+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закон о загрязнении водоемов

zakondostatka.ru

Закон о загрязнении водоемов

https://www.znak.com/2018-11-09/gosduma_v_chetyre_raza_povysila_shtrafy_za_zagryaznenie_vodoemov2020.11.09

Наиль Фаттахов / Znak.comГосдума приняла в первом чтении законопроект об увеличении до 150 тыс. рублей штрафов для юридических лиц за загрязнение рек и озер, штрафы для граждан остаются на действующим уровне.В пояснительной записке отмечается, что в условиях, когда максимальный действующий штраф составляет всего 40 тыс.

рублей, недобросовестным предпринимателям легче заплатить штраф, чем соблюдать природоохранное законодательство и вкладываться в системы очистки воды, пишет .

Устанавливается, что нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может привести к загрязнению этих объектов или другим вредным явлениям, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц — от 10 тыс.

Экология СПРАВОЧНИК

Законы, запрещающие неконтролируемый сброс отходов, также должны сыграть свою роль, как и соответствующие международные конвенции.

Уже заключены и ратифицированы многими странами, в том числе и социалистическими, соглашения о предотвращении загрязнения открытого моря радиоактивными и нефтяными продуктами, об охране антарктических вод и некоторые другие.В США разработка законов об охране вод велась в XIX и в первой половине XX века на уровне штатов. Первый федеральный закон о борьбе с загрязнением вод был принят в 1948 г.

Комплексный подход к охране окружающей среды закрепил в 1969 г.

Этот закон провозгласил, что целью США является предотвращение и ликвидация ущерба природной среде одновременно с поддержанием равновесия между человеком

Основные нарушения при сбросах загрязненной воды и меры ответственности за эти нарушения

Все вопросы, связанные со сбросами загрязненной воды и ответственности за нарушения, которые могут возникать при этом, регламентируются действующими Законами РФ, Постановлениями Правительства, ведомственными актами.

Это, в частности:

  1. Постановление № 644 Правительства РФ, появившееся в июле 2013 г. как результат развития положений указанного Закона; им утверждены Правила, которые должны соблюдаться всеми хозяйствующими субъектами России, в частности, при водоотведении;
  2. Административный и Уголовный кодексы РФ.
  3. Закон «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ, принятый Госдумой и Советом Федерации и утвержденный Президентом РФ в 2011 г;
  4. Водный кодекс РФ;

Данными документами определены в полной мере условия и порядок, которые должны соблюдаться предприятиями при сбросах загрязненных вод со своих локальных очистных сооружений; они же и определяют возможные нарушения процедуры и меры ответственности должностных лиц за них.

Загрязнение водоёмов

Загрязнение воды — это серьёзная экологическая проблема.

Ведь вода необходима для существования всех живых организмов, в том числе и людей. Но её загрязнение делает невозможным использование воды для питья.

А существующие способы очистки воды отнюдь не являются панацеей, поскольку во многих случаях ничем помочь не могут. 1. Сточные воды. Проще говоря, это та вода, которая оказывается в канализации.

Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды.

В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (из-за моющих средств).

Именно они наносят основной урон по живым водным организмам. 2. Промышленные отходы.Оказываются они в водоёмах по различным причинам.

Случается

Задайте вопрос дежурному юристу,

> 1.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

Статья 250 УК РФ.

Загрязнение вод

>>>Статья 250. Загрязнение вод 1.

Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

1.

Загрязнение вод (ст. 250 УК РФ)

Определить место ст.250 УК РФ в системе норм, предусматривающих ответственность за различные преступления, связанные с загрязнением вод, довольно сложно. По отношению к ст.ст.

246, 247, 248 УК РФ эта статья является специальной, поскольку перечисленные предусматривают ответственность за загрязнение любого компонента природной среды при осуществлении широкого спектра хозяйственной деятельности, тогда как в ст.250 речь идет только о загрязнении вод, т.е.

Статья 95. Охрана водных объектов от загрязнения. В целях предупреждения и устранения загрязнения водных объектов определяются источники их загрязнения

Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов. Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством регулирования деятельности как стационарных, так и других источников загрязнения.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

Решение проблемы загрязнения водоемов: штрафы и экологические программы

Закон о загрязнении водоемов

Загрязнение рек и озер – актуальная проблема для России: государство намерено найти эффективное решение. 2 июня в России отмечается Международный день очистки водоемов. В преддверии этой даты в стране вновь ожесточились споры относительно целесообразности существующих законов, затрагивающих проблему загрязнения водоемов.

Актуальность проблемы загрязнения водоемов в России

Итогом споров стало принятие новых законодательных норм, заметно увеличивших размер штрафов за нарушения в этой отрасли. Еще совсем недавно предельно возможное взыскание по нарушениям правил природопользования составлял 50 тыс. рублей.

Этого было недостаточно, чтобы простимулировать нарушителей соблюдать действующие законодательные нормы. Как итог – предприятия продолжали скидывать в источники воды промышленные отходы. Теперь же все изменилось.

С апреля штрафные санкции выросли в разы, граничное наказание для юридических лиц увеличилось до 300 тыс. рублей.

Экологическое загрязнение водоемов остается большой проблемой. Согласно с официальными данными, опубликованными Росприроднадзором, ежегодно в поверхностные воды поступает свыше 11 млн. тонн опасных веществ. В период с 2016 по 2017 годы законодатель привлек к ответственности более 4 тыс.

юридических лиц за несоблюдение правил водопользования. В итоге в бюджет дополнительно поступило 353 млн. рублей. Однако величина штрафных санкций оказалась недостаточной, чтобы мотивировать предприятия устанавливать качественные и современные системы очистки.

Им было проще и выгоднее уплатить штраф, нежели исправить имеющиеся недочеты.

Самая большая проблема состоит в том, что загрязняющие вещества спокойно поступают в водоемы, служащие источниками питьевой воды для населения.

Роспотребнадзор опубликовал доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году».

В соответствии с представленными в документе сведениями, около 15% источников питьевого водоснабжения не соответствуют нормам. При этом видов загрязнений водоемов существует множество, и каждый из них государство должно учитывать.

Ситуация в регионах

В 47 регионах ситуациях катастрофична. Здесь население вынуждено пить воду, которая не соответствует стандартам, несет прямую угрозу для жизни и здоровья. В этом плане самая опасная ситуация сложилась в таких регионах, как:

  • Бурятия;
  • Тульская область;
  • Курганская область;
  • Карачаево-Черкесия;
  • Костромская область.

При этом в докладе указано, что основным источником загрязнения водоемов являются старые водопроводные трубы. Тем не менее, чистота источников водозабора тоже играет значительную роль. Даже в районе Байкала, являющегося крупнейшим источником пресной воды, нередко возникают проблемы из-за непригодной для питья жидкости.

Качество питьевой воды напрямую зависит от антропотехногенных факторов. Самый яркий пример – сброс неочищенных сточных вод в водные объекты и тепловое загрязнение водоемов. Нередко организации, работающие в коммунальной сфере, общепите и здравоохранении, допускают выброс сточных вод с высоким содержанием органических бактерий.

Пестициды, азотные и фосфорные соединения попадают в питьевую воду благодаря предприятиям сельского хозяйства, которые расположены вблизи от рек и озер.

Более опасные типы загрязнений воды и водоемов – соли ртути, хрома, свинца, разнообразные химические соединения и нефтепродукты оказываются в воде из-за предприятий тяжелой промышленности, которые не оснащены очистными сооружениями. Химическое загрязнение водоемов считается наиболее опасным.

Нефтепродукты, попадающие в питьевую воду, несут самую большую опасность для жизни и здоровья человека. Последствия загрязнения водоемов продуктами нефтехимического комплекса фатальны. Научно доказано, что из-за них заметно увеличивается риск заражения инфекционными и хроническими заболеваниями.

Питьевая вода в регионах станет качественнее

Минприроды проводит систематическую работу по очистке промышленных стоков. По словам главы ведомства Дмитрия Кобылкина, проблема загрязнения человеком водоемов исчерпывает себя, однако уровень антропогенного воздействия по-прежнему остается высоким.

Господин Кобылкин отметил, что объем неочищенных стоков, ежегодно попадающих в источники питьевой воды, составляет приблизительно 30%.

Начиная с 2012 года, государство реализовало 64 инвестиционных проекта по очистке сточных вод. На все это было выделено около 58 млрд. рублей.

Несмотря на то, что итоговые задачи были достигнуты, сброс загрязненных вод заметно сократился, в целом ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной.

Важно! Под патронатом Минприроды проводится федеральная программа «Чистая вода», рассчитанная на 2019-2024 годы. Чтобы поддержать проект по повышению качества водоснабжения, всем регионам предоставлены субсидии. Использовать их следует на борьбу с антропогенным загрязнением водоемов.

Чтобы претендовать на получение государственных средств, регионам предстоит выполнить несколько основных действий:

  1. Оценка состояния объектов водоснабжения, определение проблемных моментов. На этом этапе необходимо выявить источники загрязненной воды, разработать конкретные планы и программы для исправления ситуации. Также требуется определить охрану водоемов от загрязнений.
  2. Утверждение программы строительства и реконструкции объектов питьевого водоснабжения. Проекты должны полностью соответствовать всем текущим законодательным нормам.
  3. Направление заявки в Минстрой на получение субсидии.

Оценить эффективность программы крайне сложно. По словам Максима Егорова, являющегося заместителем министра строительства и ЖКХ, ключевой оценкой может стать только количество населения, обеспеченного качественной питьевой водой. Учитывая тот факт, что постепенно проблема исправляется, эффективность программы «Чистая вода» довольно высока.

Интересно: Плата за загрязнение окружающей среды стала слишком высока: к чему приводит деятельность человека?

Большинство программ по улучшению качества воды в последние годы реализовывались за счет средств региональных бюджетов.

Как отметил глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев, большая часть реализуемых инициатив дала положительный эффект. Однако с поддержкой государства на федеральном уровне можно достичь более масштабных результатов.

На переустройство системы централизованного водоснабжения в городах и проведение водопровода в сельские населенные пункты выделено 147 млрд. рублей.

Господин Николаев выразил уверенность, что государство должно контролировать не количество выделенных средств на тот или иной проект, а то, насколько вода станет качественной.

Увеличение штрафов за загрязнение водоемов до 2-х раз

В последние годы государство столкнулось с необходимостью внедрения политики экологической ответственности для юридических лиц и организаций, ответственных за игнорирование правил водопользования. Сделать это можно только за счет введения новых санкций за нарушения в этой отрасли.

С 26 апреля юридическую законность приобрел проект, направленный на ужесточение ответственности за нарушение правил охраны водных объектов. Эта инициатива разработана ЗакСобранием Санкт-Петербурга.

Одним из авторов проекта стала депутат Надежда Тихонова. Представляя инициативу на пленарном заседании, она отметила, что существующий максимальный штраф за загрязнение водоемов не превышает 50 тыс. рублей.

При этом наказание за загрязнение атмосферного воздуха составляет 180-250 тыс. рублей, за нарушения в сфере охраны недр и гидроминеральных ресурсов – 300-500 тыс. рублей. Существующий разброс слишком велик.

Чтобы исправить это положение, ЗакСобрание Санкт-Петербурга представило правки в существующие стандарты.

По словам госпожи Тихоновой, поправки в Кодекс об административных нарушениях устранят диспропорцию санкций за загрязнение воздуха, воды и недр.

Если ранее организациям назначали штраф за загрязнение воздуха в размере 250 тыс. рублей, а воды – 20-50 тыс. рублей, то теперь штрафные санкции будут приблизительно равны.

Принятый проект предусматривает введение нескольких типов ответственности:

  • для должностных лиц, допустивших загрязнение водоемов или другие вредные явления, штраф составит 20-30 тыс. рублей (ранее он не превышал 2 тыс. рублей);
  • для юридических лиц, допустивших загрязнение водоемов сточными водами – 80-100 тыс. рублей (против 10-20 тыс. рублей ранее);
  • незаконная добыча песка, гравия, глины и торфа обойдется юридическим лицам в 100-120 тыс. рублей (ранее 20-30 тыс. рублей), должностным лицам и чиновникам – 30-40 тыс. рублей (против 3 тыс. рублей ранее);
  • нарушение требований к охране водных объектов, влекущее за собой опасность засорения, истощения или загрязнения водоемов отходами будет стоить организациям 150-300 тыс. рублей (30-40 тыс. рублей до принятия правок), для чиновников штрафные санкции вырастут с 4 тыс. рублей до уровня в 50-80 тыс. рублей.

Предельно допустимый размер санкций за игнорирование правил водопользования с 26 апреля составляет 120 тыс. рублей.

Если будет доказано, что загрязнение затронуло особо охраняемые объекты, туристические зоны, места массового отдыха, ледники и водные объекты с лечебными природными ресурсами, штраф вырастет до 300 тыс. рублей.

Аналогичное наказание предусмотрено за сброс производственных отходов, захоронение вредных веществ. Напомним, что до принятия нового закона штраф за подобные действия составлял максимум 50 тыс. рублей.

В россии выросли штрафы за загрязнение рек и озер

Закон о загрязнении водоемов

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования до недавнего времени составлял 50 тысяч рублей. Однако это не останавливало предприятия, которые сбрасывали в воду промышленные отходы, загрязняя в том числе источники питьевой воды. С конца апреля штрафы выросли в несколько раз, и теперь максимальное наказание для юрлиц составит 300 тысяч рублей.

В воду сбрасывают 11 миллионов тонн вредных веществ

По данным Росприроднадзора, ежегодно в поверхностные водные объекты поступает более 11 миллионов тонн загрязняющих веществ. В 2016-2017 годах к административной ответственности было привлечено четыре тысячи загрязняющих предприятий, которые выплатили в казну 353 миллиона рублей. Но им проще и дешевле было отделаться штрафом, чем устанавливать современные очистные сооружения.

Загрязняющие вещества сбрасывают и в те водоемы, откуда в наши дома поступает вода.

В государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» отмечается, что 15 процентов источников централизованного водоснабжения все еще не соответствуют нормам.

Население 47 регионов вынуждено пить воду, не отвечающую требованиям качества и безопасности. Наиболее опасны в этом плане такие регионы: Бурятия, Тульская, Костромская, Курганская области, Карачаево-Черкесия.

И хотя главными источниками загрязнения являются старые водопроводные трубы, чистота источников водозабора тоже играет важную роль. Даже рядом с Байкалом, крупнейшим хранилищем пресной воды, в небольшие поселения нередко попадает непригодная для питья жидкость.

Читайте по теме

На качество питьевой воды, подаваемой людям, влияют антропотехногенные факторы. Например, сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе залповые и аварийные сбросы.

Организации, которые работают в коммунальной сфере, в области здравоохранения и общепита, выбрасывают сточные воды с большим содержанием опасных органических веществ и бактерий. Предприятия сельского хозяйства, расположенные недалеко от рек и озер, загрязняют их пестицидами, азотом, фосфором.

А с объектов тяжелой промышленности, на которых не установлены очистные сооружения, в воду попадают соли тяжелых металлов — ртути, хрома, свинца; химические соединения, нефтепродукты.

Из-за этого люди подвергаются риску заражения опасными инфекциями и возникновения хронических заболеваний. Из-за нефтепродуктов во многих водоемах России запрещено не только брать воду для питья, но и купаться в ней.

Питьевая вода в регионах станет чище

Минприроды проводит работу по очистке промышленных стоков. Глава ведомства Дмитрий Кобылкин в ходе «правительственного часа» в Госдуме заявил, что уровень антропогенного воздействия на природу остается очень высоким.

«От промышленных центров объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки, составляет около 30 процентов», — сказал Дмитрий Кобылкин.

С 2012 года реализовано 64 инвестпроекта по очистке сточных вод на сумму свыше 58 миллиардов рублей, что привело к сокращению сброса загрязненных вод предприятиями.

Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, подчеркнул министр.

На поддержку государственных программ по повышению качества водоснабжения субъектам Федерации предоставляют субсидии из федерального бюджета. Это делается в рамках федерального проекта «Чистая вода», рассчитанного на 2019-2024 годы.

pixabay.com

На первом этапе для получения субсидии регионы должны оценить состояние объектов водоснабжения и водоподготовки на соответствие критериям качества.

Затем нужно утвердить программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и направить в Минстрой заявки на получение субсидий.

По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максима Егорова, оценкой эффективности использования субсидии будет количество населения, обеспеченного качественной питьевой водой.

Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев отметил, что программы по улучшению качества воды в последние годы осуществлялись за счет самих регионов и работали точечно.

Многие из них дали эффект, но федеральное финансирование принесет более масштабные результаты.

На то, чтобы перевооружить систему централизованного водоснабжения в городах и провести водопровод в села, субъектам выделят из бюджета 147 миллиардов рублей.

«Но все благие намерения таковыми и останутся, если не прописать четкие критерии оценки этой и других программ «Экологии», — уверен Николаев. По его мнению, нужно контролировать не то, сколько денег выделили на тот или иной проект, а то, насколько вода станет качественной.

Штрафы вырастут в несколько раз

Парламентарии надеются, что повысить экологическую ответственность предприятий помогут санкции за загрязнение водоемов. Так, 26 апреля вступил в силу закон, направленный на ужесточение ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.

Документ разработан Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Депутат Заксобрания Надежда Тихонова, представляя его на пленарном заседании, напомнила, что сейчас максимальный штраф за загрязнение водоемов — 50 тысяч рублей.

При этом штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юридических лиц составляют от 180 тысяч до 250 тысяч рублей, а за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей.

«Мы хотим сократить этот разброс», — заявила она.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устраняют диспропорцию санкций за загрязнение воздуха, воды и недр.

За вредные выбросы в атмосферу с нарушением установленных требований организации платят штраф до 250 тысяч рублей, а за загрязнение водных ресурсов –

в среднем 20-50 тысяч. Теперь за нарушение водоохранного режима на водозаборах, которое может повлечь загрязнение или другие вредные явления, должностные лица заплатят штраф 20-30 тысяч, а юрлица — 80-100 тысяч рублей. Раньше штраф за это составлял соответственно 1-2 тысячи и 10-20 тысяч.

За незаконную добычу песка, гравия, глины или торфа с организаций возьмут штраф от 100 до 120 тысяч рублей вместо прежних 20-30 тысяч рублей, а с чиновников — 30-40 тысяч вместо 2-3 тысяч рублей.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение, обойдется должностным лицам в 50-80 тысяч руб­лей (было 3-4 тысячи рублей), а юрлицам — в 150-300 тысяч (было 30-40 тысяч).

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования составит для предприятий 120 тысяч. За загрязнение особо охраняемых водных объектов, мест туризма, спорта и массового отдыха, ледников или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, — штраф до 300 тысяч рублей. Наказание последует за сброс отходов производства и потребления, сброс и захоронение вредных веществ.

Раньше штраф за это был до 50 тысяч. Штрафы повысились также за нарушение правил водопользования при рыболовстве, добыче полезных ископаемых и торфа, строительстве и эксплуатации на воде и вблизи нее нефтепроводов и иных сооружений; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

При этом санкции для граждан остались на прежнем уровне и не превышают 2,5 тысячи рублей.

Чистота воды зависит от многих факторов

Качество воды в реках и озерах зависит не только от непосредственного загрязнения водоемов. На воду влияет состояние воздуха и почвы. Огромный вред наносят несанкцио­нированные свалки, с которыми борются в рамках нацпроекта «Экология».

На Байкале и Нижней Волге планируют ликвидировать свалки, построить новые сооружения, чтобы защитить воды от вредных стоков, очистить берега. В рамках мусорной реформы сократят количество мусорных полигонов, которые приводят к загрязнению грунтовых вод. К 2024 году 60 процентов отходов будут обрабатывать, а не захоранивать на полигонах.

Стоит учитывать, что на качество воды влияет и состояние воздуха, так как вредные вещества, которые попадают в атмосферу, затем выпадают в виде дождей.

На рассмотрении Госдумы находится разработанный Правительством законопроект о повышении штрафов для предприятий, исказивших данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и не направивших эту информацию в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Читайте по теме

Предлагается с 1 июля 2019 года установить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение требований по оснащению стацио­нарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем. Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение выбросов в атмосферу.

В январе 2019 года вступил в силу закон о создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, который установил, что такие системы установят на наиболее опасных промышленных объектах.

Предприятия должны предоставить в уполномоченный орган программы оснащения системой контроля, чтобы получить комплексное экологическое разрешение. В течение четырех лет со дня получения разрешения они должны внедрить в производство системы отслеживания вредных выбросов.

Информацию о показателях загрязнения будут передавать в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, оператором которого является Рос­природнадзор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ вводят штраф для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч рублей.

За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений в государственный реестр предусматривается штраф для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч.

Если же такие данные были искажены, должностным лицам придется заплатить от 15 до 30 тысяч, а юрлицам — от 100 до 200 тысяч рублей.

При этом предусматривается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести такую же административную ответственность, как юрлица.

Штрафы за нарушения для водопользователей

Закон о загрязнении водоемов

Правила охраны водных ресурсов содержатся в нескольких нормативных правовых актах, основным из них является Водный Кодекс РФ, который подробно регламентирует требования к охране в главе 6. В сфере охраны водных ресурсов КоАП РФ содержит несколько подробных статей с различными санкциями за нарушения. В данной статье мы расскажем про штрафы для водопользователей.

1. Нарушение правил охраны водных объектов

Так, по статье 8.13 «Нарушение правил охраны водных объектов» предусмотрены наказания:

Состав нарушенияДля должностных лицДля ИПДля юридических лиц
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления20000-3000080000-100000
Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования20000-3000020000-30000илиАПД до 90 суток200000-300000илиАПД до 90 суток
Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов30000-40000100000-120000
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45*50000-8000050000-80000150000-300000
Загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах50000-80000150000-300000

При этом штрафы для ИП в ряде случаев не предусмотрены, в данных ситуациях ИП несут наказания как граждане либо как юридические лица.

* – статьей 8.45 предусмотрены штрафы за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Данные санкции будут рассмотрены ниже.

Словарь

Водоохранная зона – территория, которая примыкает к береговой линии (границам водного объекта) и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса – территория в границах водоохранных зон с наложенными дополнительными ограничениями на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Больше информации о воде

2. Нарушение правил водопользования

Другая статья КоАП РФ по санкциям в сфере водоохранной деятельности – статья 8.14. «Нарушение правил водопользования». Она включает штрафы:

Состав нарушенияДля должностных лицДля ИПДля юридических лиц
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты10000-2000020000-30000илиАПД до 90 суток80000-100000илиАПД до 90 суток
Нарушение правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений30000-4000080000-120000

Статья 8.15 регламентирует наказания за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. Правила эксплуатации таких сооружений и устройств установлены Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ “О безопасности гидротехнических сооружений”.

К таким сооружениям и устройствам относятся водопроводяшие, водозаборные, водонапорные и иные сооружения; гидротехнические сооружения, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов, и другие сооружения, внесенные в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Нарушение таких правил влечет штрафы для должностных лиц 30000-40000 руб., для юридических лиц – 80000-120000 руб.

3. Нарушения правил осуществления хозяйственной и иной деятельности

Статья 8.

42 включает меры наказания в случае нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе Водного кодекса РФ, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”.

Смотреть пакет услуг по ЗСО

Согласно СанПиН 2.1.4.027-95, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала.

Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Соответственно этому разделению разделены и штрафные санкции:

Состав нарушенияДля должностных лицДля ИПДля юридических лиц
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности8000-12000200000-400000
Использование территории 3 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований10000-15000300000-50000
Использование территории 2 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований20000-4000020000-40000или АПД до 90 суток500000-600000или АПД до 90 суток
Использование территории 1 пояса ЗСО с нарушением санитарно-эпидемиологических требований50000-8000050000-80000или АПД до 90 суток60000-1000000или АПД до 90 суток

Статья 8.45 содержит перечень наказаний за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод:

Состав нарушенияДля должностных лицДля ИПДля юридических лиц
Невыполнение указанных требований впервые30000-40000500000-1000000
Повторно в течение года40000-5000040000-50000или АПД до 90 суток700000-1000000или АПД до 90 суток

4. Уголовная ответственность за загрязнение вод

Помимо административных мер наказания, в сфере охраны водной среды есть и уголовные наказания, в частности, установленные статьёй 250 УК РФ «Загрязнение вод»:

Вы не понесете административной и уголовной ответственности лишь в том случае, если Ваше предприятие имеет всю необходимую экологическую и разрешительную документацию на водопользование. Вы всегда можете обратиться в «ЭкоПромЦентр» за консультацией и разработкой экологической документации.

Заказать услугу

Штрафы за нарушение экологического законодательства – ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Закон о загрязнении водоемов

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.    

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.

В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность  предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации.

Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1.

Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:   

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5.Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации    

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:  

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2  Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду  

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.  

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.