Гласный звук в корне слова орфограмма
zakondostatka.ru
› › Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки.
Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах , суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.Важно! Прежде, чем начинать проверку, надо установить, в какой морфеме (части слова) находится проверяемая буква.
классификация орфограмм
Орфограмма «Заглавная буква». орфограмма примеры начало ознакомления Начало предложения.
Наступила осень. Стало холодно.
период обучения грамоте Правописание имён собственных имя, фамилия, отчество: Анна Ивановна Петрова 1 класс 3-4 четверть Правописание имён собственных клички животных: конь Рыжка, корова Зорька, кот Васька 1 класс 3-4 четверть Правописание имён собственных географические названия: город Таллинн, река Пирита 1 класс 3-4 четверть Правописание имён собственных.
Помимо большой буквы добавляются кавычки. название произведений: рассказ «Бишка», название фирм, изделий: магазин «Призма», конфеты «Русалочка» 2 класс 2.
Орфограмма «Перенос слова» правило переноса образец знакомство с правилом 1.
Слова переносятся по слогам трав-ка, сум-ка, ма-шина, маши-на,неверно: гро-здь (здь – не слог, в нем нет гласной) 1 класс 3 четверть 2.Одну букву нельзя переносить или оставлять
Памятка по русскому языку для учащихся 2 класса.
«Орфограммы корня»
Памятка Орфограммы корня 2 класс В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным.
Выбрать правильное написание можно, только опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой. Орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
Гласная, на которую не падает ударение, называется безударная гласная. Проверять следует написание безударных гласных: А-О, Е-И-Я.Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная стала ударной, например, столы –стол, глаза –глаз, лесник –лес. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным.
Презентация на тему «Орфограммы в корнях слов «
Включить эффекты 1 из 12 Смотреть похожие Код для вставки ВКонтакте Твиттер Телеграм Ваша оценка презентации Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
4.0 1 оценка Добавить свою рецензию , чтобы добавить рецензию.
Презентация для школьников на тему «Орфограммы в корнях слов » по русскому языку.
- Конспект Отсутствует
- Слова
- Количество слайдов 12
- Аудитория
- Формат pptx (powerpoint)
- Слайд 1 Урок русского языка в 5 классе с использованием ИКТ Автор презентации: учитель МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края
Орфограммы согласных звуков в корне слова
Орфографических правил, которые нормируют правописание гласных в корне слова, достаточно много.
Но оказывается, что и с согласными все не так просто – они тоже имеют свои трудности и нормы.
С какими сложностями можно столкнуться, если речь идет о согласных в корне слова, и как их разрешить? Первая категория – это непроизносимые согласные.
В русском языке есть слова, в которых согласные пишутся, но не произносятся, такие как здравствуй (говорим – здраствуй), устный (говорим – усный) и так далее.
Во многих из них наличие непроизносимой согласной на письме можно проверить, если подобрать однокоренное слово, в котором непроизносимая согласная будет произноситься. Например, для слова устный это уста.
Есть слова, где непроизносимая согласная “просится”, но ее там быть не должно, такие как чудесный, проверочным словом для которого будут “чудеса”. Но не всегда правописание можно проверить – есть и словарные слова, наличие непроизносимой, но использующейся на письме согласной в них нужно просто запомнить – чувства, солнце и другие.
Урок русского языка на тему «Знакомство с орфограммой «Безударные гласные в корне слова».
2-й класс
- , учитель начальных классов
Разделы: Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова». Задачи: формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки. – Назовите предметы, изображённые на картинках (дети называют слова вслух).
Учитель располагает на доске карточки – Обозначьте ударение в словах (учащиеся получают заранее заготовленные листки со словами). – Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).
– Ещё раз произнесите эти слова; найдите слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки (дети называют слова трава, коза и поясняют: в этих словах слышим звук [а]). Учитель ставит соответствующие карточки вместе и обозначает звук в скобках.
Здесь и далее – в словах, где нужно, стоит ударение. –
Гласные звуки
Как определить гласные звуки?
Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки? Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. [а] [а] [а] [а] Валы́, грачи́, столы́, росá.
Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрелá, письмó.
Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: кóврик, стрéлы, стрéлка, пи́сьма.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо: а) или заменить форму слова (моря́ — мóре, у мóря); б) или подобрать однокоренное слово (травá — трáвка, зелёный — зéлень) — так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Орфограммы-гласные в корне слова
8 Основные правила Проверяемые безударные гласные в корне 1. В безударном положении пишется та же гласная, которая выступает в том же слоге однокоренных слов или форм слова, когда он находится под ударением: задрожать – дрожь, запевать – петь. Нельзя проверять безударные гласные в корне глаголами, заканчивающимися на -ывать, -ивать(уговорить – уговор, но: уговаривать).
Непроверяемые безударные гласные в корне 2. Существует немало слов с непроверяемыми гласными в корнях.
Написание таких слов необходимо проверять по словарю: дирижер, периферия.
Чередующиеся гласные в корне 3.
Слова с чередующимися гласными в корнях можно разбить на 4 группы в соответствии с условиями выбора орфограммы в зависимости от: 1) ударения: · без ударения пишется О: -гор- (гореть), -клон-(поклонился), -твор- (творить), -плов- (пловец); · без ударения пишется А: -зар- (заря), -плав- (поплавок); · без ударения пишется
1 «А» класс МОУ «Лицей №7»
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм.
Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить. Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.
8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку. Всю ночь л_тает, Мышей по_дает, А станет св_тло, Л_тит в дупло.
Виды орфограмм гласных в корне. Проверяемые гласные в корне
Поставить верную букву в русском слове – порой серьезная задача не только для нерадивого школьника, но и для грамотного взрослого человека.
Особенную сложность вызывают разнообразные виды орфограмм гласных в корнях, так как, чтобы подобрать проверочное слово, нужно досконально понимать смысл проверяемого. В русском языке множество слов, которые фонетически звучат очень похоже, но обозначают разные вещи.
А порой и вовсе нельзя поставить гласную под ударение, тогда для проверки написания нужно прибегать к помощи памяти или словаря.
Что такое орфограмма?
Слово «орфограмма» произошло от греческих слов orthos (орфос) — правильный и gramma (грамма) — буква.
Под этим термином понимается единственное корректное написание слова, продиктованное соответствующим ему орфографическим правилом.
Многочисленные виды орфограмм гласных в корнях русских слов занимают особое место в нашем языке потому, что являются постоянным источником ошибок и требуют выработки навыков, которые помогают избегать неверного написания слов.
Корень слова
Щедрый русский язык содержит приблизительно четыре с половиной тысячи корней, которые становятся началом для невообразимого множества родственных слов. Корень слова является самой значимой его частью.
Он несет в себе смысловую нагрузку и позволяет образовывать десятки, а то и сотни однокоренных родственных слов с помощью морфем: всевозможных приставок, окончаний, многообразных суффиксов, постфиксов, соединительных гласных.
Например, от корня дом образовываются такие слова как: домик, домашний, домовой, одомашнивать, домишко.
Неверно выбранная буква может привести не только к неправильному написанию, но и к изменению его смысла и образованных от него родственных слов. Ведь можно полоскать рот или поласкать собаку, умолять о прощении или умалять заслуги, зализать рану или залезать на дерево. Поэтому так важно правильно определять корень и уверенно ориентироваться во всех видах орфограмм гласных в корнях.
Для определения корня сначала надо правильно понять смысл слова, подобрать к нему родственные и удостовериться, что они близки по смыслу. Затем, сравнив подобранные слова, выделить общую их часть – корень. И только после этого начинать проверку орфограммы. Гласные в корне слова делятся на проверяемые, непроверяемые (исключения) и чередующиеся.
Проверяемые
Алгоритм проверки прост и логичен: нужно подобрать корректное проверочное слово или изменить форму проверяемого слова так, чтобы безударная гласная в корне попала под ударение, тогда вопрос, какую букву писать, пропадет. Примеры: развевается гордый стяг — проверочное слово веять; усталый грибник — проверочное слово гриб.
Непроверяемые
Орфограмму безударного гласного в корне таких словах нельзя установить, используя правило или найдя проверочное слово, правильное написание можно только запомнить или посмотреть в словаре. Примеры: интеллигенция, ватрушка, ромштекс, каракатица, привилегия, каравай, стипендия, вентиляция, дизентерия, компоновка, пластилин, бадминтон и другие.
В некоторых словах буква меняется в зависимости от ситуации. В данном случае виды орфограмм гласных в корне могут определяться:
- ударением;
- значением слова;
- буквой, которая следует за гласной;
- суффиксом, стоящим за корнем.
Ударение:
• В корнях зор/зар под ударением пишется та буква, которая слышится: зори — зарево; без ударения — буква а: зарница, заря. Исключение: зоревать.
• В гор/гар без ударения ставится о, под ударением а: гореть — загар.
• В плов/плав без ударения пишется буква а: плавник, поплавок, кроме слов пловчиха, пловец и плывун.
• В твор/твар и клон/клан под ударением в зависимости от произношения выбирается а или о: тварь, поклон; без ударения пишется о: затвор, преклонить.
Значение слова:
• В ровн/равн в словах со значением прямой, ровный, гладкий пишется о: разровнять, сровнять; если значение слова — одинаковый, равный, то буква а: сравнение. Исключения: уровень, поровну, ровесник, равнина.
• В мок/мак в словах со значением мокнуть, например, под дождем, пишется о: промокла, промокашка; в словах со смыслом макать пишется а: обмакивать, макать.
Буква за гласной:
• В скоч/скак перед ч пишется буква о: проскочить, выскочу; перед к — буква а: скакун, проскакать. Исключения: скачу, скачок.
• В рос/раст(щ) перед с пишется буква о: поросли, выросли; перед ст и щ — буква а: выращивала, растить. Исключения: отрасль, Ростов, выростковый, Ростислав, рост, росток, ростовщик.
Суффикс за корнем:
• В корнях с а(я)/ин и а(я)/им пишется им и ин, если после корня следует суффикс а: разжать — разжимать, занять — занимать.
• При чередовании е/и в корнях бер/бир, блест/блист, дер/дир, жег/жиг, мер/мир, пер/пир, стел/стил, тер/тир, чет/чит перед суффиксом а пишется буква и, а в остальных случаях е: берет — забирала, блистает — блестящий, задирает — продерется, расстелет — расстилает, поджечь — разжигали; истертый — протирает.
• В лож/лаг и кос/кас всегда пишется о, кроме тех случаев, когда за корнем следует суффикс а: ложиться — располагаться, прикоснулся — касаться.
Безударная проверяемая гласная в корне: можно ли проверить непроверяемую орфограмму, правила об этом и примеры правописания слов
16.10.2019
Как правильно писать: халодный или холодный, корабль или карабль, выростет или вырастет? Данные вопросы возникают у большинства людей, давно окончивших общеобразовательное учреждение, и у тех, кто еще в процессе обучения. Как правило, такая путаница связана с тем, что на гласную букву в корне названных слов не падает ударение.
Безударные гласные – это верный путь к ошибочному написанию письма. Но если изучить все необходимые правила, то можно легко создать грамотный текст.
В чем заключается сложность?
В русском языке существует довольно много выражений, при написании которых возникают разные вопросы касательно их «правильности». Так, все слова, имеющие в корне безударную гласную, можно разделить на 3 группы:
- безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова;
- слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне;
- слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне.
Чтобы правильно написать письмо, следует знать, как именно пишется безударная гласная в корне. Правило для таких слов существует не одно, а несколько (для каждого случая отдельное). Рассмотрим их более подробно.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова
Как правильно написать слово, в корне которого стоит безударная гласная? Ответим на этот вопрос прямо сейчас. К нему необходимо подобрать однокоренное проверочное слово, где на ту же самую букву будет падать ударение. После такой проверки в неударном слоге корня можно смело ставить такую же гласную, что стоит в ударном слоге.
Чтобы стало более понятно, как осуществляется проверка безударных гласных в корне на практике, приведем несколько примеров:
- Как написать правильно слово «ух…дить». Для начала следует подобрать проверочные слова. В качестве них могут выступать «ход» или «уход». Как вы успели заметить, в этих словах ударение падает на «о». Именно поэтому сомнений в том, как пишется безударный слог, не должно возникать («ухОдить»).
- Как написать правильно слово «аргум…нтировать»? Для него так же необходимо подобрать проверочное слово. Например, «аргумент». Ударение в нем падает на «е». Следовательно, правильно будет «аргумЕнтировать».
Особенности правила
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова, в противном случае можно легко допустить ошибку.
Итак, рассмотрим слова «посв…щение» и «просв…щение». Проверочным словом для «посвящение» является «святость», поэтому его следует писать через букву «я». Проверочным словом для «просв…щение» является «свет». В связи с этим его необходимо писать через букву «е».
Рассмотрев эти примеры, можно смело сделать вывод о том, что используемые проверочные слова должно быть однокоренным (то есть максимально близкими по смыслу).
Какие трудности могут возникнуть?
Несмотря на то что правило «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова», довольно простое, при его использовании все же могут возникнуть трудности. С чем они связаны? Дело в том, что при написании некоторых слов возникает сложность в том, чтобы подобрать для них подходящие проверочные слова.
Рассмотрим несколько из них:
- покорять — покорный;
- образцовый — образчик;
- постигать — постигнуть;
- извинение — невинный;
- пастух — подпасок или пас;
- неиссякаемый — иссякнуть;
- поглощать — глотка;
- нагромождать — громоздкий;
- обнажать — наг;
- разлиновать — линия.
Примечание
Гласные «а» и «о» в корнях глаголов совершенного вида ни в коем случае нельзя проверять глаголами несовершенного вида.
Приведем примеры:
- Проглотить – глотка. Использовать слово «проглатывать» нельзя.
- Опоздать — поздно. Использовать слово «опаздывать» нельзя.
- Затопить — затопит. Использовать слово «затапливать» нельзя.
- Раздвоить – двое. Использовать слово «раздвоить» нельзя.
Используя это правило на практике и обращая внимание на его особенности, вы сможете грамотно составить любой текст или письмо.
Слова, у которых имеются чередующиеся гласные буквы в корне
В русском языке имеется огромное количество корней, в которых гласные буквы чередуются. Таким образом, в одних словах данные корни пишутся с одной гласной, а в других – с другой.
Следует особо отметить, что подобные выражения можно довольно легко принять за те, которые необходимо проверять при помощи ударного слога. В связи с этим список таких корней необходимо запомнить.
При этом выбор той или иной гласной может зависеть от наличия в словах суффикса -а-, от значения корня, а также от ударения или буквы, следующей за ней. Приведем в пример несколько таких корней:
- -лож- — -лаг-;
- -кос- — -кас-;
- -бер- — -бир-;
- -ня- — -нима-;
- -чет- — -чит-;
- -мер- — -мир-;
- -мя- — -мина-;
- -мак- — -мок-;
- -дер- — -дир-;
- -блест- — -блист-;
- -жа- — -жима-;
- пер- — -пир-;
- -стел- — -стил-;
- -рос- — -раст-, -ращ-;
- -жег- — -жиг-;
- -ча- — -чина-;
- -равн- — -ровн-;
- -тер- — -тир- и проч.
Слова, имеющие непроверяемую безударную гласную в корне
В некоторых случаях правописание безударных гласных в корне не поддается ни одному из представленных правил. В таких ситуациях учителя и преподаватели требуют их просто запомнить. Однако их настолько много, что заучить данные слова проблематично.
В связи с этим рекомендуется записать их на отдельном листочке и использовать его тогда, когда у вас возникают сложности во время грамотного написания письма.
Представим неполный список слов, написание которых требуется знать наизусть:
- авангард, авантюра, агроном, альманах, апельсиновый, апелляция;
- баллон, багровый, беседующий, берлога, беспрецедентный;
- вакцина, великолепный, вариант, вакансия, великий, вестибюль, винегрет, виртуоз, ветеран, восхищение, витраж;
- гениальность, гербарий, гимназист, гипотеза, гипноз, горячий, горизонт;
- диагноз, директор, дорогие, документ, дорожный;
- железнодорожный, желать;
- заинтересовать, завтрашний;
- иждивенец, игнорировать, информационный, интерес, инцидент, информация;
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
В русском языке выделяются слова с чередованием гласных букв в корне:
Лаг / лож: полагаться — положиться
Кас / кос: касаться — коснуться
Раст (ращ) / рос: расти – вырос
Гар / гор: загар – загореть
Зар / зор: заря – зорька
Бер / бир: выберу – выбираешь
Дер / дир: выдернуть – выдирать
Мер / мир: умер – вымирающий
Пер / пир: запер – запирать
Тер / тир: протер – протирать
Жег / жиг: выжег – выжигал
Чет / чит: вычет – вычитал
Блест / блист: блестела – блистал
Стел / стил: постелил – застилать
- Чередование гласного звука с нулем звука (если в корне стоит беглая гласная):
О / O: молоко – млечный
Е / O: ветер — ветряной
Правила выбора гласной в корнях с чередованием гласных
Выбор буквы в корнях с чередованием гласных осуществляется не по проверочному слову, а различным по правилам:
— Лаг / лож буква А пишется перед г, буква О – перед ж.
— Кас / кос буква А пишется, если после корня идет суффикс а.
— Раст (ращ) / рос буква А пишется перед ст, щ, буква О – перед с. Исключения: росток, отрасль.
— Гар / гор буква А пишется под ударением, буква О – в безударном положении.
— Зар / зор буква А пишется в безударном положении, буква О – под ударением.
— Е / И во всех корнях с чередованием (бер/ бир, дер/ дир, блест/блист и другие) буква И пишется, если после корня идет суффикс а, буква Е – если этого суффикса нет.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
3 класс
Упражнение 110, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 38, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 73, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 85, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 131, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 171, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 186, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 17, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 105, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 15, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 447, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 448, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 467, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 476, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 517, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 648, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 649, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 709, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 720, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 300, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 307, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 309, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 347, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 37, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 204, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 258, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 298, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 361, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 447, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 частьУпражнение 570, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 573, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 33, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 176, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 227, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 228, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 271, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 346, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 362, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, УчебникУпражнение 134, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 293, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 493, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
8 класс
Упражнение 7, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 12, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 34, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 55, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 108, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 144, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 192, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 196, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 214, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 424, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2020
Пользовательское соглашение
Copyright
Нашли ошибку?
Связаться с нами
Урок русского языка на тему
Класс: 2
Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова».
Задачи: формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки.
I. Анализ языкового материала.
– Назовите предметы, изображённые на картинках (дети называют слова вслух).
Учитель располагает на доске карточки
– Обозначьте ударение в словах (учащиеся получают заранее заготовленные листки со словами).
– Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).
– Ещё раз произнесите эти слова; найдите слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки (дети называют слова трава, коза и поясняют: в этих словах слышим звук [а]).
Учитель ставит соответствующие карточки вместе и обозначает звук в скобках. Здесь и далее – в словах, где нужно, стоит ударение.
– В каких ещё словах слышатся похожие безударные гласные звуки? (дети называют слова грибы, мячи, река и поясняют: в этих словах слышим звук [и]).
Учитель ставит карточки вместе и обозначает звук в скобках.
– Мы установили, что есть слова, где слышатся похожие безударные гласные звуки.
Проблемный вопрос:
– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки на письме?
Вы предложили разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит, мы столкнулись с новой орфограммой.
– Давайте узнаем, как пишутся эти слова.
Учитель добавляет на доску новые карточки:
– Сравните, одинаково ли обозначаются похожие звуки буквами на письме (похожие звуки обозначаются разными буквами).
II. Синтез и обобщение.
– Мы познакомились с новой орфограммой.
– Как мы назовём эту орфограмму? (орфограмма называется «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовём признаки орфограммы.
Заполнение таблицы.
– Какие признаки помогут обнаруживать её в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Запишем в таблицу.
– Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, я, е).
– Запишем в таблицу.
Слышу | Вижу |
Безударные гласные звуки [а] и [и] или звуки, похожие на них. | Буквы а о и я е, которыми обозначены безударные гласные звуки. |
Место в слове – корень. |
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Запишем в таблицу.
III. Ознакомление со способами проверки.
– Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.
– Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.
– Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.
Учитель добавляет карточки с проверочными словами.
– Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.
– Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом – подобрали родственное слово).
– Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).
– Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).
IV. Формулирование учащимися правила.
– Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).
– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).
– Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).
V. Работа над формулировкой правила.
– Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).
– Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).
– Сколько частей в правиле? (две)
– Прочитайте первую часть.
– О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).
– Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).
– Прочитайте вторую часть этого правила.
– О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).
VI. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.
– Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма – «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).
– Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).
– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).
– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).
– Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.
Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.
Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).
– Произнесите слова вслух.
– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:
Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька
Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).
– Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова – отгадки произнесите вслух.
– Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове – отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.
- На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнцаСами открываются. (глаза)
- Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита,Не человек, а рассказывает. (книга)
- Сама ползёт, На себе дом везёт. (улитка)
- Сперва блеск, за блеском – треск, За треском – плеск. (гроза)
- Стоит Антошка на одной ножке, Где солнце встанет,Туда он и глянет. (подсолнух)
- Я люблю прямоту, я сама прямая, Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,Кто же я? (линейка)
- Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня,Посадите в печь меня. (тесто)
- Дом без окон и дверей Как зелёный сундучок, В нём шесть кругленьких детей.Называется… (стручок).
- С неба падают зимой И кружатся над землёйЛёгкие пушинки, белые … (снежинки).
– Все вы, ребята, молодцы!
Теперь без оговорок Поставить за урок хочу
Побольше вам… (пятёрок).
Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)
Предложение записаны на доске.
Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.
– Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны – сидите тихо, а если на согласны – хлопайте в ладоши.
На лугу трава не смята.
– Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.
Бурый мишка быстро залез на сосну.
– Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.
Зима – с снегами, весна – с цветами, лето – с грибами, осень – со стогами.
– Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.
IX. Рефлексия.
Список использованной литературы:
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998
- Рождественский М.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.
- Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
- Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.
- Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. // Начальная школа. 1999, №12.
12.05.2013
Безударные и ударные звуки: учим ребенка проверять гласные в корне слова
Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты – понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем – безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?
Как отличить ударный звук?
Ребенку 5–6 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог – это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?
Есть простые способы:
- Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот – ударный.
- Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный – не всегда.
- Предложить «позвать» слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).
При этом не стоит путать понятия – «можно протянуть» и «самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук – на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.
И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква – это просто графическое изображение фонетической единицы.
Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.
Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.
Увидеть, что сильная позиция иногда «плавает» по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.
Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь «загружать» его ударными слогами.
Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример.
То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как «звать» слова.
Орфограмма – безударный гласный звук в корне
Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.
Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма – самый «ошибкоопасный» звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.
Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.
Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:
- различать согласные и гласные звуки;
- находить гласные в сильной и слабой позиции;
- переносить ударение с одной части лексемы на другую;
- определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
- изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.
Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.
Виды упражнений
Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:
- Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
- Практическое применение правила – отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
- Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).
Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики.
К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения.
При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.
К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике.
Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений.
А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей – одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.