Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

  • Информация
  • Новости
  • Статьи

Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

Работа на уроке пойдёт по схеме:

— пейзаж;

— сцены уличной жизни;

— интерьер.

Учитель: — Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

— Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

Пейзаж.

Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр.

Было часов восемь, солнце заходило.

Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха…» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика — кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай…» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие.

Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник — символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург — это медный всадник посреди болота.

Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

«Преступление и наказание» называют «петербургским романом».

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 10

формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;

формировать у учащихся умение использовать информационно-коммуникационные технологии;

воспитывать сочувствие и сострадание, внимательное отношение к художественному слову, искусству, любовь к классической литературе.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедиа проектор; декорация «Петербург Достоевского» (светлый фон декорации используется как экран для проецирования); карточки с заданиями; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; презентация к уроку; ученическая презентация «Петербург Гоголя и Пушкина».

gigabaza.ru

Преступление и наказание (часть 2, глава 1)

Так пролежал он очень долго.

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1 часть

Между посетителями были две дамы. Одна в трауре, бедно одетая, сидела за столом против письмоводителя и что-то писала под его диктовку.

Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди, величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала.

Раскольников сунул письмоводителю свою повестку. Тот мельком взглянул на нее, сказал: «подождите» и продолжал заниматься с траурною дамой.

Он перевел дух свободнее. «Наверно, не то!» Мало-помалу он стал ободряться, он усовещивал себя всеми силами ободриться и опомниться.

«Какая-нибудь глупость, какая-нибудь самая мелкая неосторожность, и я могу всего себя выдать! Гм. жаль, что здесь воздуху нет, — прибавил он, — духота. Голова еще больше кружится. и ум тоже. «

Он чувствовал во всем себе страшный беспорядок.
Он сам боялся не совладеть с собой.

Важно

Она семенила на месте и беспрерывно приседала, с нетерпением выжидая, что наконец-то и ей позволят ввернуть свое слово, и дождалась.

— Никакой шум и драки у меня не буль, господин капитэн, — затараторила она вдруг, точно горох просыпали, с крепким немецким акцентом, хотя и бойко по-русски, — и никакой, никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и это я все расскажит, господин капитэн, а я не виноват.

у меня благородный дом, господин капитэн, и благородное обращение, господин капитэн, и я всегда, всегда сама не хотель никакой шкандаль.

А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал но’гом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут нет никакой манир, и я сказаль.

А он путилку взял и стал всех сзади путилкой толкаль.

Пейзаж в преступлении и наказании часть 1 глава 1

Это был очень молодой человек, лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лет, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете. С одним бывшим тут иностранцем он даже сказал слова два по-французски, и очень удовлетворительно.

— Луиза Ивановна, вы бы сели, — сказал он мельком разодетой багрово-красной даме, которая все стояла, как будто не смея сама сесть, хотя стул был рядом.

— Ich danke, — сказала та и тихо, с шелковым шумом, опустилась на стул.

Охарактеризуйте пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1

Долго не думая, Раскольников тотчас же спустился вниз. Никогда до сих пор не входил он в распивочные, но теперь голова его кружилась, и к тому же палящая жажда томила его.

Ему захотелось выпить холодного пива, тем более что внезапную слабость свою он относил и к тому, что был голоден. Он уселся в темном и грязном углу, за липким столиком, спросил пива и с жадностию выпил первый стакан.

Тотчас же все отлегло, и мысли его прояснели.

«Все это вздор, — сказал он с надеждой, — и нечем тут было смущаться! Просто физическое расстройство! Один какой-нибудь стакан пива, кусок сухаря, — и вот, в один миг, крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения! Тьфу, какое все это ничтожество!..» Но, несмотря на этот презрительный плевок, он глядел уже весело, как будто внезапно освободясь от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул глазами присутствующих.

Пейзажи в романе преступление и наказание часть 1 глава 1

Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности.
Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье.

В печку? Но в печке прежде всего начнут рыться. Сжечь? Да и чем сжечь? Спичек даже нет. Нет, лучше выйти куда-нибудь и все выбросить. Да! лучше выбросить! — повторял он, опять садясь на диван, — и сейчас, сию минуту, не медля.
»

Но вместо того голова его опять склонилась на подушку; опять оледенил его нестерпимый озноб; опять он потащил на себя шинель. И долго, несколько часов, ему все еще мерещилось порывами, что «вот бы сейчас, не откладывая, пойти куда-нибудь и все выбросить, чтоб уж с глаз долой, поскорей, поскорей!» Он порывался с дивана несколько раз, хотел было встать, но уже не мог.

Окончательно разбудил его сильный стук в двери.

— Да отвори, жив аль нет? И все-то он дрыхнет! — кричала Настасья, стуча кулаком в дверь, — целые дни-то деньские, как пес, дрыхнет! Пес и есть! Отвори, что ль.

Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?

— Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?

— Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

— Уже на первых страницах романа автор создает образ Петербурга.

Похож ли он нас столицу в обычном понимании этого слова?

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч.

Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал.

Вся квартира состояла из этих двух комнат. — Что угодно? — строго произнесла старушонка, входя в комнату и по-прежнему становясь прямо перед ним, чтобы глядеть ему прямо в лицо.
— Заклад принес, вот-с! — И он вынул из кармана старые плоские серебряные часы.

На оборотной дощечке их был изображен глобус. Цепочка была стальная. — Да ведь и прежнему закладу срок. Еще третьего дня месяц как минул. — Я вам проценты еще за месяц внесу; потерпите. — А в том моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь вашу теперь же продать.

— Много ль за часы-то, Алена Ивановна? — А с пустяками ходишь, батюшка, ничего, почитай, не стоит.

Образ Петербурга в романе

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, символ расцвета и величия послепетровской России. Город пышных балов и дворцовых переворотов, поражающий и сегодня своим великолепием. Но был и другой, неизвестный нам, далекий Петербург.

Город, где люди прозябают в «клетушках», в грязных желтых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безотрадна, страшна и призрачна. Именно такой образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» рисует Достоевский.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга.

Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.

Стоит лето, на улице жарко, но сумрачен и нерадостен городской пейзаж. Мы смотрим на летний город глазами голодного бедняка. Всюду толкотня, духота, пыль, всюду известка, кирпич, леса, всюду особенная вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему возможности уехать летом на дачу.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению. Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным.

На мосту, с которого взору открывается невская величественная панорама, Раскольников чуть было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердцу Сенная площадь.

Да, она нищая, но здесь он находит своеобразную красоту и чувствует себя своим.

На улицах города

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова.

Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами.

Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.

В домах героев

С грязных шумных улиц Достоевский уводит нас в типичные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в зловонные дворы, поднимаемся по мрачным узким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются тусклым огарком свечи или косыми лучами заходящего летнего солнца.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах. Реально происходящие события – убийство старухи-процентщицы, возникновение «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные вопли – похожи на кошмарные видения безумного.

В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную действительность…

Мир нищеты

Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу… на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским.

Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети.

Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.

Другой образ Петербурга

В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может. Вот мошенник Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот купец Юшкин берет плату за дешевые номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле торгуют женщинами.

Отчетливо на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Первый – негодяй, способный на любые злодеяния, второй – посетитель петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди создают образ Санкт-Петербурга.

Однако он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Город как олицетворение окружающей действительности

Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет.

Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви.

Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург – это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру.

Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

В заключение

Федор Михайлович Достоевский – гениальнейший писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни русского народа.

Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Мировоззрение писателя основывается на фундаментальных истинах: любви к человеку и признанию его духовной индивидуальности.

Все искания Достоевского направлены на создание для людей достойных условий жизни. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения.

Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается безумная теория Раскольникова.

zakondostatka.ru

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Нестерпимая же вонь из распивочных.

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы.Тема урока — Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» Базовый учебник.

Цель: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М.

Достоевского « Преступление и наказание» Задачи:Обучающие— познакомить обучающихся с изображением Петербурга в произведении Ф.М. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Развивающие—формировать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера;- формировать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.Воспитательные—

Пейзажи в преступлении и наказании часть 1 глава 1

В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай».

Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей.

Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.

Таков уже первый пейзаж романа.

«На

Петербург в романе Преступление и наказание Достоевского Цитаты

Петербург.pptx

Петербург в романе «Преступление и наказание» Достоевского. Цитаты.

«. . . На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу.

. . » «. . . Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.

. . »

«.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Поиск для: Поиск Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений .

Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа. Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье.

Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей. Это город узких переулков и трущоб.

Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов.

Пейзаж и его функции в романе Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»

1 Амелина Е.В. Готовимся к экзамену по литературе.

М.: Оникс; Мир и образование, Е.В.

Амелина В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города.

В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в широкошумные дубравы» он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», писал Д.

Мережковский. Описания природы у Достоевского довольно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Обсуждения

“В начале июня, в чрезвычайно жаркое время.

на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”

«Есть неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей весной силы, опушится, разрядится, упестрится цветами»

некоторые упоминания закатов в романе:«Небольшая комната… была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…»«Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца».«Было часов восемь, солнце заходило».

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на отдельное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно от пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение».«Он бродил без цели.

Картины природы и их роль в романе «Преступление и наказание» .

Сочинение.

в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай» . Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи.

Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт. . Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве.

. Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла

Афоризм – крылатые слова о жизни и литературе

В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж.

«Достоевский понимает поэзию города.

В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в „широкошумные дубравы» — он бродит, одинокий, по улицам большого города.

В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», — писал Д. Мережковский. Описания природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения.

Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается.

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты | Русское право

Пейзажи в преступлении и наказании цитаты

Теснота — явление не только материальное, ведь все герои романа чувствуют себя стесненно, дискомфортно в духовном плане. Еще один мотив, который постоянно выделяет автор, — это мотив грязи на улицах, и не только.

Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Образ солнца в романе имеет несколько значений.

Однако солнце ослепляет Раскольникова – точно так же героя губит его идея о «сильной личности». Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения.

Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей.

Подтекст пейзажей в «Преступлении и наказании»

Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым.

М.Достоевский — великий писатель XIX века. Одно из главных произведений его жизни — роман «Преступление и наказание».

М. Соловьевым цветового фона произведений Достоевского. Желтый цвет: цитаты из романа. Тема жизни в петербургских квартирах.

Я сам делать хочу». И вслед за этим в скобках Достоевский привел исторический пример, на который ссылается герой: «Голландец Петр» (7, 153).

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Достоевский — это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует по­чти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно по­строенный, неестественно создавшийся.

Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Ф.М. Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя.

В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку.

Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.

Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев. На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его.

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета.

В описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый, красный и белый цвета. Но и в этом коротеньком списке доминирует желтый цвет.

Получается, что основной фон романа — это желтый, ядовитый цвет. «Небольшая комната с желтыми обоями.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Подобные оценки «Преступления и наказания» сводят его к изображению случайного патологического явления жизни.

С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества.

Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова.

Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом “Преступление и наказание” перекликается со стихотворением Н. А.

Подобные оценки «Преступления и наказания» сводят его к изображению случайного патологического явления жизни.

В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, “пошла по желтому билету” Соня и в общем-то то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью».

Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши.

Выйдя из квартиры сына, она замечает: «…ужас у него душно…а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю.В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга – это составляющая общей безысходной атмосферы романа. Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, – это яркое, кроваво-красное солнце.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» — символ власти, приносящий беды людям.

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

В этой статье представлены материалы о роли пейзажа в романе «Преступление и наказание» Достоевского (природа, погода).

Любопытно, что спустя почти две недели жары в Петербурге все-таки проходит долгожданный дождь. Достоевский наделяет этот «спасительный» дождь особенным смыслом: дождь идет как раз накануне явки Раскольникова с повинной.

Первый – это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт… Второй – хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве… Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками.

В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт…

Письма. Т. 28. Кн. 1. С. 210). Дважды у Тютчева упоминается фонтан. Этот образ контрастен другим, открывающим и заканчивающим стихотворение: «летнему жару и зною», «знойной мостовой».

Ф.М.Достоевский также показывает и общественные места, например, распивочная. «Оглядевшись, он заметил, что стоит подле распивочной, в которую вход был с тротуара по лестнице вниз, в подвальный этаж…

Вопрос лишь в том, найдется ли тот, кто осмелится сделать решающий шаг. Недаром Раскольников говорит Соне, что «власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь!» (6, 321).

Описания же природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается. Эта связь обуславливает некую условность пейзажей, их «заданность».

Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою- нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел.

Даже в его размышлениях о том, чтобы соединить Летний сад с Михайловским, тоже подспудно присутствует образ Петра. Ведь в Летнем саду стоял Петровский дворец, а возле Михайловского замка, напротив Летнего сада, Павел I распорядился поставить еще одну конную статую Петра.

Приоритетом в использовании новых информационных технологий для коллектива Научной библиотеки является полноценное обеспечение информационных потребностей университета и повышение качества образования.

Цитаты о петербурге преступление и наказание

Упоминание о Михайловском саде тоже не случайно. Здесь стоял дворец-замок Павла I, безмолвный свидетель политического заговора, в результате которого был убит император.

Во второй части эпилога перед нами предстает внутренний мир Родиона Раскольникова. О его состоянии очень хорошо говорят следующие строки: «… его гордость сильно была уязвлена; он и заболел от уязвленной гордости». Раскольников очень сильно переживал из-за того, что он сам так глупо погубил свою жизнь, пытаясь убийством кому-то что-то доказать.

Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле.

Повествуя о том, как Раскольников запутался в противоречиях своей теории и совершил нелепое, бессмысленное преступление, Достоевский развенчивал представления героя о том, что можно стать «добрым» Наполеоном или Петром. Раскольников мечтал о власти, чтобы облагодетельствовать обездоленных людей. Сестре он признавался: «Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел…» (6, 400).

Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы — разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило.

Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен.

Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.