Как доплачивать водителям за классность
Надбавка за классность водителей
Какие размеры доплат полагаются?.
Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.
Водители пассажирского транспорта | Водители транспорта МЧС | Водители легкового транспорта | Водители тракторов лесной промышленности | |
1 класс | 25% | 25% | 25% | 50% |
2 класс | 10% | 10% | 10% | 25% |
Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:
- При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
- При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
- Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.
Разъездной характер работы
Разъездная работа подразумевает отличные от нормальных условия труда. Все из-за того, что водитель большую часть своего трудового времени находится в дороге.
Однако, несмотря на то, что такой тип работы включает в себя неудобства в виде ненормированного рабочего дня, непривычных климатических условий, сверхурочные часы, ТК РФ не предусматривает обязательные выплаты сотруднику с учетом этих условий.
Как оформить доплату водителю?
Внимание
Если в положении об оплате труда (трудовом договоре) не предусмотрена доплата за классность, то работодатель вправе ее не выплачивать.
Доплата за ненормированный рабочий день водителям Для автоводителей первых лиц и дальнобойщиков может быть установлен ненормированный рабочий день.
За работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 119 ТК РФ). Но работодатель может платить работнику премии за работу в режиме ненормированного рабочего дня.
Оплата труда водителей: актуальные вопросы
Классность водителя Существует классификация, на основании которой можно оценивать уровень профессионализма работника. Классы определяют возможность вождения автомобилей разной сложности и грузоподъемности и бывают трех видов:
- третий — самый низкий. Работник должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, категорий «B» или «C», или только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D»;
- второй — средний. Сотрудник должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C» и «E», или автобусами категории «D» или «D» и «E»;
- первый — самый высокий. Его обладатель должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E».
Доплата за классность водителям
После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять.
Самая низкая квалификация может быть присвоена гражданину после профессионального обучения при первом трудоустройстве. Квалификация водителя 2-го и 1-го классов присваивается квалификационной комиссией транспортного предприятия.
Размеры доплат Работодатели вправе самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Класс водителя автомобиля.
Класс водителя автомобиля — это его квалификационная характеристика в зависимости от открытых категорий в водительском удостоверении и стажа работы.
Класс водителя автомобиля установлен Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады» (утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 n 58/3-102).
Действие справочника в Российской Федерации подтверждено постановлением Минтруда РФ от 12 мая 1992 года N 15а
«О применении действующих квалификационных справочников работ, профессий рабочих и должностей служащих на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России»
.
Класс водителя автомобиля как вызывающая много вопросов тема среди заинтерисованной аудитории в данной статье рассмотрена в следующем порядке: — приведены квалификационные характеристики водителя 3 класса, водителя 2 класса, водителя 1 класса (без раздела «должен знать»);Кому из рабочих устанавливать такие надбавки, решает наниматель. Однако исходя из сложившейся практики такие надбавки устанавливаются рабочим, имеющим 3-й разряд и выше.
При определении размеров таких надбавок можно ориентироваться на размеры, установленные для организаций, финансируемых из бюджета, а именно: для рабочих 3-го разряда —12% его тарифной ставки, 4-го — до 16%, 5-го — до 20%, 6-го — до 24%, 7-го — до 28%, 8-го — до 32% тарифной ставки.
Надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда устанавливаются руководителям, специалистам и служащим.
Их размеры определяются в зависимости от личного вклада конкретного работника в результаты труда подразделения или коллектива предприятия в целом. Надбавки руководителям устанавливаются вышестоящим органом управления.
Механизм доплат, надбавок и компенсаций
Как уже было отмечено, стимулирующие выплаты могут осуществляться в виде доплат, надбавок и компенсаций. Доплаты призваны обеспечить возмещение дополнительных затрат труда, вызванных объективными различиями в условиях и тяжести труда.
Надбавки стимулируют добросовестное отношение к труду, повышение квалификации, интенсивности труда, выполнение трудовых обязанностей в определенных условиях, а также проявление инициативы при выполнении поручений и заданий.
Компенсации дают возможность частично компенсировать потери в заработке, вызванные причинами, не зависящими от предприятия (например, рост цен на товары, коммунальные услуги и т.п.).
В условиях многообразных форм собственности размер и условия выплаты стимулирующих доплат и надбавок (за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью и т.д.) определяются предприятиями самостоятельно при заключении коллективных договоров и производятся в пределах имеющихся средств.
Государством законодательно регламентируется лишь минимальный размер надбавок, компенсаций и доплат, которые наниматель обязан предоставить работникам.
Нанимателю предоставлено право самостоятельно совместно с профсоюзами исходя из собственных доходов в коллективных договорах определять перечень, размер и условия выплаты надбавок, компенсаций и доплат.
Кроме того, администрация предприятия и профсоюзы при заключении коллективных договоров могут предусмотреть применение компенсационных и других видов выплат в равном по абсолютной величине размере всем работающим (в тех или иных условиях труда) независимо от уровня квалификации. Однако, выплаты должны быть не ниже установленных в законодательных документах и не ниже, чем это предусмотрено ранее действующими условиями оплаты для рабочих высшей квалификации, отнесенных к наиболее высокой профессионально-квалификационной группе по оплате.
Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей
Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств: 1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест). 2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).
3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест). 4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники). 5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны). 6.
грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:
- грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
- грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
- грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:
7.
│ │ │ │Директор Мусатов /А.Д.
Мусатов/│ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, стаж работы и предложение о присвоении определенного класса.
Определение класса водительского удостоверения
Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.
В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.
1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.
Доплата за классность водителям и ее особенности
Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем.
Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат. Стаж влияет на классность, которая присваивается сотрудникам.
Однако, этот показатель «нестабилен». Его легко можно потерять, а также утратить при смене места работы. И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства?
Далее, речь пойдет о классности и о том, идет ли за нее доплата лицам, работающим на ТС.
Обязательны ли выплаты за классность?
Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации. Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией. Присвоенный «профессионализм» заносится в трудовую книжку.
Но обязан ли руководитель организации выплачивать водителям материальную компенсацию за присвоенную классность? Что по этому поводу прописано в Трудовом Кодексе РФ?
Ст. 135 Тк рф гласит, что при заключении трудового контракта, между работодателем и сотрудником, один из его пунктов может предусматривать наличие доплат за классность водителям.
Это может быть отражено и в коллективном договоре. Однако, если таковой пункт не предусмотрен, то наниматель вправе не предоставлять своему работнику дополнительных выплат.
О наличие и размере доплат за имеющийся разряд следует заранее оговаривать с нанимателем.
Тк рф
Согласно Тк рф размер доплаты за присужденный класс водителю формирует сам работодатель. Рассчитывать на дополнительные выплаты могут специалисты, которым присужден 1 или 2 класс.
В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:
- за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;
- за 2 начисляется 10%.
Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства.
Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте. При этом, при трудоустройстве в организацию, работник может не обладать ни каким разрядом. Но, он может получить его в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
Стоит учесть, что присвоенная на одном рабочем месте классность не сохраняется при переходе на другое, в иную организацию.Доплата за «профессионализм» подлежит водителям, обладающим 1 или 2 разрядом классности.
Приказ о доплате за классность водителю
Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт. Для того, чтобы оценить умения работника ТС и, как следствие, присвоить ему определенный разряд за вождение, на предприятии созывается особая комиссия во главе с руководителем. Помимо него в комиссию входят:
- Главный инженер на предприятии и его зам. Они являются председательствующим составом;
- Член профсоюзного комитета выступает заместителем председателей комиссии;
- Руководитель отдела или инженер по устройству и подготовке штата на производстве;
- Управляющий отдела организации труда и заработного оклада;
- Инженер, отвечающий за охрану труда и технику безопасности;
- Начальник цеха (отдела), участка, где работает тестируемый сотрудник;
- Председатель общества бригадиров или представитель совета бригадиров.
Состав, а также деятельность комиссии определяется руководителем на основе составленного приказа.
Приказ о доплате за классность водителю составляется следующим образом:
Наименование организации
Приказ№
О создании квалификационной комиссии
«дата» «город или населенный пункт»
В целях присвоения квалификационного класса водителю
Приказываю:
- Организовать действующую комиссию для установления класса водителям в следующем составе
председатель комиссии – Ф.И.О., должность;
секретарь комиссии – Ф.И.О., должность;
члены оценивающего комитета:
Ф.И.О, занимаемая должность
- Предоставлять списки с водителей, подлежащих прохождению квалификационной аттестации, 1 раз в год не позднее «дата» — кому Ф.И.О.
- Провести подготовку квалификационной комиссии – кому Ф.И.О.
- Представить сведения квалификационной комиссии руководителю (должность) не позднее 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии – председателю.
Должность руководителя, Фамилия/ Ф.И.О.
Какие размеры доплат полагаются?
Доплата к официальной заработной плате за классность начисляется водителям, имеющим 1 или 2 уровень мастерства.
Водители пассажирского транспорта | Водители транспорта МЧС | Водители легкового транспорта | Водители тракторов лесной промышленности | |
1 класс | 25% | 25% | 25% | 50% |
2 класс | 10% | 10% | 10% | 25% |
Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:
- При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
- При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
- Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.
За что лишают доплаты за классность?
Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку. Однако, работник ТС может вернуть ее себе.
За что могут лишить классности?
- за превышенный расход топлива (отклонение от заверенной нормы);
- за игнорирование должностной инструкции;
- за несоблюдение и невыполнение установленного рабочего плана, графика перевозок;
- за частые, фиксированные нарушения ПДД, а также вовлечения в ДТП;
- за несоблюдение техники безопасности.
Лишение разряда проводится на 90 дней, при этом сотрудник не теряет возможности пройти аттестацию заново, восполнив все потери. Для этого процедура получения классификации проводится такая же, как и первом прохождении.
Если сотрудник по какой-либо причине отстранен от права управлять рабочим ТС, то и присвоенная ему классность аннулируется до момента возвращения ему водительских прав.
Доплаты за ненормированный трудовой день водителя
Ненормированный рабочий день у машинистов легковых автомобилей – это время, когда работодатель может потребовать выйти на работу после отработанных трудовых часов.
Если с водителем ТС заключен трудовой договор, в котором указана возможность ненормированного графика работы, то переработка после условленных часов не будет считаться сверхурочной, а значит начальство не обязано компенсировать ее денежными выплатами.
Согласно ст. 119 ТК работнику за это полагается лишь компенсация в виде внеочередного оплачиваемого отпуска.
Доплата за классность водителям скорой медпомощи
Водителям Скорой медицинской помощи установлена специальная надбавка за «профессионализм» к официальному окладу, которая выплачивается ежемесячно. Размеры доплат представляют конкретный процентный размер:
- за 1 класс предусмотрены выплаты в размере 25%;
- за 2 класс – 10%.
Доплата за классность водителям скорой помощи предусмотрена за фактически отработанные часы.
Доплата трактористам
Машинистам-трактористам, в зависимости от их трудового опыта, присваивается квалификация 1, 2 или 3 класса. Такая классификация отражается и на дополнительных выплатах:
- трактористам-машинистам 1 класса доплачивают 20% от фиксированной ставки;
- трактористам-машинистам 2 класса доплачивают 10%.
Доплата водителям тракторов может варьироваться, в зависимости от специфики организации.
Нюансы
Нюансом в вопросе доплаты за классность водителям является то, что при смене места работы она не сохраняется, а аннулируется. Но, если руководство само перевело сотрудника на другую работу, то в этом случае классность сохраняется.
Это означает, что расторгая трудовой договор с одной организацией и переходя в штат другой, даже звание работника с 1-м классом больше не действительно. Чтобы получить разряд вновь придется пройти новую переаттестацию.
Однако, некоторые руководители «идут на встречу» и сохраняют новому сотруднику имеющуюся у него классность.
Надбавка за классность водителям
18.04.2019
Водителям многих учреждений выплачивается денежная надбавка за классность. Но не все знают, кому и в каких случаях положена эта надбавка. Результат – частые споры между работниками и работодателями. Прочитав данный материал, бухгалтер сможет в доступной форме разъяснить работнику его права.
Начнем с того, что доплата за классность водителям не установлена трудовым законодательством.
Не предусматривают деление на классы для водителей и Профессиональные и квалификационные требования к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287.
При этом в ст. 9 ТК РФ закреплено, что трудовые отношения могут регулироваться путем заключения работниками и работодателями коллективных договоров.
Напомним, что коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК РФ). В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по разным вопросам, которые определяют стороны, в том числе (ст. 41 ТК РФ):
– формы, системы и размеры оплаты труда;– порядок выплаты пособий, компенсаций;
– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и др.
Таким образом, доплата за классность осуществляется только в том случае, если это предусмотрено коллективным договором организации (системой оплаты труда госучреждения).
Документом, в котором установлены классы водителей в зависимости от их квалификации, является Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.
1984 № 58/3-102 (далее – Квалификационный справочник), который действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу (ст. 423 ТК РФ). Указанный документ делит водителей автомобилей на три класса в зависимости от их квалификации.
Присвоение классов квалификации водителям, как правило, реализуется для того, чтобы устанавливать стимулирующие выплаты к заработной плате.
Водитель автомобиля: квалификационные характеристики
Итак, Квалификационный справочник, который принят еще в советские времена и носит рекомендательный характер, предполагает установление следующих классов квалификации водителям.
3-й класс присваивается водителям, управляющим одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категории транспортных средств «В» или «С», или управляющим только автобусами, отнесенными к категории транспортных средств «D».
2-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», или управляющим автобусами, отнесенными к категориям транспортных средств «Д» или «Д» и «Е».
Отметим, что 2-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии.1-й класс присваивается водителям, управляющим легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».
Заметим, что 1-й класс квалификации может быть присвоен при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
Для справки! В Российской Федерации выдаются российские национальные и международные водительские удостоверения следующих категорий и входящих в них подкатегорий (п. 25 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097):
а) категорий «A» «B», «C», «D», «BE», «CE», «DE»;
б) подкатегорий «A1», «B1», «C1», «D1», «C1E», «D1E».
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «B», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «B1», удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «C», – также право на управление ТС подкатегории «C1» и т. д. (п. 7 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го классов квалификации водители автомобилей должны иметь хорошие показатели в работе:
– систематически выполнять планы, графики перевозок и соблюдать расписание движения;– не иметь перерасхода топлива против установленных норм;
– соблюдать трудовую и производственную дисциплину (не иметь за последние три года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших ДТП или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).
Квалификационная категория присваивается водителю квалификационной комиссией учреждения.
Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве
Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.
Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория.
Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса.
Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).
Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически.Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает.
Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.
Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.
Надбавка за классность водителей — Центр права
— Организация бизнеса — Кадры — Доплата за классность водителям в 2019 году
Для представителей профессии водителя транспортного средства вопрос оплаты классности в России является достаточно острым.
Далеко не каждый работодатель или даже водитель знает, как именно производится доплата за классность водителям в 2019 году, какие положения законодательства её регулируют и в каких случаях могут быть нарушены права одной из сторон взаимоотношений.
При этом следует помнить, что в данном аспекте трудовой деятельности есть множество особенностей и нюансов.
Действующее законодательство в вопросах доплаты за классность водителям не имеет никаких обязательных положений.
Нормативы, по которым определяется само понятие классности водителей, действуют еще с советского времени и указываются в первую очередь в Едином квалификационном справочнике профессий рабочих.
Более подробно о принципах использования классности водителей на предприятии в 2019 году можно прочитать в отдельной статье.
Здесь же будут рассмотрены непосредственно вопросы, связанные с тем, как оплачивается классность водителям в России.
С точки зрения законодательства, правовое регулирование данного вопроса обеспечивается как положениями вышеупомянутого квалификационного справочника, так и Трудового кодекса.
Работникам и работодателям в вопросах юридических норм, связанных с доплатой за классность водителям, следует обратиться к Трудовому кодексу. В частности, на регулирование рассматриваемого вопроса оказывают определенное влияние следующие статьи ТК РФ:
- Ст.8. Она посвящена установлению на предприятии локальных нормативных актов. По причине отсутствия принятого профстандарта водителя, который должен был бы заменить положения квалификационного справочника, работодатели могут использовать советские нормативы и закреплять положения о классности водителей в локальных нормативных актах.
- Ст.57. Нормативы означенной статьи регламентируют общее содержание трудовых договоров. Так как применение механизмов доплаты за классность прямо влияет на размер заработной платы, использование означенной системы должно быть отражено в трудовом договоре с сотрудником.
- Ст.135. Данной статьей регламентируется общее понятие заработной платы. В частности, доплата за классность водителям, а также иные премии и выплаты стимулирующего характера, равно как и иные специальные коэффициенты, повышающие заработок в виде оклада или тарифной ставки, являются полноценными составляющими частями заработной платы.
- Ст.191. Её принципы регламентируют само понятие поощрения работников за их трудовую деятельность и порядок назначения премий или иных дополнительных доплат, в том числе и за классность водителей.
Вышеозначенные статьи ТК РФ являются основными, на которые следует ориентироваться как сотрудникам, так и работодателям в рассматриваемом вопросе.
Под классностью может также подразумеваться наличие определенного класса у водителя, присвоенного ему страховой компанией за безаварийное, или наоборот – аварийное вождение. Этот класс влияет только на размер страховых отчислений и никак не может оказывать воздействие на размер доплат за классность и учитываться в трудовых взаимоотношениях в целом.
Доплата за классность водителям в 2019 году в России
Как было упомянуто ранее, прямых оснований для обязательного проведения доплаты за классность водителям в 2019 году в России не предусматривается. Тем не менее, если следовать советским нормативам, которые носят рекомендательный характер, предполагается установление следующих принципов обеспечения доплаты за классность водителям:
- Третий класс водителей. Работники, имеющие данный класс не получают никаких доплат за классность водителям.
- Второй класс. Сотрудники, обладающие вторым классом, должны получать доплату в размере 10% от оклада или предусмотренной тарифной ставки.
- Первый класс. Работникам, относящимся к данной категории, доплата за классность водителя назначается в размере 25% от принятой тарифной ставки или оклада.
Кроме этого советские принципы предусматривали также возможность повышения доплат до 25% для водителей второго класса, и до 50% — для водителей, обладающих первым классом. Но так как сейчас использование доплат за классность водителя зависит в первую очередь от принятых локальных нормативных актов, фактическое получение и размеры данных выплат могут отличаться.
Если действующая документация организации предусматривает обязательное начисление доплаты за классность водителям в 2019 году, то работодатель не вправе лишать сотрудников таковых выплат. При этом надбавки за сверхурочную или ночную работу должны считаться отдельно и не влияют на размер доплат за классность – не увеличивают, и не уменьшают его.
Отдельные нюансы и особенности доплаты за классность водителям
В первую очередь, рассматривая вопросы обеспечения доплаты за классность водителям, следует отметить, что таковые выплаты и сам факт их наличия являются правом, а не обязанностью работодателя. В обязательном порядке требовать доплаты за классность сотрудник может только в том случае, если она установлена локальными нормативными актами предприятия.
Также, помимо использования предусмотренной законодательством системы фиксации классности работников и соответствующего осуществления доплат, работодатель вправе разработать и применять свои системы и методики поощрения и вознаграждения сотрудников. Например, распространены отдельные премии:
- За экономию горюче-смазочных материалов.
- За безаварийную езду.
- За перевыполнение нормативов.
- За решение экстренных ситуаций своими силами.
А также по множеству иных оснований, которые могут куда более эффективно обеспечить мотивацию сотрудников и их профессиональное развитие, чем использование устаревшей и не привязанной к прямой эффективности труда системы доплаты за классность водителей. (20 голос., 4,80
Классность водителей
Присвоение классности водителям в различных организациях практикуется еще со времен СССР. Классность дает право водителю получать определенную надбавку к зарплате.
Классность водителей по категориям
В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.
1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.
При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:
- водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
- 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
- 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.
В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.
Присвоение классности водителям
Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.
Порядок присвоения классности водителям на предприятии
У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.
Соответственно повышение происходит:
- с 3 класса на 2;
- со 2 класса на 1.
Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.
Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.
Понижение классности
Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:
- регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
- невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
- трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.
Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.
Как оплачивается классность водителям в России
Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:
- За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
- За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
- За 3 класс доплата не предусматривается.
Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.
Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.
Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:
- Положение о присвоении классности;
- Положение о доплате за классность.
Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.
Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям
Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.
Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.
Классность водителей по категориям
В 2018 году, как и ранее, присвоение классности водителям в РФ регулирует Квалификационный справочник профессий рабочих, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.
1984 №58/3-102, которым устанавливаются месячные оклады (далее – Справочник) и который в части, имеющей отношение к классности водительского состава, все еще в силе, поскольку соответствующие профессиональные стандарты пока не разработаны.Еще советский документ гласит, что водителям могут присваиваться 3 класса, они зависят категорий конкретного водителя и продолжительности работы на одном месте.
При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав:
- водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.
- 2 класс – категории В, С, Е либо Д и Е (то есть, есть два варианта сочетания категорий).
- 3 класс – категории В, С либо только одна категория Д.
В процессе дальнейшей работы в компании повышение категорий зависит от того, как долго трудится в ней человек.
Присвоение классности водителям
Условия, при которых происходит повышение или понижение установленной при приеме на работу классности, прописано в Справочнике, вместе с тем Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному транспорту, которое в настоящий момент продлено до 2019 года (далее – Соглашение) имеет в наличии указание, что на предприятии должно быть разработано свой локальный акт о классности.
Порядок присвоения классности водителям на предприятии
У работодателя классность водительскому составу повышается спецкомиссией, которая утверждается приказом руководства. В своей работе комиссия использует Справочник и внутренний документы, к примеру, Положение о классности, которые определяют, от чего зависит классность водителя.
Соответственно повышение происходит:
- с 3 класса на 2;
- со 2 класса на 1.
Водитель 3 класса может его повысить при условии непрерывной трехлетней работы в этой должности.
Водитель 2 класса получает право на повышение при продолжительности работы не менее 2 лет. Соответственно, отработав этот срок на одном месте, он получит статус водитель 1 класса. Какие категории открыты у него в правах уже не будет иметь значения.
Понижение классности
Понижение ранее установленной классности возможно в следующих случаях:
- регулярное нарушение трудовой дисциплины, правил дорожного движения и правил эксплуатации машины;
- невыполнение требований, которые прописаны в Справочнике для установленного водительского класса;
- трудоустройство на новую работу. В этом случае, классность присваивается вновь, согласно правам.
Например, уволенный сотрудник имеет только категории В и С, но благодаря стажу работы имел должность водитель 1 класса. Требования Справочника указывают, что на следующее место работы он может устроиться только водителем 3 класса.
Как оплачивается классность водителям в России
Присвоение водительского класса позволяет получать различные надбавки к заработной плате. Соглашение прописывает следующие надбавки:
- За 1 класс – 25% от оклада либо другой тарифной единицы;
- За 2 класс – 10% от оклада или тарифной единицы;
- За 3 класс доплата не предусматривается.
Надбавка за классность водителям может быть установлена работодателем на свое усмотрение, но при этом, если он в 30-дневный срок не предоставил письменный отказ от участия в Соглашении, то она не может быть меньше, той, что установлена в этом документе (25% и 10% соответственно). Это установлено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.
Соответственно, доплата за классность водителям, должна быть равна или больше той, что установлена в Соглашении.
Также, вышеуказанный документ устанавливает, что работодатели, которые решились доплатить своим водителям за классность, должны разработать следующие документы:
- Положение о присвоении классности;
- Положение о доплате за классность.
Начисление такой добавки водителям устанавливается приказом по организации.
Обязательно ли устанавливать классность водителей по категориям
Руководство компании вполне себе может не присваивать классность своим работникам, законодательство их к этому не принуждает. Соответственно, не обязательна и доплата за классность водителям. В этом случае человек принимается просто на должность водителя.
Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, регламентирует, как получить классность водителя, условия и порядок ее повышения при работе на одного работодателя. Если компания все же присваивает своим водителям классность, она должна производить и начисление надбавок за нее.