+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правовой режим международных проливов и каналов

Международно правовой режим балтийских проливов

Правовой режим международных проливов и каналов

Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: 1) части открытого моря (или экономических зон); 2) части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких других государств. Конкретные проливы могут иметь свои особенности.

Тем не менее считается, что, например, Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и другие проливы являются мировыми морскими путями, открытыми для свободного или беспрепятственного мореплавания и воздушной навигации всех стран. Такой режим действует в этих проливах на протяжении длительного исторического периода в силу международных обычаев или международных соглашений$$$Лопатин М.Л. Международные проливы и каналы: правовые вопросы.

Правовой режим международных проливов и каналов

географическое значение пролива, указывающее на то, ведет ли он только во внутренние воды прибрежного государства или же соединяет между собой две части открытого моря; 2) значение пролива для международного судоходства.

Проливы, соединяющие две части открытого моря и играющие роль основных мировых путей (например, Магелланов пролив), подчиняются режиму свободного прохода судов и пролета самолетов.

Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, на основе ряда соглашений

Некоторые теоретико-правовые проблемы правового режима Балтийских проливов

Keywords: international marine law, interstate cooperation, freedom of navigation, Baltic passages, transit pass.

В настоящее время режим прохода судов через Балтийские проливы регламентируется законодательством прибрежных государств, а также рекомендациями Международной морской организации (ИМО)[3].

В то же время заключенный 14 марта 1857 г. в Копенгагене Трактат об отмене пошлин, взимаемых доселе с купеческих

Проливы со специальным правовым режимом

Пролив достаточно широк (наименьшая ширина 4 км), хотя его нельзя назвать глубоководным (наименьшие его глубины составляют 7,1—7,7 м)1. Самыми удобными, с точки зрения судоходства, являются проходы Дрогден и Холлендердюб в районе Копенгагенского рейда.

Более приспособлен для судоходства пролив Большой Бельт (его наименьшие глубины примерно 20—25 м ), однако даже в Большом Бельте только несколько фарватеров пригодны для прохода крупнотоннажных судов, хотя его наименьшая ширина 15 км.

был подписан Копенгагенский договор1, согласно которому Дания отказывалась впредь

Правовой режим международных морских проливов и международных рек

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух (или более) государств и используемые в согласованных целях.

Особое значение имеют реки, имеющие судоходное сообщение с морем и используемые для мореплавания различными, в том числе и неприбрежными, государствами. Это такие реки, как Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка. Их правовой режим регулируется международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, с учетом интересов других государств.

Каждое государство осуществляет суверенитет над частью реки, находящейся в пределах его границ.

Оно, вместе с тем, обязано использовать свой участок реки таким образом, чтобы не причинять ущерб другим прибрежным государствам.

Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновременно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства.

Морское право

Как общее правило, правовой режим сухопутной территории определяется внутренним законодательством государства. Однако это не исключает, в определенных случаях, действия и норм международного права.

Например, согласно Конвенции о транзитной торговле внутриконтинентальных стран 1965 г.

транзитное государство, сохраняя полный суверенитет над транзитной территорией, обязуется для обеспечения свободы транзита применять административные и таможенные меры, разрешающие свободное, непрерывное и постоянное транзитное движение. Во многих случаях транзит связан с правом внутриконтинентального государства на свободный доступ к открытому морю, закрепленным в ст.

3 Конвенции об открытом море 1958 г.

Воздушное пространство над сухопутной территорией и водным пространством также находится под полным суверенитетом государства, и его правовой режим целиком определяется внутренним законодательством.

Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.

); 2) проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется транзитный проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную ширину территориального моря; 3) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем иностранного государства, к которым также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и др.); 4) проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями (Черноморские, Балтийские и др.).

Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход.

Правовой режим проливов и каналов, используемых для международного судоходства

Каналы для международного судоходства могут иметь как всемирное значение (например, как Суэцкий или Панамский), гак и использоваться с меньшей интенсивностью, как правило, в качестве международного регионального транспортного пути (например, такие каналы, как Кильский или Коринфский).

В зависимости от правового статуса вод, образующих проливы, их значения для судоходства, все они могут быть классифицированы следующим образом:

  1. — проливы, как внутренние водные пути;
  2. — проливы, используемые для международного судоходства.

Режим плавания проливами, являющимися внутренними водными путями, регулируется национальным законодательством.

Международные проливы и каналы: понятие, правовой режим

Правовой режим международных проливов и каналов
Определение 1

Под международными проливами понимается ряд естественных морских сужений, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми подлежит регулированию рядом норм международного права.

Существует несколько видов проливов. Разновидности эти базируются на навигации правового режима, мирном проходе и т.д.

На основании навигации правового режима международных проливов выделяют ряд видов международных проливов. Речь идет о проливах, в которых установлен режим мирного прохода, и о проливах, в которых установлен транзитный проход.

Ряд проливов, которые имеют режим мирного прохода, бывают двух видов. Речь идет о проливах, которые образованы континентальной частью страны и принадлежат той же стране островом и о проливах, которые ведут из открытого моря в ряд территориальных вод не прибрежных к данным проливам стран.

Ряд проливов, в которых установлен транзитный проход, тоже имеют два вида. Речь идет о проливах, которые перекрываются территориальными водами прибрежных стран и о проливах, которые имеют полосу вод открытого моря.

Определение 2

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву в качестве транзитного прохода выступает реализация свободы судоходства для того, чтобы был непрерывный и быстрый транзит.

При осуществлении транзитного прохода для ряда судов и военных кораблей важно воздержаться от любых угроз или их использования, следовать общепринятым правилам морского судоходства. Страны, которые граничат с проливами, обладают широкими правами относительно регулирования транзитного и мирного прохода.

Для них свойственно устанавливать ряд морских коридоров и предписывать схемы разделения движения для судоходства, заниматься принятием законов и правил, которые относятся к безопасности движения, предупреждению загрязнений вод проливов и т.д. Для таких правил важно не иметь дискриминационную направленность.

Особенности использования Черноморских проливов

Следует отметить особое значение Черноморских проливов, определяя правовой режим которых, РФ базируется на трех принципах. Первый принцип, это гарантия национальной безопасности Турции. В качестве второго принципа выступает закрытие проливов для любого военного корабля как в мирное, так и в военное время.

Третий принцип заключается в полной свободе торгового мореплавания. Сегодня регулирование правового режима Черноморских проливов происходит на основе Конвенции о режиме проливов, которая была принята 20 июля 1936 г.

Основной целью данной Конвенции является упорядочение прохода и судоходства в проливах в пределах, которые отвечают безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных стран.

Исходя и этого, можно сказать, что Конвенция базируется на любом положении черноморских стран, принимает во внимание ряд их особых правил и интересов. Для Конвенции свойственно провозглашать свободу прохода и мореплавания в проливах как принцип международного права.

Для Конвенции свойственно определять режим плавания торговых судов, военных кораблей и пролета ряда воздушных судов как в мирное, так и в военное время, в ситуациях, когда Турция не принимает участия в войнах или когда принимает участие в войнах, и во время непосредственной угрозы Турции.

Замечание 1

Важно отметить, что в мирное время ряд торговых судов любой страны пользуются свободой судоходства и транзита в проливах и днем и ночью, не принимая во внимание флаг и груз, без формальностей, если соблюдаются все положения относительно обязательного санитарного осмотра.

Для того чтобы покрыть расходы, которые имеют отношение к мореплаванию торговых судов, для Турции допустимо взимать установленные сборы.

Ст.8-22 Конвенции регулирует порядок того, как проходят через проливы военные корабли и как пролетают военные самолеты. Данные статьи предусматривают достаточно четкое разграничение прохода судов черноморских и не черноморских стран.

Для не черноморских стран допустимо проводить через ряд проливов исключительно легкие надводные корабли, водоизмещение которых не больше 10 тыс.т., и которые имеют артиллерию калибра не более 203 мм.

Исходя из этого, можно сказать, что для не черноморских стран недопустимо проводить в Черном море ряд линейных кораблей, авианосцев и подводных лодок. Для иностранных военных кораблей свойственно быть освобожденными от уплаты сборов.

На основании Конвенции ограничено количество, суммарное водоизмещение и время нахождения военного корабля не черноморской страны в проливе. Для них допустимо находиться в них не больше 21 дня, а их суммарное водоизмещение не должно быть больше 45 тыс.т.

Для черноморских держав в мирное время допустимо проводить ряд военных кораблей почти всех водоизмещений и практически с любым вооружением. Для них допустимо проводить ряд своих подводных лодок через проливы, но исключительно в надводной форме, днем и в одиночку.

Замечание 2

Для того чтобы иностранный военный корабль прошел, не нужно иметь специальное разрешение Турции. Для черноморских держав важно направить исключительно предварительное уведомление заранее за 15 лет, а для не черноморских – заранее за 8 дней.

Конвенцией тщательно регулируется ряд вопросов того, как проходят через проливы иностранные военные корабли в военное время. В ситуациях, когда Турция не принимает участия в войне, для кораблей нейтральных стран допустимо проходить через ряд проливов на условиях, аналогичных мирному времени. Для военных кораблей стран, которые принимают участие в войне, недопустимо проходить через проливы.

В ситуациях, когда существует угроза войны, а также в военное время, когда Турция принимает участие в войне, проход военных кораблей определяет турецкое правительство.

Турецкое правительство контролирует то, как выполняются положения Конвенции. Для черноморских стран важно каждый год информировать Турцию об общем водоизмещении кораблей своих флотов. Основной целью этого является регулирование разрешенных Конвенцией общих тоннажей флотов нечерноморских стран, для которых допустимо одновременно быть в Черном море.

Международные каналы. Особенности использования Суэцкого и Панамского каналов

Определение 3

Под международными каналами понимается ряд искусственных водных путей, которые проходят по территории одной страны, которые находятся под ее суверенитетом и используются в целях международного судоходства.

Регулирование правовых положений данных каналов базируется на ряде принципов.

Речь идет о уважении суверенитета страны, по территории которой проходит канал, о неприменении силы или угрозы силы во время решения ряда вопросов, которые касаются канала, о свободе судоходства невоенных судов и военных кораблей без наличия дискриминации, о недопустимости эксплуатации канала во вред международной безопасности.

Константинопольская конвенция от 1888 г. и законодательные акты Египта определяют режим Суэцкого канала. На основании данных документов канал должен быть открытым и в мирное, и в военное время для судов невоенного характера и военных кораблей любой страны.

Ряд уведомлений относительно прохождения военных кораблей направляют в МИД Египта не меньше чем за 10 дней до того, как они прибудут. В ситуации войны нельзя применять никакие действия враждебной направленности ни в рамках канала, ни в границах трех миль от его водных портов.

Для воюющих недопустимо производить высадку и принятие на военные корабли войск, боеприпасов и иных военных материалов. Для военных кораблей воюющих стран важно проходить через каналы быстро и не останавливаться в портах Суэц и Порт-Саид больше чем на сутки.

Для каналов недопустимо применение права блокады.

Замечание 3

Если говорить о режиме Панамского канала, то важно отметить, что на основании Договора между США и Панамой, который был заключен в 1903 г., США имеет право владения каналом и зоной Панамского канала, которая превращена ими в страну в стране. США и Панама 7 сентября 1977 г.

подписали ряд новых договоров относительно Панамского канала.

Речь идет о Договоре о Панамском канале и ряде дополнительных соглашений, которые детализируют ряд его положений, и о Договоре о постоянном нейтралитете Панамского канала и его руководстве, и о Протоколе к данному Договору, нескольких приложениях.

На основании данного договора больше нет права США на то, чтобы владеть данной зоной, упразднен ряд американских органов, которые ведали использованием канала, панаме возвращены 70% районов сухопутной и водной направленности, которые раньше относились к США. 31 декабря 1999 г. канал целиком перешел под суверенитет Панамы. Так, Панама взяла на себя реализацию функций полицейского, судебного, таможенного характера. Зона канала теперь подчинялась уголовному и гражданскому законодательству Панамы.

Но, важно отметить, что за США сохранилось право нести ключевую ответственность за то, как обороняется канал до 2000 г. На основании Договора о нейтралитете канала предусмотрено право на пользование каналом рядом кораблей любой страны в любое время на равной основе.

Но со временем США настояли на то, чтобы в договор было включено право для ВМС США скорого и ничем не обусловленного прохождения американских кораблей через канал. Для нейтралитета канала свойственно быть гарантированным Панамой и США, а это в свою очередь в значительной степени уменьшает действенность режима нейтралитета.

К примеру, в ситуации, если США выступит в качестве воюющей стороны.

До 2000 г. канал управлялся Панамской комиссией, в состав которой входили 5 граждан Америки и 4 гражданина Панамы. После 2000 г. за Панамой была закреплена полная ответственность за то, как управляется эксплуатация и обслуживание Панамского канала.

Правовой режим Черноморских проливов

Правовой режим международных проливов и каналов

123. Правовой режим Черноморских проливов

124. Правовой режим международных каналов. Режим Суэцкого канала

125. Понятие и источники права международной ответственности

126. Понятие и основания международно-правовой ответственности

127. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния. Ответственность государств в связи с деятельностью, не запрещенной международным правом

123. Правовой режим Черноморских проливов

Черноморские проливы – морские проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря и включающие проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море.

Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтре (Швейцария). Конвенция установила, что в Ч.п. действует принцип права свободного прохода и мореплавания. Торговые суда всех стран пользуются в мирное время, а т.ж. и в военное, когда Турция не является воюющей стороной, полной свободой прохода и плавания в проливах в любое время суток.

В отношении прохода через проливы военных кораблей Конвенция установила ряд общих положений: обязательное уведомление о проходе, ограничение количества и водоизмещения кораблей, проходящих проливы, и др.

Вместе с тем Конвенция проводит четкое разграничение между проходом проливов военными кораблями черноморских и нечерноморских государств. Черноморским государствам разрешается проводить через проливы корабли любого тоннажа, а т.ж. и подводные лодки.

Нечерноморские государства могут проводить в Черное море строго определенные классы кораблей с ограниченными Конвенцией количеством вооружения, водоизмещением и сроком пребывания в этом море.

Общий тоннаж военных кораблей, которые нечерноморские государства могут одновременно ввести в Черное море, т.ж. ограничен.

Проход через Ч.п. военных кораблей воюющих государств воспрещается. Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, или в случае, когда она считает себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, проход военных кораблей через Ч.п. зависит от усмотрения турецкого правительства.

124. Правовой режим международных каналов. Режим Суэцкого канала

Международные каналы – это искусственные морские пути, сочетающие морские просторы и используются для интересов морского судоходства. Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства-владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающие правомочность данного государства.

К принципам правового режима международных каналов относятся: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела, свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой-либо дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства-владельца канала.

Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами:

  • каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств;
  • администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определенных размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов;
  • устанавливаются правила прохождения канала. В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, принимать на борт и разгружать военные грузы и т.д.;
  • относительно территории канала запрещает блокаду.

Подробно правовой режим каналов регулируется национальным законодательством соответствующего государства и международными договорами, например Конвенции по обеспечению свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Статус Суэцкого канала, открытого для международного судоходства в 1896 г., урегулирован соглашением, которое было заключено в Константинополе в 1888 г. Конвенция закрепила принцип полной свободы судоходства для судов и военных кораблей. Канал был также нейтрализован. В 1956 Правительство Египта национализировало канал, однако односторонней декларацией 1957 подтвердил свободу судоходства.

125. Понятие и источники права международной ответственности

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

Институт международно-правовой ответственности регулируется в основном обычными нормами. В то же время имеется ряд международных договоров, прямо предусматривающих ответственность за несоблюдение международных обязательств. Некоторые договорные нормы общего характера содержатся в Уставе ООН, в других договорах.

Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных деяний против международного мира и безопасности. Можно назвать и такие документы, как Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.

, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., Конвенция по морскому праву 1982 г. Имеются и международные договоры, содержащие положения по вопросам возмещения нанесенного ущерба или вреда — Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности, 1952 г.

(в 1978 г. в Монреале был принят Протокол об изменении этой Конвенции), Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г. Не раз неотвратимость ответственности подтверждалась в резолюциях ООН. В частности, в резолюции ГА ООН «Определение агрессии» (1974 г.

) устанавливается, что агрессивная война является преступлением против международного мира и агрессия влечет за собой международную ответственность.

126. Понятие и основания международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором.

Основаниями международной ответственности являются предус­мотренные международно-правовыми нормами объективные и субъ­ективные признаки. Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности.

Под юридическими основаниями понимают международно-пра­вовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Юридическими основаниями ответственности являются: дого­вор, обычай, решения международных судов и арбитражей, резолю­ции международных организаций

Фактическим основанием ответственности является междуна­родное правонарушение, т.е. деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязатель­ства.

Процессуальные основания ответственности представляют собой процедуру рассмотрения дел о правонарушениях и привлечения к ответственности. В одних случаях эта процедура детально зафиксирована в международно-правовых актах, в других — ее выбор остав­лен на усмотрение органов, применяющих меры ответственности.

127. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния. Ответственность государств в связи с деятельностью, не запрещенной международным правом

Согласие полномочного органа или должностного лица одного государства на совершение конкретного деяния другим государством. Противоправность подобного деяния исключается в той мере, в которой оно не выходит за рамки данного согласия. Аналогичное положение действует и в отношении международных организаций.

Самооборона принятая в соответствии с Уставом ООН. Если обращаться к Уставу ООН, то он закрепляет право на индивидуальную или коллективную самооборону как неотъемлемое право каждого государства. Для того, чтобы принятые меры являлись самообороной, необходимо, что бы об их применении было немедленно сообщено Совету Безопасности, а сами действия не затрагивали полномочий Совета Безопасности.

Контрмеры, то есть такие деяния государства, которые являются противоправными, но лишаются такового статуса в связи с их использованием в ответ на противоправное деяние другого государства в целях прекращения такого действия или возмещения ущерба.

Форс-мажор. Наступление такой ситуации, при которой субъект вынужден действовать вопреки международному обязательству в результате действия непреодолимой силы или не поддающегося контролю непредвиденного события.

Бедствие. Ситуации, в которых представители и агенты государства не могут соблюдать международные обязательства в силу аварий и воздействия разрушительных сил природного и/или техногенного характера, не имея другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных лиц.

Состояние необходимости – только в случаях:

  1. противоправное действие является единственным для государства путем защиты существенного интереса от серьезной и неминуемой опасности;
  2. деяние не наносит серьезного ущерба существенным интересам определенного государства или государств, в отношении которых существует данное обязательство, или международного сообщества в целом.

Ответственность государств в связи с деятельностью, не запрещенной международным правом

В XX в. в результате научно-технического прогресса появились виды деятельности государств, которые не противоречат нормам международного права, однако могут иметь непредвиденные последствия и причинить ущерб третьим государствам.

Примером такой деятельности может служить эксплуатация воздушного транспорта, атомного промышленного и научного оборудования, искусственных космических объектов.

В доктрине и практике международного права широкое признание получила концепция, в соответствии с которой государство, причиняющее ущерб такого рода, обязано его компенсировать, несмотря на то, что никакого правонарушения оно не совершало.

Обязательства, связанные с компенсацией данного ущерба государством-причинителем, получили название «абсолютной ответственности». Основанием компенсации ущерба в этих случаях выступает риск его причинения источниками повышенной опасности. Порядок определения абсолютной ответственности обычно определяется в международных договорах.

Правовой режим международных проливов и каналов

Правовой режим международных проливов и каналов

Объясняется это тем, что морские перевозки являлись самыми доступными, а в ряде ситуаций без них невозможно было осуществлять торговлю (например, торговля с Американскими государствами).

Международные проливы и международные морские каналы соединяют берега различных государств.

Международно-правовое регулирование морских проливов и морских каналов имеет большое значение в стратегическом планировании экономики государств.

Под влиянием принципа свободного судоходства сформировались нормы международного права, регулирующего особенности применения право пользования морскими проливами и морскими каналами.

В юридической литературе вопросам анализа правового режима международных проливов и международных морских каналов посвящено немало публикаций [1, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17], что не мешает автору продолжить исследование данной темы.

Предметом рассмотрения будут некоторые вопросы о международных проливах и международных морских каналах, и их правовом режиме.

Международное право

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства в целях непрерывного и быстрого транзита (ст. 38).

Осуществляя транзитный проход, суда и военные корабли обязаны воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения, соблюдать общепринятые правила морского судоходства.

Государства, граничащие с проливом, имеют широкие права по регулированию транзитного и мирного прохода: они могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства, принимать законы и правила, относящиеся к безопасности движения, предотвращению загрязнения вод пролива и др.

Такие законы и правила не должны носить дискриминационный характер. Особую важность имеют Черноморские проливы, при определении правового режима которых Российская Федерация основывается на трех принципах: во-первых, обеспечение национальной безопасности

Международные проливы и каналы

Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.).

В таких проливах применяется транзитный проход, который представляет собой осуществление свободы судоходства и полетов в целях непрерывного и быстрого транзита через пролив, а также для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом.

  1. 3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса открытого моря или исключительной экономической зоны, удобная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайваньский).

Правовой режим международных проливов и международных морских каналов. Международные реки, их правовой режим

В проливах, используемых для международного судоходства, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через международный пролив.

При осуществлении транзитного прохода суда обязаны соблюдать определенные условия, например: воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой деятельности, которая не свойственна транзитному проходу, соблюдать общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.

Правовой режим международных проливов

Правовой режим международных проливов и каналов

Правовой режим международных проливов, используемых для прохода судов, имеет важное значение для мирового сообщества ввиду первостепенной роли морского судоходства в перевозке пассажиров и грузов.

Могут или нет иностранные суда пользоваться правом мирного прохода через проливы, соединяющие части открытого моря, – вопрос, который неоднократно поднимался в рамках международного морского права.

В деле о проливе Корфу (Великобритания против Албании, 1949) Международный Суд дал на него положительный ответ.

Данное дело возникло в результате инцидентов, происшедших в 1946 год в пролив Корфу, когда по британским военным кораблям, проходящим через пролив, албанская батарея открыла огонь.

Несколько месяцев спустя два британских эсминца наскочили на мины в албанских территориальных водах и понесли серьезный ущерб, включая потери человечески жизней. Это вынудило британские власти провести траление пролива, во время которого было выловлено двадцать две якорные мины.

Совет безопасности ООН рекомендовал правительствам обоих государств обратиться в Международный Суд.

В соответствующем решении суда говорится:

в мирное время государства имеют право направлять свои военные суда через проливы, используемые для международного судоходства между двум частями моря вне пределов территориальных вод, при условии, что такой проход носит мирный характер.

Также отмечается, что действия британского военно-морского флота по обезвреживанию мин «составляют нарушение суверенитета Албании».

Решение Международного суда по данному делу нашло свое отражение в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, статья 16 (4) которой гласит:

не допускается приостановление мирного прохода иностранных судов через проливы, которые, соединяя одну часть открытого моря с другой частью открытого моря или с территориальным морем иностранного государства, служат для международного судоходства.

Как можно заметить, решение по делу о проливе Корфу относится к проливам «между двум частями моря».

Положения Конвенции 1958 года расширили сферу применения права мирного прохода судов, дополнив проливами между открытым морем и территориальным морем иностранного государства.

Таким образом, можно сказать, что статья 16 (4) является результатом развития морского права, а не простой кодификацией обычного права.

Правовой режим международных проливов согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года полностью урегулировала правовой режим международных проливов. Согласно Конвенции все международные проливы можно условно разделить на две группы: поливы, для которых применяются положения части III Конвенции, и проливы вне ее сферы действия.

Правовой режим международных проливов, для которых применяются положения части III Конвенции по морскому праву 1982 года

Для начала выясним, к каким международным проливам применяются нормы Конвенции 1982 года. В соответствии со ст. 35(а) положения конвенции не затрагивают:

любых районов внутренних вод в пределах пролива, за исключением случаев, когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмотренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые.

Таким образом, можно сделать вывод: согласно конвенции международные проливы рассматриваются как территориальное море. Можно выделить два типа проливов первой группы.

Первый тип относится к проливам, для которых применяется режим транзитного прохода.

Правовой режим международных проливов согласно ст. 37 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Режим транзитного прохода более либеральный по сравнению с режимом мирного прохода и позволяет осуществлять полет воздушных судов и проход подводных лодок в подводном положении.

Также режим транзитного прохода имеет меньше ограничений на действие судов во время прохождения и предоставляет прибрежным государствам меньше прав по контролю прохода.

Транзитный проход не может быть приостановлено в целях безопасности или по какой-либо другой причине.

Проливами, на которые распространяется режим транзитного прохода, согласно ст. 37 Конвенции считаются проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны (ИЭЗ) и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

Данное определение включает в себя два критерия. Первый – географический критерий: проливы, соединяющие одну часть открытого моря или ИЭЗ и другую частью открытого моря или ИЭЗ. Второй – функциональный: проливы, используемые для международного судоходства.

В свою очередь, функциональный критерий поднимает вопрос, как можно определить, какие «проливы, используются для международного судоходства». В связи с этим, утверждается, что обе стороны пролива должны действительно использоваться для международного судоходства. Наличие потенциальной возможности эксплуатации маршрута для международного морского сообщения не является достаточным основанием.

Как было сказано выше, в соответствии со ст. 38 (1) режим транзитного прохода относится к проливам между одной частью открытого моря или ИЭЗ и другой частью открытого моря или ИЭЗ. В качестве примера международного проливов, к которому применяется подобный режим можно назвать Дуврский пролив между о. Великобритания и европейским континентом.

В некоторых случаях возникает спорный вопрос: считается ли пролив «транзитным». Например, канадский Северо-западный проход через Канадский Арктический архипелаг.

Данный проход является трансконтинентальным морским путем вдоль северного берега Северной Америки, соединяющим Атлантический и Тихий океаны.

В последнее время этому проливу уделяется все больше внимания, так как в связи с уменьшением толщины ледяного покрова в Северном Ледовитом океане в будущем через Северо-западный проход открывается удобное судоходное сообщение.

В 1985 году Канада провела прямые исходные линии вокруг Арктического архипелага и объявила Северо-Западный проход своими внутренними водами.

Таким образом, Канада отвергла «любые предположения о том, что Северо-Западный проход представляет собой международный пролив».

США в свою очередь настаивают, что данный пролив используется для международного судоходства, к которому должен применяется режим транзитного прохода. Свои разногласия США и Канада урегулировали в 1988 году заключением соглашения «О сотрудничестве в Арктике».

Аналогичный вопрос поднимается и в отношении правового статуса Северного морского пути, проходящего вдоль северных берегов России.

В дополнение к вышесказанному следует упомянуть о Малаккском и Сингапурском проливах. Эти проливы формируют важный морской путь из Тихого в Индийский океан, по которому осуществляется интенсивное движение судов, обслуживающих международную торговлю и коммерцию.

В совместной декларации от 16 ноября 1971 правительства Индонезии, Малайзии и Сингапура заявили, что Малаккский и Сингапурский проливы не являются международными проливами, хотя полностью признали возможность их использования в соответствии с принципом мирного прохода.

Однако, после присоединения всех трех государства к Конвенции о морском праве, в проливах действует режим транзитного прохода, соответствующий положениям Конвенции 1982 года.

Второй тип составляют международные проливы, для которых применяется право мирного прохода. К данному типу относятся:

Во-первых, проливы, которые образуются «островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью», «если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне» (ст. 38(1) Конвенции 1982 года).

Правовой режим международных проливов согласно ст. 45 (1b) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В качестве примера пролива, образованного островом и континентальной частью государства, можно назвать Мессинский пролив между Апеннинским п-овом. и о. Сицилия в Средиземном море.

Во-вторых, проливы между открытым морем или ИЭЗ и территориальным морем иностранного государства.

Правовой режим международных проливов согласно ст. 38(1), ст. 45(1a) Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Примером пролива между открытым морем или ИЭЗ и территориальным морем является Эт-Тиран – пролив, соединяющий залив Акаба с Красным морем.

Правовой режим международных проливов вне сферы действия части III Конвенции по морскому праву 1982 года

Ко второй группе проливов относятся международные проливы, на которые не распространяется сфера действия части III Конвенции по морскому праву 1982 года. В данной группе можно выделить три типа проливов.

Во-первых, в соответствии со статьей 36 Конвенция не применяется к международным проливам, если в этих проливах «имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне».

Статья 36 подразумевает, что если маршрут, проложенный в открытом море или в ИЭЗ международного пролива не достаточно удобный в отношении навигационных и гидрографических характеристик, к территориальному морю в пределах пролива будет применяться положения части III Конвенции.

В связи с этим интересно отметить, что Япония ограничила свои притязания на территориальное море в отношении пяти международных проливов, а именно: пролива Лаперуза, Сангарского пролива, Западного прохода Корейского пролива, Цусимского пролива или Восточного прохода Корейского пролива и пролива Осуми, создав коридор в своей ИЭЗ в середине этих проливов. В результате, эти пять проливов перешли в разряд международных проливов, в который «имеется столь же удобный путь, проходящий в ИЭЗ» в соответствии со статьей 36 Конвенции.

Во-вторых, часть III в согласно статье 35 (с) не касается международных проливов, «проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, которые относятся специально к таким проливам». Хотя Конвенция не дает определения, к каким именно проливам должна применяться статья 35 (с), в качестве примера можно привести следующие международные проливы:

Черноморские проливы — система проливов, включающая два морских пролива Босфор и Дарданелл и находящееся между ними Мраморное море, соединяющая Черное и Эгейское моря.

Правовой статус Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме Проливов 1936 года (Конвенция Монтре). Конвенция Монтре сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.

Однако режим прохода военных кораблей в отношении черноморских и нечерноморских государств различается.

Балтийские проливы — система проливов, соединяющие Балтийское с Северным морем и мировым океаном, включающая проливы Большой Бельт, Малой Бельт и пролив Зунд. Режим пролива регулируется действующим в настоящее время Трактатом об отмене пошлин 1857 года (Копенгагенским трактатом), заключенным между Данией, Россией и рядом европейских государств.

Трактатом предусматривается право свободного прохода иностранных судов, в том числе третьих стран, через Балтийские проливы. Согласно статье 1 «никакое судно не может отныне, под каким бы то ни было предлогом, при проходе чрез Зунд или Бельты быть подвергаемо задержанию или какой-либо остановке».

В 1951 году Дания в одностороннем порядке вела некоторые ограничения для прохода военных кораблей через Балтийские проливы.

Магелланов пролив — пролив между Аргентиной и Чили, соединяющий Тихий и Атлантический океан. Договором между Аргентиной и Чили 1881 года закрепляется нейтралитет Магелланова пролива и свобода судоходства для флагов всех стран. Данное положение усилено Договором о мире и дружбе между Аргентиной и Чили 1984 года.

Гибралтарский пролив — пролив между Средиземным морем и Атлантическим океаном. Режим беспрепятственного прохода через пролив Гибралтар был установлен Совместной декларацией Британской империи и Франции о Египте и Марокко в 1904 году и подкреплен Договором между Францией и Испанией о Марокко 1912 года.

Третью категорию проливов, к которым не применяется часть III Конвенции 1982 года, составляют международные проливы, расположенные в пределах архипелажных вод. В соответствии со статьей 52 (1) Конвенции при соблюдении определенных условий «суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.