+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как мписать резерв отпусков в казенном учреждении

Резервы предстоящих расходов в бухгалтерском учете учреждения

Как мписать резерв отпусков в казенном учреждении

Объекты и схемы учета материалов, основных средств или расчетов с контрагентами прозрачны, потому что близки к реалиям жизни. Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.

Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения.

Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения.

Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.

Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:

  • штрафных санкций/пеней/компенсаций;
  • выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
  • компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
  • финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
  • резервы на гарантийное обслуживание;
  • иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.

Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.

В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.

Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов

Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.

В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам

В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.

Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.

Учет резервов предстоящих расходов

Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.

Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.

Рис. 1. Рабочий план счетов

Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.

Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:

— для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;

— для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;

— для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.

Рис. 2. Основные операции, используемые для учета

Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.

Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».

Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.

Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.

В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.

Данные операции будут выглядеть так:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Отражены затраты по формированию резерва расходов на отпускные выплаты2 109 61 211 2 109 60 2132 401 61 211 2 401 61 213400 000 120 000
Отражены обязательльства по формированию резервов на отпускные выплаты сотрудникам и страховым взносам2 506 90 211 2 50690 2132 502 99 211 2 502 99 213400 000 120 000
Начислены отпускные2 401 61 2112 302 11 00090 000
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды2 401 61 2132 303 02 000 2 303 06 000 2 303 07 0002 303 10 00027 000
Приняты обязательства по отпускным выплатам текущего года 2 506 10 211 2 506 10 2132 502 99 211 2 502 11 21390 000 27 000
Уменьшено отложенное обязательство по отпускным выплатам методом «красное сторно»2 506 90 211 2 506 90 2132 502 99 211 2 502 99 213(90 000) (70 000)

Несмотря на очевидную пользу, резервы предстоящих расходов — достаточно трудоемкий участок учета. Хорошим подспорьем для бухгалтера будет автоматизация этих процессов. Современные учетные программы позволяют отслеживать суммы резервов, корректно разносить их по счетам и учитывать при подготовке отчетности.

Списание резерва отпусков проводки бюджет

Как мписать резерв отпусков в казенном учреждении

Если бюджетные или автономные учреждения создают резерв на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в рамках приносящей доход деятельности, то, как мы уже выяснили, первое правило, которое действует в отношении каждого резерва, — это указание в налоговой учетной политике намерения его создать, например, с целью равномерного включения в расходы при налогообложении прибыли предстоящих затрат на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Кроме самого намерения, в учетной политике указываются:

  • способ резервирования;
  • предельная сумма отчислений;
  • ежемесячный процент отчислений.

Все расчеты должны быть представлены в форме сметы либо специального расчета.

Списание резерва по отпускам проводки бюджет

Для этого ежемесячно делайте проводку по дебету счета 401 20 (109 00) и кредиту счета 401 50.Пример 2. Экономист А.М. Кузьмина работает в больнице с 1 февраля 2017 года.

С 1 сентября по договоренности с главврачом она уходит в отпуск на 28 календарных дней.
За фактически отработанное время Кузьминой полагается 16 календарных дней отпуска (7 мес. × 2,33 дн.). 12 дней отпуска сотрудница берет авансом.

Средний дневной заработок Кузьминой равен 1642,41 руб. Бухгалтер начислил сотруднице 45 987,48 руб. отпускных (1642,41 руб.
× 28 дн.). Взносы с отпускных – 13 888,22 руб. (45 987,48 руб. × 30,2%).

В учете операции по начислению заработанного отпуска и взносов с него бухгалтер отразил так:

ДЕБЕТ 4 502 99 211 КРЕДИТ 4 502 11 211 ― 26 278,56 руб. (1642,41 руб.

Размер ежемесячных отчислений, которые идут в резерв отпусков, в 2017 году высчитывается следующим образом:

размер ежемесячных отчислений в резерв отпусков = (сумма реальных затрат на заработную плату за 1 месяц + размер обязательно вносимых страховых взносов) × % отчислений в резерв на выплаты по отпускным / 100%.

Подсчитывать ежемесячные отчисления, полагающиеся на формирование и учет резерва, нужно в специально предназначенном для этого налоговом регистре, который называется сметой.

  1. На последнее число каждого месяца должна приходиться одна и та же сумма отчислений, которые идут в затратную часть на заработную плату работникам до тех пор, пока величина резерва не сравняется с размером расходов на выплаты по отпускным за 1 год.

ДЕБЕТ 4 401 20 211 КРЕДИТ 4 401 50 211 – 574,82 руб. (19 708,92 руб. – 3826,82 руб. × 5 мес.) – списаны расходы на оплату незаработанного отпуска, учтенные в составе расходов будущих периодов;

ДЕБЕТ 4 401 20 213 КРЕДИТ 4 401 50 213 – 173,60 руб. (574,82 руб. × 30,2%) – списаны расходы на оплату взносов с отпускных, учтенные в составе расходов будущих периодов.

Если сотрудник при увольнении не возместил оплату неотработанного отпуска, остатки с кредита счета 0 401 50 200 спишите в дебет счета 0 401 202 73 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Как отражать в учете компенсацию за неиспользованный отпуск

Отпускные по заработанным дням отпуска и компенсацию за неиспользованный отпуск начисляйте в дебет счета 401 60.

Пример 3. Водитель С.В.

Списание резерва отпусков в конце года проводки в бюджетном учете

Важно «Зарплата в учреждении»

Электронный журнал «Зарплата в учреждении»

  • Как сформировать резерв по отпускам
  • Что делать, если сотрудник взял отпуск авансом
  • Как отражать в учете компенсацию за неиспользованный отпуск
  • Расчет отпускных в 2018 году: калькулятор онлайн

Как сформировать резерв по отпускам

Резерв на оплату отпусков учреждение формирует в конце года. Бухгалтер отражает в учете отложенные обязательства одновременно с проводками по созданию резервов на счете 401 61 «Резервы предстоящих расходов» (п.

160.1 Инструкции № 174н, письмо Минфина России от 20 мая 2015 г.

Списание резерва отпусков в конце года проводки бюджет

Раздел 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» формируйте на основании счетов санкционирования, которые имеют такие аналитические коды (в зависимости от финансового периода):

20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;

30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;

40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

90 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

Графы 3 и 9 не заполняйте.

Показатели граф 5–8 по будущим периодам формируйте в том же порядке, что и аналогичные графы разделов 1 и 2 по текущему (отчетному) году.

Об этом сказано в пункте 48 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г.

Списание резерва на оплату отпусков проводки в бюджетном учреждении

*

В 2015 году она составляет: в ПФР – 711 000 руб., в ФСС – 670 000 руб. Предположим, что доходы работников не превысили размеры такой базы, поэтому учреждение применяет следующие общеустановленные тарифы страховых взносов: в ПФР – 22%, в ФСС – 2,9%, в ФФОМС – 5,1%.

Тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет 0,2%. Общий размер тарифа – 30,2%.

** В соответствии со ст.

Начисление резерва отпусков проводки бюджет

Дебет 0 109 60 211 Кредит 0 401 60 211

— начислен резерв на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время);

1.2. Дебет 0 109 60 213 Кредит 0 401 60 213

— начислен резерв на оплату отпусков в части оплаты страховых взносов;

1.3. Дебет 0 506 90 211(213) Кредит 0 502 99 211(213)

— отражены суммы принимаемых учреждением обязательств в сумме сформированных резервов по оплате отпусков (страховых взносов);

2. Признание расходов за счет резерва:

2.1. Дебет 0 401 60 211(213) Кредит 0 302 00 730

— признаны расходы по отплате отпусков (страховых взносов) за счет созданного резерва;

2.2.

Дебет 0 506 10 211(213) Кредит 0 502 11 211(213)

— учтены обязательства по оплате отпусков (страховых взносов), принятые за счет резерва;

2.3.

Начисление резерва отпусков проводки для бюджетных учреждений

Резерв расходов на уплату страховых взносов = К x ЗПср x С.

Вариант 3. Расчет резерва расходов на уплату страховых взносов осуществляется по каждой категории работников (группе персонала):

Резерв расходов на уплату страховых взносов = (К1 x ЗПср1 + К2 x ЗПср2 + К3 x ЗПср3) x С.

Отметим, что показатель С в вышеприведенных формулах обозначает ставку страховых взносов.

Списать резерв отпусков в казенном учреждении

Как мписать резерв отпусков в казенном учреждении

Пример

Учетной политикой бюджетного учреждения на 2015 год установлено, что резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений, производимых бухгалтером на последнее число каждого месяца. Определенная расчетным путем ежемесячная сумма отчислений в резерв предстоящих расходов составила:

  • в части сумм отпускных – 100 000 руб.;
  • в части страховых взносов, подлежащих начислению с отпускных, – 30 200 руб.

В феврале 2015 года (09.02) работник ушел в отпуск и ему были начислены отпускные в сумме 10 000 руб. и страховые взносы в сумме 3 020 руб.

Все начисления произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. Цифры в примере условные.

Списание резерва отпусков в бюджетном учреждении

Обязанность и обязательства учреждения по предоставлению отпуска

Произведя несложный расчет (28 календарных дней / 12 мес.), можно установить, что, отработав каждый полный месяц, работник «зарабатывает» 2,33 дня отпуска. Однако очевидно, что такое право он приобретает по истечении календарного месяца.

При этом у работодателя возникает обязанность предоставить 2,33 дня отпуска работку с наступлением следующего календарного месяца.

Заметим, что момент «отработки» календарного месяца у каждого работника свой, поскольку работники трудоустраиваются к работодателю не в один определенный день, а течение всего месяца: кто-то в начале месяца, кто-то в середине, а кто-то – в последних числах и т.д.

Поэтому и у работодателя обязанность по предоставлению отпуска работникам наступает не одномоментно для всех, а для каждого работника – в день его трудоустройства.

Как списать резерв отпусков в бюджетном учреждении

Резерв предстоящих расходов, определяется по следующим формулам:

Среднедневная заработная плата работников учреждения

=

ФОТ по виду деятельности, по которому производится расчет

/

Количество рабочих дней в году, по которому производится расчет резерва предстоящих расходов Резерв расходов на уплату страховых взносов с отпускных на конец месяца = Средняя дневная заработная плата работника

х

Тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет х Количество дней отпуска, на которые работник имеет право в году, по которому производится расчет резерва Резерв предстоящих расходов формируется путем ежемесячных начислений в сумме, равной 1/12 части резерва, 1-го числа каждого месяца или первого рабочего дня каждого месяца, в случае если 1-е число месяца приходится на нерабочий день.

Проводки по списание резерва отпусков в бюджетном учреждении

Отражение в учете операций по формированию и использованию резервов

Дебет

Кредит

операции

0 109 00 200

0 401 20 200

0 401 60 200

Формирование резерва

0 401 60 000

0 302 00 000

Признание расходов за счет резерва

Одновременно на счетах санкционирования расходов должно отражаться увеличение (уменьшение) объема отложенных обязательств (приведен вариант корреспонденций, предусмотренный проектами новых редакций Инструкций по применению Планов счетов казенных, бюджетных и автономных учреждений).

Таблица 2.

Как списать резервы отпусков в казенном учреждении

При его создании в расходах признается сумма оценочного обязательства, а не выплата отпускных. Последние будут начисляться за счет оценочного обязательства.

Для их учета используется счет 96 плана счетов бухучета, к которому открывается отдельный субсчет «Резерв на оплату отпусков».

Резерв на оплату отпусков, проводки:

Операция Дебет Кредит Зарезервированы денежные средства на будущую оплату отпусков 20, 25, 26, 44 96 Начислены отпускные 96 70 Выплачены начисленные суммы 70 51, 50

Методики создания резерва в бухучете

Согласно пункту 15 ПБУ 8/2010, создать оценочное обязательство необходимо как минимум один раз в год по состоянию на 31 декабря (то есть отчетную дату).

В таком случае на 31 декабря единовременно резервируется сумма отпускных, которая будет выплачена в будущем году, одной проводкой.

– сумма отпускных текущего месяца.

Обязательства по оплате страховых взносов рассчитываются процентом от оценочного обязательства с учетом ранее начисленных страховых взносов по сотруднику с учетом предельной величины. В данном примере графы 2, 5, 6 вспомогательные – начисления и взносы текущего месяца для корректного расчета страховых взносов по резервам с учетом предельной величины.

Теперь вернемся к вопросу о том, что резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан, то есть к распределению резервов по источникам (статьям финансирования). При использовании программных средств источники резервов можно отрегулировать на необходимые каждому конкретному учреждению КФО.

Списать резерв отпусков в бюджетном учреждении

Для этого:

  1. Определяется количество неотгулянных дней отдыха по каждому сотруднику.
  2. Определяется прогнозное значение сумм отпускных исходя из среднего заработка.
  3. Сравнивается оценка и фактически полученный остаток на конец года.
  4. Если фактически начисленная сумма меньше расчетной, то ее доначисляют, отнеся сумму превышения к расходам на оплату труда.
  5. Если фактическое начисление окажется выше инвентаризационной оценки, то излишнюю часть списывают и включают во внереализационные доходы.

Для облегчения учета и минимизации временных разниц следует принять решение о создании оценочного обязательства и в налоговом учете.

Важно Сумма резерва, напротив, является оценочной величиной, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести затраты (убытки).

Например, при начислении «отпускных» за счет резерва предстоящих расходов могут быть списаны расходы на оплату только той части отпуска, право на которую уже «заработано» сотрудником. Расходы по оплате части отпуска, предоставляемой «авансом», желательно списывать в дебет счета 401 50 «Расходы будущих периодов» (п.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Как мписать резерв отпусков в казенном учреждении

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь.

Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Создаем резерв

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.

Однако по совокупности изменений, планирующихся к внесению в Инструкцию № 174н (проект приказа выложен на официальном сайте Минфина России), предполагается формирование себестоимости и услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках основной деятельности (по выполнению государственного или муниципального задания).

Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.

Непосредственно на размер финансовых потоков образование и использование резерва не влияет: суммы субсидий и доходов от реализации платных услуг поступают в соответствии с условиями соглашений и коммерческих договоров, а расходы на оплату отпусков производятся по фактическим случаям. Поэтому основной целью создания резерва в бухгалтерском учете является обеспечение возможности более качественного анализа показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и планирование предстоящих расходов – как до окончания текущего года, так и на плановый период.

Еще одним доводом в пользу создания такого резерва может служить условие о выделении субсидий на выполнение государственного или муниципального задания: если субсидии выделяются в течение года равными долями (ежеквартально или ежемесячно), то в периоды, когда количество отпусков меньше среднегодового, субсидия будет предоставляться в размерах, несколько превышающих фактическую потребность, и это превышение может быть использовано в те периоды, когда количество отпусков максимально (в этом случае создается резерв на оплату отпусков).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. › |

Расчет резерва и период его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).

Соответствующая корреспонденция счетов установлена проектом изменений в Инструкцию № 174н:

операцииДебетКредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время)109 60 211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»401 60 211 «Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов)109 60 213 «Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»401 60 213 «Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск401 60 211 «Резервы предстоящих расходов»302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Изменение размера резерва

Как бы точно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению. Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций. Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174н не установлен.

Оплата отпуска за счет созданного резерва

По нашему мнению, сумма остатка должна быть присоединена к доходам по соответствующему виду деятельности. Например:

операцииДебетКредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам2 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов»2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › |4 401 60 211 «Резервы предстоящих расходов»4 401 10 180 «Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной.

Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года.

Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск.

Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами). То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.

Нюансы налогообложения

Резерв на оплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения.

Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок.

Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ).

Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Проводки по резервам отпусков в казенном учреждении

» Предпринимательское право

Порядок расчета резерва по отпускам зафиксируйте в учетной политике по нашему образцу. Ведите учет так, чтобы в отчеты попадала достоверная информация об отложенных обязательствах. Напомним, как отражать в учете компенсацию за неиспользованный отпуск. Резерв на оплату отпусков учреждение формирует в конце года.

Бухгалтер отражает в учете отложенные обязательства одновременно с проводками по созданию резервов на счете 401 61 «Резервы предстоящих расходов» (п. 160.1 Инструкции № 174н, письмо Минфина России от 20 мая 2015 г.

На отчетную дату величина резерва по отпускам должна соответствовать сумме отпускных, которые учреждение обязано будет заплатить, если все сотрудники одновременно решат отгулять уже заработанные дни отпуска.

Пример 1. ГУ «Колледж» формирует резерв на оплату отпусков. В плане ФХД на 2017 год расходы на зарплату утверждены в размере 45 000 000 руб.

плюс 13 590 000 руб. (30,2% на взносы).

В учетной политике колледжа установлено, что резерв на оплату отпусков нужно определять на последний день каждого квартала (см. образец)

Резерв на отпуска в казенном учреждении

» Конституционное право Инструкции по учету предусмотрен счет для учета резервов предстоящих расходов.

Резервы можно создавать разного типа, но Минфин России обязывает учреждения формировать их на оплату отпусков и по претензионным требованиям и искам. Как рассчитать данные резервы учреждения и какими проводками отразить, читайте далее.

Каждый год учреждение планирует свои расходы. Но в деятельности могут возникать непредвиденные обстоятельства.

Резервы предстоящих расходов формируйте на счете 401.60. Сумма на этом счете имеет оценочное значение, поэтому ее нужно скорректировать в сроки, установленные учетной политикой.

В учетной политике также закрепите аналитические коды в счете по видам резервов. Например, для резерва на выплату отпусков – счет 401.61, для резерва на выплату по искам – счет 401.63. Помните: используйте их только на те затраты, на которые они были созданы.

На заметку: Типовые проводки для казенных учреждений.

Резервы предстоящих расходов Организация планирует сумму на выплату отпускных по графику отпусков.

Но количество отпусков может измениться.

Сотрудник перенесет отпуск, уволится, или придет новый сотрудник.

Поэтому безопаснее создать годовой резерв и определить сумму ежемесячных отчислений в туда.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015 Изменениями, внесенными в Инструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.

Списание с баланса резерва отпусков в казенном учреждении

> > Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015 Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь.

Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным).

Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.

Как правильно отразить резерв на отпуск в казенном учреждении

— — С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов.

При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб.

Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб.

При первом создании резерва (а также при корректировке суммы резерва на конец отчетного года) расчет производится на последнее число года в отношении неиспользованных отпусков за прошлые периоды.

Резервы предстоящих расходов в казенном учреждении

Казенное учреждение может создать резервы предстоящих расходов, например, на оплату отпусков. Практические примеры по отражению в учете далее в статье.

Светлана ШТЕЙНЕРТ, начальник отдела комплексных проверок и ревизий управления внутреннего контроля и учета федерального имущества ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава России Резервы позволяют равномерно относить расходы на финансовый результат казенного учреждения.

В результате информация о его обязательствах в учете и отчетности становится более полной и достоверной.

Формируют резервы методом начисления.

То есть отражают расходы в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства. Отмечу, что Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 02-07-07/28998.

Так, их формируют: на оплату отпусков за фактически отработанное время (в части выплат персоналу и в части страховых взносов); на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы: по услугам связи, по коммунальным услугам, услугам по содержанию имущества; по претензионным требованиям и искам; на реструктуризацию деятельности, реорганизацию (в части выплат персоналу, страховых взносов, прочих расходов, оплаты прочих услуг)

расходы казенного учреждения по созданию резерва предстоящих отпусков

1.Нет, в суммы ЛБО доведенных учреждению не включаются резервы предстоящих расходов.

Пример отражения на счетах бухучета приведен в рекомендации 1.

При формировании резерва предстоящих расходов учреждение учитывает отложенные обязательства. Суммы принятых отложенных обязательств учитываются по кредиту счета 0.502.99.000 в корреспонденции с дебетом счета 0.501.93.000. 2.Нет, не может. Годовые суммы обязательств перед сотрудниками примите по плановым показателям и отразите их по кредиту счета 0.502.11.211

«Принятые обязательства по заработной плате текущего финансового года»

.

Далее ежемесячно принимайте денежные обязательства перед сотрудниками, когда начисляете им зарплату. Отражайте их по кредиту счета 0.502.12.211

«Принятые денежные обязательства по заработной плате текущего финансового года»

.

Если сумма расхода в форме 0503121 больше суммы ЛБО в форме 0503128, то следовательно обязательства приняты сверх ЛБО.

Обоснование Как учесть отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов Как отразить в учете казенного учреждения отложенные обязательства по резервам предстоящих расходов Если вы приняли решение создавать резервы предстоящих расходов, отразите в учете отложенные обязательства.

Резервы создавайте на оплату отпусков, ремонт основных средств и т. д. В бюджетном учете отложенные обязательства отражайте одновременно с проводками по созданию резервов на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов».

* Отложенные бюджетные обязательства, а также суммы внесенных изменений

Формирование резерва отпусков в бюджетном учреждении

» Информация Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения (в том числе бюджетные, казенные и автономные) должны формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков.

Причем формирование обозначенного резерва, включая платежи на выплаты по оплате труда (отложенные обязательства по оплате отпусков за фактически отработанное время), следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат.

Решение о формировании резерва предстоящих расходов на оплату отпусков должно быть зафиксировано в учетной политике.

При этом недостаточно указать только счет, на котором будут аккумулироваться суммы накопления (резервирования) предстоящих расходов.

В свою очередь, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Напомним, что под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Исходя из п. 1. Предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

«Отпускной» резерв – реализация разъяснений Минфина

Вокруг порядка создания и учета резерва предстоящих расходов на счете 40160 сломано уже немало копий.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.