Логопедические пособия на воздушную струю с описанием
Логопедические пособия на воздушную струю с описанием улыбнись
Задуть свечку. В саду я использую безопасный вариант с электронной свечкой, которая загорается и гаснет от того, что на нее дуют.http://www..com/watch?v=NEKxPipoK3U (видео с электронной свечой)2. Подуть на одуванчик.3. Надуть шарик.4. Дуть через трубочку в мыльный раствор5.
Выдуть мячик из стаканчика.6. Можно измазать шарик краской и рисовать им, поддувая из трубочки7.
Сдуть бумажку с трубочки8. Игры со свистульками, которые продаются в наборах к дню рождения:Игры на развитие длительности воздушной струи1. Дуть на вертушку. Чем дольше дуешь, тем дольше крутится. как сделать: http://astersoft.net/kak-sdelat-vertushku-poshagovaja-instruktsija2.
Дуть на мыльные пузыри. Чем дольше дуть, тем больше пузырей. Силу тут надо контролировать, так как, если сильно дуть, то пузыри лопаются и не отлетают.3.
Надуть пузырь из жвачки4. Дуть на такую конструкцию:5.
Духовые музыкальные инструменты:
Формирование воздушной струй
Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребенка с дислалией следующих основных противопоставлений (табл. 2).Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно-щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая.
Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.Таблица 1Направления логопедической работы на подготовительном этапе формирования звукопроизношенияНаправления коррекции 1. формирование фонематического слуха2.
Формирование речевого дыхания3. Формирование артикуляционной моторикиТаблица 2Противопоставления, вырабатываемые при формировании воздушной струиВоздушная струяТри основных направления воздушной струи:1)воздушная струя направлена прямо по центру языка.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания
К цветку приклеиваем серединку, заранее подложив под нее края нитей с бабочками.
Наши готовые цветы.
Второе пособие «Первый снег» Для него нам потребовалось: 2 круга самоклеющейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска, CD диск, 1 снежинка из фетра, нитка.
Делаем все тоже самое. Вот наши готовые снежинки.
Третье пособие «Осенние листья» Для него нам потребовалось: 2 круга самоклеющейся бумаги (диаметр круга на 1 см больше, чем диаметр диска, CD диск, 3 листочка из фетра, нитки.
Делаем все тоже самое.
Мастер-класс по изготовлению пособия для развития воздушной струи «Лыжник»
Мягкий плоский язык – необходимое условие. Вот несколько игр, которые можно использовать для развития воздушной струи: «Парашют» или «Фокус» — рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
«Шторм в стакане» — наливаем в стакан 150 мл воды и вставляем коктейльную трубочку.
Сначала ребенок потихоньку выдыхает воздух через трубочку — чайник начинает закипать, постепенно усиливаем выдох — чайник кипит, выдох ещё сильнее — теперь вода должна бурлить.
Следим, чтобы плечики не поднимались. «Забей гол» — выполняется высунутым и сложенным в трубочку язычком, на кончике языка скатанный в шарик кусочек ваты, воздух должен проходить посередине языка. В этом случае формируется сильная воздушная струя, которая сдует ватку, или забьет гол. Дыхание ровное, плечики не поднимаются: вдох — носом, выдох — ртом.
«Дуй, ветерок» — при поддувании: вдох диафрагмой (животик надуваем, не задерживаем дыхание; во время выдоха – губы трубочкой, язык желобком (чтобы воздушная струя шла посередине языка, щеки не надуваем, выдох плавный.
Готовые игры и игрушки, такие как воздушный баскетбол, дудочки, вертушки, разнообразные свистки и язычки, надувание воздушных шаров и мыльных пузырей.
Игры, которые можно сделать своими руками. «Фасолевые гонки» — коробка из — под конфет оборудована, как дорожки для бегунов — «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей.
Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша. «Кораблик» — потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Нужно имитировать слабый ветер, чтобы кораблик двигался плавно, и порывистый ветер. Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек, или сложив язык желобком. «Аэрофутбол» — Эта весёлая и полезная игра предназначена для двух детей.
Суть игры – забить гол в ворота соперника. Можно играть с трубочкой, а можно и без неё.
«Накорми животных» — предназначена для одного, двух или даже трёх детей одновременно. Суть игры заключается в том, чтобы дети, подув на шарик, попали в рот животным.
Роль шарика может выполнять фантик, кусочек ваты или смятая бумажная салфетка. Он превращается во вкусную еду. «Рыба – кит» — подуй в трубочку, и кит выпустит веселый фонтан.«Воздушные гонки» — победит тот, чья гонка быстрее окажется у финиша.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.
• Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
• Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1, 5 минут)
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения
Это характерно для произнесения смычно-проходных (л, л’) звуков. В логопедической работе используются следующие упражнения 1.«Сдуй снежинки с горки».
«Наказать непослушный язык». «Желобок». 2.«Фокусы». 3.«Идет охотник по болоту». Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл». «Наказать непослушный язык». На выдохе произносится «П-п-п».
| «Пулемет». На выдохе произносится «Т-т-т». «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
-Дутье на язык. Упражнения на развитие воздушной струи
Из самоклеящейся бумаги, используя шаблон цветка №1 или № 2 дважды, вырезаем цветки и наклеиваем на основу диска с обеих сторон.
Берём шаблоны крыльев бабочки: большие крылья и маленькие крылья, заготовки из гофрированной бумаги разного цвета в виде прямоугольников по размеру равные шаблонам крыльев.
Накладываем маленькие крылья на большие.
Крылья, сложенные вместе, сворачиваем гармошкой.
Проглаживаем.
Разворачиваем.
Дошкольный портал Наши деточки для воспитателей, педагогов и родителей
Л.
Буртан «Лягушонок» Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .
По кувшинкам, Как пружинка, Лягушонок прыг-прыг-прыг!
По листочкам, По цветочкам, В воду с брызгами — бултых! Выплывает, Отдыхает, Греется на солнышке, А на листике, Качаясь, Думает, что в лодочке!
Л. Алейникова «Божья коровка полети на небо» Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха. Божья коровушка, Полети на облачко, Принеси нам с неба, Чтобы было летом: В огороде – бобы, В лесу – ягоды, грибы, В роднике – водица, Во поле – пшеница.
*** Божью Коровку можно поймать, Черные точки пересчитать. Раз, два, три. Не успела! Божья коровка моя улетела!
О. Ребрикова * * * Посмотри скорее, Вовка! Это – божия коровка! Красненький кружочек, Много чёрных точек.Крылья раскрывает, В небо улетает.
Ю. Дулепина «Стрекоза» Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.
Рекомендации логопеда для родителей по выработке у детей сильной целенаправленной воздушной струи
Вдох надо делать через нос. 2. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки.
(Если это происходит, Вы можете придержать их пальцами).
3. Дуть надо с силой (а не просто выдыхать). 4. Не заставляйте ребенка дуть длительное время (может закружиться голова). Дыхательные упражнения. 1. «Холодная струя».
Улыбнись (с небольшой щелью).
Подуй холодным воздухом вниз по подбородку на грудь. 2. «Ветерок». Возьмите небольшой тонкий листок бумаги зеленого цвета и нарежьте 12-15 узких полосок.
Привяжите их ниткой к карандашу.
— Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на листочки. Видишь, как они колышутся. Аналогично проводится упражнение «Задуй свечку».
3. «Сдуй снежинку» («шарик с ладошки»). -Улыбнись, положи широкий язык на нижнюю губу.
На выдохе сдуй «снежинку» (ватный комочек) с ладони. — Улыбнись, обнажив зубы. Широкий кончик языка между зубами, посередине языка желобок («канавка»).
Сдуй шарик.
Статья «Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения»
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.
При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием.
Многофункциональные логопедические пособия
Применение наглядно-игровых пособий для комплексного коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Проблема речи во всем её видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей.
Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении.
К сожалению, помимо речевого недоразвития у детей с ОНР имеется ряд других проблем: трудности формирования познавательной деятельности, недоразвитие эмоционально-волевой сферы.
Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной сфер.
Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.
Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о недостаточной сформированности памяти, внимания, восприятия, логического мышления (С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Таким детям трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать учебный материал.
Ещё Конфуций писал: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь».
Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Поэтому в качестве нетрадиционного оборудования, способствующего интеграции задач сенсорного и речевого развития в предметно-развивающей среде, мною изготовлены и используются наглядно-игровые пособия: «Логопедический чемоданчик» и «Логопедический дартс». На их создание меня вдохновили игры В.В. Воскобовича.Игровые пособия ориентированны на дошкольников 5-7 лет и могут использоваться в самостоятельной деятельности детей и на логопедических занятиях по разным направлениям работы:
- развитие фонематических процессов
- развитие звуко-произносительной стороны речи
- развитие лексико-грамматической стороны речи
- формирование слоговой структуры слова
- обучение грамоте
- развитие мелкой моторики
- развитие психических функций
Преимущество таких пособий заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический). Цель многофункциональных пособий:
- Психоэмоциональное, интеллектуальное, сенсорное и речевое развитие детей на основе практических действий.
- Развитие творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности.
Задачи пособий:
1. Развитие речи;
2. Развитие зрительного восприятия;
3. Развитие памяти;
4. Развитие пространственного мышления;
5. Развитие сенсорных и познавательных способностей;
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие творческого воображения;
8. Развитие эмоциональной сферы;
Основными характеристиками пособий в соответствии с ФГОС ДО являются:
- Насыщенность;
- Вариативность;
- Трансформируемость;
- Полифункциональность;
- Доступность;
- Безопасность;
Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик»
Наглядно — игровое пособие «Логопедический чемоданчик» представляет собой трансформируемый комплекс пособий, позволяющих проводить занятия по различным направлениям.
Выполнено оно из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, фото с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Фетр имеет универсальные свойства, позволяющие воплотить в жизнь практически любую задумку. Работать с ним легко, так как он не требует специальной обработки края, радует разнообразием и яркостью цветовой палитры и приятен на ощупь. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» (примерный перечень, т.к. придумывать можно бесконечно).
- «Язычок не ленись, а усердно потрудись!»,
- «Пианино»,
- «Ладошки»,
- «Звуковой домик»,
- «Составь предложение»,
- «Кто? Что? Сигнальщик»,
- «Слоговой паровозик»,
- «Учимся читать»,
- «Собери слово»,
- «Чудо-дерево»,
- «Чей хвост?»,
- «Придумай несуществующее животное»,
- «Расскажи сказку» и т.д.
Многофункциональное пособие «Логопедический дартс»
Многофункциональное пособие «Логопедический дартс» состоит из круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой.
В процессе игр пособие комбинируется с наполнением «Логопедического чемоданчика». Это пособие очень оценили непоседы мальчики, оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. Наиболее часто используемые игры:
- «Дай характеристику выпавшего звука»,
- «Подбери слово на выпавшую букву»,
- «Подбери слово к звуковой схеме»,
- «Угадай сказку по персонажам»,
- «Когда это бывает?»
- «Кто как передвигается?»,
- «Кто где живёт?»,
- «Придумай предложение с выпавшим предлогом»,
- «Подбери слова –признаки к животным» и т.д.
Таким образом, благодаря использованию в коррекционной работе наглядно-игровых пособий, актуализируются знания детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Сам процесс обучения становится эмоциональным и более действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.
Т.Н. Волобуева,
учитель-логопед г. Орёл
(1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading …
Как научить ребенка выговаривать букву «Р»
Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.
Мнемочистоговорки для развития произношения звука «Р».
Когда нужна коррекция
Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.
Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.
В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.
Норма произношения «Р»:
- губы расслаблены;
- расстояние между зубами 4-5 мм;
- кончик языка поднимается к верхним деснам;
- язык вибрирует в струе воздуха;
- средняя часть спинки языка выгибается;
- задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
- боковые края прижаты кверху;
- ые складки в момент говорения колеблются.
Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.
Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:
- Велярный.
Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким. - Увулярный.
Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный. - Носовой.
Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация. - Двугубный.
В артикуляции принимают участие только губы, без языка. - Щелевой.
Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж». - Межзубный.
Язык находится между зубами.
Этапы коррекции нарушений:
- Подготовительный.
- Постановка звука.
- Автоматизация.
- Дифференциация.
- Закрепление в речи.
Причины неправильного произношения
Формы ротацизма:
- Искаженное произношение.
- Отсутствие звука в речи ребенка.
- Замена одного звука другим.
Причины:
- Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
- Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, ых складок, языка и губ.
- Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.
Проблемы с речевым дыханием
Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции.
Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз.
На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.
Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.
Нарушения слуха
Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.
Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.
Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:
- Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
- Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
- Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
- Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
- Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.
Недостаточное развитие органов речи
Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.
Индивидуальное строение уздечки
Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.
Подготовка артикуляционного аппарата
На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.
Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:
- «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
- «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
- «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».
Упражнения на дыхание
Дыхательная логопедическая гимнастика:
- «Пузыри».
Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот. - «Мельница».
Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук. - «Гуси».
Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у». - «Воздушный шар».
Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар. - «Ежик».
Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Способы постановки звука
Скороговорки на произношение звука «р».
Основные приемы постановки:
- По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
- Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
- Смешанным способом — постановка от других звуков.
Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.
Подражание
До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.
Постановка «Р» от звука «Д»
Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.
Постановка от «Д»:
- Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
- Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
- Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
- Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
- Убрать «Д» из упражнений.
Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.
Упражнения от звука «Ж»
Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».
Постановка от звука «З»
Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.
Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.
Упражнения от звука «С»
Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.
На вдохе
Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.
Способы постановки звука «р».
Механическим методом
«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.
Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.
Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.
Постановка звука «РЬ»
При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.
Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.
Дошкольник повторяет скороговорки:
Ра, ра, ра — теплая нора.
Ра, ра, ра — тонкая кора.
Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.
Ры, ры, ры — добежали до горы.
Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.
Ру, ру, ру — много ягод наберу.
Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.
Постановка звука «Р» по Хватцеву
Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:
- Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
- Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
- Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
- Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).
Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.
Способ по Левиной
Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».
На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.
Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».
Метод Богомоловой
А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.
Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.
Логопедические пособия на воздушную струю с описанием
Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный. • Следить за направлением воздушной струи.
• Упражнения не длятся дольше 3 минут. • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз. • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать. • Упражнения легче выполняться под счет.
• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала. • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.
Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. 1. «Чашка чая»
Просим подуть ребенка на чашечку горячего чая
Консультация на тему «Формирование воздушной струи»
В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма.
Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании. Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.
Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип. У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.
При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания –ключичный, грудной, брюшной.
В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов).
Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1,25).
Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности. Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое –дыхание.
Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания
Из гофрированной бумаги сделала крылышки, из фантика от конфеты скрутила туловище и голову, прикрепила к крылышкам.
Взяла пузырёк с лекарством (это были капли от насморка)
Сняла пробку и достала колечко.
Прикрепила ниточку, бабочки готовы.
Так, например, при изучении темы «Овощи» можно предложить детям сначала рассмотреть посаженные овощи на грядке, назвать их, а затем подуть на пёрышки лука и ботву моркови и репки.
Дидактические пособия и игры для развития речевого дыхания
Правильное речевое дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Цель: формирование речевого дыхания посредством дидактических игр и упражнений.
Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются: -формирование целенаправленной воздушной струи.
-развитие силы воздушной струи. -развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.
-активизация губных мышц. В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций: -упражнения проводят в хорошо проветренном помещении; -обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.
-выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения; -следить за точностью направления воздушной