Ответственность пассажира такси
Как работает страхование пассажиров в такси
Разберемся, как устроено такое страхование, вспомним, когда страхование пассажиров в такси вообще появилось, как оно работает и по каким принципам действует в мире.
Фото Nathalie / Flickr / CC BY
Что происходит
В сентябре 2017 года сервис личных водителей Wheely (вместе со страховым домом ВСК) начал страховать пассажиров. Яндекс.Такси и Uber тоже прорабатывали ввод повсеместного страхования в такси, и всё же запустили программу страхования жизни и здоровья пассажиров и водителей везде, где работает сервис
Как это работает
Сервис перевозки заключает соглашения со страховыми компаниями. Например, партнёры Яндекс.Такси — страховые компании Allianz, ВТБ Страхование и Ингосстрах.
Все поездки страхуются автоматически — пассажиру не нужно самостоятельно включать эту опцию. Отказаться от страхования, кстати, тоже нельзя. Согласно заверениям сервиса, с пользователей не снимается дополнительная плата — её берет на себя компания.
Компенсация выплачивается в случае, если пассажир или водитель пострадали в результате ДТП — получили травму или инвалидность, или в случае смерти. По любым из этих случаев максимальная компенсация составляет 2 млн рублей. На эту сумму страхуется жизнь и здоровье и водителя автомобиля, и его текущего пассажира.
Неважно, кто заказывает поездку и сколько человек находится в автомобиле — застрахованы все. Единственное условие — количество застрахованных пассажиров не должно превышать количество посадочных мест.Неизвестно, во сколько обходится эта страховая программа сервису. Стоимость страхования одной поездки в Wheely (максимальная компенсация — 2,5 млн рублей, тоже распространяется на всех, кто находится в машине) оценили в 11-14 рублей.
А вот в другом агрегаторе такси, «Максим», который запустил страховую программу одновременно с Яндексом, другой принцип. Она действует как «взаимное страхование» — страховые премии выплачивает собственный благотворительный фонд «Максима» «Гарант», который пополняет сама компания и её водители.
Материальные компенсации за вред жизни, здоровью и имуществу, полученный в результате ДТП, выплачиваются из средств фонда, причем ограничений по максимальному размеру компенсации нет.
Причина такого выбора — нежелание работать со страховыми компаниями, которые требовали серьезных страховых отчислений (от 10 копеек до 1 рубля с каждой поездки), и страховых депозитов по каждому городу, в котором работает сервис. зде, где работает сервис.
Фото an2nv / Flickr / CC BY
Зачем нужно такое страхование
Федеральный закон от 14.06.2012 г.
№ 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» предписывает, что все компании, занимающиеся коммерческими перевозками пассажиров, должны иметь полис ОСГОПП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров).
Этот полис гарантирует компенсацию вреда жизни, здоровью или имуществу, причиненному перевозчиком пассажиру. Закон распространяется на различные виды транспорта (железные дороги, самолеты, морской и водный транспорт, автобусы, троллейбусы, трамваи, легкое метро и монорельсы).
Закон также предписывает лимит выплат: вред жизни — не менее 2 025 000 руб, вред здоровью — определяется в зависимости от степени тяжести, вред имуществу — из расчета 600 руб. за один килограмм багажа и 11 000 руб. за другое имущество, но не более 23 000 руб.
Интересно, что есть два вида транспорта, перевозки которыми не нужно обязательно страховать — метрополитен и легковые такси.
Например, в случае, если пассажир такси пострадает во время поездки, он может получить компенсацию вреда по ОСАГО.Можно обратиться и в суд — правда, в таком случае ДТП будут рассматривать не с точки зрения отношений пассажира и перевозчика, а как недобросовестное оказание услуг по закону о защите прав потребителей.
Иными словами, по закону владельцы легковых такси не обязаны страховать перевозки. Пассажир такси не был защищен от рисков. Это стало особенно очевидным в 2016 году, когда случилось несколько громких разбирательств пострадавших пассажиров с агрегаторами. Например, водители Яндекс.Такси несколько раз попадали в аварии, в которых страдали они сами и их пассажиры.
Позиция компании в таких ситуациях похожая — Яндекс.Такси де-юре не предоставляет услуг по коммерческой перевозке пассажиров, а является информационно-техническим подрядчиком. Поэтому требовать компенсацию вреда у Яндекс.Такси, по сути, нельзя — все разногласия нужно решать непосредственно с перевозчиком, то есть, например, с частным водителем.
Кроме того, закон об обязательном страховании принимался в 2012 году — тогда агрегаторов такси, которыми все пользуются сейчас, ещё не было.
Фото Nicki Mannix / Flickr / CC BY
Как у других?
В других странах этот вопрос решается иначе. Например, в США ответственность за жизнь и здоровье пассажиров несет перевозчик — водитель такси в любом случае не несет никаких рисков.
Страхование жизни, здоровья и имущества пассажира включено в стандартную коммерческую страховку компании-перевозчика.
Кстати, водитель такси вообще защищен от многих рисков — даже если он нанесет вред третьему лицу, не являющемуся пассажиром, компания возьмет ответственность на себя.
С «частниками», которыми являются водители Uber и Lyft (западных агрегаторов такси), всё немного сложнее. Так как сервисы являются посредниками между водителями и пассажирами, они фактически не несут ответственность за безопасность и тех, и других.
У каждого водителя по закону должна быть автомобильная страховка.
Если он планирует заниматься коммерческим извозом, об этом нужно предупредить страховую компанию и, возможно, расширить свой план и регулярно доплачивать страховую премию.
Иными словами, чтобы получить компенсацию вреда, полученного в машине Uber, у самого водителя должна быть расширенная автомобильная страховка, разрешающая и покрывающая коммерческие перевозки.
Но это не всё. У Uber есть собственная страховая программа. Она действует следующим образом: если водитель соответствует всем требованиям Uber, он может рассчитывать на один из трех уровней покрытия. Первый — если приложение Uber выключено, ответственность за любое ДТП является личной ответственностью водителя, и любую компенсацию и должен получить у своей страховой компании.
Второй — если приложение Uber активно, но в машину водителя ещё не сел пассажир, ответственность за любое ДТП тоже ложится на личную автомобильную страховку водителя. Однако Uber может предложить дополнительное покрытие — до 50 тыс долларов за одну травму (максимум — до 100 тыс), и максимум 25 тыс долларов за вред имуществу, если водитель об этом попросит.
Третий уровень — если в машине водителя находится пассажир. В этом случае и водитель, и пассажир застрахованы на сумму, не превышающую 1 млн долларов.Третьи лица, которые могли пострадать в ДТП (велосипедисты или пешеходы) тоже застрахованы.
Однако, если Uber по каким-то причинам не выплатит компенсацию, страховая компания водителя тоже может отказаться от компенсации ущерба, так как водитель в момент аварии занимался коммерческими перевозками.
Можно предположить, что это правило (в некоторой степени) помогает оградить традиционные компании-перевозчики от экспансии шэринговых сервисов.
Что касается России — будем надеяться, что страхование, введенное компаниями, поможет и водителям, и пассажирам чувствовать себя в поездках более защищенными.
На сегодня все!В наших силах сделать вождение более безопасным и помочь друг другу избежать травм и трат времени на оформление всех необходимых документов.Наше приложение для Android в Google Play.
Права и обязанности водителя такси и пассажира
На сегодняшний день на рынке услуг пассажирских перевозок существует огромный выбор фирм, предлагающих воспользоваться таксомоторным средством. Оплачивая поездку, граждане рассчитывают на качественное обслуживание. Однако далеко не каждый таксист соблюдает свои обязательства. Каковы права и обязанности такси и пассажиров, рассмотрим в материале далее.
Требования закона при перевозке пассажиров в такси
Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ.
Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы.
Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.
На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года.
Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории.
Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.
Помимо этого, такси должно быть оборудовано специальными указателями, такими как: «шашки», наименование фирмы и номер телефона диспетчерской службы. В салоне авто должны находиться средства безопасности, которые предусмотрены нормами ПДД (огнетушитель, дорожная аптечка).Необходимые документы для перевозки граждан в такси:
- лицензия на осуществление деятельности фирмы;
- документ, подтверждающий принадлежность авто конкретному оператору таксомоторной службы;
- карточка водителя, с указанием ФИО, должности, категории вождения ТС.
При желании, пассажир может потребовать предъявить эти документы. Также гражданин, перед поездкой вправе поинтересоваться о водительском стаже и медицинских показаниях.
Права и обязанности водителя такси
Водитель такси несет ответственность за сохранность здоровья и жизни своих пассажиров.
Согласно ПП №112, в основные обязанности водителя ТС входит:
- проверка технической исправности автомобиля перед совершением рейса;
- своевременно прибыть в пункт назначения;
- по первому требованию гражданина или сотрудника дорожной инспекции — предъявить водительское удостоверение и техпаспорт авто;
- приступать к обязанностям только после полноценного отдыха и в хорошем самочувствии;
- быть вежливым с попутчиками;
- открывать/закрывать двери, проверять надежность авто и комфорт пассажиров перед началом поездки;
- оказывать помощь при погрузке и выгрузке багажа;
- своевременно сообщать пассажиру данные таксометра перед отправкой и в момент прибытия;
- при перевозке попутчиков в аэропорт или на ж/д вокзал изымается фиксированная оплата за проезд;
- перевозить граждан по согласованному маршруту. Изменение маршрута допустимо только с согласия пассажира;
- вызвать дежурный автомобиль, если такси сломалось;
- предупредить о размере доплаты при стоянке авто или изменении маршрута (пункта назначения);
- перевозить попутчиков только с согласия пассажиров;
- сообщать о забытых вещах в салоне авто дежурному диспетчеру;
- в момент оплаты выдать гражданам чек.
Водитель такси вправе отказать в перевозке, если:
- попутчик находится под воздействием наркотических веществ или алкоголя;
- при агрессивном поведении гражданина;
- если размер и вес багажа превышают допустимые нормы, а также может испачкать салон авто;
- при перевозке животного без контейнера и намордника;
- если пассажир отказывается доплачивать за перевозку при изменении маршрута или пункта назначения.
Водителям таксомотороного средства запрещается:
- Отказывать в перевозке пассажиров или изменении маршрута без основательных на то причин;
- Брать попутчиков без согласия пассажиров;
- Перевозить граждан больше. чем того позволяет количество мест в авто;
- Самостоятельно обозначать цену за проезд;
- Принимать пищу или курить в момент управления автомобилем.
Права и обязанности пассажира
У пассажиров такси также есть свои права и обязанности, за несоблюдение которых водитель может высадить граждан из такси.
Пассажиры такси вправе:
- звонить в диспетчерскую службу в любое время дня и суток, согласно графику работы;
- требовать безопасности во время проезда (просить водителя сбавить скорость, если он нарушил ПДД);
- требовать соблюдения маршрута;
- взыскать компенсацию в следствие причинения вреда здоровью или имуществу.
Пассажир ТС обязан:
- пристегнуть ремень безопасности;
- при посадке и высадке использовать двери с правой стороны;
- четко указывать адрес места жительства и конечный пункт прибытия;
- оплатить проезд, согласно расценкам службы такси.
Категорически запрещается:
- Отвлекать водителя во время исполнения трудовых обязанностей;
- Громко разговаривать в салоне;
- Курить или употреблять спиртные напитки;
- Открывать окна авто без разрешения.
Порядок и правила оплаты проезда
Согласно ПП №112, плата за услуги таксомоторной службы устанавливается согласно фиксированным тарифам. Цена за проезд сообщается диспетчерской администрацией. При выезде за пределы города — согласно показаниям таксометра. Помимо этого водитель обязан сообщать о доплате при вынужденном простое авто или изменении маршрута, пункта назначения.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
- 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.
Агрегаторы такси: кто и за что несет ответственность?
К сожалению, на сегодняшний день — да. Агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, ру.такси) действительно не несут ответственности за действия водителя и пассажира. Но прежде чем разбираться в этом парадоксе, давайте определим, как в принципе пассажир может получить компенсацию от водителя такси. И кто в России имеет право садиться за руль автомобиля «с шашечками».
Заглянем в основной закон, который определяет правовой статус услуг такси. Это Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В нем говорится, в частности, следующее:
- Водитель такси должен иметь не меньше 3 лет стажа за рулем.
- Разрешение получается на автомобиль. Причем, не только на тот, который в собственности, но и тот, который арендован или используется по доверенности.
- Водитель имеет право совершать межрегиональные поездки без получения дополнительных разрешений, если место посадки пассажира было в том регионе, в котором получена лицензия.
Как видите, условия для таксистов сравнительно гуманны. И сейчас, когда сегмент перевозок пассажиров в целом развивается очень бурно, многие пользуются возможностью и начинают оказывать такие услуги.
Но при всем удобстве такси нельзя забывать, что передвижение в легковом автомобиле потенциально опасно, и никто не застрахован от аварии.
Важно! Пассажир такси, попавшего в ДТП, имеет право на компенсацию вне зависимости от того, кто виноват в аварии. Выплаты производит компания-страховщик того, кто виноват в столкновении. Так как все автомобили сейчас должны в обязательном порядке быть застрахованы по программе ОСАГО, пассажирам гарантируется выплата.
Что нужно сделать?
1. Необходимо оставаться на месте происшествия до приезда сотрудников ГИБДД. Если пассажир получает серьезные травмы и его увозят в больницу, этот факт фиксируется в протоколе. Но если травмы не серьезные, то дождаться нужно обязательно!
2. По факту аварии составляется протокол ДТП. Важно! В нем должно быть зафиксировано, что имеются пострадавшие!
3. После получения протокола ДТП пассажир должен обратиться в травмпункт и зафиксировать все травмы. После осмотра врач выписывает заключение, в котором указывает степень травм.
4. Подготовить для страховой компании пакет документов, включающий в себя: акт об аварии, медицинское заключение. Если пострадало имущество, нужны еще: документы, подтверждающие право собственности на это имущество, заключение независимого эксперта о причинении имуществу вреда, подтверждение расходов на ремонт имущества.
О своем желании получить страховую выплату страховщика нужно уведомить в течение 15 дней после ДТП.
Важно! Если такси было нелегальным, а водитель отказывается компенсировать причиненный пассажиру вред, требовать выплату можно только через суд.Если вы пользуетесь услугами легальных таксопарков, то руководство несет ответственность за принятых на работу водителей, и получить компенсацию более чем реально. Но вот если вы поймали «частника» или воспользовались услугами так называемых агрегаторов (Яндекс.Такси и другие), уже начинаются проблемы.
Водитель требует больше денег, чем договаривались изначально. Надо ли платить?
Большинство пассажиров не знает этих нюансов, но реальность такова, что на сегодняшний день агрегаторы такси не отвечают за то, что произошло (или не произошло) с пассажиром во время поездки. Ответственности за ДТП с участием водителя, приехавшего по вызову, они также не несут, поэтому обращаться к администрации в случае аварии бесполезно.
Дело в том, что законы, регламентирующие работу такси, на них не распространяются. Агрегаторы оказывают информационные услуги и отвечают за то, что водитель и пассажир встретились. В дальнейшем клиент оказывается предоставлен самому себе.
И если случился конфликт, то решать их водитель и пассажир тоже будут самостоятельно.
Впрочем, проблема возникновения спорных ситуаций с водителями, которые приезжают по заказам, сделанным через приложения агрегаторов, приобретает массовый характер. Настолько, что в начале октября состоялась конференция на тему: «Должны ли агрегаторы такси нести ответственность за пассажиров?». На ней говорили о том, что вызывает проблемы в первую очередь:
1. Агрегаторы пользуются услугами «нелегалов».
2. При этом водителей дополнительно никаким образом не проверяют на состояние здоровья и усталость. Не существует понятия ограничения смены, и водитель может проводить за рулем много часов кряду, что сказывается на его концентрации и скорости принятия решений, а это в свою очередь приводит к авариям.
3. В случае ДТП агрегаторы никаких компенсационных выплат также не предлагают.
Если возник конфликт, решать его пассажир и водитель будут самостоятельно
Естественно, подобное положение вещей вызывает недовольство со стороны клиентов.
К счастью, ситуация в обозримом будущем можно исправиться: в Думу внесен законопроект о введении обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков, заключающих договоры такси, а также об установлении правил работы агрегаторов. Предполагается, что закон рассудит, кто и в какой мере несет ответственность за ту или иную спорную ситуацию.
Кстати, Uber ранее штрафовали за то, что не предоставляет информацию о водителе
Уже появились и первые ласточки «с другой стороны баррикад». Стало известно, что Яндекс.Таки запускает программу страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Тестирование этой инициативы пройдет в 1 регионах, максимальная выплата будет составлять 2 млн. рублей (такую же сумму получит, например, пассажир автобуса, попавшего в ДТП).
Сейчас, пользуясь услугами агрегаторов, можно рассчитывать только на страховку участников дорожного движения. И если прийти к согласию с водителем не удается, обращаться к агрегаторам бессмысленно. Правда, в ближайшее время ситуация может измениться.
Фрахтователь в такси — это кто?
Сегодня такси — один из самых комфортных видов транспорта. Множество компаний предлагает свои услуги. При таком типе перевозки всегда задействован пассажир, который чаще всего и является заказчиком услуги, и водитель, который является представителем транспортной компании.
Несмотря на все удобство путешествий на такси, иногда поездку могут омрачить различные неприятные события — например, грубость водителя, незнание города.
Самым неприятным может быть дорожно-транспортное происшествие с участием такси, в результате которого наносится ущерб багажу или жизни и здоровью пассажира.
В таких ситуациях многие транспортные компании всячески стараются избежать выплаты компенсации пострадавшей стороне. Защитить ваши интересы в этом случае поможет квалифицированный юрист.
Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!
По этой услуге подключено 253 компаний
Начать подбор в несколько кликов >
Кто такой фрахтователь такси, всегда ли это пассажир?
Каждый из нас хотя бы раз в жизни вызывал такси для перевозки себя или другого пассажира из пункта А в пункт Б в заданное время.
Это означает, что вы выступали в качестве заказчика услуги, а транспортная компания или индивидуальный предприниматель — в качестве стороны, которая предоставляла данную услугу.
С точки зрения законодательства, данные стороны называются фрахтователем такси и его фрахтовщиком.
В рамках закона фрахтователь представляет собой человека или организацию, которые в соответствии с договором оказания услуг берут на себя обязательство оплатить использование одного или нескольких транспортных средств. Автомобиль предоставляется на один или несколько рейсов для транспортировки пассажиров и/или багажа, ручной клади. Иными словами, фрахтователь — это всегда заказчик такси.Фрахтовщик — это всегда организация или индивидуальный предприниматель (ИП), которые в соответствии с договором оказания услуг принимают на себя обязательство предоставить фрахтователю транспортное средство для перевозки пассажиров и/или багажа, ручной клади в соответствии с его запросом. Таким образом, фрахтовщик будет являться одновременно водителем, если это ИП, который сам сел за руль автомобиля. Это означает, что в случае возникновения спорной ситуации в процессе перевозки необходимо обращаться в первую очередь к фрахтовщику, а не к водителю.
При этом пассажир такси — это человек, который заключил договор перевозки, или человек, для перевозки которого кто-то другой заключил договор.
Исходя из данного определения, пассажир такси будет являться фрахтователем только в том случае, если он самостоятельно оплачивает услугу перевозки.
Если же автомобиль для вас вызывает другой человек или организация, то именно они будут считаться фрахтователем, а вы будете выступать только в роли пассажира.
На основании чего осуществляется взаимодействие фрахтователя и фрахтовщика?
Как уже понятно из приведенных выше определений, взаимодействие между сторонами осуществляется на основании договора оказания услуг перевозки или договора фрахтования. Это публичный договор — т.е. он заключается на одних и тех же условиях с неограниченным кругом лиц — который имеет следующие особенности:
- заключается в устной форме или путем принятия к исполнению заказа фрахтователя такси;
- заключается с водителем автомобиля, который действует от имени и по поручению фрахтовщика;
- фрахтовщик вправе отказать в заключении договора, если поведение пассажира или предложенный маршрут представляют опасность для водителя.
Заказ фрахтователя такси должен быть принят посредством использования любых средств связи по усмотрению сторон. По прибытии автомобиля в место отправления фрахтовщик должен незамедлительно уведомить об этом заказчика. Пункт назначения и маршрут следования определяются фрахтователем. Если указаний водителю по поводу маршрута не поступило, то он выбирает кратчайший путь.
Плата за транспортировку может быть фиксированной, установленной исходя из информации о пункте отправления и назначения. Также стоимость услуги может быть рассчитана по тарифу, исходя из фактического километража и времени поездки. В любом случае, фрахтователь такси должен быть уведомлен до начала поездки о способе расчета стоимости перевозки.
Ответственность фрахтователя легкового такси
Ответственность фрахтователя в данных обстоятельствах сводится к оплате штрафов по следующим причинам:
- отказ от поездки, т.е. от использования транспортного средства: в соответствии с законодательством, фрахтователь должен заплатить 20% от стоимости несостоявшейся поездки. На практике большинство фрахтовщиков устанавливают размер штрафа по своему усмотрению — при заказе через агрегаторы услуг вы наверняка, замечали уведомление, что при отказе с вас может быть списан определенный процент стоимости;
- провоз ненадлежащего багажа — фрахтовщик вправе требовать с заказчика возместить убытки (например, по чистке салона или багажного отделения);
- штраф за задержку (простой) транспортного средства — обычно транспортные компании дают пассажирам от 3 до 5 минут для того, чтобы дойти до машины, дальнейшее время ожидания оплачивает фрахтователь.
Не забудьте, что вся информация о штрафах должна быть доступна фрахтователю и пассажиру до момента оказания услуги. Если транспортная компания не сообщила какую-либо важную информацию о санкциях и списала за это определенную сумму, то такие действия можно оспорить.
Источники:
Основные понятия устава автомобильного транспорта
Заключение договора фрахтования легкового такси
Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
Ответственность фрахтователя и пассажира такси
Права и обязанности пассажира такси
Услуги такси в последние годы набирают все большую популярность. Конкуренция среди таксомоторных компаний заставляет цены стремиться к минимуму, что повышает доступность предоставляемых услуг для потенциальных клиентов.
Заказывая машину с водителем в Москве не стоит забывать, что такси является общественным транспортом. Следовательно, у пассажиров есть свои права и обязанности, о которых имеет смысл узнать заранее, чтобы избежать неприятных ситуаций и недоразумений.
Права пассажиров такси
Знание своих прав поможет Вам грамотно и аргументированно защитить свои интересы:
- Вы имеете право поинтересоваться номером своего заказа. Не многие пассажиры знают о том, что диспетчер обязан фиксировать каждый заказ в журнале регистрации под определенным номером (согласно п. 104, 105 и 106 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, действующая редакция — от 28 апреля 2015 года). Зная этот номер, вы можете потребовать выписку с информацией о Вашем заказе при обращении с претензией в суд или контролирующие инстанции.
- Маршрут определяет клиент, если же маршрут на определен, то водитель такси должен везти пассажира по кратчайшему маршруту (согласно п. 109 Правил перевозок). Тут следует отметить, что в условиях высокого трафика на дорогах Москвы, кратчайший маршрут не всегда будет самым быстрым. Поэтому имеет смысл, посоветовавшись с водителем достичь устраивающего Вас компромисса.
- Вы можете выбрать марку и габариты такси, озвучить свои требования к водителю.
- Можете сделать как срочный, так и предварительный заказ. Оставляя предварительный заказ на определенные время и дату Вы в праве рассчитывать на то, что автомобиль будет подан вовремя. Если же водитель опоздал к назначенному времени Вы имеете право требовать компенсацию. В частности, согласно п. 5 ст. 28 закона «О защите прав потребителей» за каждый час просрочки начисляется пеня в размере 3 % от стоимости услуги. При этом надо не забывать, что в соответствии со ст. 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта компания освобождается от выплаты просрочки в том случае, если автомобиль был подан с нарушением сроков по независящим от водителя причинам таких как ограничение или запрет движения транспортных средств, «введенных в порядке, установленном законодательством РФ».
- Вы имеет право ознакомиться со всеми тарифами и выбрать наиболее Вас устраивающий, а также уточнить у диспетчера сумму оплаты, если названная водителем сумма Вам не вызвала у Вас доверия.
- Если Вас не устраивает музыка в салоне, открытые или закрытые окна вы можете проинформировать об этом водителя.
- По мере движения Вы можете делать временные остановки, например, около магазина, аптеки, школы и т.д. При этом надо помнить, что время стоянки оплачивается и делать остановки можно исключительно в разрешенных ПДД местах.
Перевозка багажа
Отдельно стоит остановиться на перевозке багажа в такси. Цену за перевозку багажа компании предоставляющие услуги такси решают самостоятельно и не лишним будет заранее уточнить эту информацию у диспетчера. При этом есть определенные нормы которые регулируются п. 112, 113 и 114 Правил перевозок пассажиров и багажа:
- В качестве ручной клади вы можете перевозить любые вещи если они проходят через двери автомобиля, не пачкают сиденье и салон, а также не загораживают зеркала заднего вида и не мешают таксисту управлять авто. В свою очередь, вещи помещенные в багажник не должны мешать закрытию багажного отделения.
- Категорически запрещается провозить в такси сильно пахнущие, горючие, взрывчатые, токсичные и другие опасные предметы, и вещества.
- Если вы планируете перевозку животных, разумно будет оповестить об этом диспетчера заранее. Перевозка собак должна осуществляться в наморднике и поводке, кроме того необходимо при себе иметь подстилку чтобы обезопасить сиденья от загрязнений. Небольших по размеру животных перевозят в клетках или специальных сумках с глухим дном.
Обязанности пассажиров такси
Кроме прав у пассажира такси, как и у любого человека, пользующегося услугами общественного транспорта есть свои обязанности:
- Если таксист ждет выхода клиента более 10 минут, то время, превышающее бесплатный 10 минутный порог ожидания, Вам придется оплатить.
- Если вы передумали ехать или у Вас изменились обстоятельства необходимо позвонить в таксомоторную компанию и заранее оповестить о сложившейся ситуации.
- Если такси уже подано, а ехать Вы передумали, необходимо оплатить ложный вызов.
- Не забудьте предупредить диспетчера если вы собираетесь отправиться в путь вместе с детьми, животными или перевозите большое количество багажа.
- В салоне автомобиля такси пассажир должен вести себя культурно, не употреблять спиртные напитки и не курить. Если Вы ведете себя не адекватно, хамите, находитесь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, водитель имеет право отказаться от поездки или прервать ее в любой момент.
Полезные советы в дорогу
- Прежде чем покинуть такси проверьте не забыли ли Вы в салоне или багажнике автомобиля свои вещи. Загляните в карманы – не выпало ли что-нибудь.
- Если Вы обнаружили, что оставили свои вещи в машине уже после того как автомобиль уехал – позвоните диспетчеру и сообщите об этом.
- При вызове такси поинтересуйтесь у диспетчера размером тарифа. Подготовьте деньги для оплаты заранее. Если вы будете оплачивать поездку одной крупной купюрой и не имеете возможности разменять ее, предупредите об этом диспетчера т.к. у водителя может не оказаться с собой размена.
Закон о такси: самые важные пункты и изменения
Деятельность легкового такси в России регулируют сразу несколько документов: устав автомобильного транспорта 259-ФЗ, правила перевозок пассажиров и багажа, закон о применении онлайн-касс 54-ФЗ, 69 закон, положения которого изменяют некоторые правила перевозок. Расскажем, что в общем предписывает службам и таксистам закон.
У вас бизнес такси?
Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективностьЗакон о такси 2019: основные положения всех документов
Соответствовать закону должна именно та компания, которая осуществляет перевозку пассажиров и багажа на легковом такси. Если в вашей службе собственный автопарк, то вы заботитесь о соблюдении требований. Если ваша служба сотрудничает с ИП, которые занимаются перевозками, то они несут ответственность. Для простоты будем называть службой оба варианта организации бизнеса.
1. Разрешение (лицензию) на работу для каждой машины такси (Ст. 9 69-ФЗ)
Разрешение выдаёт местное Министерство транспорта, или Департамент дорожного хозяйства и транспорта, или другой орган, который отвечает за транспорт в вашем регионе.
Чтобы получить разрешение, можно подать заявление через интернет-портал Госуслуги. Для этого надо зайти в раздел Разрешение на легковое такси, найти это раздел легко, если набрать в строке поиска «разрешение на перевозку пассажиров и багажа на легковом такси». Также можно подать заявление и по-старинке, в письменном виде.
Как заполнять заявление и какие документы предоставить для получения разрешения, читайте в Статье 9 69-ФЗ или в разделе Разрешение на легковое такси на сайте Госуслуги.
По разрешению каждая машина может работать как минимум 5 лет.
Разрешение можно получить не только на свою машину, но и на машину в аренде, лизинге и по доверенности.
Разрешение должно всегда находиться в машине. Если пассажир или сотрудник ГИБДД попросит показать разрешение, то водитель обязан предъявлять его.
2. Публичный договор фрахтования (Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)
Договор фрахтования — это соглашение на выполнение перевозки. Этот договор заключается автоматически, когда пассажир заказывает в службе любым способом.
По договору служба должна зафиксировать:
номер заказа;
дату принятия заказа;
дата выполнения заказа;
место подачи машины;
марку машины, если клиент её выбрал;
планируемое время подачи машины.
Когда машина прибудет к адресу подачи, служба должна сообщить клиенту:
где ожидает машина;
госномер, цвет и марку машины;
фамилию, имя и отчество водителя;
фактическое время подачи.
3. Кассовый аппарат и возможность выдавать клиенту чек в конце поездки (54-ФЗ, а также Ст. 31 259-ФЗ и Гл. IV Правил перевозки пассажиров и багажа)
По договору фрахтования также после оплаты поездки служба обязана выдать клиенту кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности.
Что должно быть указано в чеке, читайте в Ст. 4.7 54-ФЗ.
Для выдачи чеков служба должна использовать онлайн-кассы: в них встроен фискальный накопитель и все данные о платёжных операциях автоматически передаются в ФНС.
Для работы с онлайн-кассой службе придётся заключить договор с оператором фискальных данных.
На данный момент все службы должны начать выдавать чеки клиентам с июля 2019 года. Но это положение 54-ФЗ сейчас пересматривается, возможна отсрочка на установку касс до 2021 года.
Не так давно мы уже рассказывали подробно об онлайн-кассах для такси
Онлайн-касса для такси с эквайрингом
4. Правильное оформление и оборудование машин (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)
По бокам на машине должны быть «шашечки».
В каждом городе или субъекте может быть задан единый цвет автомобилей. Если местного закона о цвете нет, то машины могут быть любой окраски.
На крыше должен быть фонарь оранжевого цвета.
В каждом такси должен быть таксометр, если клиенты расплачиваются по установленным тарифам.
На передней панели справа от водителя должны быть указаны: название службы, условия оплаты поездок, визитная карточка водителя с фото, название, адрес и телефон ответственного за перевозку. Также в салоне должны быть правила пользования машиной.
Машины должны проходить регулярное техобслуживание и ремонт.
Служба должна контролировать, в каком техническом состоянии машинавыходит на линию.
5. Требования к водителям (ч. 16 Ст. 9 69-ФЗ)
Таксист должен иметь водительский стаж не менее 3 лет.
Служба должна проводить медицинские осмотры водителей перед рейсом.
Закон о такси: штрафы
Если не соблюсти любой из вышеперечисленных пунктов закона, то службе грозят разного вида штрафы.
Штраф за работу без разрешения (лицензии)
50 000 ₽ для отдельного водителя.
100 000 ₽ для водителя, который оформлен как ИП.
400 000 ₽ для юридических лиц.
Если водитель или индивидуальный предприниматель не примут мер после первого штрафа, то повторное нарушение повлечёт ещё один штраф в том же размере и конфискацию машины.
Для юридического лица повторное нарушение будет означать ещё один штраф и закрытие службы до 90 дней.
Если на автомобиле без разрешения установлен опознавательный фонарь или нанесены «шашечки», то водитель заплатит штраф 5 000 ₽, должностное и ответственное лица 20 000 ₽, юридическое лицо 500 000 ₽.
Пример разрешения на работу в такси Ростовской области
Штраф за отсутствие кассы
От 2 000 до 10 000 ₽, если пассажир не получит чек.
От 30 000 ₽, если в службе вообще не применяется касса.
За повторное нарушение служба должна будет приостановить работу на 90 дней.
Однако, сейчас закон об онлайн-кассах пересматривается, возможна отсрочка на их установку до 2021 года.
Штраф за неправильное оформление машины
Если в машине нет информации о водителе и перевозчике, то водитель заплатит штраф 1 000 ₽, должностное лицо — 10 000 ₽, юридическое лицо — 30 000 ₽.
Если на машине нет фонаря или «шашечек», или она покрашена в неустановленный цвет, в этом случае штраф 3 000 ₽ с водителя, 10 000 ₽ с должностного лица, 50 000 ₽ с юридического лица.
69 федеральный закон на самом деле посвящён не только пассажирским перевозкам. Он изменяет разные законодательные акты, в том числе и те, которые касаются работы такси. Но одна из его статей ввела новый закон о такси.
Что изменил федеральный закон 69 о такси
Службы несут административную ответственность за нарушение правил перевозок. Изменение закреплено в статье 36.1 Устава автотранспорта 259-ФЗ.
Введены новые штрафы за административные нарушения такие, как неправильное оформление машин и работу без разрешения. Мы рассмотрели их выше. Все они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Контролировать выполнение требований к работе будут региональные органы власти. Это изменение отражено в пункте 4 статьи 1 294-ФЗ О защите прав юрлиц и ИП.
Введены новые общие требования для разрешения на работу, для машин и водителей, обновлён порядок выполнения межрегиональных заказов и др. Эти изменения воспринимаются как новый закон для таксистов.
Новый закон о такси в статье 9 69-ФЗ
Статья 9 вошла в 69 федеральный закон и определила новые правила для служб и водителей.
Увеличился срок действия разрешения на работу для каждой машины действует дольше — не менее 5 лет.
Получить разрешение стало проще: заявление можно подать в электронном виде, а решение о его выдаче придёт по почте, сокращён список документов, необходимых для подачи заявления.
Для индивидуальных предпринимателей работать стало проще, потому что правки в 69 закон разрешили работу не только на машинах в собственности, но и на правах хозяйствования, аренды и по доверенности.
Службам можно совершать перевозки в разные регионы. Если пункт подачи находится в регионе, где машина получила разрешение на работу, то межрегиональная перевозка сама по себе законна. Если же пункт подачи находится в другом регионе, то между этими регионами должно быть соглашение на перевозку пассажиров.
Новый закон защитил пассажиров от бомбил и нелегалов. Автомобили должны быть окрашены в соответствии с региональными законами, обязательно иметь опознавательный оранжевый фонарь и «шашечки» и иметь таксометр, если оплата рассчитывается по тарифу.
Водителем стало проще устроиться на работу. Для этого нужен всего 3-летний общий стаж вождения, а не 5-летний, как было раньше.
Деятельность такси контролируют региональные власти.
Законы в 2019 году планируется пересматривать и дорабатывать. Сейчас Госдума рассматривает два законопроекта, которые коснутся деятельности такси.
Новый закон в проекте № 481004-7 О государственном регулировании легкового такси
Депутаты Госдумы настаивают на том, чтобы появился новый федеральный закон, который будет регулировать работу такси, потому что сейчас в законодательстве есть только отдельные статьи, разбросанные по разным документам. Поэтому на рассмотрение вынесен проект нового закона № 481004-7. Если его примут, он чётко обозначит все понятия и порядок работы в сфере пассажирских перевозок на легковом такси.
Что изменит закон с 2019 года, если будет принят
Иностранным водителям без российского гражданства нельзя будет работать водителями.
К работе не допускаются машины, зарегистрированные за пределами РФ.
Агрегаторы заказов должны будут сотрудничать только с теми ИП, юридическими или физическими лицами, которые имеют разрешение на перевозки.
Более строго определяется статус агрегаторов: они оказывают только информационные услуги при создании заказа, поэтому не смогут формировать собственные тарифы для пассажиров и комиссии для водителей.
Также закон чётко разграничит функции и правила допуска к работе всех участников пассажирских перевозок: службы, ИП, интрнет-агрегаторы, райдшеринг, отдельные водители.
В каждом регионе будет вестись электронный реестр о выдаче разрешений на работу с полными данными о получателе.
Если законопроект № 682709-7 примут, то он сможет значительно упростить службам работу на онлайн-кассах.
Службам и водителям не придётся устанавливать онлайн-кассы в каждую машину. Достаточно будет иметь кассовый аппарат в офисе службы или в облаке.
Чек распечатывать не обязательно, то есть мобильные принтеры устанавливать тоже не придётся. Водителю в конце поездки достаточно будет показать клиенту QR-код со ссылкой на электронный чек с подробными фискальными данными. Или служба сможет просто отправлять чеки и QR-коды на электронную почту клиента.
ИП могут не переходить на онлайн-кассы ещё до 1 июля 2021 года. Штрафов за отсутствие кассы и договора с оператором фискальных данных и за невыдачу чеков не будет ещё несколько лет. Но есть условие: у ИП не должно быть официально устроенных сотрудников.
Закон о такси 2019 года: когда ждать принятия
Документы, которые предполагают все эти изменения — это пока только проекты закона, а не законы. Для того чтобы законопроекты получили статус действующего закона, они должны быть приняты во всех трёх чтениях Госдумы, одобрены Советом федерации и президентом и опубликованы.
Стадии принятия закона
Планируется доработать и принять новые законы в 2019 году, об этом заявлял и председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Эксперты полагают, что новый закон может вступить в силу не ранее осени 2019.
Другой законопроект — № 682709-7 Об изменениях в 54-ФЗ — по прогнозам, может быть принят скорее, ещё до июля 2019 года.
У вас бизнес такси?
Скачайте бесплатный комплект из 14 материалов и узнайте, как увеличить его эффективность