+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Правовое значение страхового стажа

Страховой стаж – что это такое, что в ходит, юридическое значение

Правовое значение страхового стажа

С началом осуществления реформы пенсионной системы российские граждане столкнулись с новым для них понятием «страховой стаж». Вопрос о нем волнует не только лиц, которые вступают в пенсионный возраст, но и людей среднего возраста.

От его значения соответственно нормативам законодательных актов зависит размер пенсии, выплачиваемой государством российским гражданам при достижении ими пенсионного возраста.  

Что это такое

Под понятием «страховой стаж» подразумевается суммарная продолжительность осуществления выплаты страховых взносов, налога за период производственной деятельности работника на каком-либо предприятии.

Оно было введено в действие положениями Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения», изданного 1 апреля 1996 года.

По своей сути страховой стаж есть один из видов юридического акта. Он позволяет установить пенсию, размер которой соразмерен продолжительности страхового стажа.

При этом обязательным условием является совершение платежей в виде страховых взносов в российский Пенсионный фонд.

Работодатель отчисляет страховые взносы за работника в ПФР. Государство в свою очередь гарантирует возмещение доходов граждан, которые они теряют при наступлении пенсионного возраста. Пенсия выплачивается государством ежемесячно.

Различают два вида страхового стажа:

 общий в который зачитываются промежутки времени осуществления трудовой деятельности, выполняемые на территории российского государства
 специальный или профессиональный когда трудовая деятельность велась на предприятиях с тяжелыми, вредными условиями труда, расположенных в зонах с особыми природно-климатическими условиями

Сообразно указаниям статьи 17 Федеративного закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» за страховой стаж, рассчитываемый до 1 января 2007 года, принимается непрерывный трудовой стаж.

Он был издан законодателем 29 декабря 2006 года за номером 255-ФЗ. После указанной даты он подсчитывается по новой методике с учетом записей трудовой книжки, где фиксируется трудовая деятельность работника.

Если работник работает по совместительству одновременно в нескольких местах, то в страховой стаж включается только деятельность на одном предприятии.

При этом работник может лично выбрать период, который необходимо включить в него. Как правило, в стаж включается период основной работы, несмотря на то, что отчисления страховых взносов осуществляются на всех предприятиях.

Данная норма закреплена положениями статьи 11-12 Федерального закона «О страховых пенсиях». Пенсия устанавливается при достижении граждан мужского пола 60-летнего возраста, а женского – 55 лет.

Подтверждение страхового стажа рассматривается на этой странице.

Что в него входит

Любая трудовая деятельность должна производиться на основании трудового или гражданско-правового договора.

Если гражданин официально трудоустроен на производстве, служит в государственных органах или муниципалитете, то периоды ведения трудовой деятельности подлежат зачислению в страховой стаж. При этом он должен быть застрахован сообразно положениям статьи 16 закона № 255-ФЗ.

Законодателем установлены периоды, зачитываемые в страховой стаж:

  • службы в вооруженных силах, приравненных к ним;
  • пребывания на больничном листе в связи с временной нетрудоспособностью;
  • отпуска по уходу за малолетним ребенком до исполнения ему полутора года. В отдельных случаях отпуск продлевается до достижения им 4,5 лет;
  • отсутствия трудоустройства, если назначено пособие по безработице;
  • участия в выполнении общественных работ, которые оплачиваются;
  • осуществления ухода за престарелым человеком, инвалидом, включая ребенка, имеющего инвалидность с детства;
  • пребывания за границей второго супруга, вынужденного находится вместе с семьей в виду направления на работу супруга в представительства, консульства, если возможность трудоустройства отсутствует;
  • пребывания второго супруга вместе с супругом военнослужащим в воинских частях, расположенных в регионах, где не имеется возможность трудоустройства более 5 лет;
  • нахождения в местах заключения, если был вынесен оправдательный приговор;
  • переезда в другой населенный пункт по направлению органа центра занятости населения с целью трудоустроится.

Указанные периоды подлежат зачету в страховой стаж, если им предшествовали либо за ними осуществлялась трудовая деятельность вне зависимости от их продолжительности сообразно предписаниям статьи 11 Федеративного закона «О страховых пенсиях».

Акт был издан законодателем 28 декабря 2013 года под номером 400-ФЗ. В него не включаются периоды, которые были учтены для установления пенсии соответственно трудового законодательства иного государства.

Юридическое значение страхового стажа

Право российских граждан на получение определенных видов социального обеспечения напрямую зависит от их участия в полезной для общества деятельности, уплаты ЕСН и страховых взносов. Они предусмотрены в расчетах  исчисления продолжительности страхового стажа.

В действующих в целом в пределах Российской Федерации законодательных актах установлены определения страхового стажа. Они регламентируют вопросы предоставления страховой пенсии, исчисления продолжительности страхового стажа.

К ним относятся:

  • статья 3 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». Вопросы предоставления трудовой пенсии разрешаются сообразно его нормативам. В нем приводится определение страхового стажа как суммарной продолжительности периода, когда производилась выплата страховых взносов;
  • статья 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», где оговорено о значении страхового стажа. Он служит основанием для установления страховой пенсии, ее размера. Именно в периоды трудовой деятельности формируются пенсионные накопления за счет перечисляемых работодателем в ПФ страховых взносов. Размер пенсии назначается прямо пропорционально продолжительности страхового стажа;
  • в предписаниях Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» отмечается о том, что граждане имеют право платить страховые взносы вне зависимости от осуществления трудовой деятельности, о чем отмечено в статье 29. Законодатель предоставляет право участия в программе социального страхования лицам, которые ведут неспецифическую деятельность, например, занимаются творческой работой.

Специальный страховой стаж входит в общий стаж, что, безусловно, отражает особенности производственной деятельности.

Она до начала прошедшего года вычислялась по правилам, которые были утверждены постановлением правительства «Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии». Акт был обнародован 24 июля 2002 года, его номер – 555.

С указанного времени в методику расчета введены поправки положениями постановления, испущенного правительством 2 октября 2014 года под номером 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

В их число входят:

  • в страховой стаж зачитывается отпуск по уходу за малолетним ребенком, продленный до 6 лет;
  • периоды страхового стажа могут подтверждаться документами в электронном виде;
  • факт совершения платежей в ПФР должен быть подтвержден гражданами, который ведут трудовую деятельность по авторским и лицензионным договорам;
  • в страховой стаж гражданина не зачитываются промежутки, которые были учтены при назначении пенсии соответственно нормативам законодательных актов иностранного государства.

Продолжительность

По своей сути страховой стаж выражает количественную и качественную характеристику производственной деятельности. Например, его продолжительность исчисляется в годах.

Перечень видов работы и иной деятельности совместно с указанием особенностей их учета в страховом стаже приведен в акте «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». Его правительство обнародовало 24 июля 2002 года под номером 555.

Приказом министерства здравоохранения утверждена новая методика, по которой исчисляется продолжительность. Он был издан 2 февраля 2007 года под номером 91.

В нем в частности отмечено, что отдельные промежутки ведения трудовой  деятельности следует находить в календарном порядке из расчета целого месяца, равного 30 дням, полного года, составляющего 12 месяцев. Причем каждые 30 дней необходимо перевести в полный месяц, каждые 12 месяцев в полный год.

Периоды трудовой деятельности должны быть документально подтверждены:

  • записью в трудовой книжке, где отражается вся производственная деятельность;
  • трудовым либо гражданско-правовым договором об осуществлении той или иной формы трудовой деятельности, вида работ;
  • авторским либо лицензионным договором на выполнение отдельных видов работ, носящих творческий характер;
  • свидетельскими показаниями, о чем отмечено в пункте 35 постановления правительства № 555, опубликованного 24 июля 2002 года.

Например, если взять период 23 июня 2014 года по 28 февраля 2016 года, то получается 1 год, 8 месяцев, 8 дней.

Длительность страхового стажа:

 за 2014 год будет равна  6 месяцам 8 дням
 за 2015 год 12 месяцев
 2016 год 2 месяца

Минимальный

Численный показатель страхового стажа приобрел существенную значимость с января истекшего года, когда в целях реализации реформы пенсионной системы была введена новая методика расчета страховой пенсии по старости. Именно от него зависит размер пенсии, предоставляемого государством в качестве возмещения утраченного дохода.

Законодатель установил минимальный страховой стаж с базовым показателем равным 6 годам, который стал основным критерием, позволяющим назначить пенсию.

Он сообразно положениям Федерального закона «О страховых пенсиях» поэтапно повышается, поэтому в текущем году его значение равно 7 годам. Он должен быть увеличен до 15 лет до 2024 года.

Чтобы была назначена пенсия по инвалидности, наступившей в результате заболевания общего характера необходимо иметь страховой стаж сотрудника на момент наступления нетрудоспособности.

При этом его продолжительность обуславливается возрастом лица, обратившегося за ее назначением. Нужно заметить, что чем старше его возраст, тем более высоким должен быть показатель страхового стажа.

Справка

По общепринятым правилам продолжительность производственной деятельности должен быть подтвержден документально. Справка о страховом стаже входит в их число.

Она составляется в произвольной форме, потому что утвержденной законодателем формы не существует. Она составляется при соблюдении правилам кадрового делопроизводства.

В ней содержится информация:

  • наименование предприятия, юридический адрес, реквизиты предприятия;
  • дата, исходящий номер справки;
  • персональные данные лица, которому выдается справка, его занимаемая должность;
  • основание с соответствующей ссылкой на норматив трудового права, служащее для вычисления продолжительности страхового стажа. Например, приказ о приеме на работу;
  • о промежутках стажа, во время которого уплачивались страховые взносы.

В ней обязательно проставляется дата выдачи справки. Она подписывается руководителем предприятия, который рядом с подписью записывает ее расшифровку.

И в добавлении к вышесказанному необходимо отметить, что размер трудовой пенсии, назначаемый вследствие наступления старости обусловливается объемом перечисленных страховых взносов.

Они уплачиваются работодателем в ПФР вместо работника, который должен быть застрахован в обязательном порядке согласно указаниям системы пенсионного страхования.

Про минимальный страховой стаж для назначения пенсии по старости читайте здесь.

Виды страхового стажа описываются в этой статье.

Трудовой стаж: понятие, юридическое значение, виды. Страховой стаж

Правовое значение страхового стажа

Трудовой стаж в праве социального обеспечения представляет собой одно из главных понятий. Соединяются правоотношения в области социального обеспечения, которые имеют влияние на большое количество социальных прав граждан.

Определение 1

Трудовой стаж определяется как общее время трудовой или общественной деятельности. Время, место, перерывы не имеют значения, важна лишь суммарная продолжительность. Все виды стажа складываются в единый трудовой стаж.

Трудовой стаж осуществляет функции: условие предоставления обеспечения и регулятор размера обеспечения.

Замечание 1

У трудового стажа есть качественные и количественные параметры. Количественные параметры создают общее время трудового стажа. Качественные, в свою очередь, показывают состояние и вид трудовой деятельности.

На сегодняшний день можно определить несколько видов стажа:

  • Общий трудовой и непрерывный стаж;
  • Страховой стаж;
  • Выслуга лет.

Страховой стаж

Страховой стаж классифицируется по двум группам: обычный и специальный. Страховой стаж необходим для выявления прав на некоторые виды социального обеспечения, к примеру, страховая пенсия или пособие по временной неспособности работать.

Верное установление о данном термине находится в статье 3 «О страховых пенсиях» – для определения права на страховую пенсию и ее величины засчитывается общий временной отрезок работы или других видов деятельности.

Также учитываются страховые взносы в Пенсионный фонд России, которые начислялись и выплачивались, и другие периоды, входящие в страховой стаж.

Это постановление целиком и полностью используется в понятии обычного трудового стажа.

Обычный страховой стаж

Определение 2

В обычный страховой стаж входит вся деятельность, связанная с работой или другим видом занятий, исполняемых на территории Российской Федерации. Но при этом учитывается, что за все это время выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Взносы следует выплачивать, за тех граждан, которые:

  • работают по трудовому или по гражданско-правовому договору, в который сходит выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • являются участниками в хозяйствах, которые занимаются фермерством;
  • работают за пределами России в ситуациях, которые установлены законодательством или международными договорами России, либо в случае добровольной уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России;
  • являются участниками родовых, общин малочисленных народов Севера, работающих в сфере традиционных отраслях хозяйствования;
  • священнослужителей и др.
  • занимаются частной практикой (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты).

Страховой стаж включает работу, которая производится в местах отбывания наказания. Данное положение существует с 1 сентября 1992 года.

В равной степени в обычный страховой стаж, входят и иные периоды (статья 12 Закона о страховых пенсиях):

  • прохождение правоохранительной и военной службы;
  • получение денежной поддержки по обязательному соц страхованию, если гражданин не способен работать;
  • получение пособия по безработице;
  • осуществление деятельности в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другое место для трудоустройства;
  • необоснованное заключение, привлечение к уголовной ответственности, приговор к наказанию, отбывание срока наказания и далее освобождение;
  • проживание супругов являющихся военнослужащими и проходящих службу по контракту, вместе с супругами на территории, где они в течение пяти лет не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживание супругов за рубежом, которые работают по направлению в консульских учреждениях и дипломатических представительствах, а также в представительствах государственных учреждений России за границей и международных организациях, перечень которых утверждается Правительством страны. Общий срок должен быть не более пяти лет.
  • уход одного из родителей в декретный отпуск за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общем. До 2015 года было установлено право включения в стаж периодов ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общем;
  • уход, выполняемый трудоспособным гражданином за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Замечание 2

Данные периоды входят в обычный страховой стаж, при условии, что до этих периодов или после гражданин работал или занимался другими видами занятий. Продолжительность не имеет значения.

Подсчет страхового стажа по единым указам осуществляется по календарной системе, в расчет принимается один год. Каждые тридцать дней данных периодов сводятся в месяцы, а двенадцать месяцев переводятся в полные годы. При определении пенсии, если совпадают периоды трудовой деятельности и другие периоды, засчитывается только один период на усмотрение гражданина.

В этом указе есть исключения: если страховой стаж исчисляется пенсионерам, военным или космонавтам, не учитываются периоды, учтенные при определении права на «военную» пенсию.

Продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году должна составлять полный год при подсчете страхового стажа времена работы в течение полного судоводительского периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые определяются Правительством страны.

Специальный страховой стаж

Определение 3

Специальный страховой стаж – это общая продолжительность времени трудовой деятельности в условиях, которые отличаются от обычных.

Выделяются следующие виды специального страхового стажа:

  • По условиям труда;
  • По организациям и должностям;
  • По местности, где осуществлялась деятельность.

Правовое значение специального страхового стажа – от его наличия зависит право на досрочные страховые пенсии по старости.

При определенных условиях деятельности предполагается выход на пенсию до достижения общепринятого пенсионного возраста. Это прописано в статье 30 Закона «О страховых пенсиях».

Правительство страны занимается утверждением периодов деятельности, которые относятся к специальному страховому стажу. В данный момент перечень, утвержденный положением, включает в себя деятельность:

  • в тяжелых условиях;
  • при вредных условиях, например, при подземных работах или в горячем цехе;
  • при работе в составе локомотивной бригады, обеспечении безопасности перемещений на жд транспорте и метро, а также при выполнении работ по организации транспортировки;
  • должность водителя грузового транспортного средства при работе на шахтах, карьерах, рудниках, при вывозе различных горных пород, угля, сланца и прочего;
  • деятельность поисковой, геологоразведочной, полевой, топографо-геодезической, гидрографической, геофизической сферы, а также при изыскательной и лесоустроительной работе;
  • для рабочих и мастеров старшего и младшего уровня, которые трудятся на лесосплаве и заготовках по части обслуживания оборудования;
  • стаж работы женщин в сфере сельского хозяйства – работа на должности тракториста-машиниста, а также на должности машинистов для машин разного типа – дорожный, погрузочно-разгрузочных, строительных;
  • в порту на погрузочно-разгрузочных работах в качестве механизаторов комплексных бригад;
  • на судах морского, речного флота и флота рыбной индустрии;
  • водители автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

Также осуществляется накопление специального стажа для конкретных категорий населения, в частности тех, чья работа относится к гражданской авиации, предполагается как летная деятельность, так и ее обеспечение – технические и инженерные работы. Положение распространяется и на тех, кто принимал участие в устранении последствий бедствия на АЭС в Чернобыле.

Для анализа специальной категории страхового стажа предусмотрены определенные нормативы.

Согласно данным нормативам, со стажем может суммироваться деятельность по направлениям, связанным с вредными для здоровья и тяжелыми физически условиями.

Сюда относится множество категорий, начиная от геологической сферы до горной промышленности, а также труд по заготовке леса, работа на речном и морском флоте непосредственно на судах.

В специальный страховой стаж по учреждениям и должностям входит стаж педагогической работы, работы в учреждениях здравоохранения, работы в социально-культурной деятельности и работа в качестве спасателей, в Государственной противопожарной службе, с осужденными в органах уголовно-исполнительной системы.

В специальный страховой стаж по территории, где выполнялась работа, входит занятость в районах Крайнего Севера и округ, приравненный к районам Крайнего Севера, а именно: Мурманская область, города и районы республики Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Камчатская область, республика Якутия, районы Архангельской области, некоторые районы Красноярского края, Магаданская область.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Дипломная работа на тему:

Правовое значение страхового стажа

Страницы:   1   2   3

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • 1.1. История развития законодательства о трудовом стаже
  • 1.2. Понятие, виды и юридическое значение трудового стажа
  • 1.3. Правовое регулирование трудового стажа
  • ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ТРУДОВОГО СТАЖА (НА ПРИМЕРЕ УПФР В МОТОВИЛИХИНСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ)
  • 2.1. Периоды, включаемые в трудовой стаж
  • 2.2. Специальный трудовой стаж
  • 2.3. Особенности исчисления и подтверждения трудового стажа (на примере УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми)
  • ГЛАВА 3. ТРУДОВОЙ СТАЖ: ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
  • 3.1. Проблемы, связанные с трудовым стажем и пути их решения
  • 3.2. Совершенствование законодательства о трудовом стаже
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

В одних случаях трудовой стаж определенной длительности и характера играет роль ключевого юридического факта в сложном правообразующем юридическом составе (например, при назначении досрочных трудовых пенсий педагогическим и другим работникам с особыми условиями труда, пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим и др.), в других является лишь одним из элементов сложного правообразующего фактического  состава (например, при назначении трудовых пенсий по старости, потере кормильца и по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности). С продолжительностью трудового стажа связан и размер большинства видов пенсий и отдельных пособий.

В настоящее время в связи с проводимой в стране реформой, содержание и понятие трудового стажа меняется, поэтому основное значение на сегодняшний день, принимает только страховой стаж работы. А трудовой стаж применим лишь при конвертации пенсионных прав в пенсионный капитал.

Вопросы, касающиеся, отсутствия четкого определения трудового стажа, введение понятия страховой стаж, утрата значения непрерывного трудового стажа, сложность в подтверждении стажа и ряд других проблем являются очень актуальными.

Актуальность темы дипломной работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Многие авторы изучали данную тему, такие как, Квасов Д.А., Гусов К.Н., Тучкова Э.Г., Захаров М.Л., Сулейманова Г.В., Ершов В.А., Толмачев И.А., и ряд других отечественных авторов, исследующих рассматриваемую в данной работе тематику.

Объектом исследования являются пенсионные правоотношения, которые порождают трудовой стаж, как один из юридических фактов.

Предмет исследования – это нормативные акты, регламентирующие порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, правила оформления документов для подтверждения данного стажа, а также практика решения вопросов, связанных с определением стажа работы.

Базой исследования является УПФР в Мотовилихинском районе г. Перми.

Цель данной дипломной работы — провести комплексный анализ трудового стажа в праве социального обеспечения.

Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть и проанализировать понятие и юридическое значение трудового стажа в праве социального обеспечения;
  2. Изучить правовое регулирование трудового стажа;
  3. Исследовать классификацию видов трудового стажа в РФ;
  4. Рассмотреть порядок исчисления и подтверждения трудового стажа в праве социального обеспечения, в частности, страхового, специального;
  5. Проанализировать проблемы законодательства трудового стажа и пути их решения;
  6. Сделать обобщающие выводы, исходя из изученного материала.

Методологической основой исследования является системный метод познания, на основании которого применялись два научных метода: исторический и специально-юридический.

Исторический метод обусловлен тем, что реформа в РФ начата с 2002 года, в то время как большая часть трудоспособного населения начала свою трудовую деятельность еще при старом пенсионном законодательстве. Тем не менее на них будет распространяться пенсионная реформа в будущем и важное значение будет иметь наличие уже учтенного трудового стажа.

Специально-юридический метод заключается в анализе нормативных актов, научных и методических материалов, литературных источников. Он позволяет описать, классифицировать и систематизировать разные виды трудового стажа, порядок его исчисления и подтверждения.

Практическая значимость дипломной работы заключается в применении ее в пенсионном законодательстве, при назначении пенсий. Прежде всего, данное исследование, было бы полезно гражданам, интересующимся порядком исчисления трудового стажа по новому законодательству; могло бы быть использовано в качестве пособия студентам, изучающим курс «Право социального обеспечения».

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.

В первой главе рассматриваются история развития законодательства, понятие и юридическое значение термина трудовой стаж, а также его виды. Изучается правовое регулирование трудового стажа.

Во второй главе рассматриваются периоды, включаемые в трудовой стаж, особенности исчисления и подтверждения трудового (страхового) стажа.

Третья глава посвящена проблемам, связанным с трудовым стажем, а также путям их решения.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

1.1. История развития законодательства о трудовом стаже

Становление и развитие института трудового стажа в праве социального обеспечения следует рассматривать в неразрывной связи с развитием государственной системы социального обеспечения граждан.

В 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании.

Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.

Пенсионное обеспечение изначально рассматривалось как привилегия государственных служащих, поэтому первым видом трудового стажа, которому было придано определенное юридическое значение в социальном обеспечении, являлась государева служба. С ее продолжительностью связывалось не только право на пенсию, но и ее размер.

Определенное юридическое значение придавалось трудовому стажу и при обеспечении некоторых других категорий граждан.

Однако неразвитость системы государственного социального обеспечения препятствовала формированию и развитию трудового стажа как особой правовой категории.

В этой связи особое внимание необходимо уделять историко-правовому анализу законодательства о трудовом стаже в советский период развития системы социального обеспечения.

В развитии трудового стажа в советской системе социального обеспечения выделяют четыре основных этапа:

1-й этап – появление норм о трудовом стаже в условиях военного коммунизма и новой экономической политики – с 1917 г. по 1928 г. Этот этап характеризуется:

  1. Введением трудового стажа в систему пенсионного обеспечения, как средства достижения экономических и идеологических целей.
  2. Обусловленностью норм о трудовом стаже в системе социального обеспечения конкретной экономической ситуацией.
  3. Формированием пединститутов общего и непрерывного трудового стажа.

2-й этап развития института трудового стажа в целях привлечения и закрепления кадров в связи с ускоренной индустриализацией и восстановлением народного хозяйства в послевоенный период – с 1928 г. по 1955 г. — характеризуется:

  1. Введением зависимости от трудового стажа пенсий по старости и пособий по временной нетрудоспособности.
  2. Усилением роли трудового стажа в системе социального обеспечения: трудовой стаж в указанный период становится не только условием обеспечения, но и критерием, влияющим на его размер.
  3. Приданием юридического значения стажу работы по специальности (специальный трудовой стаж).

3-й этап – это этап совершенствования правового регулирования трудового стажа в совершенствование законодательства о трудовом стаже в условиях развитой социалистической экономики и единой общегосударственной системы социального обеспечения — с 1955 г. по 1990 г. В этот период:

— произошло становление единых требований к трудовому стажу, необходимому для назначения пенсий и пособий по временной нетрудоспособности.

В общий трудовой стаж, который даёт право на назначение пенсий, стала засчитываться любая работа в качестве рабочего или служащего независимо от характера и длительности работы и длительности перерывов, а с 1965 года — и периоды работы в качестве члена колхоза;

— сохранилась дифференциация при назначении пенсий в зависимости от характера и условий труда и других признаков и выделением выслуги лет как вида трудового стажа.

4-й этап — с 1990 г. по настоящее время — реформирование законодательства о трудовом стаже в период становления и развития рыночной экономики.

С развитием в социальном обеспечении страховых систем неразрывно связано формирование института трудового (страхового) стажа.

Трудовой (страховой) стаж является обязательным элементом любой страховой системы социального обеспечения с момента ее возникновения.

В основу современной пенсионной реформы положены страховые принципы. Исторический опыт человечества говорит о том, что системы страхования всегда были наиболее адекватны в социальной сфере.

И сегодня фундаментом дальнейшего реформирования пенсионной системы, являются страховые законы, адаптирующие пенсионную систему к новым рыночным условиям, то есть законодательное закрепление реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, долгие годы существовавшей в бывшем СССР и превратившейся, по сути, в уравнительную систему.

Суть государственного социального страхования с начала XX столетия базировалось на уплате страховых взносов и гарантировало получение при наступлении определенных юридических фактов установленных видов обеспечения и обслуживания, была присуща и пенсионному обеспечению.

Однако выплаты не соизмерялись с внесенными за работника страховыми взносами, в связи с чем пенсионное обеспечение фактически не являлось страховым. Такое положение было характерно в целом для советского социального страхования.

Право на определенные виды пенсии всегда связывалось с продолжительностью трудового стажа работника, однако прямой связи размера пенсии с суммами страховых платежей не существовало.

Финансирование расходов на выплату пенсий осуществлялось в основном за счет государственной дотации ввиду низких страховых взносов. Это выдавалось за величайшее социальное завоевание.

В результате общая пенсионная система превратилась в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности пенсии трудовым вкладом человека.

Государственные пенсии, ознаменовавшие новый этап развития социального обеспечения, стали первым страховым законом, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения.

Однако отсутствие индексации размеров пенсий в условиях инфляции и дефицита бюджета, в том числе и Пенсионного фонда РФ, привело, к уравнительности в нищете.

В результате пенсионная реформа зашла в тупик, утратив страховые начала распределения пенсионных средств.

Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года и Программа пенсионной реформы 1998 года привели к закреплению в отечественном пенсионном законодательстве категории страховой стаж.

Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве условия назначения трудовых пенсий по старости закрепил не общий трудовой, а страховой стаж (не менее 6 лет). В результате пенсионной реформы 2001 года для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца стало достаточно лишь одного дня страхового стажа.

Специальный страховой стаж – понятие, виды, юридическое значение – Дело

Правовое значение страхового стажа

22.11.2019

Специальный страховой стаж подвергся изменениям в связи с проведением реформирования. В качестве основного акта рассматривается Федеральный закон №400 от 2013 года «О страховых пенсиях». В нем прописаны главные правила, применяемые при назначении пенсионных выплат, связанных со старостью.

Понятие специального стажа

Специальный страховой стаж — это временной промежуток, в течение которого гражданин осуществляет трудовую деятельность. За такие периоды в ПФР делаются взносы за конкретного работника. Основанием выполнения обязанностей по работе выступает трудовой или гражданско-правовой договор.

Существует несколько разновидностей такого стажа:

  • выслуга лет;
  • время, необходимое для досрочного выхода на заслуженный отдых.

Нужно понимать, что собой представляет трудовой стаж и как он соотносится со страховой выработкой. Под ним понимается продолжительность непосредственного осуществления трудовой или иной деятельности. Считается она в сумме и оказывает влияние на назначение пособий для граждан.

Главное отличие трудовой выработки заключается в том, что она включает в себя только рабочие и иные промежутки.

Согласно изменениям в законодательстве, трудовой стаж подлежит включению в страховой. Это говорит об увеличении количества случаев, отнесенных к числу страховых, к примеру, пока гражданин трудится на общественных работах и другие периоды.

Составные части страхового стажа

Специальный страховой стаж состоит из нескольких частей.

К ним отнесены:

  • страховые периоды;
  • не страховые.

Основным отличием между указанными периодами заключается в том, что в первом случае начисляются и уплачиваются взносы в пенсионную систему.

Не страховые отрезки времени

В законе отражены периоды, которые относятся к не страховым.

В их число входят:

  • время, пока гражданин проходил военную службу;
  • получение пособий, связанных с утратой трудоспособности (учитывается временная утрата);
  • период, пока осуществляется уход за ребенком (включается время, пока малыш не достигнет 1,5 лет);
  • пока гражданин ухаживает за родственником, который признан инвалидом 1 категории или получил указанный статус в детском возрасте, также это может быть престарелый родственник (возрастная группа после 80 лет);
  • период, когда лицо получается выплаты, связанные со статусом безработного;
  • время, когда осуществлялся переезд в другую местность по направлению ЦЗН;
  • участие в работах общественной значимости;
  • лицам, которые реабилитированы в результате проведения репрессий или те, кто незаконно привлечены к уголовному наказанию.

Правила исчисления пенсионных пособий предусматривают, что для включения рассматриваемых периодов в страховой стаж, должны соблюдаться определенные условия. Обязательно, чтобы до такого отрезка времени или после него следовал период, когда гражданин выполняет трудовые функции. Продолжительность выполнения такой деятельности не принимается во внимание.

К примеру, гражданин Н. устроился на работу в ООО «Феникс» в начале января 2017 года. В период с 23 июля 2017 по 15 августа 2017 года он находился на больничном, после чего уволился. Указанный промежуток времени полностью войдет в стаж.

Предусматривается, что к 2024 году для выхода на заслуженный отдых потребуется иметь определенное количество стажа и накопленных баллов. Они равны 15 годам и 30 баллам, соответственно. В 2019 году для получения статуса пенсионера требуется накопить 16,2 балла и 10 лет выработки.

Разновидности специального стажа

  • Специальный и общий страховой стаж имеют свои виды.
  • К разновидностям специального отнесены:
  • Далеко не все граждане имеют возможности становится пенсионерами ранее намеченного срока.

Кто выходит на пенсию раньше

В законе отражен перечень лиц, которые начнут получать пенсионные выплаты раньше остальных граждан.

К ним относятся:

  • граждане, которые заняты на работах подземного типа;
  • лица, трудящиеся во вредных условиях;
  • те, кто занимаются экспедициями или работами поискового, геологоразведочного характера;
  • работники сплава и заготовок леса;
  • преподаватели;
  • водители автобуса и троллейбуса;
  • спасатели;
  • сотрудники противопожарной службы;
  • работники медицинской сферы.

Перечисленные категории граждан становятся пенсионерами ранее остальных работников.

Выслуга

Закреплен список работников, у которых начисляется выслуга лет.

В том числе:

При начислении пенсий у данных граждан учитывается количество выслуги. К примеру, военным необходимо иметь 20 лет выслуги. Если до службы в части лицо трудилось по гражданской специальности, то учитывается общий стаж. Тогда его величина должна составлять 25 лет, при условии, что половину этого времени он служил.

Правила исчисления выработки

Юридическое значение рассматриваемый стаж обретает, когда гражданин ранее установленного срока выходит на пенсию. Соблюдены должны быть разные условия для отдельных категорий граждан. Исчисляется выработка в календарном порядке. За месяц считается период, равный 30 дням, в году 12 месяцев. Правило гласит, что год могут составлять только полные месяца.

К примеру, если стаж составит 3 года 5 месяцев и 24 дня, то 24 дня учитываться не будут, так как их количество менее 30. В этой ситуации стаж будет равняться 3 годам и 5 месяцам.

Для выхода на заслуженный отдых раньше срока должны соблюдаться такие условия:

  • достижение определенной возрастной категории;
  • наличие выработки;
  • накопление пенсионных баллов.

Возраст установлен отдельно для каждой категории граждан. Оптимальным количеством баллов считается 30.

Что нужно, чтобы вся трудовая деятельность вошла в стаж

Чтобы все периоды, пока гражданин работал, входили в страховую выработку, нужно учитывать некоторые нюансы.

В том числе:

  • работа представлена основным видом деятельности;
  • внесение средств в Пенсионный фонд;
  • указание в договоре на полный рабочий день.

Когда гражданин трудился по неполной трудовой неделе, однако на протяжении полного дня, причиной чему стало сокращение объема производства, учитывается период, отработанный лицом по факту.

К примеру, гражданин Р. работал в ООО «Филин» при условиях полного рабочего дня 3 дня в неделю. Основанием для сокращения рабочей неделе стало уменьшение производственных объемов. Время, пока он так работал составило с 11 марта 2019 года по 21 апреля 2019. При подсчете стажа в него войдут 18 дней, которые за этот период отработаны Р. по факту.

Подтверждение специального стажа

В качестве основного акта рассматривается трудовая книжка. Когда такого документа нет или в нем отражены недостоверные сведения – предоставляются другие бумаги.

К ним отнесены:

  • выписки, сделанные из приказов;
  • трудовые соглашения;
  • счета, по которым начислялась зарплата.

Если нет трудовой книжки, потребуется представить в пенсионные органы трудовой договор. Когда гражданин трудился у физического лица, то подтверждением становится соглашение, заключенное между ними. Кроме того, нужен акт, указывающий на внесение обязательных платежей.

Если человек осуществлял деятельность предпринимательской направленности, входит в состав крестьянского хозяйства, то нужно документальное подтверждение внесения платежей в ПФР.

Начисления для разных категорий граждан

Со специальным страховым стажем установленной законом продолжительности связано право на досрочный выход на заслуженный отдых. Воспользоваться им могут отдельные группы граждан, отраженные выше. Особенности связываются с достижением определенной возрастной категории, выработкой, трудовой деятельностью на разных должностях и накопленными пенсионными баллами.

К примеру, чтобы пойти на пенсию летчику-испытателю нужно соблюдать конкретные условия.

Значение имеет:

  • если гражданин допущен к управлению полетами, то возрастная группа должна быть 55 и 50 лет в зависимости от половой принадлежности;
  • наличие профессионального стажа в размере 12,5 и 10 лет;
  • страховая выработка 25 и 20 лет.

В летном составе гражданин должен отработать четверть века. Это требование установлено для мужчин. Для женщин цифра меньше на 5 лет.

Таким образом, в специальный страховой стаж включается время, пока гражданин выполнял трудовые обязанности. Выработка учитывается при начислении пенсионных пособий.

Источник:

Специальный страховой и специальный трудовой стаж — Студопедия

Специальный страховой стаж это общая продолжительность труда по трудовому контракту или гражданско-правовому договору в неблагоприятных условиях, зонах с суровыми климатическими условиями и местностях, которым присвоен особый статус.

Различают два вида спецстажа:

  1. требуемый при досрочном назначении пенсионных выплат по старости определенной категории россиян;
  2. специальный страховой стаж по выслуге лет;

Досрочная пенсия полагается следующим лицам:

  • работающим под землей или в иных неблагоприятных для жизни и здоровья условиях, испытывая воздействие определенных внешних факторов (на Крайнем Севере или территориях, к нему приравненных, в горячих цехах);
  • работающим в метрополитене или на ж/д-путях;
  • осуществляющим геологоразведочные работы, участвующим в экспедициях;
  • осуществляющим спасательные работы, ведущим борьбу с огнем;
  • заготавливающим и сплавляющим лес;
  • привлеченным к портовым погрузочно-разгрузочным работам;
  • управляющим автобусом или троллейбусом;
  • преподающим в образовательных учреждениях;

Также правом на него могут воспользоваться медработники и театральные актеры.

Уйти на пенсию по выслуге лет могут:

  • летчики и космонавты;
  • контрактные военнослужащие;
  • госслужащие федеральных организаций (судьи, арбитры, прокуроры, работники таможенных пунктов).

Чтобы гражданину начислили пенсионное обеспечение досрочно, он должен:

  • достигнуть требуемого в данном случае возраста;
  • иметь определенный спецстаж;
  • наработать не менее 30 пенсионных коэффициентов (каждый из которых приравнен к ежемесячному заработку не ниже МРОТ);

Подтверждение трудового стажа

Сухая формулировка специального трудового стажа (СТС) гласит, что это определенный период времени в течение всей трудовой деятельности гражданина, который распространяется на работу в особых социальных условиях либо на осуществление своих профессиональных навыков в специальных условиях труда. Учитывается преимущественно при расчете пенсионных льгот, а именно: для досрочного прекращения трудовой деятельности или получения повышенных выплат по ее результатам.

Как правило, СТС – это период работы в условиях, которые можно назвать:

  • тяжелыми;
  • вредными;
  • опасными.

Кроме того, СТС присваивается по результатам выполнения обязанностей при нахождении в определенных должностях. Нередко его уравнивают с профессиональной выслугой, которая присваивается гражданам, занятым в:

  • педагогической сфере;
  • системе здравоохранения;
  • гражданской авиации;
  • государственных органах;
  • Вооруженных Силах, а также особам, находящимся на военной службе (сюда относятся и внутренние органы);
  • сфере искусства.

Безусловно, формулировка достаточно расплывчатая, но на данный момент она законодательно не зафиксирована. Впервые была принята 20.11.1990 г. в Законе РФ, который утратил свою силу, а именно: «О государственных пенсиях в РФ».

СТС также предполагает специальный режим начисления пенсий для граждан, вне зависимости от прерывности/длительности трудоустройства или ведения общественно-полезной деятельности:

  • в климатических зонах со сложными погодными условиями, в частности, Крайнего Севера;
  • в зонах радиоактивного загрязнения;
  • на подземных или горячих работах.

Среди профессий, период работы в которых причисляется к СТС, выделяют такие группы:

  • Осуществление педагогической деятельности. В эту группу включаются все профессии, связанные с преподаванием, методической и руководящей работой, вне зависимости от возраста и категорий учащихся. Составляет порядка 25 лет в зависимости от условий занятости.
  • Летно-испытательная служба, в том числе и космонавтика: летный, инженерно-технический и инспекционный состав, включая время обучения.
  • Военная служба: на территории РФ, в объединенных группировках СНГ и стран военного сотрудничества. До 01.01.95 – в военных образованиях стран СНГ. В СТС включается период занятости после перехода с военной на государственную службу; время плена либо безвестная пропажа, необоснованное прекращение службы, в том числе и арест, после официального восстановления или оправдания. Органы внутренних дел, пенитенциарная, налоговая, таможенная, прокурорская служба. Работники противопожарной безопасности и МЧС.
  • Государственная служба.
  • Медицинская сфера. При осуществлении лечебной практики или деятельности по защите здоровья граждан. В зависимости от места работы (сельская местность или города, а также разные виды других населенных пунктов) СТС для выхода на пенсию может составлять 25-30 лет.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.