Игра пособия по трудовой деятельности дошкольников
Игра пособия по трудовой деятельности дошкольников
ГПОУ «Беловский педагогический колледж» Педагогическое портфолио по МДК 02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников Выполнила: студентка 4 курса группы 4421 Уфимцева М.В. Белово 2016 Трудовые игры Этот возраст относится к переходному от раннего детства к дошкольному. Он осложнен «кризисом трех лет».
В этот период у ребенка резко обостряется стремление к самостоятельности.
Однако недостаток жизненного опыта, сознательного понимания действительности, развития высших способностей, приводит к тому, что самостоятельно ребенок себя реализовать не может. Его стремление к независимости выражается в повышении капризности, упрямстве, непослушании.
Все вместе это вызывает напряжение и ребенка, и его родителей.
Консультация для воспитателей« Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ясли-сад №27 комбинированного типа города Макеевки» Консультация для педагогов по теме « Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда» Воспитатель: Каленчук Е.В.
А. С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде, есть рабочее усилие и усилие мысли:
«Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра»
.
Отличие игры от работы состоит только в том, что «.работа есть участие человека в общественном производстве. в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей.
Игра
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет
Игра «Накроем стол для кукол». Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).
Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. Детям старшего дошкольного
Картотека (средняя группа) по теме: Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей средней группы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД « ЗВЕЗДОЧКА» П.
ШКОЛЬНОЕ»Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей средней группы.
Воспитатель Лещина Ю. В. 2015-2016 уч. г. «Угадайте, что я делаю?»Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать внимание.Ход игры Воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу.
В центр круга входит ребенок.
Например:
- Пилит
- Забивает гвоздь
- Чистит пылесосом пол
- Протирает зеркало
- Стирает
- Едет на машине
- Трет на терке
- Несет ведро с водой
и т.д.
«Назови профессию»Цель: учить правильно называть профессию человека по видам машин, управляемых
> > Пшенная.) В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы.
Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают. Игра «Кому это нужно?»
Дидактические игры «Труд взрослых»
Александра Куянова «Назови профессию». (подготовительный возраст) Цель: Закреплять знания детей о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщённые названия профессий (строитель, рабочий, колхозник, различать трудовые действия.
Развивать внимание, мышление. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий. Игровое правило: Отвечает тот, кого выбрал воспитатель Игровое действие: Выбор карточки, рассказ.
Ход игры: На столе разложены карточки с изображением людей разных профессий. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любую карточку и рассказать о профессии человека, изображённого на карточке.
Итог: За правильный ответ ребёнок награждается с фишкой.
«Назови профессию» (средняя группа) Дидактическая задача: Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера. Отмечать их особенности.
Картотека (старшая группа) по теме: Дидактические игры по трудовому воспитанию
Игра «Кому это нужно?»Цель.
Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.
Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, микроскоп, телескоп, и прочее.Дети называют профессию человека, который использует изображённый предмет в своём труде.Игра «Кому без них не обойтись?»Цель.
Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.Ход игры:Воспитатель называет предметы, а дети – профессию человека, которому он необходим.
Подборка дидактических игр по трудовой деятельности.docx — Подборка дидактических игр по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельности
ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ бесплатно за 1 минуту Поиск материалов: Количество Ваших материалов: 0.
Авторскоесвидетельство о публикации в СМИ добавьте 1 материал Свидетельствоо создании электронного портфолио добавьте 5 материала Секретныйподарок добавьте 10 материалов Грамота заинформатизацию образования добавьте 12 материалов Рецензияна любой материал бесплатно добавьте 15 материалов урокипо быстрому созданию эффектных презентаций добавьте 17 материалов
Файл: по формированию и развитию знаний и навыков трудовой деятельностиПодборка дидактических игр Д/игра «Генеральная уборка»Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использоватьбытовые трудовые навыки.
Пособие для дошкольников своими руками
В данном пособии отражены 6 блоков.
I блок «Анализаторы» Цель: формирование понятия о том, что познать объект нам позволяют 5 органов чувств (анализаторы – тактильный, зрительный, обоняние, слуховой, вкусовой) и эмоциональное отношение к объекту.
II блок «Объект – имя признака – значение имени признака».
Цель: формирование понятия о том, что объект состоит из набора имен признаков и их значения (влажность, температура, рельеф, звук, вкус, запах, форма, размер, цвет, часть, место, действие, вес).
III блок «Вопросы». Цель: формирование понятия о том, что существуют разные типы вопросов и ответы на них расширяют информацию об объекте (типы вопросов – восполняющий, описательный, каузальный, оценочный).
Игра пособия по трудовой деятельности дошкольников по фгос
Поэтому предлагаю вам позаботиться о растениях, сделать их такими же красивыми, как и вы. Как нужно ухаживать за растениями, что нужно делать? Привлекает детей к уходу за растениями. Дети приступают к уходу за растениями: протирают листья, поливают, рыхлят землю, ставит его на свет.
Такой же способ преподнесения информации используется и для привлечения детей к уходу за животными уголка природы.
Д/игра «Кто больше увидит и назовёт»
Цель: закреплять знания о предметах необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии, развивать внимание, память, мышление.
Игра пособия по трудовой деятельности дошкольников по фгос таблица
Оборудование: изображения профессий, картинки с изображением предметов необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии.
Ход игры: Воспитатель размещает на доске изображения профессии в ряд, а под ними на расстоянии в хаотичном порядке располагаются картинки с изображением предметов необходимых для выполнения трудовой деятельности той или иной профессии. Задание: найти и расположить на доске рядом с профессией все предметы труда необходимые для ее деятельности. Правильность или ошибочность выполнения задания анализирует воспитатель вместе с детьми, обосновывая свой вывод.
Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая: Будем дружно подрастать И работу выбирать. В космонавты мы пойдем И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты, действуя по показу воспитателя.) В капитаны мы пойдем, Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.
) В вертолетчики пойдем, вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.) Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия. А мы в летчики пойдем, Самолеты поведем. Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем И комбайны поведем.
Посмотрите, все предметы перепутаны между собой. Предлагаю вам помочь мне и разложить каждый предмет, каждую вещь на свое место. Каждый из вас берет по одной вещи, предмету и кладет его на его место. А потом мы все вместе проверим, на своем ли месте оказались предметы или нет.
Д/игра «Конкурс»
Цель: приучать детей выполнять трудовые поручения взрослых, закреплять бытовые трудовые навыки в повседневной жизни.
Оборудование: музыка.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поучаствовать в конкурсе «Мой шкафчик».
Правила игры: дети наводят порядок в своем шкафу, раскладывая вещи на полочках, поправляя сменную обувь, верхнюю одежду.
Подборка дидактических игр
по развитию знаний и навыков трудовой деятельности
Д/игра «Генеральная уборка»
Цель: приучать детей оказывать посильную помощь взрослым, закреплять умение использовать бытовые трудовые навыки.
Оборудование: детская посуда, мойка, тряпочка для мытья посуды; гладильная доска, утюг, кукольные вещи; пылесос; тряпочка для протирания мебели, мыло, тазик с водой и т.д.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что скоро прейдут гости, а в группе беспорядок. Что бы встретить гостей в чистой, опрятной группе нам всем нужно в ней прибраться. Воспитатель предлагает детям самим выбрать то, что они будут делать.
Важно
Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов.
Портал педагога |
Летучева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №10 детский сад
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Республика САХА (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: «Значение дидактических игр на трудовое воспитание дошкольников»
05.10.2019
Раздел: дошкольное образование
Летучева Елена Владимировна,
воспитатель,
МДОУ №10 «Солнышко»
г. Нерюнгри
«Значение дидактических игр на трудовое воспитание дошкольников»
Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового
напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и
счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания
заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение
к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью,
без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой
многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности.
В труде раскрывается богатство человеческих отношений».
Сухомлинский В.А.
Сухомлинский неоднократно отмечал, что любой труд делает человека более
творческим, более радостным, умным, культурным, образованным. Очень
важным моментом в системе трудового воспитания является положение о том,
что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и
склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно
думать не только о том, что он может дать для общества, но и том, что труд дает
ему лично. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти
задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка
развиваются главным образом в условиях деятельности. Трудовое воспитание
является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к
обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в
школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью,
умением себя обслуживать. Важная задача педагога — помогать ребенку в
активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его
желание и потребности в получении определенных трудовых умений.
Определяющим направлением в организации труда детей является его
взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием
навыков и представлений, личным развитием ребенка.
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является
игра. Игры, незаменимы, в игре дети отражают труд взрослых.
Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, являются:
сюжетно – ролевая игра;
театрализованная игра;
дидактическая игра.
Дидактическая игра — игра обучающая, представляет собой сложное
многоплановое педагогическое явление. Она является средством всестороннего
развития ребенка.
Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в
умственном развитии дошкольников. игр формирует правильное
отношение к предметам окружающего мира, к природе, систематизирует и
углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.
Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует
словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную
речь.
Формирование знаний о трудовом воспитании в процессе
дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под
руководством взрослого.
В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три
основных вида:
игры с предметами;
настольно – печатные игры;
словесные игры
Игры с предметами
Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся
сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями
взрослых, используются такие игры с предметами: “Собери набор
парикмахера” (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети
выбирают из множества разнообразных предметов). “Строитель” (из множества
предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные –
кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых
одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают
выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид
одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?
Настольно – печатные игры
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим
задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление
детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать
мыслительные процессы.
Виды настольно – печатных игр:
1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это
нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно
задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним
признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением
Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать
две другие картинки.
2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между
предметами. Например, “Что нужно доктору?”, “Что нужно парикмахеру?”,
“Что есть в магазине”, и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими
предметами.
3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в
игре “Отгадай, какую картинку спрятали?” Дети должны запомнить содержание
картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно
способствует развитию памяти.
4. Составление разрезных картинок и кубиков.
Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых,
данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид
эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
5. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Задачи:
развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра “Отгадай, кто
это?” Ребенок изображает звук и движение задуманного.
Словесные игры
Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся,
опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.
к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают
предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия,
группируют предметы по различным признакам
Начиная с детского сада, дети учатся обращаться с простейшими
инструментами, изучают свойства различных материалов, приобретают навыки
самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживают за
цветами, помогают накрывать на столы, убирать игрушки. А.С. Макаренко
говорил, что только при хорошей организации развивающей среды ребенок
испытывает радость от труда. Не зря В.А. Сухомлинский писал, что детство не
должно быть постоянным праздником. Если нет трудового напряжения
посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступной и радость труда.
Согласно В.А. Сухомлинскому, труд становится великим воспитателем, когда он
входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и
товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую
радость преодоления трудностей, открывает все новую красоту в окружающем
мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя
материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В наших силах
научить детей воспринимать труд не как тяжёлую повинность, а как приятное
занятие, полезное и для личности, и для общества. Таким образом,
дидактическая игра оказывает важнейшее значение на развитие, обучение
и воспитание дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства
детей с профессиями и трудом взрослых, воспитанием уважения к труду
взрослых и стремлением трудиться самим.
«Самое большое богатство, которое отец может
оставить сыну в наследство, научить его трудиться».
К. Д. Ушинский
Список литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н.В.Алешина.-М.:
«Педагогическое Общество России», 2000.- 128с.
2. Программа обучения и воспитания в детском саду / Под ред. М.А.
Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.- 5-е изд.испр.и доп.-М.: Мозаика-
Синтез, 2008.- 208с.
3. Примерная основная образовательная программа
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение /
Н.С.Пряжников.- Воронеж, 1996.
Л. В. КуцаковаТрудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет
Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.
: Мозаика-Синтез, 2007), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.
Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.
«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.
К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в методических пособиях: Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С.Н., Лямина Г. М., Зацепина М.Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.
Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по трудовому воспитанию детей 2–7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содержание трудовой деятельности дошкольников.
Трудовое воспитание в детском саду. Программа
Трудовое воспитание в «Программе» является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.
В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
Первая младшая группа (от двух до трех лет)
Самообслуживание:
Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). В процессе одевания и раздевания направлять внимание на последовательность действий. Приучать к опрятности.
Хозяйственно-бытовой труд:
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
Труд в природе:
В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Поощрять детей к совместным со взрослым действиям по уходу за объектами природы.
Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)
При каждом удобном случае рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать их представления о трудовых операциях, результатах труда. Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий.
Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности взрослых.
Самообслуживание:
Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).
Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.Хозяйственно-бытовой труд:
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.), после игры убирать на место игрушки, строительный материал.
Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада.
Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.
Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т. п.).
Труд в природе:
Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Учить замечать изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т. д.).
Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать его со скамеек.
Средняя группа (от четырех до пяти лет)
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых, о разных профессиях.
Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.
Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Разъяснять детям значимость их труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Самообслуживание:
Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить ее в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление быть всегда аккуратными, опрятными.
Приобщать к культуре поведения за столом.
Приучать самостоятельно готовить к занятиям рисованием, лепкой, аппликацией свое рабочее место и убирать его после занятий (мыть баночки, кисточки, протирать стол и т. д.).Хозяйственно-бытовой труд:
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, игрушки; помогать воспитателю подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).
Труд в природе:
Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время.
Привлекать детей к подкормке зимующих птиц.
Приучать к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Старшая группа (от пяти до шести лет)
Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
Рассказывать о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машинка и т. п.).
Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
Обращать внимание детей на то, как произведения художников, писателей украшают жизнь людей, делают ее интереснее.Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения. Учить детей доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
Учить детей наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).
Стимулировать желание детей принимать участие в трудовой деятельности.
Самообслуживание:
Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).
Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
Развивать у детей желание помогать друг другу.
Хозяйственно-бытовой труд:
Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать, мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки.
Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице.
Приучать самостоятельно убирать постель после сна; самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.Совершенствовать умения раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Труд в природе:
Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз.
Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега.
Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.
Ручной труд:
Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
Учить создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.
Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр.
Развивать творческое воображение, художественный вкус.
Учить детей экономно и рационально расходовать материалы.