень схожи между собой, поскольку являются особыми формами глаголов.
Чтобы понять, как отличить причастие от деепричастия, достаточно выучить, какие морфологические категории и синтаксические признаки присущи каждой из словоформ.
Причастия и деепричастия образуются с помощью суффиксов от глагольных основ.
типы суффиксы примеры Деепричастия (отвечают на вопросы Что делая?
Что сделав?, обозначают добавочное действие) Несовершенного вида -а/-я сплетать – сплетая, уговаривать – уговаривая, ступать – ступая
Причастный и деепричастный оборот
В русском языке речевые конструкции могут обогащаться причастными и деепричастными оборотами.
В данной статье рассмотрены особенности и правила употребления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи.
Причастие и деепричастие в русском языке – это особые формы глагола (у некоторых авторов самостоятельные части речи), которые вместе с зависимыми словами образуют особые синтаксические конструкции: причастный и деепричастный обороты.
Причастный оборот, как и одиночное причастие, обозначает признак по действию, отвечает на вопросы Какой?
Мебель, привезенную с дачи, мы поставили в коридоре (мебель (какую?) привезенную с дачи).
Тест «Причастие и деепричастие» 6 класс (учебник С.И.
Львовой )
Тест 6 класс «Причастие и деепричастие» (учебник под редакцией С.И.Львовой)1.Укажите причастие в предложении Распахнув окно, я любовался расстилавшейся перед моими глазами картиной.
Распахнув Расстилавшейся Моими любовался 2. Выбери действительное причастие 1.Одевающаяся девочка 2. читаемая книга 3. расстегнутая рубашка 4.
выстрел услышан 3. Отметь ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется буква У(Ю). 1.кол…щий, колебл…щийся 2. бор…щийся, дыш.щий 3.
слуша…щий, таратор…щий 4. улыба…щийся, крас…щий 4. Отметь ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н.1. воспита…ые дети, пуга…ая ворона 2. ошибка исправле…а, смышлё…ый мальчик 3. выглаже…ые рубашки, измуче…ый вид 4.
закруче…ая гайка, стреля…ый воробей 5. Выбери деепричастие совершенного вида 1. воркуя 2. замахнувшись 3. держа 4 сияя 6.
Укажи, в каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте
Причастие и причастный оборот
Причастие представляет особую форму глагола, которая сочетает в себе признаки глаголов и прилагательных. При использовании в речевой конструкции с зависимыми словами образует причастный оборот. В данной статье подробно описаны характеристики и особенности причастного оборота с примерами, а также способы его определения в предложении.
Причастие – особая форма глагола (в некоторых источниках – самостоятельная часть речи), которая обозначает признак по действию и отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший? Каков?
Причастие имеет грамматические признаки глаголов (вид, время, залог) и прилагательных (род, число, падеж, полные и краткие формы); при употреблении с зависимыми словами образует причастный оборот.
Примеры причастий: покупающая сладости девочка, составленный учителем список, смотрящий по сторонам пешеход, спешащий на работу мужчина. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.
Причастие и деепричастие
– это ни что иное, как особые формы глагола. В этой статье подробно описаны грамматические и синтаксические признаки, способы образования, характерные особенности причастий и деепричастий.
Для лучшего усвоения материала приведены примеры и важные моменты.
в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой?
Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая?
Что сделав? Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице. Деепричастие Причастие Правила Примеры Правила Примеры Грамматические признаки Неизменяемая часть речи, имеет грамматические признаки наречия и глагола
Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами
› › В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков. Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие.
Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, или глаголу.Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола.
Например, наличие вида:
- проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
- проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
Кроме того, имеет значение времени.
Причастие и деепричастие
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Выясним, что такое причастие и деепричастие в русском языке, какие они имеют отличия и как их выявить в предложении.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола
Говоря о причастии, будем иметь в виду, что в русском языкознании его квалифицируют по-разному. Одни ученые считают причастие вполне самостоятельной частью речи, а другие — особой глагольной формой. Независимо от этих взглядов на причастие оно соединяет в себе признаки двух самостоятельных частей речи:
- глагола
- и прилагательного.
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
- бегущий мальчик — это мальчик, который сам бежит именно сейчас (действие в настоящем времени);
- мальчик (какой?) бегущий (признак предмета);
- унесенный ветром лист — это лист, который унес ветер (действие произвел другой предмет в прошедшем времени);
- лист (какой?) унесенный.
Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи):
Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны.Причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
- щебетать — щебечущая птичка;
- любить — любящая внуков бабушка;
- колебать — колеблемый ветром тростник;
- опоздать — опоздавший пассажир;
- нарисовать — нарисованный пейзаж;
- сплести — сплетенная мастером корзинка;
- прополоть — прополотая грядка.
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное.
- рокочущий прибой;
- рокочущая волна;
- рокочущее произношение;
- рокочущие звуки.
И. п. | играющий | играющая | играющее | играющие |
Р. п. | играющего | играющей | играющего | играющих |
Д. п. | играющему | играющей | играющему | играющим |
В. п. | играющего | играющую | играющее | играющих |
Т. п. | играющим | играющей | играющим | играющими |
П. п. | об играющем | об играющей | об играющем | об играющих |
В словосочетании и предложении причастие согласуется с определяемым словом и выступает в синтаксической роли определения.
Примеры
У плиты мы увидели хлопочущую хозяйку.
К вечеру видимые на горизонте облака стали розоватого цвета.
Растаявший снег побежал по двору быстрым ручейком.
Налетевший ветерок закачал подвешенный фонарь.
Научимся отличать причастие от другой глагольной формы — деепричастия.
Чем отличается причастие и деепричастие?
Деепричастие в отличие от причастия не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Эта неизменяемая форма является результатом соединения грамматических признаков глагола и наречия. Для деепричастий характерны совершенно другие формообразующие суффиксы:
- увидеть — увидя;
- спешить — спеша;
- прочитать — прочитав;
- вырасти — выросши;
- напиться — напившись.
Как форма глагола деепричастие обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, обозначенному сказуемым.
Бегая от крыльца к калитке, во дворе громко лаяла рыжая собачонка.
Собачонка (что делала?) лаяла. Лаяла (что делая?) бегая.
Собачонка лаяла в тоже время бегала.
Слово «бегая» обозначает добавочное действие к основному действию, обозначенному глаголом «лаяла».
В предложении деепричастие примыкает к глаголу и выполняет синтаксическую роль второстепенного члена предложения обстоятельства.
Деепричастие — это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая признаки глагола и наречия.Деепричастия отвечают на вопросы что делая? что сделав?
Неизменяемость этой глагольной формы — это признак наречия. Как глагольная форма деепричастие имеет общую основу, сходное лексическое значение с глаголом, вид (совершенный или несовершенный), возвратность или невозвратность и способность управлять наречием, существительным, местоимением в падежной форме.
Как видим, причастие и деепричастие имеют существенные грамматические различия, в соответствии с которыми можно безошибочно определить эти глагольные формы в предложении.
Суффиксы причастий и деепричастий (таблица)
Деепричастия (Что делая? Что сделав?) | -а/-я | в деепричастиях несовершенного вида | убегая, чувствуя, стараясь, издеваясь, прижимаясь |
-в/-вши/-ши | в деепричастиях совершенного вида | сделав, увидев, попытавшись, поинтересовавшись, обрадовавшись, разбавивши, испёкши, бросивши | |
Причастия (Какой? Какая? Какое? Какие?) | -ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ- | в действительных причастиях настоящего времени | колющий, хохочущий, значащий, чистящий |
-ем-/-ом-, -им- | в страдательных причастиях настоящего времени | оттеняемый, закрепляемый, ведомый, руководимый, слышимый | |
-вш-/-ш- | в действительных причастиях прошедшего времени | отсыревший, уставший, построивший, отправившийся | |
-нн-/-енн, -т- | в страдательных причастиях прошедшего времени | оторванный, посеянный, увлеченный, расставленный, протертый, размолотый |
урок
Средняя оценка: 5. Проало: 14