Педагогическая ситуация и пути ее решения в школе

Педагогические ситуации и пути их решения

Педагогическая ситуация и пути ее решения в школе

Работа составлена для выполнения итогового задания курса КРИРОиПК г. Сыктывкар «Психолого-педагогические технологии адресной работы с учащимися школ с низкими результатами обучения и учащимися школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»  http://distant.kriro.ru

В работе рассмотрены 2 педагогические ситуации и возможные пути их решения на уроках химии и биологии. Вся работа выполнена на основе материалов курса.

Итоговое задание курса

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с учащимися школ с низкими результатами обучения и учащимися школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях»

Выполнила:

Азарова Ольга Васильевна –

учитель химии и биологии

Педагогическая ситуация № 1: наличие неуспевающих в 7 и 8 классах.

В нашей школе выявлена группа учащихся 7 и 8 классов (2-3 человека в классе) с низким уровнем интеллектуального развития, с отрицательной мотивацией к обучению, не способные длительное время концентрировать свое внимание, медлительных, с несформированностью навыков учебной деятельности, с отрицательной готовностью к мышлению (У меня плохо получится…, Я не умею…). Часто эти ребята полностью «устраняются» от участия в уроке, полностью погружаясь в мир телефонных игр, на замечания не реагируют, дисциплину не нарушают. Некоторые из них являются условнопереведенными, другие с трудом переходят в следующий класс.

Варианты выхода из этой ситуации:

  1. Индивидуальная работа с учащимися после уроков с целью выявления и устранения пробелов в знаниях.
  2. Индивидуальные задания «Исправь ошибку» по тексту учебника на уроке (см приложение 1).
  3. Выполнение игровых тематических заданий на компьютере (почти в каждом кабинете установлены 1-2 дополнительных компьютера). Например: https://learningapps.org/2984663
  4. Индивидуальные посильные домашние задания с четкой инструкцией выполнения и дальнейшим контролем за его выполнением.
  5. Рекомендации родителям по оказанию помощи ученикам.
  6. Организация работы консультантов по предмету из числа одноклассников для помощи в понимании определенных тем. Например, на уроке химии в 8 классе более сильные ученики помогают неуспевающим закрепить тему по заранее подготовленным заданиям учителя (подобная работа успешно проводится в школе на уроках химии).
  7. Тесный контакт с классными руководителями, соцпедагогом и психологом школы.
  8. Проведение педсовета в школе с использованием материалов курса с целью ознакомления учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения личности учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении. Т.к. только единство действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников может дать положительный результат.

Педагогическая ситуация № 2: шум на уроке в одном из 8-х классов.

Класс с хорошим интеллектуальным потенциалом. По итогам четвертей и по итогам года в классе нет неуспевающих. Однако на уроках в этом классе наблюдается нарушение дисциплины.

В итоге часть ребят не могут сконцентрироваться на уроке, жалуются на головную боль из-за постоянного шума. За последние 2 года в классе произошло снижение качества знаний на 15 %.

У учащихся со средним потенциалом обучения увеличилось количество «3» по многим предметам.

При проведении личных бесед с учащимися класса, ребята называют шум – одной из основных причин снижения качества обучения. В классе много гиперактивных детей, которые после 20 минут урока уже совсем не могут сидеть на месте.

Они постоянно просятся выйти, начинают отвлекать остальных, сами перестают заниматься.

Осложняется все тем, что класс достаточно дружный и при нарушении дисциплины одними ребятами, срабатывает «стадный рефлекс» и все остальные тоже начинают шуметь.

Варианты выхода из этой ситуации:

  1. Проведение физминуток на уроке:
  • Игра «Руки-ноги» (см. приложение 2)
  • Тематические.

Например, на уроке химии при изучении темы «Основные классы неорганических соединений» ребятам предлагается встать при произношении формулы кислоты, поднять руки при произношении формулы основания, сесть при произношении формулы соли.

На уроке биологии произносить название органа, а ребята выполняют некие действия в зависимости от системы органов, к которому он относится (Дыхательная система – поднять руки, Пищеварительная – прыгнуть и т.д.).

  1. Во время шума на уроке использовать прием «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…» (см. приложение 3).
  2. Для самых гиперактивных детей составить индивидуальные задания на закрепление изученной темы (чаще всего первые 20 минут они себя способны контролировать). Возможны творческие задания для коррекции их поведения: арттерапия по теме урока. Например, нарисовать сюжет к теме «Гигиена пищеварения» и объяснить свой рисунок перед классом (одновременно происходит закрепление темы всем классом).
  3. Выполнение некоторых заданий (фронтальная письменная работа) в классе под тихую медленную мажорную мелодию, которая создает спокойное, элегическое настроение (создание сборника подобной музыки можно поручить самим детям).
  4. Тесный контакт с психологом школы, классным руководителем и с родителями класса.
  5. Индивидуальные беседы с учащимися с целью формирования новых мотивов учения, связанных с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профес­сиональных намерений.

Приложение 1

Задания «Исправь ошибку»

Цель задания:

  1. Активизация внимания учащихся.
  2. Работа в индивидуальном темпе (ребенок не будет находиться в ситуации неожиданного вопроса, у ученика достаточно времени на обдумывание и подготовку).
  3. Формирование умения
  • работать с текстом (развитие учебных умений),
  • анализировать информацию,
  • применять знания в нестандартной ситуации,
  • развитие критического мышления.

Описание заданий:

  • выполняются с использованием текста учебника,
  • могут быть использованы при изучении текущих уроков, а также и для обобщения по определенной теме,
  • из урока в урок постепенно будут усложняться,
  • выполняются индивидуально,
  • могут быть использованы в качестве домашнего задания,
  • будут составлены на весь курс биологии 7 и 8 класса,

Пример задания. Биология. 7 класс

Учебник: Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ В.М.Константинов, Бабенко В.Г., Кучменко В.С.; под ред. проф. В.М.Константинова — 5-е изд., перераб. — М.: Вентана-Граф, 2014.

Задание:

  1. Найди ошибки в тексте.
  2. Подчеркни предложения, в которых допущены ошибки.
  3. Исправь ошибку, запиши в тетрадь правильный ответ.

В тексте допущено 7 ошибок.

Пресмыкающиеся, или рептилии, – первые в эволюции живого мира настоящие наземные позвоночные животные. Тело покрыто плотной кожей, содержащей много желез. Скелет рептилий в большей мере, чем у земноводных, приспособлен к жизни на суше. Позвоночник подразделен на отделы: шейный, грудной, кресцовый и хвостовой.

Дышат они атмосферным воздухом, используя легкие и кожу, размножаются вне воды – на суше. Оплодотворение у них наружное.

Это теплокровные животные. В кровеносной системе два круга кровообращения, а сердце состоит из трех отделов. Ко всем органам и тканям поступает артериальная кровь. Пищеварительная система сходна по строению с пищеварительной системой земноводных. Непереваренные остатки выделяются через анальное отверстие. Головной мозг состоит из пяти отделов. Хорошо развит передний мозг и мозжечок.

Примерные ответы:

  1. Кожа не содержит желез, сухая.
  2. Позвоночник подразделен на отделы: шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой.
  3. Рептилии дышат только легкими.
  4. Оплодотворение внутреннее.
  5. Это холоднокровные животные.
  6. По телу циркулирует смешанная кровь.
  7. Непереваренные остатки выделяются через клоаку.

Пример задания. Биология. 8 класс

Учебник: Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  • 1 Науки об организме человека.

Задание:

  1. Найди ошибки в тексте.
  2. Подчеркни предложения, в которых допущены ошибки.
  3. Исправь ошибку, запиши в тетрадь правильный ответ.

В тексте допущено 5 ошибок.

Организм человека – предмет изучения таких наук, как анатомия, физиология и гигиена.Анатомия – наука о строении организма и его органов. Термин «анатомия» происходит от греческого слова anatome, что в переводе значит «рассмотрение». Один из методов анатомии – вскрытие мертвого тела и изучение его органов. В настоящее время строение организма изучается не только при вскрытии трупов, но и пожизненно: с помощью рентгена, УЗИ, анализа крови и мочи.Физиология – еще одна наука о строении организма. Строение органов тесно связано с их функцией. Функция органа – это его работа. Работу органов изучают при помощи различных экспериментов. Органы человека и животных выполняют разные функции, поэтому для изучения работы органов человека нецелесообразно проводить эксперименты на лягушках, собаках. Изучить работу органа можно с помощью: электрокардиограммы, лабораторного анализа крови, мочи и других методов.Гигиена – раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья. У этой науки есть свои методы: клинические, физиологические, анатомические. Внедряют гигиенические рекомендации через систему СЭС (санитарно-экологические станции) и СЭЦ (санитарно-эпидемиологические центры). Гигиенические знания необходимы всем. Они позволяют успешно бороться со многими болезнями, разрабатывать меры профилактики для сохранения окружающей природы и здоровья человека.

Примерные ответы:

  1. Термин «анатомия» происходит от греческого слова anatome, что в переводе значит «рассечение».
  2. Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов.
  3. Органы человека и животных выполняют похожие функции. На лягушках и собаках проводят эксперименты для выяснения функций органов.
  4. Методы гигиены: клинические, физиологические, лабораторные.
  5. СЭС – санитарно-эпидемиологические станции.

Приложение 2

«Руки-ноги»

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок — поднять руки, два хлопка — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учени­ков, тренируя их собранность.

Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Выполнить его можно только в том случае, если ученик начинает четко подчи­няться «нехитрым» командам задания.

В упражнении, выполняемом сообща, исполнитель удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

Упражнение можно включать в любой вид работы класса и на всех этапах и периодах занятий.

Советуем условие игры «Руки-ноги» объяснять очень кратко: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», после чего пре­подаватель тут же подает сигналы.

Моментальное включение учени­ков в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость.

После нескольких команд все уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой команд.

В старших классах упражнение может проходить наиболее азартно. «Руки-ноги» входят в число любимых игровых заданий у подростков. Темпо/ритм выполнения ими этого задания может быть очень высоким. А вот с шестилетками игра выполняется в более медленном темпе.

Условия подготовительного класса позволяют включать в нее следующее усовершен­ствование: кто ошибся, тот садится на пол (который, как правило, покрыт паласом). Из многих преимуществ этого усовершенствования здесь назовем одно — крупная смена позы.

Детям всех возрастов время от времени сидеть на полу физиологически очень полезно, да и приятно.

Источник:

Теория РЕЖИССУРЫ УРОКА → СБОРНИК игровых приемов, средств и способов обучения → Раздел 2: Игровые РАЗМИНКИ

Приложение 3

 «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…»

В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.

Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.

“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.

“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.

“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос(но не напрягая его), учитель продолжает урок.

ТОП-5 спорных ситуаций в школе: кто прав и как их разрешить

Педагогическая ситуация и пути ее решения в школе

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта решений школьных проблем «Школа и Мы»! Вспомните свои школьные времена, ведь наверняка были случаи, когда вас или вашего одноклассника выпроваживали из класса, отбирали записки и наказывали за списывание. В наше время стали частыми случаи, когда у ученика забирают во время урока гаджеты (телефоны, планшеты) и пр. Кто прав в данных ситуациях и можно ли решить их мирным путем? Будем разбираться сегодня.

Ситуация 1. Выгнали из класса

Ученик плохо себя вёл на уроке и мешал учителю. В итоге ребенка выгнали из класса и ему пришлось всё оставшееся время гулять по школьным коридорам. Прав ли учитель?

В советское время за это не ругали, а сейчас учителя по голове не погладят. С институтской скамьи будущих педагогов учат : «Ребёнка из класса выгонять нельзя». И вот почему.

Во время урока за жизнь и здоровье ученика отвечает учитель. Хорошо, если ребёнок останется в пределах школы (будет находиться в коридоре, в столовой, библиотеке, в кабинете завуча или директора), а может ведь пойти в магазин или вообще уйти из школы и не вернуться.

Совет учителям: если вам насаждает ученик, то пригласите на урок завуча или директора. В крайнем случае, сообщите им, что вы хотите отстранить ученика от урока.

Совет родителям: вы вправе сказать, что выгоняя ученика из класса, учитель нарушает право каждого гражданина на образование, но вряд ли учитель выпроваживает ученика просто так. С помощью классного руководителя вы можете обсудить и решить создавшуюся проблему. Ну и не забывайте спросить самого ребенка, почему он плохо ведет себя на уроке.

Ситуация 2. Учитель забрал телефон на уроке

Во время проверочной работы мой ребенок играл на телефоне. Учитель отобрала гаджет и положила в ящик стола. После урока ребенок забыл попросить телефон назад , а я не могу до него дозвониться. Имеет ли право учитель забирать телефон у ребенка?

Одно дело, если учитель забирает телефон себе в пользование и не хочет возвращать, это уже присвоение чужого имущества.

Если же телефон просто убирается в ящик, потому что мешает осваивать программу по предмету и затем возвращается ребёнку, то разве это плохо?

Но учительница сказала, что вернет телефон только в руки родителя!

И правильно сделает. Поговорите с ребенком, чтобы он не пользовался гаджетом на уроках, а только на переменах. Если ребенок маленький, то  купите самый простой телефон без игр и интернета, чисто для звонков.

С повзрослевшими ребятами будьте мудрее. Скажите, что если ещё раз телефон окажется в ящике учителя, то нового он не получит. На уроках нужно учиться, а для остального есть другое время.

В крайнем случае пусть телефон заберет классный руководитель и отдаст вашему чаду. Но без вашей родительской инициативы  эта проблема так и останется проблемой.

Ситуация 3. Учитель прочитал записку ребенка при всём классе!

Дети обменивались на уроке записками. Учитель отобрал и прочитал их при всём классе. Имел ли он на это право?

Согласно Конвеции о правах ребёнка  (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) Ст. 13:

  1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

  2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

       a) для уважения прав и репутации других лиц;

Обмен записками дезорганизует урок. Нарушаются права других детей на получение качественного образования, так как учитель тратит время урока на отбирание этих записок.

Читая вслух записки, учитель поступает не этично. Правильное действие с его стороны — забрать записку, но после урока вернуть ребенку. Хотя обычно учителя выбрасывают сразу после того, как забрали.

Ситуация 4. Списывать надо уметь

Данная ситуация даже не требует разбора, потому что ученик здесь в любом случае не прав. Эта ситуация — списывание.

Вы, уважаемые родители, не раз слышали с экранов телевизоров о том, какие строгие меры каждый год принимаются во время проведения ЕГЭ, чтобы не списывали: и устанавливают телекамеры, блокируют сигнал телефонов, водят в туалет с сопровождающими.

Я сама принимала участие в организации ЕГЭ: сидела в классе и следила за учениками, а также была в качестве сопровождающего.

Мало того, что учителя предмета, по которому проходит экзамен, не имеют права в этот день находиться  в школе.

Другие организаторы, как и дети, обязаны оставлять свои личные вещи в специальном кабинете и не могут использовать телефоны. Не разрешают взять даже книжку почитать.

Если ребенок не умеет списывать (а это поистине искусство), то не стоит даже пытаться пробовать.

На уроках же такого контроля нет и возникает вопрос: имеет ли право учитель поставить ребенку «два», поймав его на списывании?

В законах данный вопрос вряд ли освещается, я даже искать не буду. Имеет право. Потому что ребёнок, списывая, сразу показывает, что он ничего не знает.

Другое дело ставить «два» тому, кто дает списывать. Всё-таки, это очень обидно. А зная психологию детей : «не дал списать — предатель», учитель подвергает ребенка гноблению (о том,что можно сделать в таких случаях, читайте здесь).

В руках учителя остается решать, наказывать ли ученика за списывание или нет. Но поможет ли это сдать экзамен, проведение которого с каждым годом становится всё жёстче?

Ситуация 5. Учитель поднял руку на ребенка

Данная ситуация, наоборот, в ряды виновных записывает учителя. Речь о рукоприкладстве.

Я была учителем и знаю, что это такое. Ребёнок настолько выводит тебя из себя, что очень хочется применить силу. Но потом ты вспоминаешь, чем это может обернуться, да и лицо не хочется терять. Собираешься с силами и отходишь от этого ученика.

Известный советский педагог  А.С. Макаренко описывал сцену в своей «Педагогической поэме», когда ему пришлось поднимать руку на ребенка-подростка. Но это 1930-е гг., беспризорные дети и только такое воздействие (причем единичное) смогло подействовать на ребенка. Сейчас родители стали юридически подкованы, а учителю остается решать все конфликты словами.

Учитель не прав, никто не имеет права поднимать руку на другого. Всё можно решить словесно. Даже если кажется, что ребенок ничего не понимает. Значит здесь серьёзные психологические проблемы и их надо решать, но только не битьём.

Если бы в школах проводились психологические исследования детей (об этом почитайте в моей статье про индивидуальный подход в школе), когда учителя хоть что-то бы знали о детях, кроме их оценок в журнале, может и конфликтов было бы меньше. Но у нас учителя обязаны быть психологами и разгадывать людей на ходу. Но разве такое бывает?

Уважаемые родители! Уже не в первый раз я говорю, что воспитание детей в огромной степени зависит от вас, от вашего поведения, от вашей мудрости. Советуйтесь со школой и будьте мудрыми. Тогда и любая проблема станет несущественной на фоне здоровья и благополучия ваших детей.

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

Педагогическая ситуация и пути ее решения в школе

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

 

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Екатерина Афанасьичева.

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация и пути ее решения в школе

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти общий язык с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация – это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие конфликтные ситуации обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия – действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены специальные методы решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но молодым педагогам такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение учебного дня педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие – обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке.

Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить.

Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие.

Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные.

Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации – это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей — они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам.

Вторая ошибка – отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение.

В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций – попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать повышению самооценки, меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих эмоционально-психологических проблем, объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» — социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии – чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.