+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Получил травму в командировке

Производственная травма по дороге на работу, с работы, пешком, в командировке

Получил травму в командировке

Производственная травма относится к рядовым ситуациям, с которыми приходится встречаться как нанимателям, так и их работникам. Законодательно установлена полная ответственность руководства предприятия за получение травм сотрудниками во время работы, при условии, что те строго выполняют правила техники безопасности на рабочем месте.

Однако существуют ситуации, когда сотрудники травмируются по пути на работу или с работы, а также во время пребывания в командировке. Как поступать нанимателю в этих случаях? Рассмотрим механизм оформления производственной травмы подробнее.

Общие положения о производственной травме

Производственной травмой называются травмы, полученные сотрудником во время рабочего процесса. При этом он не должен нарушать установленные на предприятии правила охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

В свою очередь, руководство должно принять все меры для обеспечения безопасного выполнения работниками своих профессиональных обязанностей. При этом следует учитывать специфику труда, а также вредные и опасные факторы отрасли.

Приоритетными являются задачи по сохранению не только жизни, но и здоровья сотрудников.

Законодательством установлено определения несчастного случая на производстве.

Таковым называется ситуация, в которой сотрудник получает травму при выполнении своих профессиональных обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Она может возникнуть как на территории непосредственного рабочего места сотрудника, так и вне его пределов. Определяющим моментов является выполнение профессиональных задач, в каком месте бы они ни осуществлялись.

Таким образом, к производственным относят травмы, полученные с таких ситуациях:

  • на рабочем месте;
  • по пути на работу или с работы;
  • в служебной поездке.

Важно

Следует отметить, что травма в пути на работу или домой может относиться к производственной категории только если наниматель предоставляет сотрудникам доставку служебным транспортом на смену и обратно. Например, выделил для этой цели автобус или микроавтобус, который доставляет рабочую смену на наряд и по домам.

При выполнении всех перечисленных выше условий травмы, полученные работниками в описанных ситуациях, будут относиться к категории производственных со всеми вытекающими последствиями. А именно:

  • наниматель будет нести за нее ответственность;
  • предприятие выплатит компенсацию пострадавшему сотруднику;
  • руководство будет не вправе уволить пострадавшего во время прохождения им лечения и реабилитации.

Внимание! Не всегда владельцы предприятий легко и без проблем согласны признать травму производственной и нести ответственность за ее получение.

Поэтому момент получения повреждения необходимо достоверно зафиксировать — путем вызова бригады скорой помощи или незамедлительного обращения в травмпункт, где будет произведена фиксация времени и обстоятельств получения травмы.

При пренебрежительном отношении к этому пункту признать травму полученной на производстве будет крайне сложно.

Производственная травма, полученная не на рабочем месте

Главным критерием определения характера травмы является выполнение пострадавшим своих профессиональных обязанностей, предусмотренных трудовым договором. Таким образом к категории производственных можно отнести травмы, полученные сотрудником в процессе:

  • перерыва на обед, предусмотренного рабочим расписанием;
  • по пути на работу или с работы, если доставка предусмотрена транспортными средствами предприятия.

Если обеденный перерыв предусматривает прерывание исполнения трудовых обязанностей, или сотрудник обедал вне трудового распорядка, то признание травмы, полученной в этот период будет довольно сложным. В отличие от признания травм, полученных на пути на работу или домой после работы, при условии доставки сотрудников в оба направления транспортом нанимателя.

Важно

Классифицировать полученную травму в категорию производственных можно и при поездке на работу или домой на личном транспортном средстве, если такой способ регламентирован трудовым соглашением или личное авто используется в производственных нуждах согласно договоренности между работником и нанимателем.

Дополнительный момент, определяющий характер травмы как полученной в условиях производства, является непосредственное распоряжение руководителя.

То есть, если сотрудник следовал к месту работы не служебным или рабочим транспортом, а на метро или другим видом транспортного сообщения по распоряжению своего начальства, и по пути получил травму, она приравнивается к производственной.

Даже если работник шел пешком к месту выполнения профессиональных обязанностей и подвернул ногу, травма считается полученной в производственном процессе.

Дополнительно следует принять во внимание, что ответственность за производственную травму, а также связанные с ней выплаты и компенсации регулируются на законодательном уровне и не могут быть изменены ни взаимным соглашением сторон трудового процесса, ни внутренними распоряжениями по предприятию.

То есть, если закон предусматривает полную ответственность нанимателя, то расписки сотрудника о единоличной ответственности или аналогичные внутренние акты компании не имеют никакой юридической силы и не влияют на судебный процесс урегулирования ситуации.

Единственным определяющим документом являются положения нормативных актов законодательства РФ, устанавливающие работодателя ответственным лицом за все травмы сотрудников, произошедшие во время выполнения ими служебных обязанностей. У нанимателя нет прав на ограничение прав, компенсаций и выплат для пострадавшего сотрудника.

Таким образом, ни заявления о снятии ответственности с руководителя за жизнь т здоровье сотрудника, ни отдельные пункты соглашений между ним и нанимателем не будут рассмотрены в случае возникновения производственной травмы. Наниматель остается ответственным лицом, согласно закону.

Перечень несчастных случаев и дополнения к нему изложены в статьях Трудового кодекса и Положении Минтруда РФ.

Производственная травма в командировке

Отдельно рассматриваются травмы, которые сотрудник получил во время пребывания в командировке. Ключевым моментом при классификации полученной травмы как производственной или бытовой является характер действий работника во время инцидента.

Если травма произошла во время исполнения действий служебного характера, то есть, сотрудник осуществлял непосредственную профессиональную деятельность или совершал действия в интересах компании, травма относится к производственным. Если несчастный случай произошел в нерабочее время, и работник действовал в своих интересах, то травматизм причисляется к бытовому.

Например, при получении травмы по пути в служебную поездку или из нее, наниматель создает комиссию, которая расследует несчастный случай с установлением характера инцидента. Порядок составления комиссии и расследования регламентируется статьей №229 Трудового кодекса.

Если командировка сотрудника была не в определенное подразделение или компанию, а предусматривала самостоятельную деятельность в интересах предприятия, например, подписание договоров и представление интересов своей фирмы, то при составлении комиссии наниматель может включить в ее состав представителей второй стороны соглашения, с которыми контактировал сотрудник.

Если сотрудник был командирован в одну из стран бывшего СНГ, то, согласно взаимным договоренностям между государствами, принимающая сторона составляет акт по происшествию и фиксирует травму со всеми деталями. К перечню стран, поддерживающих взаимное соглашение, относятся:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Беларусь;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдова;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Украина.

Аналогично, при визите командированных лиц из этих государств, российские партнеры обязаны также составить акт с фиксацией травмы, который потом будет предоставлен нанимателю как часть обязательной документации при оформлении производственной травмы.

Если характер командировки подразумевает прикрепление командированного сотрудника к принимающему предприятию, то руководство этой компании должно не только составить акт и оформить происшествие документально, но и взять на себя ряд обязанностей нанимателя. В них входят:

  • создание комиссии;
  • проведение расследования несчастного случая;
  • направление уведомления в страховую компанию, которая является партнером направившей сотрудника компании;
  • подготовка должным образом актов и сопутствующей документации по травме;
  • при тяжелых последствиях несчастного случая, как смерть травмированного или массовый характер происшествия (пострадали несколько человек) — принимающая сторона обязана направить на предприятие, с которого были командированы пострадавшие, специальное уведомление.

Порядок выплат по производственной травме

Следующим спорным моментом являются выплаты пострадавшему при получении производственной травмы, а именно порядок назначения и размеры компенсаций. К обязательным выплатам относятся следующие:

  • Оплата больничного листа, предоставленного травмированным работником. Выплата совершается из средств, которые уплачиваются нанимателем в фонд страхования от несчастных случаев и производственного травматизма. Эти средства компенсируются Фондом социального страхования. При этом рабочий стаж сотрудника, а также длительность работы в конкретной компании не имеет значения — стоимость больничного листа оплачивается полностью, в размере 100%. Для этого пострадавший должен оформить соответствующие документы (лист нетрудоспособности по полученной травме) в лечебном учреждении, где ему была оказана медицинская помощь.
  • Выплата единоразовой компенсации. Размеры данной выплаты определяются Фондом социального страхования и зависят от степени ущерба здоровья сотрудника.

Также у пострадавшего есть право обратиться в судебные инстанции для взыскания с нанимателя материального и морального ущерба, в соответствии с действующим законодательством.

В полномочия комиссии входит всестороннее расследование несчастных случаев, а также не только установление принадлежности полученных травм к производственным, но и степени ущерба, причиненного здоровью пострадавшего. Если травма относится к легким, а ущерб оказался незначительным, то Фонд не выплачивает компенсации, делегируя эту обязанность непосредственно нанимателю пострадавшего.

Производственная травма по дороге на работу | Юридическая консультация онлайн

Получил травму в командировке
Время чтения: 5 минут

Практически все граждане привыкли думать о том, что увечье, за которое будет нести ответственность работодатель, может быть получено непосредственно в организации в рабочее время, однако это не совсем так.

Возможность получения производственной травмы по дороге на работу также не исключена.

В законодательстве выделяются следующие обстоятельства, при которых причиненный ущерб здоровью в 2019 году вне границ организации может расцениваться как производственный инцидент:

  1. Осуществление лицом поездки на работу/с работы на корпоративном транспорте, при условии, что средство передвижения в этот момент используется с целью выполнения трудовых обязательств;
  2. Сотрудник осуществлял поездку в командировку на транспортном средстве, принадлежащем компании-работодателю и в момент выполнения служебной задачи получил травму;
  3. Водитель корпоративного транспорта получил ущерб здоровью в процессе пересменки;
  4. Получение увечья произошло в момент устранения сотрудником последствий какой-либо аварии или катастрофы;
  5. Травма здоровью была нанесена в момент выполнения сотрудником какого-либо поручения от работодателя, для выполнения которого потребовалось выйти за территорию организации;
  6. Получение ущерба здоровью при проезде на собственном транспортном средстве во время рабочего времени, при условии, что в трудовом соглашении между сторонами было указано условие, позволяющее работнику использоваться свой автомобиль для выполнения служебных поручений.

Каждое из вышеперечисленных обстоятельств должно быть зафиксировано во внутренней документации предприятия и оговорено сторонами трудовых отношений для того, чтобы в дальнейшем отсутствовал мотив вступления в конфликт.

Довольно часто граждане, получившие увечье по дороге на работу не уведомляют о происшествии своего начальника. В данной ситуации работодатель все равно несет ответственность, но при этом не может устранить причину несчастного случая, для того чтобы остальным работникам не был нанесен аналогичный ущерб.

В том случае, если работодатель самостоятельно узнает о полученных травмах своего работника, первому необходимо выполнить ряд мероприятий:

  • Потребовать от сотрудника раскрытия обстоятельств и причин случившегося инцидента, а также запросить письменную объяснительную записку;
  • Разузнать информацию о несчастном случае у очевидцев, если таковые имеются;
  • Если сотрудник получил увечье, не связанное с производством, и признает это, то наниматель обязан оформить Акт «О получении бытовой травмы» для того, чтобы в дальнейшем избежать ответственности за здоровье гражданина;
  • При необходимости оплатить работнику больничный лист, который пострадавший должен получить в медицинской организации.

Таким образом, производственной травмой в процессе передвижения на работу или с работы, считается увечье, в котором был виновен работодатель.

В качестве примера можно привести ситуацию, при которой работник выходил из корпоративного транспорта и повредил ногу из-за поломанных ступеней автобуса.

Работодатель несет ответственность даже при незначительной производственной травме своего подчиненного, поэтому рекомендуется уведомлять начальство о каждом случившемся инциденте для того, чтобы оно могло устранить появившуюся угрозу, способную нанести ущерб другим работникам организации.

Производственная травма, полученная в командировке

Отдельно стоит рассмотреть ситуации получения увечий в процессе командировок. Особое внимание в этих случаях уделяется определению событий, предшествовавших наступлению травмы.

Если ущерб здоровью был нанесен в момент, когда сотрудник выполнял задание от своего непосредственного начальника, то увечье будет считаться производственным инцидентом, если же гражданин действовал исключительно в своих целях и не выполнял в этот момент должностных обязательств, то случившееся происшествие будет рассматриваться как бытовое увечье.

В том случае, если нанесение вреда здоровью произошло по дороге в командировку или при возвращении с нее, наниматель обязан собрать соответствующую комиссию и инициировать проверку, по окончании которой будет установлены детали травмы и ее причастность к производству.

Помимо командирования работника в конкретное предприятие, следует рассмотреть ситуации, когда работодатель дает подчиненному определенное поручение, выполнение которого требует отъезда лица с территории нанимателя.

Например, юрист организации должен подписать определенные бумаги с представителями другой партнерской компании, но в этот момент получает травму.

В этом случае непосредственный работодатель также обязан провести расследование с привлечением группы экспертов и оплатить пострадавшему работнику, при необходимости, полученный больничный лист.

Нужно ли проводить расследование при получении сотрудником травмы по дороге на работу

В связи с тем, что каждый случай индивидуален, работодатель сначала должен установить реальную причину нанесения работнику увечий по дороге на работу, а лишь потом принимать решение об инициировании служебного расследования. Для того чтобы понимать, в чем отличия между получением производственной и бытовой травмы, приведем пару примеров.

Гражданин Светлов направлялся на работу пешком по гололедице, не удержавшись на ногах, он упал и сломал левую ногу.

После получения уведомления о случившемся происшествии, работодатель принимает решение о том, что получение травмы произошло сотрудником в бытовых условиях, и вины организации-нанимателя в данном инциденте нет, а соответственно и инициирование служебного расследования не потребуется.

Гражданин Васин на личном автомобиле ехал в организацию после выполнения поручения от своего руководителя. При этом в трудовом соглашении между сторонами указан пункт о том, что работник имеет право выполнять должностные обязательства не на служебном автомобиле, а на личном.

На дороге произошло ДТП с участием транспортного средства работника, который, в свою очередь, получил черепно-мозговую травму. После донесения о случившемся инциденте работодателю, было принято решение о сборе экспертной комиссии, которая будет расследовать дело.

Согласно ТК РФ, ущерб, полученный гражданином Васиным, является производственной травмой.

Таким образом, решение о проведение расследования принимается работодателем после выяснения обстоятельств, способствовавших получению работником травмы. Ущерб здоровью, полученный лицом в бытовых условиях, без наличия вины работодателя, не считается производственным и не подлежит служебному расследованию.

Сроки проведения расследования несчастного случая

В том случае, если работодателем было установлено, что полученные сотрудником травмы относятся к производственным, он обязан созвать комиссию, состав которой должен быть не менее трех человек и инициировать служебное расследование. Сроки проведения проверки и выявления деталей инцидента устанавливаются различные, в зависимости от тяжести полученных лицом увечий.

В том случае, если работник получил легкие повреждения, работодателю на проведение расследования предоставляется всего 3 рабочих дня, за которые необходимо оформить всю документацию и установить необходимые детали происшествия.

Если же степень ущерба, причиненного здоровью работника весьма тяжелая, и на расследование несчастного случая потребуется более трех рабочих дней, то нанимателю и экспертной комиссии предоставляется 15 суток для проведения служебной проверки.

За установленный законодателем период, руководитель организации обязан подобающим образом оформить соответствующие акты по одному экземпляру на каждого пострадавшего, а также отдельный Акт о расследовании несчастного случая, который составляется в трех экземплярах.

Получение какого-либо увечья предоставляет пострадавшему сотруднику возможность потребовать от руководителя выплаты финансовой компенсации на восстановление собственного здоровья.

Для этого, прежде всего, стоит сообщить работодателю о полученном увечье, предоставив ему соответствующее заявление.

Существует несколько видов обязательных начислений, в которых наниматель не может отказать лицу, получившему производственную травму:

  1. Полная оплата больничного листа, который работник должен получить после прохождения обследования в медицинской организации;
  2. Страховые выплаты, которые положены каждому лицу, осуществляющему трудовую деятельность на официальной основе. Такие начисления могут носить разовый характер в размере до 64 400 рублей, а также осуществляться в виде ежемесячных платежей в общей сумме до 49 520 рублей;
  3. Дополнительные социальные выплаты, которую требуются пострадавшему работнику на восстановление здоровья, например, для приобретения дорогостоящих лекарств или же на период реабилитации после операции.

Помимо вышеперечисленных выплат работник, получивший увечье, а также его близкие родственники могут потребовать от работодателя возмещения материального ущерба, полученного вследствие ухудшения здоровья. В том случае, если руководитель отказывает в начисление работнику обязательных платежей, гражданин или его доверенное лицо имеют право подать исковое заявление в суд.

Ещё нет оценки

Дтп на служебной или личной машине: выплаты в пользу работника и кадровые решения

Получил травму в командировке

Если ДТП произошло на служебной машине, возможно применение санкций к водителю, являющемуся сотрудником организации (предпринимателя). За совершение ряда виновных действий сотрудника могут лишить водительских прав.

В таком случае работник (водитель) не сможет выполнять обязанности, составляющие его трудовую функцию, для выполнения которых он и был принят на работу, а у бухгалтера возникает вопрос, как оформить данный факт и начислять ли в пользу сотрудника какую-либо оплату (например, выплаты исходя из среднего заработка).

Обращаем ваше внимание, что речь в данном разделе идет именно о лишении водителя права на управление транспортным средством, которое производится судом. Если права были изъяты с выдачей временного водительского удостоверения, водитель до окончательно разрешения дела может продолжать выполнять трудовую функцию.

Алгоритм действий работодателя в обозначенной ситуации (лишении водительских прав по судебному решению) должен быть таким. Вначале сотруднику следует предложить временный перевод на другую должность. Оформить перевод без согласия водителя работодатель не вправе (ст. 72.2 ТК РФ).

Если водитель согласен на перевод, следует составить приказ по форме № Т-5 (утв. приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) и перевести работника на другую должность (работу) на срок лишения его водительских прав.

Оплата труда в данном случае производится по выполняемой работе.

Никаких требований о сохранений за водителем прежнего заработка в законодательстве нет. То есть с согласия сотрудника его можно перевести и на нижеоплачиваемую должность (работу).

Новый оклад (размер зарплаты по новой работе) следует указать в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое необходимо оформить в связи с тем, что перевод оказывает влияние на существенные условия трудового договора.

При временном переводе, как и при постоянном, не устанавливается испытательный срок. Это следует из части 1 статьи 70 ТК РФ, согласно которой испытательный срок можно установить при заключении трудового договора с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

При временном переводе записи в трудовую книжку об этом не вносятся. Такой вывод следует из содержания пункта 4 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225), согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о переводе на другую постоянную работу.

Если вакансий в организации (у предпринимателя) нет или они не подходят сотруднику по состоянию здоровья или работник на перевод не согласен, дальнейший порядок действий зависит от срока лишения водительских прав:

  • не более двух месяцев;
  • свыше двух месяцев.

В первом случае следует оформить отстранение от работы (ст. 76 ТК РФ). При этом работодателю необходимо оформить приказ в производной форме. На наш взгляд, раньше, чем решение суда о лишении права управления транспортным средством вступит в силу, оформлять отстранение нельзя. Связано это с тем, что гражданин может обжаловать соответствующее решение.

Напоминаем, время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ, в отпускной стаж не входит.

Зарплата за период отстранения от работы не начисляется.

В табеле учета рабочего времени период отстранения от работы на основании статьи 76 ТК РФ отражается как НБ или 35 (отстранение от работы (недопущение к работе) по причинам, предусмотренным законодательством).

Если водителя лишили прав на срок более двух месяцев и предложить ему другую работу не представляется возможным, работодатель может оформить увольнение. В этом случае издается приказ (форма № Т-8, утв.

приказом Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1) на основании пункта 9 статьи 83 ТК РФ.

Выходное пособие сотруднику в данной ситуации не положено, однако нужно рассчитать и выплатить ему (при необходимости) компенсацию за неиспользованный отпуск.

Для того чтобы подстраховать себя от возможных споров с уволенным работником, нужно иметь на руках письменное подтверждение того, что от предложенных вакансий он отказался (например, заявление работника) или что вакансий на момент увольнения не было (например, штатное расписание).

Важно отметить, что в тех случаях, когда водитель лишен права на управление транспортным средством на срок более года, у работодателя могут возникнуть дополнительные сложности. Предположим, сотрудник согласен на временный перевод на другую работу на срок лишения водительских прав. Согласно положениям статьи 72.

2 ТК РФ перевести работника временно можно максимум на год (кроме случая, когда перевод нужен для замещения временно отсутствующего работника). На наш взгляд, увольнять работника при наличии у работодателя вакансии, на которую сотрудник согласен, довольно рискованно. Работник может попытаться оспорить законность увольнения через суд.

Временный перевод на срок более года производить не стоит.

Поэтому наиболее безопасным вариантом будет оформления постоянного перевода. Повторное оформление временного перевода сроком на год не соответствует смыслу норм действующего законодательства РФ. В соответствии со статьей 72.2.

ТК РФ если по окончании срока перевода (а в данном случае максимального срока временного перевода) прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

На практике может возникнуть вопрос: как быть, если водитель был лишен водительских прав при ДТП на личном автомобиле и скрывает данный факт от работодателя? Например, ДТП произошло во время нахождения работника в отпуске, затем он берет больничный, затем еще один.

Важно отметить, что законодательство не обязывает водителя (работника) предъявлять водительское удостоверение в период действия трудового договора по требованию работодателя.

Вместе с тем, если работодателю все же стало известно о факте лишения водительских прав после соблюдения обозначенных выше процедур водителя можно уволить даже в период нахождения в отпуске или на больничном.

Дело в том, что ограничения на увольнение сотрудника в период отсутствия на работе по причине отпуска или болезни установлены в действующем законодательстве только в отношении увольнения по инициативе работодателя. А увольнение в связи с лишением права на управление транспортным средством – это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон трудового договора.

Удержание суммы ущерба

Если в результате дорожно-транспортного происшествия поврежден служебный автомобиль, возникает вопрос о необходимости и возможности применить финансовые санкции к водителю. Если ущерб покрывает страховая компания, вопрос о материальной ответственности водителя не возникает.

Во всех остальных случаях важно понимать, что материальная ответственность водителя возможна только в одном случае – он признан виновным в совершении ДТП.

Сотрудник должен будет возместить прямой действительный ущерб (за поврежденный автомобиль работодателя) и сумму возмещения ущерба, которая была выплачена пострадавшей стороне. Взыскивать с водителя недополученный из-за аварии доход (упущенную выгоду) работодатель не имеет права. Об этом говорится в статье 238 ТК РФ.

Актуальным является вопрос: можно ли заключить договор о полной материальной ответственности с водителем служебного автомобиля, чтобы в случае ДТП обязать его возместить причиненный ущерб?

На данный вопрос следует ответить отрицательно. Дело в том, что заключить договор о полной материальной ответственности можно только с теми сотрудниками, должности которых указаны в перечне, утв. постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85. Должность водителя в данном перечне отсутствует.

Однако напомним, что если водитель будет признан виновником ДТП, то нанесенный материальный ущерб он должен возместить в полном объеме и без дополнительного договора о полной материальной ответственности (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

По распоряжению работодателя с работника можно взыскать сумму, не превышающую его среднемесячный заработок (ст. 241 ТК РФ). Если же размер ущерба превышает его среднемесячный заработок, то взыскать сумму ущерба можно либо на основании соглашения с работником о добровольном возмещении убытков, либо по решению суда.

Как рассчитать сумму среднемесячного заработка, в законодательстве не сказано. Имеется только порядок расчета среднего дневного (часового) заработка. Речь идет о положении, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Мы рекомендуем применять его и данной ситуации и рассчитывать среднемесячный заработок путем умножения показателя «средний дневной заработок» на число рабочих дней в месяце, в котором произошло ДТП, или путем умножения показателя «средний часовой заработок» на количество рабочих часов в данном месяце.

Если удержания производятся по инициативе работодателя, их размер ограничен. Удерживать можно не более 20 % заработной платы. Согласно статье 138 ТК РФ максимальный размер удержаний нужно рассчитывать исходя из дохода, причитающегося сотруднику. Следовательно, до расчета норматива «20 %» нужно уменьшить сумму заработка на НДФЛ.

Также отметим, что работодатель может полностью или частично отказаться от финансовых претензий к виновному в аварии сотруднику-водителю, учитывая обстоятельства происшествия (ст. 240 ТК РФ).

Оплата больничного

Если сотрудник, попавший в ДТП, предъявит в бухгалтерию работодателя больничный листок, ему должны начислить пособие по временной нетрудоспособности.

В тех случаях, когда травма носит серьезный характер и сотрудник находится на излечении в течение длительного времени, у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости выплачивать пособие за весь период болезни (в том числе продолжающийся несколько месяцев).

По общему правилу, период, за который выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, отсчитывается с первого дня болезни и до выздоровления работника. Или же до того момента, когда медико-социальная экспертная комиссия назначит ему группу инвалидности. Это определяет статья 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ).

К какой категории отнести травму по пути на работу и что делать в этом случае

Получил травму в командировке

Мало кто знает, как действовать, если по пути на работу была получена травма. А если за это полагается выплата, вопрос приобретает еще большую актуальность. Несчастный случай может произойти внезапно, и никто от этого не застрахован.

Если травма получена по пути на работу, то относится ли она к производственной

Гражданин пошел на работу и по дороге получил травму. Относится ли данное травмирование к производственному? Нужно ли проводить расследование?

Когда человек получает травму по пути на работу, то это расценивается как связанное с производством обстоятельство. Но производственной ее называть будет неправильно.

Служебное расследование проводится:

  1. Когда сотрудник передвигался на транспорте, предоставленном предприятием. Важно, чтобы транспорт использовался для служебных целей.
  2. При получении травмы работником в командировке и на транспорте работодателя.
  3. Если во время пересменки водитель травмируется.
  4. Во время устранения последствий катастрофы происходит несчастный случай с работником.

В локальных актах должно быть отражено, как регулировать вопросы между сторонами при травмировании по пути на работу. 

Например, сотрудница после работы зашла в магазин, а после вышла и упала на крыльце, сломала ногу. Будет ли этот случай отнесен к связанному с производством? Нет, так как она изначально посетила магазин.

Не связанное с производством травмирование

Если сотрудник получил травмирование по пути на работу, как определить, производственное оно или нет? Травма считается производственной, если сотрудник находился на транспорте, предоставленном предприятием, но при этом учитываются несколько условий:

  • использование личного авто по распоряжению руководства предприятия, а также если эти сведения фигурируют в трудовом соглашении;
  • в администрации предприятия имеется копия техпаспорта средства передвижения;
  • осуществляется учет разъездов работника.

Если не выполняется хотя бы одно из условий, то травмирование относится к бытовому.

Нормативная база

Расследование несчастного случая осуществляется на основании:

  • трудового законодательства;
  • локальных актов, разработанных на предприятии.

Если сотрудником был использован личный транспорт для поездки или в трудовом соглашении изложено, что транспорт используется в личных целях, то необходимо проводить расследование.

Не всякое травмирование относится к производственному. К таковым относятся:

  • удары электрическим током, в том числе телесные повреждения;
  • охлаждение, тепловые удары, перегрев, обморожение;
  • если от животных или насекомых получены укусы;
  • иные травмы.

Травмирование подлежит расследованию, но в пределах ТК РФ. Оплата осуществляется независимо от стажа работы в полном объеме. Затраты администрации также пойдут на реабилитацию сотрудника после болезни, приобретение лекарственных средств и иные расходы, связанные с утратой трудоспособности.

По результатам МСЭК определяется процентное отношение к нанесенному вреду. После госпитализации в медучреждении возмещаются расходы. Если травмирование отнесено к категории легких, то компенсация осуществляется за счет работодателя.

Последовательность действий пострадавшего

Если сотрудник получил травму, то ему необходимо выполнить следующие действия:

  1. Обратиться в медучреждение для оказания первой помощи самостоятельно или с помощью очевидцев.
  2. Написать работодателю объяснительную, где подробно описать случившееся. Очевидцы тоже должны изложить информацию.
  3. Представить справку из здравпункта о степени тяжести.

Не исключено, что сотрудник не сразу заявит о степени тяжести травмы. В связи с этим, если травма даст знать о себе по истечении времени, то он может заявить о ней когда угодно. На расследование отводится месяц.

Что должен делать работодатель

При получении информации о травмировании сотрудника работодатель обязан:

  1. Попросить пострадавшего и очевидцев произошедшего написать объяснительные по этому поводу.
  2. Создать комиссию по проведению расследования. Для этого необходимо медзаключение о степени тяжести.
  3. После расследования оформляется акт по форме Н-1.
  4. Оплата больничного производится за счет работодателя, если происшествие произошло по вине администрации предприятия.

Действия работодателя регламентированы нормативными документами.

Перечень документов

Для расследования несчастного случая требуется подготовить перечень документов:

  1. Приказ по предприятию, в котором назначается комиссия по расследованию во главе с председателем. Членами комиссии не могут быть заинтересованные лица.
  2. Документы из медицинской организации об отнесении случая к степени тяжести.
  3. Показания очевидцев и личная объяснительная от пострадавшего.
  4. и фотосъемки с места происшествия по возможности. Если место невозможно оставить в том виде, при котором произошел несчастный случай, то видеоматериалы не будут востребованы.
  5. Сведения о проведении инструктажей, копии личных карточек о выдаче спецодежды и СИЗ.
  6. Результаты наркологической экспертизы для подтверждения, что работник находился в нормальном состоянии.
  7. Схема места, где произошел несчастный случай.
  8. Документ, где определено отношение несчастного случая к категории не связанного с производством.

Несчастный случай в командировке: 3 особенности, которые нужно знать

Получил травму в командировке

Если сотрудник получил травму в командировке, нужно оформить такие же документы, как при несчастном случае на территории работодателя

В командировку работника направляют по поручению работодателя и в его интересах, поэтому все время, что сотрудник находится в поездке, относится к рабочему (ст. 166 ТК). Поэтому расследовать нужно любой несчастный случай в командировке, даже если сотрудник получил травму во время отдыха. А квалифицировать случай комиссия может как связанный или не связанный с производством.

Чтобы правильно квалифицировать несчастный случай в командировке, выясните, в чьих интересах действовал работник в момент, когда получил травму, — в своих или работодателя (ст. 227 ТК).

Это основной критерий, по которому комиссия определяет, связан несчастный случай в командировке с производством или нет.

Если в ходе расследования комиссия докажет, что работник действовал исключительно в своих интересах, несчастный случай признают не связанным с производством.

Пример. Во время служебной командировки работник решил заехать в гости к родственникам, которые проживали в том же городе, куда его направил работодатель. Дома у родных работник упал с лестницы и получил открытый перелом ноги.

Работодатель расследовал несчастный случай с сотрудником в установленном порядке. В ходе расследования комиссия выяснила все обстоятельства травмы и доказала, что поездка к родственникам не относилась к цели служебной поездки и работник действовал исключительно в своих интересах.

Поэтому несчастный случай комиссия признала не связанным с производством.

Особенность 2. Комиссия по расследованию

Комиссию по расследованию несчастного случая в командировке создает или работодатель, который направил сотрудника, или организация, на чьей территории работник получил травму. Это зависит от того, находился ли пострадавший под руководством и контролем персонала организации, в которую его командировали, или нет. Рассмотрим обе ситуации.

Сотрудник выполняет задание своего работодателя, не под руководством и контролем заказчика.

Если в такой ситуации произойдет несчастный случай, комиссию по расследованию будет создавать работодатель, по поручению которого пострадавший выполнял работу (ст. 229 ТК).

В этом случае организация-заказчик, на территории которой произошел несчастный случай, выделяет только одного сотрудника, который участвует в работе комиссии. Всех остальных членов комиссии работодатель командирует к заказчику.

Членами комиссии не могут быть ни пострадавший сотрудник, ни его доверенные лица, но они вправе участвовать в расследовании, например присутствовать во время опроса очевидцев и осмотре места происшествия.

Пример. Инженер автоматизированных систем управления приехал в командировку в Красноярск из Москвы настраивать БЭК-офис банка по заданию своего работодателя. Во время рабочего дня инженер пошел на перерыв, спускаясь по лестнице, оступился и сломал ногу. В Москве работодатель сообщил о несчастном случае в ФСС по месту регистрации организации.

Для расследования фонд назначил сотрудника из Красноярского филиала. После чего работодатель создал комиссию по расследованию несчастного случая и направил ее в Красноярск. В состав комиссии вошли: специалист по охране труда, директор компании, член профсоюза, сотрудник ФСС из Красноярского филиала и представитель заказчика.

В таком составе комиссия провела расследование в Красноярске в течение трех календарных дней.

Сотрудник выполняет работу под руководством и контролем работодателя-заказчика. В этом случае командированный работник участвует в производственном процессе другой организации.

Поэтому если произойдет несчастный случай, комиссию по расследованию обязана будет создать организация, в которую направили работника (ст. 229 ТК). При этом в расследовании должен принимать участие представитель работодателя, который командировал сотрудника.

Следовательно представителя включают в комиссию и направляют на место происшествия. Если он не приедет или опоздает, это не будет основанием, чтобы изменить сроки расследования.

Пример. Инженер-электрик приехал в командировку в Нижний Новгород из Ярославля, чтобы участвовать в монтаже электрической части технологического трубопровода в качестве члена бригады по наряду-допуску.

Командированный сотрудник выполнял работу под руководством ответственного руководителя работ Нижегородского филиала ТЭЦ, под контролем производителя работ и наблюдающего этого филиала.

Во время пусконаладочных работ произошел пробой изоляции, и инженер-электрик получил электротравму и умер. Организация, на территории которой произошел смертельный несчастный случай, создала комиссию по расследованию несчастного случая.

От работодателя, который направил сотрудника в командировку, в комиссии участвовал член профсоюза. В таком составе комиссия провела расследование по месту происшествия в течение 15 календарных дней.

Особенность 3. Дополнительные обязанности при смертельном несчастном случае

Смертельный несчастный случай в командировке работодатель расследует в том же порядке, что и тот, который произошел на его территории. Если сотрудник умер в командировке, дополнительная обязанность работодателя — транспортировать тело погибшего за свой счет, в том числе и из заграничной служебной поездки (ст. 167 ТК).

Также работодатель должен выплатить зарплату, которую работник не получил ко дню смерти. Выплату работодатель делает в течение недели со дня завершения расследования (ст. 141 ТК). Дополнительно членам семьи умершего сотрудника выплачивают компенсацию за неиспользованный им отпуск.

Помимо зарплаты и других выплат, родственники покойного вправе получить от организации пособие на погребение.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.