+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон по поводу безопасности в интернете

5 вопросов про законопроект о суверенном Интернете

Закон по поводу безопасности в интернете

Законопроект о защите Рунета от внешних угроз Госдума приняла во втором, ключевом чтении 11 апреля. Россияне беспокоятся, не приведёт ли его вступление в силу к ограничению доступа в Сеть или появлению цензуры в Интернете.

Однако никаких угроз изоляции документ не несёт, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, призвав журналистов разъяснять людям основные положения поправок.

 «Парламентская газета» решила ответить на пять самых актуальных вопросов.

Доступ к Интернету зависит от США?

Законопроект, по задумке его авторов – Андрея Клишаса и Людмилы Боковой, а также депутата Госдумы Андрея Лугового, защитит российские интернет-ресурсы, повысит надёжность и устойчивость работы сети Интернет.

Поводом для разработки поправок стала Стратегия национальной кибербезопасности США, в которой декларируется принцип «сохранения мира силой», а Россия обвиняется в совершении кибератак. Какие именно меры Вашингтон может принять для борьбы с такой «злонамеренной деятельностью», из документа не ясно.

Однако исключать худшего сценария — полного отключения — не стоит.

Глобальные операторы связи, являющиеся ядром Всемирной паутины, расположены в США.

От них трансатлантические кабели по дну океана идут в Европу, и через Голландию и Израиль доходят в том числе до России. Ко всему прочему все файлы зоны .

ru находятся на корневых серверах за границей, в основном в США. И если сертификаты шифрования будут отозваны, то это может обрушить практически весь Интернет.

Читайте по теме Так что при желании Белый дом может перекрыть той или иной стране доступ к Сети. Например, в 2012 году без Интернета на несколько дней осталась Сирия. Поэтому парламентарии уверены, что в таких условиях необходимо принимать меры для долгосрочной и устойчивой работы Интернета в нашей стране независимо от зарубежных серверов.

Будет ли новый «железный занавес»?

«Надо больше разъяснять основные положения этого закона нашим гражданам, рассказывать обществу, всем тем, кто высказывает беспокойство, в том числе СМИ, о том, что закон не несёт никакой угрозы изоляции страны», — сказала Валентина Матвиенко журналистам 12 апреля в ходе визита в Баку. Она подчеркнула, что следует опасаться не закона, а возможности отключения России от цифровых технологий, от Интернета — угроза кибербезопасности извне не исключена.

Законопроект направлен не на то, чтобы опустить «железный занавес» и закрыть Россию от мирового Интернета, а на то, чтобы Сеть могла работать автономно в случае отключения от зарубежных серверов.

«Создаётся инфраструктура, которая позволит обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным серверам», — пояснил первый зампред Комитета по безопасности Эрнест Валеев.

Ко второму чтению в законопроект внесены поправки, устанавливающие, что сайты госорганов должны будут использовать сертификаты подлинности, выданные удостоверяющим центром. Это позволит не зависеть от зарубежных организаций в работе госсайтов, которые используются для взаимодействия граждан и власти.

Что будет, если Рунет отключат от зарубежных серверов?

Читайте по теме Если вдруг Россию отключат от зарубежных серверов, потери российской экономики за одни сутки составят 20 миллиардов рублей. Но создание защитной инфраструктуры позволит избежать этих потерь. На реализацию законопроекта планируется потратить около 30 миллиардов рублей, но зато после его вступления в силу Рунет продолжит бесперебойно работать.

По словам главы Комитета Госдумы по информационной политике Леонида Левина, на устойчивую работу российского сегмента Интернета опирается функционирование ряда государственных и корпоративных информационных систем, а также цифровые сервисы малого и среднего бизнеса. Чтобы реагировать на угрозы извне, при Роскомнадзоре хотят создать Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования. Он обеспечит работу Интернета в России при любых экстраординарных ситуациях.

Можно ли будет пользоваться и Instagram?

Законопроект позволит пользоваться социальными сетями и мессенджерами, используя российские серверы. В документе определены правила маршрутизации трафика и организации контроля за их соблюдением. Появляется возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.

Леонид Левин отметил, что вступление законопроекта в силу, намеченное на ноябрь 2019 года, не отразится на интернет-пользователях. Они по-прежнему смогут общаться в социальных сетях.

Один из авторов инициативы, первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Людмила Бокова подчеркнула, что документ обеспечит более устойчивую работу Интернета, так как даёт возможность реагировать как на внешние угрозы, так и на внутренние — например, прорывы сетей.

В Рунете введут цензуру?

При обсуждении законопроекта в первом чтении Леонид Левин подчеркнул, что никаких ограничений свободы слова или свободы распространения информации законопроект не несёт.

«Речь идёт о техническом функционале, о том, как инфраструктура Рунета должна работать для блокирования противоправной информации в случае её появления.

Главный спектр этого закона — создание центра информационных угроз, который должен обеспечить качество маршрутизации трафика, которым пользуются граждане РФ», — сказал он.

Главный спектр этого закона — создание центра информационных угроз, который должен обеспечить качество маршрутизации трафика, которым пользуются граждане РФ.

Парламентарий считает, что некорректно сравнивать Российскую Федерацию с Китаем в этом вопросе. У Китая считаное количество точек входа поступающего трафика, а у России их множество, и никто не планирует их ограничивать.

Что значит закон об изоляции российского интернета: суть и последствия

Закон по поводу безопасности в интернете

16 апреля 2019 года Госдума РФ в третьем чтении приняла закон об изоляции российского интернета. Многие жители нашей страны, не разобравшись в вопросе, начали сеять панику в соц.сетях. Чтобы количество подобных инцидентов снизилось, мы решили проанализировать возможные последствия законопроекта, для чего его приняли и как он повлияет на жизнь среднестатистического россиянина.  

Что значит законопроект об изоляции российского интернета

Авторы законодательной инициативы, Андрей Клишас и Людмила Бокова, в один голос заявляют, что ее главной целью является сохранение работоспособности интернета на территории РФ  в случае его отключения от глобальной сети.

 Это достижимо за счет изменения маршрутизации трафика таким образом, чтобы минимальное количество данных, которыми обмениваются пользователи России, попадало за рубеж.

По мнению создателей закона именно это является одним из ключевых способов защиты нашей страны от информационных атак. 

По итогу провайдеры будут обязаны установить определенные средства защиты от постороннего вмешательства. Информации о том, что они из себя представляют в законопроекте нет, но отмечено, что все оборудование будет предоставляться государством совершенно бесплатно.

 В критический момент уполномоченный орган сможет заблокировать связь российского сегмента интернета со всемирной паутиной, сохранив при этом автономную работу сети внутри страны.

Исходя из этого можно сделать вывод, что почти все рычаги управления Рунетом будут находиться в руках одной организации — Роскомнадзора.  

Сенатор Андрей Клишас

Обмен трафиком между пользователями на территории России будет осуществляться посредством специальных точек приёма и передачи информации.

Контролировать их будут власти, которые смогут блокировать доступ к запрещенным сайтам, отключая их узлов обмена трафиком — такую блокировку не удастся обойти с помощью VPN или прокси.

 Дополнительно в законе о суверенном интернете есть строчка, в которой указаны планы государства о создании особенной системы доменных адресов, она должна пригодиться в тот момент, когда Россия будет полностью отключена от мирового интернета.  

Последствия изоляции интернета в России 

Эксперты заявляют, что от 20 до 45 процентов российских сайтов работают на заграничных серверах.

Это обосновано тем, что владельцы порталов отдают предпочтение именно зарубежным хостингам, которые считаются более надежными и качественными.

Однако, после введения закона о суверенном интернете, веб-мастерам придётся переносить сайты на российские сервера, что приведет к дополнительным затратам и проблемам. 

Может подвести и реализация российского фаервола. За примером далеко ходить не нужно — блокировка Роскомнадзором Telegram, когда пользователи не могли получить доступ к множеству сервисов, которые не были связаны с мессенджером, а сам Telegram оставался общедоступным, несмотря на государственные санкции. 

Если же отключение реально произойдет, в России перестанут работать зарубежные соцсети и мессенджеры, могут возникнуть проблемы в банковском секторе, интернете вещей (что коснется производства) и других сферах, не очевидных для простого пользователя. Также рунет будет недоступен остальному миру, что спровоцирует убытки для отечественного бизнеса.

Другой проблемой проекта автономизации Рунета является его стоимость. По последним новостям, на реализацию закона правительство планирует потратить около 30 миллиардов рублей. И это только предварительная оценка, все мы знаем как затраты на государственные инициативы могут увеличиваться в процессе их реализации. 

Мнение общественности  

Понятное дело, что не только эксперты, но и простые жители негативно отнеслись к данному закону. Сразу после первого упоминания о нём в сети начали появляться петиции против принятия проекта, а некоторые известные личности, в том числе Павел Дуров, даже агитировали выходить на митинги. 

Один раз это случилось — 10 марта 2019 года в Москве. По официальным данным митинг посетило около 7 тыс. человек, он был согласован с властями и прошел без задержаний. Как видим, никакого результата это не дало.  

Сроки реализации законопроекта 

Закон об изоляции российского интернета должен вступить в силу уже 1 ноября 2019 года. Его отдельные положения, направленные на защиту криптографической информации и национальную систему доменных имен чуть позднее — 1 января 2021 года. 

Заключение 

Стоит понимать, что закон об автоматизации Рунета — это мера  обеспечения государственной безопасности, полномасштабной реализации которой, вероятно, никогда не произойдет. По крайней мере так, как это преподносят его создатели.

Многие специалисты сходятся во мнении, что инфраструктура маршрутизации и распределения трафика внутри страны необходима правительству  в первую очередь для обеспечения возможности 100% блокировки неугодных сайтов и отключения доступа к сети на определенных территориях во время политических акций.

Рядовых пользователей закон коснется подорожанием тарифов на интернет и возможным ухудшением качества связи во время тестирования новых технических средств и оборудования.

Многие россияне уверены, что «закон о суверенном» интернете будет существовать лишь на бумаге, выделенные на него средства осядут в карманах чиновников и по факту ничего работать не будет. Вспомните — как много шума было вокруг принятия “Пакета Яровой”, а в действительности ничего страшного до сих пор не случилось.

Делать более конкретные прогнозы сейчас сложно, так что давайте вместе следить за развитием событий. Понятно лишь одно: ничего хорошего в том, что государство все сильнее берет интернет в ежовые рукавицы, нет.

ТАСС-ДОСЬЕ.

1 ноября 2019 года вступили в силу основные положения закона “О внесении изменений в федеральный закон “О связи” и федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” от 1 мая 2019 года, известные как закон о надежном (безопасном) Рунете.

Основная цель закона – обеспечить долгосрочную и устойчивую работу интернета в России в случае враждебных действий других стран, направленных на нарушене действия сетевых сервисов внутри страны. Мы подготовили материал о том, как в России регулировалась работа интернета.

Появление интернета в России

Официальной датой появления интернета в СССР и России принято считать 28 августа 1990 года, когда состоялся первый сеанс связи при помощи телефонного модема между Институтом атомной энергии им. И. В.

Курчатова (ныне – Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт”) и Университетом Хельсинки (Финляндия).

На тот момент это был единственный “шлюз” между всемирной сетью и созданной 1 августа 1990 года внутрисоветской компьютерной сетью “Релком”.

В 1990-е годы интернет в России развивался стихийно, без государственного регулирования. Интернет-провайдеры работали на основании общих лицензий на предоставление услуг связи, регистрацией доменов в зоне .ru ведала некоммерческая организация – Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС).

Публиковались только общие концепции и декларации о развитии информационных систем. 15 октября 1998 года комитет Госдумы по информационной политике и связи принял “Концептуальные основы формирования информационного общества в России”.

Документ рекомендовал создать корпус законов для формирования единого информационного пространства в России, с учетом требований безопасности, принципа открытости и равенства интересов.

В 2000 году для фиксирования соединений с интернетом в интересах розыска правонарушителей начала работать Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ).

9 сентября 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал первую Доктрину информационной безопасности РФ. Документ предписывал повысить безопасность информационных систем, интенсифицировать развитие отечественных аппаратных и программных средств защиты информации, обеспечить секретность сведений, составляющих гостайну и расширить международное взаимодействие в сфере защиты информации.

Законы о регулировании 

Первым и фактически главными законами, регулирующим информационное пространство России стали законы “О связи” от 7 июля 2003 года и “Об информации, информационных технологиях и защите информации” от 27 июля 2006 года. Эти документы устанавливают помимо прочего правовые основы деятельности в данной области, определяют полномочия органов государственной власти, права и обязанности лиц, пользующихся интернетом.

28 июля 2012 года поправками в закон “О защите детей от запрещенной информации” был создан Единый реестр запрещенных сайтов в сети интернет – “черный список” ресурсов, доступ к которым должен в обязательном порядке блокироваться российскими провайдерами.

Ведет реестр Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ (Роскомнадзор). Основания для внесений сайтов в реестр неоднократно расширялись. Сайты с детской порнографией и нарушителей законов о сохранности персональных данных может блокировать сам Роскомнадзор. Онлайн-казино блокируются по решению Федеральной налоговой службы.

Также полномочия по блокировке сайтов с различным противоправным содержимым имеют суды различного уровня, а также МВД и Росмолодежь.

2 июля 2013 года поправками в законы по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях был утвержден порядок блокировки ресурсов, нарушающих авторские права. Пиратские сайты попадают в реестр Роскомнадзора по решению Мосгорсуда.

28 декабря 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о досудебной блокировке сайтов по решению Генеральной прокуратуры.

Ресурсы, которые по мнению Генпрокуратуры содержат призывы к массовым беспорядкам или осуществлению экстремистской деятельности, вносятся в реестр Роскомнадзора.

Информацию о сайтах с таким противоправным содержимым могут направлять в Генпрокуратуру представители органов государственной власти различного уровня, организации и граждане.

5 мая 2014 года был принят так называемый закон о блогерах, обязывающий популярных блогеров и сайты, которые читает более 3 тыс.

человек в сутки, регистрироваться как СМИ, что накладывало на них ограничения установленные для обычных средств массовой информации.

Тем же законом был создан реестр организаторов распространения информации в интернете, в котором должны регистрироваться службы мгновенного обмена сообщения (мессенджеры).

13 июля 2015 года поправками в законодательство было введено “право на забвение”, предписывающее интернет-поисковикам удалять из поисковой выдачи ссылки информацию, которую пользователь сочтет недостоверной или неактуальной. Поисковая система может удалить ее самостоятельно, в противном случае физическое лицо может добиться удаления ссылок через суд.

6 июля 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал так называемый пакет Яровой – два закона, которые помимо прочего обязывали операторов связи и организаторов распространения информации в интернете хранить на территории России все передаваемые пользователями данные, включая видео и изображения, а по запросу органов власти передавать эту информацию правоохранительным органам. Также “пакет Яровой” обязал организаторов распространения информации идентифицировать своих пользователей. Они также должны передавать в федеральные органы исполнительной власти информацию о применяемых методах кодирования сообщений, если их потребуется расшифровать (ключи шифрования).

Чем грозит россиянам закон о

Закон по поводу безопасности в интернете

В 2018 году в сети впервые появилась информация о возможном вступлении в силу закона о суверенном интернете. Будущий закон еще тогда вызвал шквал недовольства и беспокойств.

На днях же Совет Федерации одобрил законопроект № 608767-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации””, и уже в ноябре 2019 года он вступит в силу.

Разберемся, что значит закон о суверенном интернете, как будет работать независимая сеть всего через полгода, и с чем придется столкнуться пользователям.

Суверенный Интернет: что это?

Суть закона о суверенном Интернете в России:

  • за каждой точкой обмена трафиком будет закреплен свой номер автономной системы;
  • интернет-провайдеров обяжут установить инструменты, направленные на борьбу с “опасными” ресурсами — блокировку;
  • каждый канал связи, который станет пересекать границу государства, будет фиксироваться провайдером, а информация о нем — передаваться Правительству;
  • по распоряжению Правительства провайдеров обяжут менять каналы связи так, чтобы точки, через которые происходит обмен трафика, были зарегистрированы в реестре;
  • при возникновении угрозы контролировать Рунет будет Роскомнадзор;
  • также начнут проводиться учения провайдеров, нацеленные на повышение безопасности интернет-серфинга.

1 мая 2019 года Путин подписал закон о суверенном Интернете, но инициаторами этого проекта являются другие знаковые люди:

  • Андрей Клишас — сенатор, прославившийся законом об административной ответственности за оскорбление Конституции и государства в Интернете;
  • Людмила Бокова — член Совета Федерации, которая входит в совет попечителей фонда “Разумный интернет”;
  • Андрей Луговой — депутат Государственной Думы.

Андрей Клишас – российский политический деятель, один из основных инициаторов законопроекта о суверенном Интернете

Сколько же будет стоить внедрение независимого Интернета? Масштабный проект требует таких же огромных затрат, что также является объектом недовольства общественности. На данный момент на реализацию закона планируется потратить не менее 30 миллиардов рублей. При этом в сети появляются данные о том, что эта сумма может возрасти и до 50 миллиардов.

Такие затраты велики даже для России. Но депутаты оправдывают их тем, что в случае отключения Рунета от Всемирной сети страна понесет гораздо больший урон.

Зачем потребовалось введение законопроекта?

Прежде всего, изменения в действующее законодательство были внесены с учетом риска введения санкций относительно нашего государства и отключения местных провайдеров от иностранных ресурсов.

Факт. В случае внезапного отключения страны от Всемирного интернета, ущерб государства будет исчисляться миллиардами рублей. Но, как отмечается самими депутатами, такая ситуация практически невозможна.

Еще одна причина введения законопроекта — возможная атака российской сети. Входящий и исходящий трафик будут полностью контролироваться Роскомнадзором.

Поэтому в случае реальной угрозы “опасные” ресурсы подвергнутся ограничению.  Угрозы, которые могут привести к блокировке ресурсов, пока не уточнены.

Рассмотрение потенциальных опасностей пройдет позже, после чего их список будет опубликован в Постановлении Правительства РФ.

Последствия законопроекта

Чем грозит суверенный Интернет?

  • Роскомнадзор предоставит операторам связи технические средства, направленные на защиту от угроз Российской сети. Порядок их установки и действия, а также перечень угроз будут позже утверждены Правительством.
  • Операторов связи обяжут проходить обучение, нацеленное на обеспечение безопасной связи в Рунете.
  • При наличии угроз Роскомнадзор сможет самостоятельно управлять сетями общего пользования.
  • Из-за того, что у Роскомнадзора будет полная информация маршрутизации сообщений, он сможет блокировать доступ к любому подозрительному ресурсу, что значительно усложнит обход таких ограничений.

Новый законопроект вызвал немало шумихи. Когда стало известно о рассмотрении этих изменений, в Сети начали появляться петиции против закона о суверенном интернете. Причем инициаторами протестов стали не только обычные пользователи, но и известные люди. Так, например, Павел Дуров призвал собирать митинги.

Факт. Митинг против нового законопроекта прошел 10 марта 2019 года. На борьбу с законом вышло около 7 тысяч человек. Но, как мы видим, несогласие народа не принесло положительного результата.

Многотысячные митинги не возымели действия, хотя СМИ уверяют, что рядовых граждан законопроект вообще вряд ли коснется

Причиной для масштабного волнения пользователей стала информация о том, что уже в ноябре Мировой Интернет станет недоступен россиянам. Спешим успокоить, массового отключения от Всемирной сети не произойдет. Закон о суверенном Интернете в 2019 году разработан лишь на случай введения санкций относительно России. Но вероятность подобных ограничений довольно низкая.

А что касается блокировки некоторых интернет-ресурсов – эта крайняя мера станет применяться лишь в исключительных ситуациях. Недоступными окажутся только те сайты, которые представляют серьезную опасность для Рунета. Поэтому волнения среди пользователей практически не имеют оснований.

Страны с ограниченной Мировой сетью

Россия — не единственная страна, которая ввела закон о независимом Интернете. Такой закон действует на территории еще 10 государств. Причем в некоторых из них доступ во Всемирный Интернет полностью ограничен, а в других — лишь подвергается тотальному контролю. Расскажем, в каких странах еще действует суверенный интернет.

  • Северная Корея. На территории этого государства действует своя связь. Доступ к Интернету есть только у “элиты” — правительства, спецслужб и научных работников.
  • Мьянма. Мировая сеть доступна лишь в различных интернет-кафе.
  • Китай. В этой стране существует ограничение не на Мировую сеть, а на часть “опасных” для государства ресурсов. При попытке зайти на них блокировщик перенаправляет пользователя на те сайты, где размещена более выгодная для Китая информация.
  • Иран. Интернет полностью контролируется правительством. Поддаются блокировке те ресурсы, которые распространяют информацию, противоречащую идеологии государства. Также полностью запрещены социальные сети.
  • Венесуэла. Доступ в Интернет есть, но он блокируется при любой неудобной правительству ситуации, например, при забастовках.
  • Туркменистан. Здесь действует лишь один провайдер, поэтому любые передвижения по сети тщательно мониторятся спецслужбами.
  • Индия. Здесь нет ограничения по передвижениям в сети, но любые запросы контролируют спецслужбы.
  • Сирия. Действуют те же правила, что на территории Венесуэлы и Индии.
  • Тунис. Это государство также контролирует любые действия пользователей в Мировой сети.
  • Куба. На территории страны практически невозможно получить доступ во Всемирный интернет.

В Китае действует довольно жесткая интернет-цензура – специально разработанная программа “Золотой щит”, блокирующая сайты по определенным ключевым словам, а также ряд популярных ресурсов (например, Твиттер или Фейсбук)

Разобравшись, был ли принят закон о суверенном интернете, и чем он грозит для обычных пользователей, подведем итоги.

Несмотря на то, что новые правила вступят в силу уже 1 ноября 2019 года, изменения мы вряд ли заметим.

Последствия закона о суверенном Интернете преувеличены — ограничения рядовые граждане почувствуют только в случае блокировки некоторых ресурсов. Но и это произойдет лишь при возникновении серьезных угроз Рунету.

Оригинал статьи на сайте

Огораживание интернета

Закон по поводу безопасности в интернете

11 апреля Государственная дума приняла во втором чтении законопроект об «обеспечении безопасного и устойчивого функционирования» интернета в России, известный также в качестве законопроекта о «суверенном Рунете». За него проало 320 депутатов, против — 15. Третье чтение назначено на 16 апреля.

Накануне, 9 апреля, прошло заседание профильного Комитета Госдумы по информационной политике: в текст закона приняли 37 поправок, еще 21 отклонили. Политолог Екатерина Шульман заметила, что поправки в систему обеспечения законодательной деятельности вносились дважды, 9 и 10 апреля, причем старый текст законопроекта удалили и залили новый.

Что изменилось по сравнению с первым чтением?

Главным органом, отвечающим за исполнение закона, по-прежнему остается Роскомнадзор, который отвечает за «обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования» российской Сети.

Но теперь порядок установки, эксплуатации и модернизации технических средств противодействия угрозам вместо ведомства утверждает правительство.

Конкретно эта поправка была внесена 10 апреля, уже после заседания профильного комитета.

Национальная доменная система

Один из наименее понятных пунктов закона предполагает создание национальной доменной системы. Соавтор закона депутат Андрей Луговой объяснял, что это будет «замещающая инфраструктура в случае блокировки извне». Систему будет курировать Роскомнадзор: ведомство станет соучредителем государственной некоммерческой организации, которая будет координировать ее создание.

— У нас есть уже АНО Координационный центр, занимающийся распределением доменных имен, — объясняет исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев. — Скорее всего, этот центр будет реорганизован в национальную доменную систему, что не очень хорошо вяжется с деятельностью ICANN [международная НКО, регулирующая вопросы доменных имен].

Но Координационный центр и ICANN — общественные организации. Если национальной система будет организацией государственной, не очень понятно, как это будет расценено в мировом сообществе.

Отечественная криптография

В новом тексте закона вводится обязательная для государственных информационных систем отечественная криптография — это относится к сайтам госзакупок или порталу госуслуг.

До этого законодатели предполагали обязать использовать российские средства шифрования и другие организаторы распространения информации — такие как «Яндекс», «ВКонтакте», Telegram.

Это позволило бы правоохранителям легче расшифровывать интернет-трафик.

— Российские средства криптографической защиты всегда лицензированы ФСБ, — говорит генеральный директор компании Diphost Филипп Кулин. — Грубо говоря, в изначальном тексте законодатели хотели заставить в том числе иностранные организаторы распространения информации (ОРИ) купить российское средство шифрования.

Но ФСБ не может продать им отечественную криптозащиту, потому что у них запрет на экспорт, — получается, сами себя бомбанули.

Реестр точек обмена трафиком

Правительство утверждает Роскомнадзору порядок введения реестра точек обмена трафиком. В законе не указывается, что именно должны делать владельцы таких точек. Также закон предписывает правительству определить «виды угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования» интернета в России, то есть те случаи, в которых закон должен применяться.

IT-эксперты утверждают, что из текста закона вообще неясно, для чего нужно создавать такую систему.

«У них есть видение, что интернет устроен так: есть операторы связи, которые отправляют каналы передачи данных на точки обмена трафика, и там этим трафиком меняются, — говорит Климарев.

— На самом деле это не так, операторы могут связываться между собой напрямую. Поскольку точка обмена трафика — это узел, им кажется, что это критическая штука, которую надо учесть. Но в этом нет никакого практического смысла».

Учения по противодействию угрозам

В тексте закона остались обязательные учения по обеспечению безопасности Рунета для операторов связи, владельцев номеров автономных систем и других лиц, перечисленных в законе. Положение о задачах и целях таких учений также обязано составить правительство.

Ответственность за блокировки

Новые поправки освобождают операторов связи от ответственности за невыполнение требований закона, «если нарушения вызваны сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам». Кто будет отвечать за это, законодатели при этом не указывают. В случае технического сбоя оператор связи может направить в Роскомнадзор запрос о предоставлении сведений о технических средствах противодействия угрозам.

— Это очень важный пункт. С одной стороны, депутат Леонид Левин говорит, что мы потеряем 20 млрд рублей за сутки простоя российского интернета.

И в то же время они пишут, что никто не несет ответственность [за технические сбои].

Я не знаю, что это, — возмущается Михаил Климарев.

Кто обязан подчиняться закону о «суверенном Рунете»

В поправках указан перечень лиц, обязанных обеспечивать целостность российского сегмента интернета. К ним относятся:

  • Операторы связи
  • Собственники или владельцы технологических сетей связи
  • Собственники или владельцы точек обмена трафиком
  • Собственники или владельцы линий связи, пересекающих границу России
  • Лица, имеющие уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в интернете

Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования

Изменения в тексте закона уточняют полномочия Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования — органа, который должен быть создан внутрирадиочастотной службы Роскомнадзора. Центр будет отвечать за организационную и техническую часть реализации закона в части, предписывающей операторам связи установки технических средств по противодействию угрозам.

Дата вступления в силу

Согласно новым поправкам, закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, однако отдельные его положения — создание национальной системы доменных имен и криптографическая защита информации — начнут действовать только с 1 января 2021 года.

Российские власти хотят изолировать интернет. Теперь у нас будет как в Китае? Отвечает технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров — Meduza

Закон по поводу безопасности в интернете

14 декабря в Госдуму внесли законопроект, который позволяет властям изолировать российский сегмент интернета и фильтровать входящий интернет-трафик. «Медуза» попросила технического директора проекта Станислава Шакирова ответить на тревожные вопросы о новой инициативе российских властей.

Обновление. 12 февраля законопроект прошел первое чтение в Госдуме.

Вы могли бы в одном абзаце объяснить суть законопроекта об изоляции российского сегмента интернета? Что хотят сделать власти?

Если коротко, этот законопроект позволяет властям при необходимости отключить «внешний интернет» и фильтровать трафик — как внутренний, так и внешний. «Внешний интернет» — это те сайты и сервисы, которые физически находятся за пределами России, то есть на зарубежных серверах.

То есть в случае, если у властей появится «рубильник», они смогут оставить работать только те ресурсы, которые размещаются внутри страны. Не стоит думать, что речь идет только о тех сайтах, которые заканчиваются на .ru — доменное имя не зависит от расположения ресурса: к примеру, site.

ru может принадлежать «внешнему интернету», а site.com — к «внутреннему».

Новая инициатива властей выглядит важным этапом целого государственного курса: в течение нескольких лет власти пытаются придумать, как им обезопасить себя от массовых протестов, участники которых координируют свои действия в интернете.

Все началось после и протестов на Болотной площади: власти стали вводить репрессивные законы в области интернета и консолидировать ключевые элементы инфраструктуры российского сегмента сети (выходные магистрали, точки обмена трафика, ключевые российские интернет-сервисы) в руках окологосударственных компаний.

Что за «технические средства», которые обязаны будут установить операторы?

Подробностей пока нет, но речь идет о программах или «умных» устройствах, с помощью которых операторы смогут автоматически определять «противозаконный» трафик и его блокировать.

Предоставлять это оборудование операторам будет государство.

Сейчас операторы тоже обязаны блокировать запрещенные сайты, но сами должны придумывать техническое решение — и часто эти решения не очень эффективны.

В России будет как в Китае? Или как в КНДР? Или как-то еще?

Идеи российских властей, конечно, ближе к китайской модели. В Китае действует глобальная национальная система фильтрации и блокировок неугодных правительству КНР ресурсов и сервисов.

«Противозаконная», с точки зрения китайских властей, информация автоматически вычищается, например посты про независимость Тайваня.

Но едва ли в России можно в точности воспроизвести китайскую модель: слишком много различий между этими странами — в политической культуре, технологиях, экономических возможностях.

Например, Китай успешно заменил все популярные западные сервисы (поисковики, платежные системы, социальные сети и прочее) национальными и полностью подконтрольными. И создал достаточно серьезную инвестиционную инфраструктуру для развития своих стартапов.

В России же такое невозможно из-за достаточно небольшого рынка и недружелюбной бизнес-среды: большинство российских стартапов уезжает из России на Запад.

Менталитет пользователей тоже другой: китайцы не знали другого интернета, кроме подцензурного, а в России до 2012 года это была совсем свободная сфера.   

Что касается КНДР, там работает не интернет, а замкнутый интранет, не связанный с глобальной сетью.

Там нет цифровой экономики, нет сервисов, к которым мы уже успели привыкнуть (банк-клиентов, платежных систем, средств массовой информации).

Этот пример никто не считает успешным, и никто к нему не стремится, поэтому жителям России вряд ли стоит его ожидать. Хотя чисто теоретически законопроект в своей текущей редакции позволяет устроить что-то подобное.

Кажется, власти затеяли какой-то сложный проект. Его удастся реализовать?

Судя по тому, как в России реализуются другие технические инициативы государства (, пакет Яровой, блокировки веб-сайтов и популярных сервисов), не факт, что новая инициатива будет реализована в полной мере.

Законы в России часто пишут люди, которые совсем не разбираются в устройстве интернета, и, как следствие, предписания просто технически невозможно исполнить эффективно. Яркий пример — мессенджер Telegram, который, по сути, так и не удалось заблокировать.

Другой пример — закон Яровой: в одной из своих редакций документ требовал от операторов закупать жесткие диски для хранения трафика в таком объеме, что даже все фабрики мира не могли бы столько поставить.

Но, возможно, новый законопроект об автономном интернете отредактируют и дополнят «разумными» подзаконными актами. Тогда у властей и правда появится возможность отключать «внешний интернет» и зачищать «внутренний» в период каких-то волнений.

Власти говорят, что новый закон должен защитить Россию в случае, если кто-то захочет отключить всю страну от интернета. И еще против кибератак. Это ведь разумно?

История не знает примеров, когда в целях давления на какую-либо страну ей бы отключили интернет. Кроме того, у интернета нет единого «центра управления», который мог бы осуществить что-то подобное.

Даже если представить, что какие-то страны решат осуществить такой план — это потребует нескольких лет обсуждений во многих международных общественных организациях (которые имеют наибольшее влияние на «управление интернетом») и изменений законодательства, которые позволяли бы надавить на операторов связи. Так что это маловероятный сценарий.

Что касается кибератак, действительно, если отгородиться от всего интернета, кибератак удастся избежать, а их проводят многие государства. Но такой шаг сам по себе нанесет сильный удар по экономике.

Поэтому есть другая тактика защиты на уровне государства — создание защищенных сетей связи специального назначения, куда выносится критическая для функционирования страны инфраструктура типа энергетических систем, транспортных систем и прочего.

Такие сети у нас есть и успешно функционируют.

А «рубильники» вроде того, что описан в законопроекте, применяются в Африке, Азии и на Ближнем Востоке для экстренного отключения интернета как раз в период протестов и политической нестабильности. В России тоже такое происходит, правда на уровне субъектов. Например, во время протестов в Ингушетии там внезапно пропал мобильный интернет.

Если проект реализуют, ограничения можно будет обойти? Все же обходят нынешние блокировки с помощью

По нынешнему тексту законопроекта сложно сказать, какие принципы и механизмы будут использоваться. Если полностью отключат движение трафика через границы России, ничего уже не поможет. Разве что найдутся умельцы, которые создадут альтернативные способы транзита трафика, — например, наладят спутниковый интернет, но вряд ли подобные системы станут массовыми.

Если же власти не будут «обрезать провода», а будут ограничивать какие-то отдельные виды трафика, в этом случае обойти ограничения поможет тот же VPN. Такие уловки работают даже в Китае.

Закон о «суверенном Рунете» грозит уничтожением интернету вещей

Закон по поводу безопасности в интернете
4528

21.03.2019, Чт, 12:25, Мск , Эльяс Касми

Российские операторы связи предрекли сильное замедление роста и развития сегмента интернета вещей и заодно возможную деградацию услуг связи по всей стране, которую может вызвать закон об изоляции Рунета. Свою обеспокоенность операторы выразили в письме, направленном вице-премьеру Максиму Акимову и авторам законопроекта, и реакция на него была незамедлительной.

Ассоциация рынка интернета вещей (АИВ), в которую входят операторы связи «Ростелеком», МТС, «Эр-телеком», МТТ и др.

, выразила свою обеспокоенность возможными негативными последствиями принятия законопроекта о «суверенном Рунете», пишет «Коммерсант».

В частности, операторы полагают, что это вызовет существенное снижение скорости работы интернета вещей, находящегося в стадии активного развития на территории страны.

Участники АИВ уже направили соответствующее письмо вице-премьеру Максиму Акимову, а также сенатору Людмиле Боковой, участвовавших в разработке законопроекта, который был внесен на рассмотрение 14 декабря 2018 г. и принят Госдумой в первом чтении 12 февраля 2019 г.

В своем письме АИВ указала на еще один «недостаток» проекта изоляции Рунета. Он связан с вероятными проблемами с инфраструктурой DNS. Это общепринятая система доменных имен, активно эксплуатируемая не только в классической Всемирной паутине, но и в интернете вещей.

В настоящее время также отмечается рост протоколов, не работающих с традиционными серверами DNS, к тому же, в обозримом будущем крупные американские корпорации, в том числе , Google, Microsoft и Apple, внедрят альтернативную DNS-инфраструктуру.

В текущей редакции законопроекта об изоляции Рунета, по словам директора АИВ Андрея Колесникова, ее появление вовсе не предусмотрено, что снижает эффективность защиты российского интернета (официальная причина продвижения законопроекта) от внешних угроз.

Суверенность российского интернета может нести не только пользу, но и вред

Напомним, что в предложенной к первому чтению редакции законопроекта присутствует норма о запуске в стране национальной системы доменных имен на базе Роскомнадзора. Однако эту инициативу могут исключить из документа уже ко второму чтению по той причине, что в России уже существует запасной реестр доменных имен, созданный по решению Координационного центра национального домена.

Мнение операторов связи

Как сообщил представитель МТС Алексей Меркутов, законопроект, предусматривающий ограничение доступа к тем или иным запрещенным ресурсам, подразумевает использование средств контроля содержимого трафика за счет специального оборудования, интегрированного в сети операторов связи. Реализация требований проекта, считает Меркутов, может стать причиной деградации качества услуг связи, как для обычных потребителей, так и для устройств интернета вещей. В дальнейшем это может оказать негативное воздействие на развитие проектов «умных городов».

Свое согласие с предположениями АИВ выразила и компания «Эр-телеком», предоставляющая услуги связи, в том числе и проводного интернета, на всей территории России. Представители компании подчеркнули, что законопроект в своем текущем виде требует существенной доработки.

Точка зрения генерального директора НИИ «Технологий и связи» Александра Минова схожа с позицией ассоциации.

Он отметил, что изоляция российского сегмента интернета, подразумевающая интеграцию в сети операторов дополнительных устройств, повлечет за собой снижение технической эффективности интернета вещей.

«Развитие технологий опережает скорость реакции регуляторов во всем мире, и создание дополнительных барьеров может негативно сказаться на обеспечении востребованными сервисами интернета вещей», — сказал Минов.

Реакция Правительства

Представитель вице-премьера Максима Акимова сообщил, что Правительство стремится минимизировать влияние законопроекта о «суверенном Рунете» на скорость его работы. Все соответствующие положения, по его словам, будут учтены при доработке проекта.

Людмила Бокова тоже ознакомилась с письмом АИВ и подчеркнула, что задержек в передаче данных быть не должно. Она также отметила, что текст законопроекта можно скорректировать необходимым образом.

В готовящийся ко второму чтению текст законопроекта уже внесены определенные изменения, направленные на содействие операторам связи.

В частности, сенаторы внесли поправку о том, что затраты операторов на модернизацию сетей и обслуживание нового оборудования будут компенсированы из госбюджета. На реализацию проекта будет выделено 20 млрд руб.

В целом же расходы на возможность полной изоляции российского сегмента интернета могут достигать 134 млрд руб., причем речь идет о ежегодном вливании средств.

Напомним также, что законопроект о «суверенном Рунете» поддержали многие крупные ИТ-корпорации России, в том числе холдинг Mail.ru Group и отечественный интернет-гигант «Яндекс».

  • Короткая ссылка
  • Распечатать
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.