Выслуга лет для учителей в казахстане
Таинственные траты: какие секреты таятся в гипотетическом законе о статусе педагога
Один триллион 202 миллиарда тенге дополнительно потребуется на реализацию закона “О статусе педагога”. Причем 214 миллиардов – уже в 2020 году.
Такие цифры озвучил министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, презентуя этот документ мажилисменам. Странно.
Закон еще не принят, какие его статьи потребуют большего финансирования, какие меньшего – никто сейчас сказать не может. Но эти суммы уже заложены. Телега впереди лошади?
При этом текста самого последнего варианта законопроекта на сайте министерства нет. Педагогическое сообщество не в курсе, что ему именно предлагают. Директор образовательного центра “TMpressio”, эксперт ЮНЕСКО Василий ШАХГУЛАРИ пожимает плечами:
– Мне трудно судить о том, чего я в глаза не видел. Сумма огромная. А на что ее именно собираются тратить? На каких уровнях? В какой период? Комментировать можно только то, что Асхат Канатович четко артикулировал.
Пироги и пышки, синяки и шишки
– Начнем с приятного? Например, он сказал, что “учителям предусмотрен ряд нематериальных стимулов”.
Это места в детских садах, звание “Қазақстаннын еңбек сіңірген ұстазы” (“Заслуженный учитель Казахстана”)”, отсрочка от призыва на военную службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности.
Еще есть гранты для носителей званий “Лучший педагог”, “Лучший преподаватель вуза”. А местные власти даже могут поощрять труд “выплатой единовременного вознаграждения”.
– Статус педагога всё это, конечно, повышает. Такие “пряники” мотивируют. А они на зарплате отразятся, а?.. (Пауза.) В силовых органах, в армии за повышение в звании, получение очередной звездочки на погонах полагается доплата. Звание “Заслуженный учитель” в СССР ввели в 1940 году.
Тогда и зарплату им повысили на 30 рублей по итогам года. И пенсия у “заслуженных” повышенная была. В 70-х годах до 110 рублей доходила. Помните, у инженеров тогда зарплата 120–130? В 1977-м учредили звание “Народный учитель”. Там бонусы еще выше были.
Если завтра у нас учредят звание заслуженного – может, это только первый шаг?
– В ходе августовской конференции учителей Президент Токаев поручил правительству увеличить им зарплату в два раза в ближайшие четыре года: “Несмотря на декларируемое сегодня повышение зарплаты учителей, многие доплаты исчисляются с базового должностного оклада. Поэтому 500 тысяч педагогов в стране не чувствуют существенного повышения – надо прямо об этом сказать. При этом их заработная плата остается одной из самых низких и составляет всего лишь 65 процентов от средней заработной платы по экономике”.
– Сегодня базовый оклад составляет 70 тысяч тенге. Если добавить к ним в следующем году 25 процентов – не очень густо получается. (Шахгулари нервно крутит в руках ручку.) Опять же вопрос: эти деньги будут идти напрямую из бюджета страны или от закона “О статусе педагога”? Нам не говорят. Закон для зомби?
– Ваша версия: повышать будут всем поголовно? Одно дело, когда зарплату поднимут преподавателю с 20-летним стажем. А вчерашнему выпускнику института тоже?
– Чтобы всем было одинаково – у нас так не бывает. Наверное, все-таки какая-то дифференциация будет.
– Вот еще одна “плюшка” от министерства: “Предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путем установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. За это предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения”. Штрафовать станут и за превышение нормы рабочего времени. Вы можете представить себе учителя школы, который настучит на своего директора?
– А в какую контору ему стучать? В местное управление образования? И кто там будет обрабатывать жалобы и расследовать все факты? Кто именно станет решать, кого и на какую сумму наказать? В законе все эти процедуры и механизмы прописаны? Подавать в суд? Не знаю, не знаю… И как быть с моральной стороной этого вопроса?
– Василий Вачикович, допустим, историк пожаловался на директора школы – тот же может ему отомстить, используя служебное положение?
– Еще как! Только суд может защитить права учителя в таком конфликте. Но если дело дойдет до суда, то педагог будет выключен из учебного процесса. Ему же придется присутствовать на судебных заседаниях.
Конечно, с одной стороны, защита преподавателя – очень правильный шаг. Я двумя руками “за”. С другой – абсурд. Потому что эта норма может породить новые конфликты, новые двойные стандарты.Повторяю: почему проект закона нигде не был опубликован?
Почему педагогическое сообщество не в курсе того, по каким правилам ему дальше жить и работать?
У нас есть свои мнения, идеи и предложения. А они министерству не интересны?
Как уменьшить нагрузку в городах и селах?
– В законопроект, по словам министра Аймагамбетова, не вошли такие нормы, как выход на пенсию по выслуге лет, пособия на лечение, льготная ипотека, доплата за звания доцента и профессора, повышенная стипендия обучающимся по педагогическим специальностям.
– В СССР преподаватель мог выйти на пенсию по выслуге лет. Почему у нас это невозможно? Работа учителя – это постоянный напряг и стрессы. Человек за годы “выгорает” духовно и профессионально. Ждать от такого “выгоревшего” качественного результата – не-ре-аль-но! (Стучит пальцем по столу.)
– Скорее всего, эту норму отклонили по одной причине: педагогов не хватает. Особенно в глубинке. Президент Токаев также сказал, что в Казахстане не должно быть разницы в уровне образования между детьми в городе и на селе, “акимы областей должны принципиально заняться этим вопросом”.
– 51 процент школ у нас в сельской местности. Чтобы решить эту проблему, нужны другие меры. Дело не только в деньгах, хотя их в первую очередь не хватает. Не все выпускники вузов готовы рвануть в аулы в качестве учителя.
Между прочим (хитровато улыбается), Советский Союз тоже не сумел решить этот вопрос. А для нас он сейчас еще более болезненный.
Найти хороших педагогов для глубинки? А чем, кроме денег, можно создать условия для привлечения молодых специалистов?
– Уже 10 лет действует госпрограмма “С дипломом – в село!”. Глава государства сказал, что с 2020 года на ее развитие начнут выделять по 20 миллиардов тенге. Ежегодно. Там и подъемные, и супердешевые кредиты на жилье.
– Отлично (гордо поднимает большой палец)! А почему в селе преподавателей по-прежнему не хватает? Какие-то системные проблемы в реализации этой программы правительство и министерство образования выявили? Нашли пути их решения? Лучшие выпускники вузов в село вряд ли поедут. Поэтому разница в уровне преподавания, видимо, останется. Деньги – хороший аргумент. Но не для всех.
Да, а что – в городских школах образование сейчас лучше, чем в сельских? Переполненные классы, трехсменка в Алматы и больших областных центрах – это не проблема? О каком уровне образования тут можно говорить? Учитель и так уже как загнанная лошадь (дробно стучит пальцами по столу).
«В городе нужно было «отчехлить» за место работы»: учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул
– В законопроекте сказано о снижении нагрузки на педагогов.
– А это про учебную нагрузку сказано или о каких-то других – общественных и прочих? Есть учебный план, есть программа. 18 часов в неделю на учителя школы – это стандарт. Базовый оклад. Проверка тетрадей – за это платят. Пусть копейки, но платят. Но подготовку к урокам не оплачивают. А это большие временные и нервные затраты – перелопатить огромный объем дополнительной литературы.
Учитель может сегодня выбирать, по каким учебникам преподавать. Но их все надо изучить, выбрать лучшие!
Их много, они разные по качеству материала. Важно, чтобы учащиеся были в потоке общеутвержденной программы. Подходы педагога к подаче материала могут быть разными.
Но требования к учителям всегда и везде одинаковы. В Казахстане сейчас более 3 миллионов школьников и чуть больше 300 тысяч школьных преподавателей. У каждого предмета – своя нагрузка.
Согласитесь, тут и оплата должна быть разной, и надбавки.
– Если отмотать тему чуть назад. А кто и по каким критериям будет определять – кто достоин звания “Заслуженный учитель Казахстана”?
– Провоцируете? (Выдерживает паузу и вдруг улыбается.) Повторяю: я окончательный вариант законопроекта в глаза не видел! В стране много образовательных центров.
А кто их сертифицировал? Где их рейтинги? Кто оценивал качество работы специалистов, которые прошли в них переподготовку? Законопроект “О статусе педагога” их учитывал? Или всё отдадут на откуп областным департаментам образования? А родители школьников могут как-то повлиять на этот процесс? Были случаи, когда родители добивались увольнения м-м-м… не очень квалифицированных учителей. И были – когда даже очень хороших увольняли за незначительные ошибки и проступки.
– Сфера образования, согласно последнему исследованию “Transparency Kazakhstan”, если не в лидерах, то и не в аутсайдерах по уровню коррупции.
– А посмотрите статистику. Сколько выпускников школ уехало за высшим образованием в Россию и в дальнее зарубежье? И сколько из них вернулось на родину? Сколько выпускников наших вузов нашло работу на родине в последние годы? Эффективность работы нашей высшей школы и программы “Болашак” только сейчас начинают считать.
Проблемы высшей школы мы не можем решить больше 20 лет. Президент Токаев даже сказал: зачем нам столько вузов, если мы не можем трудоустроить всех их выпускников?
Если школьник-неуч набирает всего 50 баллов, не важно, из сельской он школы или городской, и поступает в вуз – какая разница, в каком станет учиться? Каким специалистом выйдет оттуда и за какие заслуги получит диплом? Но чем он тогда поддержит экономику страны?..
P. S. В марте этого года тогдашний министр образования Куляш Шамшидинова сообщила, что на строительство школ в 2019–2021 годах будет выделено 136 миллиардов тенге: “В первую очередь будут строить школы взамен аварийных, трехсменных школ, где не хватает учебных классов, и в тех регионах, где возможны землетрясения”.
Когда принимали программу “100 школ, 100 больниц”, видимо, не сумели посчитать, сколько объектов образования потребуется на самом деле?
АЛМАТЫ
Бочка дёгтя в ложке мёда. Опубликован Закон РК
Учительское сообщество Казахстана весь 2019 год бурно обсуждало законопроект о собственном статусе. Этот документ, по замыслу создателей, призван был повысить авторитет педагогов в обществе и улучшить их материальное положение. После ознакомления с законом стало ясно, что он может смело претендовать на премию «Разочарование года».
Несбывшиеся надежды
Закон «О статусе педагога» Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал 27 декабря 2019 года. В действие он должен вступить через десять дней после официального опубликования. Одновременно был принят сопутствующий Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя».
Самым популярным требованием учителей при обсуждении проекта закона был выход на пенсию по выслуге лет. Педагоги мечтали о выслуге продолжительностью 25 лет. В первоначальном варианте речь шла уже о 30 годах непрерывного стажа, но педагоги и на это были согласны. Однако в окончательной редакции закона нормы о выслуге лет вообще не оказалось.
Другой мерой, которая реально могла бы улучшить материальное положение учителей, является снижение нормативной нагрузки. Особенно это важно для учителей начальных классов. Ведь, отдав специалистам часы физкультуры, музыки и рисования, они зачастую не добирают до 18-часовой ставки. Соответственно, это сказывается на зарплате.
Статья 8 устанавливает нормы: 16 часов в неделю — для организаций среднего образования; 18 часов — для организаций технического и профессионального, послесреднего образования, для организаций дополнительного образования, а также для специализированных и специальных организаций образования; 24 часа – для дошкольных организаций, предшкольных групп дошкольного воспитания и обучения, предшкольных классов, для детских юношеских спортивных организаций образования.Вот только радоваться по этому поводу педагогам придётся через полтора года. Норма вводится в действие только с 1 сентября 2021 года.
Кому радоваться?
Закон уравнял в правах учителей и других педагогических работников школ. Прежде всего это равенство выразилось в одинаковых размерах трудового отпуска — 56 дней.
— Если до этого была градация должностей — на педагогических работников и приравненных к педагогическим работникам, — поясняет вице-министр образования Бибигуль Асылова, — то с принятием Закона «О статусе педагога» педагог — лицо, имеющее педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю и осуществляющее педагогическую деятельность по обучению и воспитанию обучающихся и воспитанников, в том числе и в организациях дополнительного образования, и организации или методическому сопровождению образовательной деятельности. В этой связи перечень должностей педагогов расширяется до 28 наименований.
Можно порадоваться, что в закон попали нормы, ограничивающие некомпетентное вмешательство посторонних в образовательный процесс.
Также установили запрет на привлечение педагогов к работам, не связанным с их профессиональной деятельностью, на отчёты и проверки, не предусмотренные законодательством РК. К тому же никто не может обязывать учителей приобретать товары и услуги.
Означает ли это, что на практике педработники смогут отказаться от навязываемой им принудительной подписки на газеты и журналы?
С перечнем необходимых отчётов тоже всё не так однозначно. Вообще, с конкретикой в законе дела обстоят неважно.
— Очень много отсылочных статей к другим законодательным актам, — констатирует главный специалист по правовой работе областного профсоюза работников образования и науки Иван Соколов. — Практически в каждой статье: «в соответствии с законодательством РК». И не сказано, в каком конкретно акте это искать.
Сказано, что с учителя нельзя требовать лишние отчёты.
А где сам список, что учитель должен предоставлять? А как понимать норму «Привлечение педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций не допускается»? Если организация государственная, получается, можно? И как это сочетается с запретом работ, не связанных с профессией?
Из приятного — зафиксировано право учителя на свободный выбор способов и форм организации профессиональной деятельности при условии соблюдения требований государственного стандарта; выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой (статья 7). На практике с этим в школах сейчас проблемы, особенно после внедрения «обновлёнки». Новые учебники и методические пособия содержат большое количество ошибок. Можно надеяться, что норма закона устранит этот перекос и сделает педагогов более свободными в выборе средств и ресурсов для обучения.
Молодые мужчины-педагоги получили право на отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с Законом Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» (статья 7, пункт 17).
Закон предложил учителям некоторые социальные гарантии: на жильё, в том числе и служебное, или общежитие, земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Тем, кто трудится в сельской местности, участки под ИЖС должны предоставляться в приоритетном порядке.Также за сельскими учителями закрепляется право на подъемные при прибытии на работу, 25 процентов «сельских» к окладу или тарифной ставке, социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств. Правда, решение о предоставлении подъёмных отдано на откуп местных представительных органов.
Размер пособия в законе не прописан. Неясно также, что будет, если местные представительные органы решат его не предоставлять.
Учителя вправе получать «пособие на оздоровление в размере не менее одного должностного оклада один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска». И опять ни слова о праве получать «оздоровительные» за реально отработанные часы, а не за голую ставку.
Важной льготой стало то, что детям педагогов места в дошкольных организациях по месту жительства должны предоставляться в первоочередном порядке.
Сплошное «но»
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день педработники являются одной из самых низкооплачиваемых категорий. Были надежды на то, что их положение улучшится с принятием нового закона. Об этом во всеуслышание заявили вице-министры образования и науки РК Бибигуль Асылова и Шолпан Каринова.
— В законе четко отражены права педагога на материальное обеспечение, — поясняют представители МОН. — Доплата за квалификацию педагогического мастерства будет установлена для всех педагогов в размере от 30 до 50 процентов от должностного оклада.
При этом для управленческого состава организаций образования будет производиться выплата доплаты за управленческое мастерство в размере от 30 до 100 процентов от должностного оклада.
Данные виды доплат будут выплачиваться по результатам успешной сдачи аттестации.
Напомним, что базовый должностной оклад, от которого меряются пресловутые проценты, составляет 17 697 тенге и не менялся уже много лет. Таким образом, учитель может получить доплату в пределах от 5309,1 до 8848,5 тенге. А директор при очень большом везении обогатится аж на 17 697 тенге. И кстати, в самом законе все эти доплаты, их размер и обязательность никак не отражены.
Наставничество над молодыми учителями отныне превращается из бесплатной повинности для опытных педагогов в источник дополнительных средств: «доплата в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан» (статья 13). Вот только опять никакой речи о том, каков размер этой доплаты и в каком документе определён порядок её выплаты.
Законом установлены доплаты для учителей, подготовивших победителей международных олимпиад и спортивных соревнований, за почетные звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», «Лучший учитель».
Конечно, эта норма коснётся в Казахстане очень немногих. Но и здесь есть подводные камни. Не прописана обязательность доплат за победителей.
И премировать педагога работодатель должен из сэкономленных образовательной организацией средств.
Педагоги, имеющие степень магистра, получают право на доплату в размере 10 МРП к окладу. Кандидаты наук, доктора философии (PhD) и доктора педагогических наук — 17 МРП.Пока среди учителей средних школ весьма немного кандидатов и докторов. Изменится ли их количество с появлением этой нормы. И опять есть оговорка. Доплата будет производиться только по основному месту работы.
А если учитель работает совместителем, его профессионализм резко падает?
Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300 МРП. Вопрос только в том, когда и при каких обстоятельствах они этим правом воспользуются.
В законе не прописаны условия, при которых подобного рода вознаграждения должны выплачиваться учителям.
В статье 9 говорится лишь о том, что «за добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации».
К сожалению, на практике большинство рядовых учителей не имеют никаких премий десятилетиями. Так что это право, формально декларируемое, но ничем не подкреплённое, имеет шансы навсегда остаться на бумаге.
Кто и как ответит?
Степень защищённости учителей в законе определяется статьёй 19: «Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан».
— За нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога в части привлечения к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрено предупреждение, при повторном деянии применяется штраф от 60 до 120 МРП в зависимости от субъекта правонарушения, — заявляет Бибигуль Асылова.
В сопутствующем законе предусматриваются санкции также для учеников и их родителей.
Проявление неуважения к педагогу при исполнении им своих должностных обязанностей, выраженное в нецензурной брани, непристойном поведении, оскорбительном приставании, демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов, в том числе с использованием СМИ или сетей телекоммуникаций, влечет штраф или административный арест. Для физических лиц штраф будет в размере от 20 до 40 МРП, административный арест — до пяти суток в зависимости от субъекта правонарушения.
Отвечать будут и сами педагоги.
Скажем, за то, что не сообщили незамедлительно «о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе вне организации образования». Соблюдая данную норму, учитель должен беспрерывно контролировать всё, что происходит со всеми его учениками в режиме 24/7.— Конечно, это не то, что мы ожидали и что предлагали, — выражает своё мнение Иван Соколов. — При подготовке закона мы отправляли петиции с многими тысячами подписей. Но нас так и не услышали.
Ирина Плотникова
Казахстанские учителя хотят выходить на пенсию по выслуге лет | Курсив — деловые новости Казахстана
Популярная игра в пейнтбол стирает грань между реальностью и виртуальным миром. Прижившись в городе и проникнув в сельскую глубинку, она обретает новые формы и воплощения. Активный досуг пользуется спросом, и серьезные бизнесмены пускаются на первый взгляд в совершенно авантюрные стартапы.
Был виртуальный, стал реальный
Конец девяностых и начало нулевых ознаменовались повальным увлечением подростков компьютерными играми.
Тогда для многих мальчишек личный ноутбук оставался запредельной роскошью, а потому они часами пропадали в game-клубах.
Костанайскому предпринимателю Канату Жумабаеву 35 лет, и он отлично помнит это беззаботное время. Знаковым событием стал 1999 год, когда вышла в свет легендарная игра Counter Strike.
«Мы собирались в клубе всем двором, делились на команды и «резались» до самого утра. Спецназ против «террористов». Проигравшая команда оплачивала следующую игру. Было весело», – вспоминает бизнесмен.
Сегодня у Каната жена, двое детей, и его давно не интересуют компьютерные перестрелки. Он и подумать не мог, что спустя годы Counter Strike вернется в его жизнь и станет источником дохода.
После окончания учебы он устроился в автосервис, а через девять лет купил эвакуатор и начал работать на себя. Все эти годы откладывал деньги, мечтая заняться собственным, принципиально новым делом.
Идея перенести виртуальную стрельбу в реальность пришла спонтанно. Предложение породил спрос на активные развлечения среди костанайцев. Так в городе появился проект под названием Lazer Tag – командная соревновательная игра в cтиле action.
Бизнесмену проект обошелся в 3 млн тенге.
«Купил оборудование, арендовал подвальное помещение в центре города и сделал внутри что-то вроде лабиринта. Правила игры простые.
Участники делятся на команды, каждому на голову надевается повязка со встроенными датчиками и выдается оружие, которое стреляет лазерными лучами. Если луч достигает датчика, звучит сигнал.
Значит, ты поразил противника, и он выбывает из игры», – рассказывает Канат.
В Lazer Tag играют в основном мальчишки. В отличие от пейнтбола здесь нет возрастных ограничений, поскольку риск получить травму практически сведен к нулю. Похожих «лазерных» проектов сегодня в областном центре как минимум четыре. И ни один пока не закрылся.
«Пострелять в живую мишень гораздо интереснее, чем в виртуальную, оттого и тянется детвора. Побегать, выплеснуть энергию. Спрос есть, и конкуренция почти не чувствуется. Не скажу, что прибыль большая, но на жизнь хватает», – делится предприниматель.
Вместе с детьми приходят поиграть и родители, но они здесь нечастые гости, говорит бизнесмен. Взрослые отдают предпочтение традиционному пейнтболу, и этому есть объяснение.
Сделай мне больно
Пейнтбол – спортивная командная игра, где вместо игрушечного пистолета используется пневматический маркер, заряженный капсулами с цветной краской. В зависимости от давления в маркере капсула при попадании в противника может едва ощутимо разбиться о бронежилет, а может оставить приличный синяк на руке или ноге.
«В этом вся суть пейнтбола. Участники постарше хотят почувствовать эту боль, кайф от эффекта ранения. Они идут в пейнтбол и готовы платить деньги за выброс адреналина», – говорит Канат Жумабаев.
Если еще десять лет назад в Костанайской области специально оборудованные места для игры в пейнтбол можно было пересчитать по пальцам одной руки, то сегодня в этом бизнесе конкуренция высокая. Хотите соревноваться в заброшенных зданиях – пожалуйста.
Любите свежий воздух и площадки под открытым небом – запросто. Можно устроить битву в лесопосадке, под укрытием массивных сосен, а можно и в полутемном подвале, если нет клаустрофобии. Предприниматели с лихвой удовлетворяют спрос любителей адреналина.
Добро пожаловать в CS Mansion
Казалось бы, при столь высокой конкуренции и неиссякаемом спросе крайне сложно удивить любителей пейнтбола новыми локациями. Но Канат Жумабаев посчитал иначе. И ему на выручку снова пришел Counter Strike.
Кто хоть раз соревновался в компьютерную «стрелялку», знает, что самое популярное место для боевых действий – карта CS Mansion. Это двухэтажный коттедж с балконом и двумя лестницами. Комнаты образуют подобие лабиринта, в которых очень удобно скрываться от виртуальных бандитов, но неожиданно можно также схлопотать пулю (опять же виртуальную).
Канат решил, что, если построить аналогичный дом в реальности и устраивать соревнования вживую, это будет беспроигрышным с точки зрения бизнеса вариантом.
«Интересовался у друзей и знакомых. Все были в восторге от идеи. Наше поколение выросло на этой игре, и многие захотят перенести ее в жизнь. Локация станет настоящим подарком для всех любителей «Контры», – рассуждает бизнесмен.
Предприниматель привлек своего друга. Вместе они купили 0,6 гектара земли на выезде из города и все необходимые материалы.
Уже заказали 17 маркеров и амуницию. Локация уже готова на 95%, осталось обустроить прилегающую территорию. Подземный тоннель, который по сценарию Counter Strike ведет в дом со двора, в реальности тоже выкопан. Так что полное погружение участникам обеспечено.Прибавьте сюда перерывы на кофе-брейки и обеды, условия для которых предусматривает новое место стрельбищ, и планы по окупаемости кажутся небезосновательными.
На сельском фронте – перемены
Раньше азартное увлечение считалось привилегией городских жителей, но с недавних пор добралось и до сельской местности.
Год назад молодой предприниматель Амир Шектыбаев из поселка Карабалык открыл пейнтбольный клуб «Легион», почти не сомневаясь в том, что начинание будет востребованным.
Во-первых, районные жители не избалованы современным досугом, во-вторых, советское наследие оставило практически идеальные условия для стрельбищ – заброшенный ангар бывшего механического завода.
Огромное бетонное здание с уходящими в потолок железными балками и свистящим ветром в выбитых окнах смотрится эпично.
Все, что оставалось бизнесмену, – взгромоздить друг на друга использованные покрышки, расставить металлические бочки, подкатить ржавеющий грузовик и старые прицепы. И вот они, готовые места для перестрелок и укрытия.
Примерно в похожих условиях сегодня снимаются российские малобюджетные боевики, смеется предприниматель, что уж говорить о любительской игре; лучше не придумаешь.
«Когда решил открыть свое дело, то просто занял в поселке свободную нишу. Поначалу клиентов было немного, но потом распробовали, начали приходить люди самых разных возрастов и профессий.
Приезжают из соседних деревень рабочими коллективами, проводят дни рождения, устраивают соревновательные турниры.Единственное, мы не допускаем детей до 12 лет, поскольку несем ответственность за безопасность участников», – рассказывает Амир Шектыбаев.
На покупку маркеров, костюмов и амуниции он потратил 1,2 млн тенге, взятых в кредит под 4% годовых. Стоимость одной игры – 2,5 тыс. тенге, без ограничения по времени, до последнего выстрела. При этом заработок зависит от сезона: летом самый большой наплыв желающих, зимой играют реже. В итоге средний месячный доход клуба – в пределах 100 тыс. тенге.
«Пока меня такой расклад устраивает. Возможно, когда рассчитаюсь по кредиту, оборудую площадку для зимних игр. В холодное время особо не постреляешь, нужны условия как для участников, так и для хранения оружия», – делится Амир Шектыбаев.
Pro et contra
Вряд ли кто-то оспорит пользу от активного командного отдыха. И все же некоторые скептики считают, что в основе пейнтбола лежит в первую очередь стремление к уничтожению. Пусть и муляжным, но оружием, которое приносит вполне ощутимую боль. Однако если верить психологам, пейнтбол имеет противоположный эффект.
Попробуйте побегать час-полтора в азартном угаре, с колотящимся от волнения сердцем преследуя противника, рассчитывая тактические ходы и уклоняясь от контратак. Выработка эндорфинов обеспечена, а полученный заряд не оставит и следа от любых негативных эмоций.
Наблюдения владельцев пейнтбольных клубов лишь подтверждают эти выводы.
«У нас часто проводят тимбилдинги. Так вот некоторые сотрудники могут на работе неделями не разговаривать друг с другом, зато после игры еще два дня обсуждают, кто в кого попал, а кто промахнулся.
Не думаю, что агрессия имеет место.
Напротив, люди в командах не только стреляют, но и учатся прикрывать друг друга, а это порождает сплоченность», – рассуждает руководитель клуба «Легион» Амир Шектыбаев.
Закон о статусе педагога в РК: шпаргалка для учителей — доплаты, права, обязанности
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 30 декабря 2019 года долгожданный закон «О статусе педагога». Также главой государства подписаны соответствующие поправки в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя. О том, какие новшества вносит новый закон в жизнь педагога, рассказывает VRK.News.
Закон о статусе педагога вступает в силу с первых дней января 2020 года, за исключением 3-го пункта 8-статьи (по новым нормам учебной нагрузки в неделю для исчисления зарплаты педагогам), который вводится в действие только с 1 сентября 2021 года. По поводу этого третьего пункта можно сказать, что он снижает нормативную учебную нагрузку с 18 до 16 часов. Некоторые учителя называют это «выгодной стороной» нового закона.
До 2024 года на реализацию этого закона потребуется до 5,4 трлн тенге. Это действительно очень большие средства, и это говорит о том, что государство сегодня понимает необходимость поддержки образования и реальных шагов.
Новый закон предусматривает поэтапное повышение зарплат, уже с января они вырастут в среднем на 25%.
Итак, пройдемся теперь по статьям нового закона.
Статья 6. Обеспечение профессиональной деятельности педагога
Второй пункт данной статьи закона запрещает привлекать педагога к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами
Республики Казахстан.
Также этот пункт налагает запрет на истребование у него отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области образования.
Тут добавим, что за привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчетности предусмотрен административный штраф от 20 до 120 МРП (месячных расчетных показателей, 1 МРП в 2020 году будет равен 2 651 тенге или 6,95 доллара) в зависимости от субъекта правонарушения.
Запрещены также непредусмотренные законодательством проверки. Педагог также не должен исполнять обязанности по приобретению товаров и услуг, иными словами, обязанности завхоза.
Еще один запрет прописывает третий пункт — нельзя привлекать учителей к проведению мероприятий негосударственных (партийных или общественных) организаций.
Думается, в этом месте все педагоги вздохнут с облегчением, поскольку им и их подопечным надоело быть постоянной бесплатной массовкой при проведении различных популистских и большей частью бессмысленных ура-мероприятий, а также принимать добровольно-принудительное участие в бесконечно повторяющихся предвыборных переписях населения (хотя все граждане зарегистрированы в государственной базе данных физических лиц, где записи о них обновляются при каждом изменении статуса).
Статья 7. Права педагога при осуществлении профессиональной деятельности
Внушительный список из 21 подпункта первого пункта этой статьи говорит о том, что он был довольно тщательно проработан законотворцами.
Что отметим? Наверное то, что согласно первому подпункту педагог имеет право на свободный выбор способов и форм организации профессиональной деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования.
Следующим, вторым подпунктом, учитель имеет право на защиту от незаконного вмешательства и воспрепятствования со стороны должностных и других лиц.
Сразу после второго, третьим подпунктом идет право педагога требовать уважительного отношения к профессии и надлежащего поведения со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей.
Седьмой подпункт утверждает важное право педагога на самостоятельный выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой.
Двенадцатый подпункт гласит, что повышение квалификации у учителя должно быть не реже одного раза в пять лет.
Четырнадцатый подпункт говорит, что педагогу могут присвоить квалификационную категорию в досрочном порядке.
Пятнадцатый подпункт интересен педагогам-фрилансерам (репетиторам) — в нем утверждается их право на индивидуальную педагогическую деятельность.Не менее важен и семнадцатый подпункт, который оговаривает право учителя на отсрочку от призыва на воинскую службу.
Интересен также и двадцатый подпункт, который в чем-то повторяет положение третьего: право учителя на уважение чести и достоинства со стороны обучающихся,
воспитанников и их родителей.
Статья 8. Право педагога на материальное обеспечение
В восьмой статье расписывается какие виды доплат будут положены педагогу.
Так, четвертым пунктом статьи педагогу госорганизаций по основному месту работы полагается доплата за степень доктора философии (PhD), доктора по профилю, а также за ученую степень кандидата наук — в размере 17-кратного МРП (это 45 067 тенге в 2020 году), доктора наук начнут получать доплату в размере 34-кратного МРП (90 134 тенге).
Пятый пункт этой же статьи устанавливает доплату педагогу госорганизаций по основному месту работы за степень магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10-кратного МРП (26 510 тенге).
В шестом пункте этой же статьи говорится о том, что местные исполнительные органы (акиматы) вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам в виде вознаграждения в размере не менее 300-кратного МРП (795 300 тенге).
Статья 9. Право педагога на поощрение
Второй пункт этой статьи предусматривает, что за выдающиеся достижения и особые заслуги педагога перед Республикой Казахстан ему присваиваются государственные награды, в том числе почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» («Заслуженный учитель Казахстана»). Педагог, удостоенный этого звания, получает единовременную выплату в размере 1000-кратного МРП (2 651 000 тенге).
Согласно третьему пункту этой же статьи, педагогу, подготовившему победителя, призера международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований за счет экономии по деятельности соответствующей государственной организации образования выплачивается единовременное вознаграждение в размере трех должностных окладов.
Четвертый пункт этой статьи предусматривает, что акиматы вправе устанавливать дополнительные меры поощрения педагогов посредством учреждения местных знаков отличия и почетных званий с выплатой единовременного вознаграждения или без таковой, и иных форм стимулирования, в том числе к официальным праздничным датам. Описание, порядок присвоения местных знаков отличия и почетных званий, в том числе размеры выплат единовременного вознаграждения, определяются местным исполнительным органом.
Пятый пункт статьи гласит о том, что ежегодно за счет средств республиканского бюджета обладателю звания «Лучший педагог» выплачивается вознаграждение в размере и порядке, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 12. Социальные гарантии
Первый же пункт этой статьи гарантирует педагогам жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, а также земельные участки под индивидуальное жилищное строительство.
Также педагогам увеличат ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск с 42 до 56 календарных дней.
Также предусмотрены прочие «нематериальные» бонусы в виде ежегодного пособия на оздоровление в размере не менее одного оклада, приоритета для детей педагогов в очереди в детсады, приоритет в предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство учителям, преподающим в сельской местности.
Также в пятом пункте статьи говорится о том, что сельскому педагогу по решению маслихатов устанавливаются повышенные (не менее чем на 25%), оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками городских педагогов.
Также сельским учителям оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств в порядке и размерах, утвержденных местными маслихатами.
Шестым пунктом статьи предусматривается подъемное пособие (размер пособия устанавливает местный маслихат) и социальная поддержка для приобретения или строительства жилья для педагогов, переехавших жить из города на село.
Согласно седьмому пункту, маслихаты также вправе устанавливать компенсационные выплаты педагогу за наем (аренду) жилища и коммунальные услуги, полные или частичные выплаты для приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку педагога.
Статья 13. Наставничество
Тут все кратко. За педагогом, впервые приступившим к профессиональной деятельности в организации среднего образования, на период одного учебного года закрепляется педагог, осуществляющий наставничество. За осуществление наставничества выплачивается доплата (определяется подзаконными актами).
Статья 15. Обязанности педагога
Второй пункт этой прописывающей педагогические обязанности законодательной новеллы недвусмысленно оговаривает, что учитель должен быть очень осторожен и точен при изложении общественно-политических и исторических фактов.
Так, педагог не вправе использовать образовательный процесс для политической агитации, принуждения обучающихся и воспитанников к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях наций и народностей Республики Казахстан, а также побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.
Статья 16. Совет по педагогической этике
Тут особо важным, по мнению редакции VRK.News, является четвертый пункт статьи, который говорит о том, что разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия.
На этом, пожалуй, все. Разве что, добавим, что новым законом вносятся изменения и касательно порядка назначения на должности и освобождения от должностей первых руководителей отдельных государственных организаций высшего и послевузовского образования.
И еще. Некоторые эксперты говорят о том, что помимо закона «О статусе педагога», Казахстану нужен также и закон об ответственности родителя, в котором юристы чётко укажут, какие требования государство предъявляет к родителям и за что те несут ответственность.