+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Передача имущества в в хозяйствнное ведение

Что такое хозяйственное ведение

Передача имущества в в хозяйствнное ведение

Хозяйственное ведение – одна из форм владения муниципальным или федеральным имуществом. Данное юридическое понятие характерно исключительно для стран бывшего Советского Союза. Впервые оно было прописано в законодательстве СССР в 1990 году – в это время страна бурно переходила от централизованной плановой экономики к рыночной.

Благодаря данному праву госпредприятия, в то время составлявшие основу производственных мощностей страны, постепенно переводились на рыночные рельсы. В современной Российской Федерации основные положения права хозяйственного ведения регламентированы положениями гл. №19 Гражданского законодательства (ГКРФ).

Основные положения

По своей форме хозяйственное ведение является разновидностью владения не принадлежащей распорядителю собственностью.

Данная процедура предполагает передачу собственником своего имущества в ограниченное управление стороннему лицу. Ограничения устанавливаются в соответствии с нормами действующего законодательства.

При этом оно исключается из фактического владения собственника и ставится на баланс нового владельца.

Главное отличие хозяйствующего субъекта от оперативных управителей собственностью (арендаторов) заключается в разных правовых статусах. Такие субъекты наделены особыми правами и обязанностями в отношении находящегося в их временном владении имущества. Так, к нему применяются положения вещного права, где он выступает отдельным лицом.

Субъекты отношений

Субъектами отношений в данном случае могут выступать исключительно унитарные предприятия, принадлежащие федеральным (ГУП) или муниципальным (МУП) властям – с одной стороны, и собственно муниципалитет или государство – с другой.

К хозяйственному ведению не допускаются никакие организации с частной формой собственности, или индивидуальные предприниматели. Унитарными являются организации, имущество которых не подлежит какому-либо разделу – по акциям, паям или долям.

Согласно закону, собственник передаваемого в управление имущества, — государство или муниципалитет, — имеет право:

  • Самостоятельно создавать управляющие унитарные организации, реорганизовывать и ликвидировать их.
  • Назначать руководителей, работников бухгалтерии и прочих ответственных лиц, а также расторгать трудовой контракт с ними.
  • Утверждать устав внутренней и внешней деятельности создаваемого унитарного предприятия.
  • Осуществлять полный надзор за их деятельностью, использованием по назначению и сохранностью переданного имущества.
  • Получать долю от прибыли данной организации. Данная денежная сумма, в установленных собственником размерах, перечисляется хозяйствующим субъектом в федеральный бюджет.
  • Согласование заключения МУП/ГУП договоров по крупным финансовым сделкам.

Хозяйствующий субъект должен использовать полученную в управление собственность согласно установленным в договоре целям. Нецелевое использование её запрещается нормами действующего законодательства. Временный владелец имеет право распоряжаться своей долей прибыли по собственному усмотрению.

При передаче унитарного предприятия от одной государственной структуры к другой, условия хозяйственного ведения не подлежат изменению. То же самое относится и к случаям, когда к новому владельцу переходит имущественный комплекс, ранее взятый организацией во владение — статус и права ведения остаются неизменными.

МУП/ГУП не может без разрешения собственника участвовать в каких бы то ни было коммерческих предприятиях – паевых товариществах, акционерных обществах. Кроме этого, оно не имеет права выдавать банковские гарантии, денежные займы, уступать финансовые требования третьим лицам и так далее.

Статус имущества

Объектом права при хозяйственном ведении является имущественная собственность, закреплённая на балансе предприятий, участвующих в процедуре передачи.

Её собственником является либо непосредственно государство, либо муниципалитет.

Переданная в управление предприятию собственность юридически отделяется от прочего имущества данных организаций, и становится отдельной базой, на которую распространяется ответственность предприятия.

Статья №295 ГКРФ регламентирует права и обязанности сторон в отношении передаваемого во владение имущества. Так, новый владелец не имеет права производить с ним следующие действия:

  • Продавать третьим лицам.
  • Сдавать в аренду.
  • Предоставлять в залог.
  • Вносить в виде имущественного пая или вклада при создании долевых товариществ или обществ.

Собственник не может в одностороннем порядке изымать переданное МУП имущество, даже в качестве наказания за нарушение некоторых статей договора. Он также не может самостоятельно распоряжаться данной собственностью без согласия хозяйствующей организации – передавать её в аренду третьему лицу или продавать её.

Особенности имущественного учёта предполагают, что переданным в ведение МУП/ГУП движимым имуществом они могут распоряжаться самостоятельно, в рамках оговорённых выше полномочий. Права распоряжаться по своему усмотрению недвижимостью они лишены – для этого им требуется получить разрешение собственника.

Юридические аспекты

Гражданское законодательство не прописывает необходимость заключать договора о передаче имущественных комплексов в хозяйственное ведение.

На деле данный договор часто заключается по личной инициативе правовых субъектов.

В нём оговариваются цели и сфера деятельности унитарной организации, перечень передаваемого ему имущества, права и обязанности обеих сторон, прочие нюансы взаимоотношений.

Данная форма владения и распоряжения собственностью настолько специфична, что при заключении договоров требует особой, высококвалифицированной юридической помощи. Порядок регистрации МУП и ГУП чётко прописан нормативно-правовыми актами российского законодательства. В связи с этим, любые отступления от норм могут служить причиной признания договора недействительным.

Также нередки случаи предъявления претензий к хозяйствующим субъектам со стороны собственников имущественных комплексов по поводу их нецелевого использования. В этих случаях наилучшим выходом для руководителей МУП/ГУП является обращение за правовой поддержкой к квалифицированным юристам.

Профессионалы, в правовом поле хозяйственных взаимоотношений, смогут грамотно представить интересы клиента в административных инстанциях. А при необходимости – оказать эффективную защиту своего доверителя в суде.

Оперативное управление имуществом: что это такое? Право собственности, функции, передача имущество в ОУ

Передача имущества в в хозяйствнное ведение

м права оперативного управления являются полномочия по владению, пользованию и распоряжению активами государства. Реализация этого права регулируется ГК РФ, а также законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».  Рассмотрим, что такое оперативное управление и каким имуществом можно распоряжаться в процессе его реализации.

Объем прав каждого предприятия закрепляется его уставом и другими учредительными документами. Закон предполагает, что ОУ обладает особым правовым режимом и является ограниченным видом права. Его не нужно путать с хозяйственным ведением имущества, субъектами которого могут быть только государственные или муниципальные предприятия.

Функции субъектов

Субъекты права оперативного управления — государственные предприятия (федеральные, муниципальные, субъектов РФ), а также созданные ими учреждения любой формы собственности. Решение о создании федерального предприятия принимает Правительство РФ, муниципального — муниципальные органы власти, а предприятия субъектов РФ — органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Казенные предприятия вправе распоряжаться:

  • оборудованием, транспортом и пр.;
  • доверенными им производственными комплексами;
  • денежными средствами в соответствии с утвержденной сметой;
  • продукцией и доходами, полученными от работы;
  • любыми вещами, находящимися в свободном гражданском обороте.

Закрепленные объекты подлежат страхованию за счет собственника. Все вопросы реализации сделанной продукции или услуг они также могут решать самостоятельно, но отчуждение, распоряжение активами уже требует согласия собственника, то есть государства.

Не вправе субъекты права, к примеру, продавать здания собственника без его ведома. Но они обязаны осуществлять регистрацию права на недвижимость и земельные участки, закрепленные за ними. Полученные от деятельности доходы поступают в самостоятельное распоряжение предприятия. Государство может забрать излишки, которое не используется.

Казенные предприятия не вправе отчуждать здания или оборудование, приобретенные за счет средств, выделенных им по смете без согласия государства.

Объем прав

Оперативное управление осуществляется в разных формах. Например, активы могут сдаваться в аренду, передаваться в залог, использоваться для достижения целей поставленных перед предприятиям (производства товаров, услуг и пр.).

В процессе осуществляется:

  • производственный или иной бизнес-процесс для реализации поставленных целей;
  • контроль за состоянием вверенных активов;
  • формирование ценовой политики, в том числе себестоимости продукции;
  • регулярные налоговые отчисления, выплата заработной платы;
  • работа с поставщиками и другими контрагентами.

Учреждения, созданные казенными предприятиями могут быть производственными, а также некоммерческими организациями. В ходе управления все субъекты осуществляют разные функции: ведут учет ценностей на складах, организуют работу персонала, контролируют качество выпускаемой продукции или услуг. Естественно, предприятия заключают договора, берут кредиты и осуществляют расчеты с контрагентами.

Оперативное распоряжение осуществляется в сфере затрат на производственный процесс, финансов, распоряжения запасами и ресурсами предприятия, закупки и расходования сырья и других товаров. Предприятия ведут строгий документооборот и отчитываются перед налоговыми и другими проверяющими структурами. Они могут участвовать в ассоциациях и других объединениях, создавать филиалы и другие структуры

Уставы крупных субъектов могут утверждаться Правительством РФ и могут содержать дополнительные условия реализации прав. На предприятиях создаются фонды целевого назначения, а также резервные и другие фонды.

Процесс закрепления имущества на праве ОУ

Для этого составляется соответствующий договор и акт о передаче активов, а также выносится официальное распоряжение главы государственного органа.

Для оформления необходимо подготовить:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о госрегистрации предприятия;
  • кадастровый паспорт или план производственных помещений;
  • договор о передаче прав;
  • опись активов, акт приема-передачи.

Если активы были куплены за счет доходов казенного предприятия или учреждения, то закрепления не требуется и объект поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе. Право оперативного управления подлежит государственной регистрации. С момента закрепления риск случайной гибели, порчи объектов ложится на собственника.

Государство не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, кроме случаев прямо оговоренных в их уставе.

Переход права управления

При переходе права собственности к другому госоргану, то право оперативного распоряжения сохраняется. Возникает данное право с момента передачи активов (в случае с недвижимостью с момента регистрации прав в Росреестре), а прекращается при правомерном изъятии активов собственником, а также другими причинам, установленным законодательством.

При смене собственника, например, с муниципального на субъект РФ, выдается свидетельство о праве ОУ.

В распоряжение казенного предприятия активы передаются только на условиях их использования для реализации производственного или другого плана казенного предприятия, учреждения.

В случае, когда активы используются для достижении иных целей, оно может быть изъято государством. Изъятие происходит по определенной процедуре — с составлением акта, подтверждающего нецелевое использование.

Порядок передачи имущества, находящегося в оперативном управлении, определяется ГК РФ. Казенные предприятия могут инициировать признание недействительными актов собственника об изъятии или распоряжении вверенного им объекта.

Отличие оперативного управления от безвозмездного пользования

Если говорить простыми словами, то на праве ОУ имущество закрепляется только государством. Если же происходит передача активов в безвозмездное пользование, то сделать это может любой субъект, который является его законным владельцем.

Учитывая участие государства, объекты, переданные в управление подлежат оценке, а также обязательному страхованию каждый год. Если происходит переоценка, то может быть оформлено дополнительное соглашение к договору. Государство полностью контролирует процесс распоряжения, что не происходит в случае, когда осуществляется безвозмездное использование другими собственниками.

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением.

Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно.

Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Право хозяйственного ведения

Передача имущества в в хозяйствнное ведение
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Право хозяйственного ведения

Это форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона.

Хозяйственное ведение – форма права собственности, которая является ограниченным вещным правом юридических лиц, основанная на нормах закона. Право хозяйственного ведения предоставляется юридическим лицам на основании нормативных актов, ГК РФ.

Гражданский кодекс регулирует отношения, которые возникают в связи с правом хозяйственного ведения, определяет особенности его приобретения.

Право хозяйственного ведения имуществом предоставляется государственным и муниципальным предприятиям.

Согласно нормам ГК РФ, предприятие получает право распоряжения, владения и пользования имуществом в рамках договора и положений закона. Использование имущества возможно в пределах компетенции организации.

В перечень прав собственников имущества входят:

  • создание организации;
  • ликвидация, реорганизация и другие действия по отношению к организации, согласно положениям закона;
  • назначение руководителя юридического лица;
  • собственность сохраняется за собственником, который передал имущество в хозяйственное ведение, поэтому он может полностью распоряжаться данным имуществом.

Лицо, получившее право хозяйственного ведения, не может свободно распоряжаться имуществом – нельзя передавать объекты в аренду, продавать, отдавать в качестве залога. Для распоряжения имуществом необходимо согласие собственника.

Субъектами хозяйственного ведения могут выступать только предприятия унитарного типа – это юридические лица, которые не имеют прав собственности.

Имущество могут получить только от собственника в хозяйственное ведение или в аренду. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления регулируются нормами гражданского законодательства.

В качестве субъектов могут выступать муниципальные или государственные организации.

Особенности унитарных предприятий, относительно имущества:

  • имущество неделимо, как и сама организация;
  • унитарное предприятие не имеет прав собственности;
  • имущество, переданное на основании хозяйственного ведения, является основой ответственности имущественного характера данного предприятия.

Использование имущества должно соответствовать целям и задачам организации.

Основания приобретения унитарным предприятием имущества на праве хозяйственного ведения

Имущество в хозяйственное ведение получают только организации муниципальные или государственные унитарного типа, поскольку унитарная структура не имеет права собственности на имущество.

Унитарное предприятие – юридическое лицо коммерческого типа, которое отличается тем, что не имеет права собственности, поэтому получает имущество в хозяйственное или оперативное ведение, в аренду.

Имущество, переданное унитарному предприятию, не может быть поделено на доли или другие части. Передается имущество при регистрации организации, а само юридическое лицо обязательно должно содержать наименование собственника.

В хозяйственное ведение может быть передано движимое и недвижимое имущество. Для распоряжения недвижимостью требуется согласие собственника. Ряд исключений касается движимого имущества – не всегда требуется согласие собственника, если определенная собственность используется в рамках закона, по назначению.

Основания для получения объектов имущества в хозяйственное ведение – договор, нормы закона и нормативных актов, положения которых необходимо соблюдать. Положения договора фиксируют особенность, сроки, условия передачи имущества.

Собственник имеет не только права, относительно своего имущества, переданного в хозяйственное ведение, но и может формировать юридическое лицо, вносить изменения в его работу, ликвидировать организацию.

Владение имуществом на праве хозяйственного ведения

Регистрация права хозяйственного ведения на объекты осуществляется, согласно нормам права. Хозяйственное ведение предполагает передачу имущества муниципальной или государственной организации унитарного типа для реализации целей и задач данного предприятия.

Наиболее важные вопросы, относительно управления имуществом, решает собственник. Без согласия собственника, организация унитарного типа, которая имеет право хозяйственного ведения, не может осуществлять действия по отчуждению имущества, не может передавать его в качестве залога, сдавать в аренду, продавать.

Наличие имущества не дает унитарной организации права брать кредит без согласования с собственником. Все финансовые сделки должен утвердить собственник.

По определению, хозяйственное ведение является специфической формой ограниченного вещного права юридических лиц. Рамки деятельности, относительно переданного имущества, определяются нормами права и особенностями деятельности предприятия.

Право хозяйственного ведения на сети холодного водоснабжения физических лиц. Основание приобретения права муниципальным предприятием.

Анатолий20.07.2019 15:32

Добрый день! Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122867/e15bf864419718980c45d63e3c604aae385bdd0f/ https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya.html 

Дубровина Светлана Борисовна22.07.2019 10:13

Задать дополнительный вопрос

Юрий27.11.2019 15:51

какой статьёй, каким законом установлена обязанность организации владеющей нежилым помещением на праве хозяйственного ведения, есть ли судебная практика по взысканию задолженности.

В вопросе недостаточно информации для ответа.

Вы можете обратиться к нам в офис . 

адрес: г. Москва, Старопименовский переулок 18

промокод «Сервиса бесплатных юридических консультаций_50%» 

или по телефону +7 (499) 229-84-53

Либо  Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес:

nm@advokat-malov.ru

Коханов Николай Игоревич29.11.2019 17:25

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте!Подскажите пожалуйста как правильно списать имущество переданное в хозяйственное ведение унитарному предприятию сверх суммы уставного фонда.

Татьяна18.07.2019 06:01

Добрый день! Списание имущества хозяйственного ведения происходят в соответствии с внутренним регламентом организации.

Дубровина Светлана Борисовна18.07.2019 15:18

Задать дополнительный вопрос

Здравствуйте! В рамках 127-ФЗ реализуется имущество банкрота: административное здание и блок цехов. Банкрот – МУП ЖКХ. Право собственности на реализуемый объект: хозяйственное ведение. Подскажите, пожалуйста, если покупатель имущества – физ.лицо, какой вид права собственности будет зарегистрирован Росреестром после покупки физ.лицом данного объекта с торгов?

Роман11.07.2019 11:28

Возможно как “право пользования” данным объектом недвижимости. Уточните данную информацию в самом отделе Росреестра. 

Сайботалов Вадим Владимирович14.07.2019 02:51

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Федорова Любовь Петровна14.07.2019 08:00

Задать дополнительный вопрос

Добрый день. Подскажите, пожалуйста. В МУПе сменился руководитель. Необходимо ли перезаключать договор о закреплении за предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения? В преамбуле указаны сведения уволившегося руководителя. Не достаточно будет акта приема- передачи имущества?

Татьяна25.06.2019 13:38

Добрый день! При смене руководителя, нет необходимости перезаключать действующие договора. Необходимо уведомить контрагентов, арендаторов и т.д. о смене руководителя.

Дубровина Светлана Борисовна25.06.2019 13:52

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 12:30

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Наш ФГУП передал др.ФГУП на основании распоряжения собственника (Росимущества) объект недвижимости. Акт приема передачи был подписан в июле. Прекращение ПХВ в Росреестре зарегистрировано в октябре.

Бухгалтерия сняло объект с баланса в июле. Объект находился на пультовой охране.

С какого момента должен был расторгнут договор охраны с момента регистрации прекращения ПХВ или с момента подписания акта приема-передачи и снятия с баланса? Спасибо

Ирина 04.06.2019 09:57

Добрый день!Согласно статьи 229 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства: момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом.

Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права; момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника. Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Федорова Любовь Петровна04.06.2019 13:40

Задать дополнительный вопрос

Добрый день! Может ли собственник здания обращаться в суд за взысканием задолженности к арендатору, если здание находится на праве хозяйственного ведения у ГУПа. Или в этом случае должен ГУП обратиться в суд?

София29.04.2019 09:11

Добрый день!Согласно ч.3 ст. 20 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” от 14.11.2002 N 161-ФЗ

Собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом

Сайботалов Вадим Владимирович06.06.2019 15:37

Задать дополнительный вопрос

Ситуация следующая: собственник имущества продал имущество в пользу третьего лица, не поставив в известность материально-ответственных лиц МУП. Имущество передано в МУП на праве хозяйственного ведения

Александр19.04.2019 12:07

Здравствуйте! Не могли бы вы сформулировать сам вопрос для качественной консультации?  Конкретизируйте вопрос!

Сазонов Сергей Владимирович19.04.2019 16:14

Задать дополнительный вопрос

Задавайте вопрос!

Карабанов Андрей Владимирович20.04.2019 11:23

Задать дополнительный вопрос

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Хозяйственное ведение

Право хозяйственного ведения на недвижимое муниципальное имущество возникает у муниципального предприятия с момента государственной регистрации права в установленном законом порядке.

10. Обязанность по государственной регистрации права хозяйственного ведения лежит на предприятии.

11. Право хозяйственного ведения на движимое муниципальное имущество, закрепляемое за муниципальным предприятием, возникает с момента передачи имущества по передаточному акту, разделительному балансу или иному документу.

12. Право хозяйственного ведения на движимое, вновь приобретенное муниципальное имущество муниципального предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, возникает с момента его фактического поступления во владение предприятия, которое подтверждается бухгалтерским балансом за отчетный период.

13. С момента фактической передачи муниципального имущества муниципальному предприятию переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.

14. Муниципальное предприятие обязано оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых расположено переданное ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество и объекты инженерной инфраструктуры.

Вопрос 81. Право хозяйственного ведения: понятие, субъекты, порядок осуществления

Право хозяйственного ведения выражается в том, что государственное или муниципальное унитарное пред­приятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжа­ется этим имуществом.

Право хозяйственного ведения — вещное право.

§ 1. Право хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения имуществом шире права оператив­ного управления. Обладатель первого вправе совершать лю­бые действия в соответствии с законом.

Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйствен­ное ведение этого предприятия или учреждения.

Полномочия собственника имущества, находяще­гося в хозяйственном ведении: решение вопросов создания предприятия, определение предмета и целей его деятельности, прекращение его деятельности (реорганизация и ликвидация), назначение руководителя предприятия, осуществление контроля над использованием принадлежа­щего предприятию имущества по назначению и его сохран­ностью.

На предприятие, имеющее недвижимое имущество на пра­ве хозяйственного ведения имуществом, возлагается запрет на предоставление его в аренду, залог, внесение в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных об­ществ и товариществ или иной способ распоряжения этим имуществом без согласия собственника.

Право хозяйственного ведения. Это право представляет собой производное от права собственности вещное право юридических лиц — несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, его основы закреплены в гл. 19 ГК.

Право хозяйственного ведения значительно уже права собственности.

Ограничение прав титульного владельца (обладателя права хозяйственного ведения) идет по линии ограничения правомочий распоряжения и пользования, поскольку правомочия владения реализуются предприятием достаточно полно — оно закрепляет переданное имущество на своем самостоятельном балансе.

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также дочерние предприятия, созданные государственными и муниципальными предприятиями.

Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям. Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия.

Это имущество становится “распределенным”, обособленным от имущества других лиц, в том числе и собственника, и служит базой самостоятельной имущественной ответственности предприятия.

Закрепляя имущество предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий. Вместе с тем в ст. 295 ГК определены права и самого собственника. Собственник имущества, т.е.

государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении. В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом. Денежные средства и остальное имущество могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению (п. 8 Пост. Плен. ВАС РФ №8).

Говоря о правомочии пользования, следует отметить, что оно осуществляется государственными и муниципальными предприятиями в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Однако необходимо помнить, что собственник не может изымать используемое не по назначению имущество в качестве санкций, т.к.

он не наделен этим правом, а также правом передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Пост. Плен. ВС РФ и ВАС РФ №6/8).

Определяя в ст.

294, 295 ГК правомочия унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся в хозяйственном ведении, законодатель не предусматривает обязательности заключения договоров между собственником соответствующего имущества и предприятием. Однако это не лишает стороны права такой договор заключить, конкретизировав в нем состав имущества, права, обязанности, ответственность сторон.

Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 646;

:

1.

Право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества с согласия собственника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

2.Собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и сохранением принадлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия.

3. Относительно защиты права хозяйственного ведения применяются положения закона, установленные для защиты права собственности.

Право хозяйственного ведения имуществом

Субъект предпринимательства, осуществляющий хозяйственную деятельность на основе права хозяйственного ведения, имеет право на защиту своих имущественных прав также от собственника.

1. Вместе с правом собственности ХК Украины закрепляет институт права хозяйственного ведения и права оперативного управления, в отличие от ГК Украины, который выделяет лишь право собственности и другие вещные права на чужие вещи. В соответствии с частью 1 ст.

133 ХК Украины основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляет право собственности и другие вещные права — право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также право оперативного использования имущества.

На современном этапе развития Украины с целью эффективного и рационального использования государственного имущества не следует безоговорочно отказываться от права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поскольку продолжают существовать государственные и казенные предприятия. Отказ от этих институтов может привести к непредсказуемым последствиям в государственном секторе экономики. Учитывая такие обстоятельства, законодатели не исключали право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

Право полного хозяйственного ведения — это право юридического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, которое предоставлено ему собственником для осуществления предпринимательской деятельности.

Согласно ст.

37 Закона «О собственности» имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, на основе которого предприятие владеет, пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая относительно него любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве собственности, если другое не установлено законодательными актами Украины.

Таким образом, появление этой правовой категории обусловлено необходимостью разграничения права собственности государства и права государственного предприятия относительно выделенного ему имущества.

При сравнении права полного хозяйственного ведения с правом собственности привлекает внимание идентичность их содержания: как в одном, так и в другом случае субъект соответствующего права имеет правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Отличие заключается в первую очередь в характере прав.

Право собственности является основным, самостоятельным правом, в то время как право полного хозяйственного ведения вторично и зависит от права собственности. Если право собственности может существовать без права полного хозяйственного ведения, то последнее не возможно без права собственности.

2-3.

Вторичным характером права полного хозяйственного ведения обусловлены и такие его ограничения: собственник может контролировать использование имущества путем аудиторских и других проверок; получать долю прибыли от использования этого имущества; принимать решение о ликвидации или реорганизации юридического лица, в полное хозяйственное ведение которого было предоставлено имущество и т. п.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.