+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Описание трактира в преступлении и наказании

История создания романа «Преступление и наказание»

Описание трактира в преступлении и наказании

В 1850 году Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание».

Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения…». Размышляя над романом, писатель собирался построить повествование в исповедальной форме от лица главного героя. Все тревоги, терзания, душевные метания, каторжный опыт должны были стать основой произведения.

Но акцент ставился не только на глубоких личных переживаниях Родиона Раскольникова, но и на поведении и личностях других персонажей — сильных, поправших многолетние убеждения героя.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Физическая утомлённость, сложная жизнь ссыльного каторжного не позволили приступить к произведению в Омске. Однако писатель уже хорошо обдумал сюжет будущего произведения.

Не только преступление, не только наказание, а вся жизнь людей девятнадцатого века в её неприкрытой и, порой неприглядной, действительности: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман».

Несмотря на то что замысел книги вынашивался несколько лет, основная мысль об обыкновенном и необыкновенном человеке родилась лишь в 1863 году в Италии.

За долгие шесть лет, пока роман «Преступление и наказание» был лишь задумкой, Достоевской написал несколько произведений: «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» и «Записки из подполья». Все книги повествовали о судьбах бедняков и их противостоянию жестокой реальности.

 8 июня 1865 года Фёдор Михайлович предложил свой роман «Пьяненькие» издателю журнала «Отечественных записок» А.А. Краевскому. Именно в этом произведении появились персонажи семьи Мармеладовых. Однако писатель получил отказ.

Остро нуждаясь в деньгах, Достоевский заключил договор с другим издателем на сложных для него условиях: он отдавал права на свои собрания сочинений в трёх томах и обязался написать новый роман к первому ноября следующего года.

Начало работы

Совершив сделку, Достоевский расплатился с кредиторами и отправился за границу. Но, будучи азартным игроком, всего за пять дней писатель проиграл все свои деньги и вновь оказался в сложном положении.

В месте, где он тогда остановился (Висбаден, Германия), ввиду того, что постоялец оказался неплатежеспособен, хозяева отеля отказали ему сначала в обедах, а затем и в свете.

Вот тут и пришло время для создания романа: в отсутствие света и еды Достоевский начал работать над книгой, которая станет одной из величайших в мировой литературе.

Чтобы успеть дописать роман к установленному сроку, Достоевскому пришлось работать очень спешно. Про свой труд он пишет, что это — «психологический отчёт одного преступления».

Именно здесь, в отеле, задумка романа изменилась — это была уже не просто исповедь человека, совершившего преступление.

Писатель добавил уже когда-то придуманные и описанные события про сложную судьбу одной семьи — так появилась история Мармеладова в романе «Преступление и наказание». В итоге, повествователем стал сам автор, а не персонаж-убийца.

Считается, что сюжет про убийство старушки-процентщицы топором был подсказан писателю реальным преступлением. В январе 1865 года двадцатисемилетний житель Москвы Герасим Чистов, раскольник по своим религиозным убеждениям, убил двух пожилых женщин топором и украл ценные вещи и деньги.

Известно, что Достоевский был знаком с отчётом по этому делу и, видимо, взял за основу историю этого преступления. Причину же убийства, совершенного Раскольниковым, автор объяснял просто: старуха была глупая и злая, никому не нужная, а её деньги могли бы спасти родных и близких юноши.

Процесс написания

В ноябре 1865 года Достоевский признал негодным написанный материал и уничтожил записи, приступив к написанию снова. Теперь к прежним задумкам добавилась новая мысль.

Раскольников не просто хочет убить и ограбить старушку, своим поступком он буквально желает облагодетельствовать окружающих: «Я не такой человек, чтобы дозволить мерзавцу беззащитную слабость.

Я вступлюсь. Я хочу вступиться».

Поскольку подошёл срок сдачи работы издателю, а роман был не готов, Достоевский прерывается на написание своего другого романа — «Игрок».

Исполнив тем самым обещание, данное издателю, Фёдор Михайлович вновь возвращается к «Преступлению и наказанию». Через месяц писатель представил начальные страницы романа издателю журнала «Русский вестник» М.

 Каткову и затем отправлял роман частями по мере написания. В 1866 году «Русский вестник» напечатал первую часть книги.

Финал романа давался автору нелегко. Раскольников стал сложным персонажем, мотивы его поступков усложнились, характер будто раздвоился. Родион одновременно и любил людей, и ненавидел.

Иллюстрация Д.Шмаринова

Напечатанное в журнале пользовалось большим успехом у читателей. Дописывался роман в России в подмосковном имении сестры. К концу года работа была закончена. В рабочих тетрадях Фёдора Михайловича осталось множество записей, позволяющих постигнуть всю глубину размышлений и терзаний автора. Писатель выбирал, оставить ли двойственность характера Раскольникову или нет.

Решив, что герой в своих «метаниях» более полный, Достоевский сделал акцент на смене характеров и взглядов юноши. Именно в окончательной версии романа появилась та самая наполеоновская идея о «тварях дрожащих» и «властелинах». Теперь Раскольников уже не просто спаситель, но и тщеславный человек, алчущий власти: «Я власть беру, я силу добываю — деньги ли, могущество ль — не для худого.

Я счастье несу».

Такой персонаж, как Раскольников не мог просто кончить самопрощением, судом или самоубийством. Достоевский желал создать финал спасения Богом раскаявшегося грешника. Однако представителем такого высшего суда стал не Христос, а человек — Сонечка Мармеладова. В последней редакции романа Достоевским было записано: «Идея романа. I.

 Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, — есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья.

Человек заслуживает счастья, и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом „за“ и „против“, которое нужно перетащить на себе». А заканчиваться произведение должно было словами: «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека».

Однако, как мы знаем, «Преступление и наказание» заканчивается совсем другими строками.

Реакция современников

Сотрудничество Достоевского с журналом «Русский вестник» начиналось необычно. После того, как писатель отправил Каткову план романа, издатель отправил в Висбаден аванс без каких-либо уточнений. К тому времени Достоевский уже покинул город, так и не получив деньги вовремя.

Далее писатель отправил первые листы «Преступления и наказания», однако никаких писем с откликом от редакции не получил. Тянулись недели, а Достоевский так и не мог осознать судьбу своего романа.

Окончательно истерзавшись, писатель отправил письмо, где просил, в случае неприятия произведения, свою рукопись обратно.

Наконец от издательства поступил ответ, в котором редакция объясняла заминку и сообщала, что начало уже поступило в печать. Позднее Достоевскому стало известно, что его роман буквально спас журнал — в писательстве наступило «затишье», ничего не поступало ни от Тургенева, ни от Толстого.

В это самое время и пришли первые страницы «Преступления и наказания». Редакция опасалась Достоевского, но ввиду затруднений согласилась печатать его роман.

Неожиданно сотрудничество стало удачным для всех: Достоевский получил так нужные ему деньги, а тираж журнала благодаря интересному произведению резко увеличился.

Современники же по-разному оценивали роман. Одни критики (например, Г. Елисеев) страстно нападали на писателя, ругая писателя за излишнюю озлобленность, неэстетичное описание местности и обстановки (Н. Ахшарумов), осуждение существующего уклада жизни и студенчества в целом.

В журнале «Искра» Достоевского называли чуть ли не плагиатчиком и писателем карикатур с нигилистов.

В произведении видели намёки на то, чего роман ни в коем случае не нёс, например «Неделя» осуждала за параллель между людьми, занимающимися естественными науками, но становящимися убийцами и проститутками.

Каждый критик, согласно личным убеждениям, видел в романе что-то своё. Например, Д. Писарев считал, что причина поведения Раскольникова таится лишь в его материальных трудностях. Не было бы стеснённых обстоятельств — не было бы и безумных идей. Пустой карман стал настоящей причиной «заражения» Родиона, а развившаяся теория и последствия — буйным цветом расцветшая болезнь.

Несмотря на претензии критиков «Преступление и наказание» стало великим и признанным произведением уже при жизни Ф.М. Достоевского. В Европе писатель был известен ещё задолго до своих значительных романов. После выхода романа «про убийство старушки» произведение было переведено на другие языки: на немецкий — в 1882 году, на французский — в 1884 году и на английский — в 1886 году.

На сегодняшний же день в мировой литературе романы Достоевского и, в частности, «Преступление и наказание» признаны одними из самых значительных произведений всех времён и народов.

Из учебника «Литература. Базовый и углубленный уровень. 10 класс» можно почерпнуть подробные сведения о произведениях классической русской литературы XIX века.

#ADVERTISING_INSERT#

Образ трактира в романе преступление и наказание

Описание трактира в преступлении и наказании

Интерьер заведения напоминает внешний вид хозяина, который был «в страшно засаленном атласном жилете» с лицом «будто смазанным маслом». Из-за давно протухших закусок, которые предлагались гостям

«крошеные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба»

в заведении очень дурно пахнет.

«Проходной угол» Мармеладовых Жилище семьи Мармеладовых — типичное жилище бедных людей, которые едва сводят концы с концами.

«.а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью.»

Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи.

Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье.

«.Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Описание помогает понять ее образ, почему именно она оказалась близка Раскольникову.

Читая описание комнаты Сони, возникает ощущение пустоты и одиночества.

«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели»

. Саму комнату Достоевский называет «уродливой».

Комната-«сарай» никак не подходит для жизни человека. Почерневшие обои, полумрак, три окна, выходящие на канаву, угнетают сознание Сони и убивают в ней надежду.

И мы еще больше понимаем, насколько Соня бедна и несчастна. Становится очевидным, что они оба и Раскольников, и Соня несчастны в своих обстоятельствах и это их объединяет.

«Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги»

. Описание трактира В сцене Раскольников гуляет по Санкт Петербургу и ищет встречи с Свидригайловым.

Поворачивая на проспект, по которому еще не ходил, он натыкается на трактир, в котором совершенно случайно видит Свидригайлова.

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание».

Петербург Достоевского» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Достоевского « Преступление и наказание». Какое впечатление произвело на вас это произведение?( ответы детей)Об этом городе великий поэт А.С.

Пушкин сказал так: …ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова…Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий стройный вид, Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный…И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла…Только в этом городе вы увидите уникальные памятники архитектуры.

Это один из красивейших городов мира.

Его улицы, проспекты, площади набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В нем много театров.

Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

У какого ещё писателя действие в произведении происходит в Петербурге?( у Н.В.

Гоголя в повести « Шинель»)Какой та м Петербург? ( Оборотень с двойным лицом. За парадной красотой скрыта убогая жизнь).

  1. Какой этот город в вашем представлении
  2. Вернемся в Петербург Достоевского.

Итак, в классе 4 группы.

1- описание пейзажей.2-описание сцен уличной жизни3-описание интерьеров4-портретыЗадания у вас на листах. Приступайте. У вас 5 минут. Работа в группах: Восстановите образ города у Достоевского, заполните таблицу. Задания для групповой работы.1группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть1: гл.1;часть2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу.

2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу. 3 группа: составьте описания интерьеров (часть1:гл.3 -каморка Раскольникова; часть1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1: глава2 Выпишите ключевые слова в таблицу.

4 группа: найдите портреты в произведении. Выпишите ключевые слова в таблицу. №Составляющие образа Характерные признаки1.Пейзаж.Темно, душно, грязно, пыль, “грязь, вонь и всякая гадость”, “грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади”.Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения.

Запись: пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. Улицы города, где люди кишат, вызывают в его душе чувство глубочайшего омерзения.2.Сцены уличной жизни.

– ребенок, распевающий “Хуторок”;– пьяная девочка на бульваре;– сцена с утопленницей;– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя.

Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.Запись: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

От встреч с этими людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого, безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к «униженным и оскорбленным».34.Интерьеры.Портреты.Каморка Раскольникова – “шкаф”, “гроб”; грязно, кругом – желтые обои.Комната Мармеладовых – “закопченная дверь”, “дырявая простыня” в качестве перегородки.

Комната Сони-“уродливый сарай”.Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев.

В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.Запись: интерьер петербургских трущоб создает атмосферу духоты, безысходности и обездоленности.

Неприглядная картина, как будто это другой город.В этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются.

От встречи с ними остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного, безотрадного и безнадежного. Мармеладов –

«с желтым, отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками»

, «руками грязными, жирными, красными, с черными ногтями»; старуха-процентщица – «с вострыми и злыми глазенками», «белобрысыми волосами, жирносмазанными маслом, тонкой и длинной шеей, похожей на куриную ногу»; Катерина Ивановна – «ужасно похудевшая женщина», «с раскрасневшимися до пятен щеками», «запекшимися губамиОтвечает один человек от группы.Подводится итог.( С первых страниц мы попадаем в город душный настолько, что трудно дышать. Это город, где страдают и мучаются бедняки: мелкие чиновники, студенты, женщины, отвергнутые обществом, оборванные и голодные, нищие дети.

Узкие улицы, теснота, грязь, вонь.Петербург Достоевского- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных.Петербург Достоевского- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки.Петербург Достоевского- это город одиночества.Петербург Достоевского- «город, в котором невозможно быть».)

Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Образы и символы Образ Мармеладова достаточно типичен для такого типа героев, как «маленький человек»: он всегда работал на низких должностях, получая скудное жалование мелкого чиновника; безвольный и бесхарактерный, он понимает чудовищное положение своей семьи, но все равно оправдывает свое пьянство. В символике романа большую роль играют числа, часто отсылающие к Библии, и данный эпизод не исключение.

Например, число три – это символ Святой Троицы, воскрешение было через три дня. С ним связаны предательство и надежда.

Мармеладов рассказывает, что раза три к ним в квартиру наведывалась полиция, у Катерины Ивановны три ребенка, дети «по три дня корки не видят» и т.д. Иуда, согласившись выдать Христа, получил тридцать серебряников, Соня от первого клиента получила тридцать целковых, которые отдает мачехе.

Тридцать копеек выносит отцу бедная девушка, когда он приходит просить у нее денег на похмелье.

Число одиннадцать – символ мученичества и отчаяния. Одиннадцать с половиной рублей смогли достать Соня и Катерина Ивановна, чтобы купить Мармеладову костюм для новой работы, который он впоследствии пропил. В одиннадцать вечера Раскольников приводит своего собеседника домой к жене, где мужчину ждут побои и справедливые упреки.

Цветовая символика также очень важна в романе. В эпизоде встречи Раскольникова с Мармеладовым присутствует много черного: черный жилет, черные сухари, черный фрак, черные ногти, темная лестница (хотя в ту пору в Петербурге были белые ночи).

Достоевский с помощью этого цвета создает у читателя ощущение грязи, безысходности.

Портрет Раскольникова

В романе “Преступление и наказание” Ф.

Ему 23 года, он молод и удивительно красив.

“Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…”.

Аристократичные черты, осанка, умение держать себя никак не клеились с нищенским полуголодным существованием, лохмотьями вместо одежды и отсутствием самых элементарных вещей.

Родион, измученный нищетой, невозможностью вырваться из этого порочного круга, стал отшельником, дикарём.

Безжизненная, несовместимая с уютом и теплом обстановка комнаты героя контрастирует с его внешностью.

Автор явно восхищается способностью Раскольникова не зависеть от своего внешнего облачения: он не смущается того, что бедно одет, держится, так, как несвойственно тем, кто ходит в лохмотьях (не по костюму была осанка…) Герой перестал общаться с людьми, от присутствия другого человека ему становилось неуютно, он не ждал помощи, понимания или человеческой теплоты, привыкнув к их отсутствию.

Бледное лицо, болезненный вид, воспалённые глаза – вот человек, который оказался на грани чудовищного выбора и совершил преступление, последствия которого слишком тяжелы для него. Внешний вид перестал интересовать героя, он впадал в забытьё, проводил много времени в раздумьях, скитаниях, поисках ответов на свои вопросы.

Мать персонажа даже в убогой комнатушке видит в сыне красавца, ещё более привлекательного, чем его сестра, которая славится своей внешностью.

Одежда персонажа настолько обветшала и сносилась, что, по мнению автора, любой приличный человек постеснялся бы выйти с ним вместе на улицу.

У Раскольникова “широкое, крепкое…из какой-то бумажной ткани…пальто”, которое не соответствует ни сезону, ни моде, ни его фигуре.

Оно настолько велико, что напоминает мешок. Обувь грязная и дырявая – “старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог…”.

Шляпа у Раскольникова старая, выцветшая, с дырками – прохожий обзывает его “немецким шляпником”. Как ни странно, бедная, изношенная, не подходящая по сезону, грязная одежда не расстраивает главного героя так, как устройство общества, его законы и чудовищная несправедливость, правящая миром.

Родион со своей чистой душой и красивой внешностью ярко противоположен тому, во что он одет. Его жильё, напоминающее гроб, также контрастирует с внутренним миром персонажа.

Всё, что окружает героя, призвано подчеркнуть его духовную сторону, душевные качества. Маленькая комнатушка “в шесть шагов” явно тесна для высокого стройного парня, ему тесно и морально и физически: даже стены давят на всех присутствующих в его квартирке. Мать, навещавшая сына, чувствует облегчение, когда покидает его каморку.

Пыль, грязная сломанная мебель, убогий вид из окна, теснота – всё это психологически раздавливает человека, который должен обитать в таких условиях. Абсурдность ситуации придаёт то, что красивого, умного и, несомненно, талантливого молодого человека окружает отвратительная грязная ветхая реальность – засаленная одежда, изорванный диван, грязно-жёлтые обои.

Даже читателю становится неуютно от той картины, которую рисует автор в романе, описывая жизнь героя. В статье даётся подробное описание Раскольникова с цитатами: его внешности, одежды, манер и обстановки, окружающей героя.

Тест по произведению Самые популярные материалы ноября для 10 класса: Новые тестыБудь в числе первых на доске почета

Описание города и интерьера в романе «Преступление и наказание» (с цитатами)

Жилище Мармеладовых было похоже на проходной угол: Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длинной… Через задний угол была протянута дырявая простыня.

За нею, вероятно помещалась кровать. В самой же комнате было только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван. Жилище семьи Мармеладовых — типичное жилище бедных людей, едва сводящих концы с концами.

Комната Сони напоминала «сарай»: Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Достоевский описывает комнату Сони для того, чтобы читатели еще лучше понимали, как трагична ее жизнь.

Раскольников ищет встречи со Свидригайловым и натыкается на трактир, в котором находит его. В трактире отворены все окна, это говорит о том, что в нем собралось много людей.

Шум из трактира слышен даже на улице: «Набит битком…». Из-за большого количества людей трактир был грязный, но Свидригайлова это не смущало.

Раскольникову же было крайне неуютно в этом помещении. Кабак был грязно обставлен, в нем было душно и даже нестерпимо сидеть. По своему интерьеру он напоминал внешний вид своего хозяина.

Достоевский изображает фантастику и реальность петербуржской жизни. Больному Раскольникову снится сон. Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона.

Этот сон открывает истинное состояние его души, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре. Жизнь реальная приобретает уродливые фантастические очертания, и реальность кажется ведением, а сон становится реальностью. Наряду с представлениями об уродливом городе, в душе главного героя живет мечта о городе прекрасном, который он мечтает создать.

Описание трактира в преступлении и наказании

Описание трактира в преступлении и наказании

Везде «темно, душно, грязно» , «грязь, вонь и всякая гадость» . Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому.

Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный. В романе «Преступление и наказание» мы с первой страницы оказываемся на грязных петербургских улицах, вместе с Раскольниковым заходим в темные «колодцы» и глухие дворы, поднимаемся по узеньким лестницам, попадаем в распивочные, трактиры, доходные дома, столь густо заселенные, что они порой напоминают Ноев ковчег.

Даже зной, духота и зловоние — неизменные атрибуты жаркого петербургского лета — используются Достоевским не столько в качестве характеристики обстановки действия, сколько как выражение психологического состояния человека, чувствующего себя запертым в этом «каменном мешке» .

Очень важное значение имеет в романе описание жилища Раскольникова.

Сюжет романа Преступление и наказание

Раздумывая про Соню и Дуню, которые жертвуют собой ради родных, Родион решил осуществить свое намерение: убить процентщицу, «злую никчемную вошь», деньги которой должны помочь хорошим людям в хороших делах. Он видит кошмарный сон: пьяный Коля до смерти забивает клячу.

Проснувшись, Родион удивляется, что он мог даже помыслить об убийстве. Однако впоследствии он все-таки убил не только «гадкую старуху», но и ее беззащитную беременную сестру Лизавету, неожиданно вошедшую в открытую квартиру.

К нему приходит самовлюбленный Петр Лужин, маскируя свою «гобсековскую» сущность под маской интеллигентного человека с «модными» взглядами, но проницательный Раскольников мгновенно «раскусил» этого типа, и они поссорились.

В каких главах говорится об интерьере преступление и наказание

Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду.

Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов. Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа. По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.

Рекомендуем прочесть:  Развод в сао

Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением.

Встреча Раскольникова и Мармеладова

Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер.

Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда.

Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял.

Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату.

К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.

Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание,

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание»)

Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир. Получается замкнутый круг, разорвать который этим несчастным не под силу.

Все это Раскольников, да и мы, понимаем из рассказа Мармеладова.

Этот человек сразу привлек внимание Родиона.

В его глазах

«светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие»

.

Мармеладов тоже выделил Раскольникова из круга постоянных посетителей трактира. Он искал человека, которому можно было рассказать о своей жизни, как бы исповедаться, облегчить душу.

Такого человека, образованного, способного понять и не осудить сразу, Семен Захарович увидел в Раскольникове. Внешность Мармеладова выдавала в нем опустившегося, пьющего человека, живущего в нищете.

Но, как выясняется дальше, когда-то это был титулярный советник.

Интерьер и его значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку.

Каморка его похожа более на шкаф, нежели на комнату.

Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», «с желтенькими, пыльными, отставшими от стены обоями».

Мебель в ней старая и уродливая — три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик.В описании комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности. Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли.

«Интерьер и его значение в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку. Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко.

Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб .

И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке». Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами.

zakondostatka.ru

Описание трактира в преступлении и наказании

  1. Произведение:
  2. Это сочинение списано 77 644 раз

В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам.

Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки.

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

/ / / /

Тип: Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание».

Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире.

Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии. Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир. Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей.

Достоевский показывает, что кабак – это обитель несчастных, обиженных жизнью людей. Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов.

«Интерьер и его значение в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его.

Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского.

Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души». Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его.

У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию. Кроме того, как отмечает Н. М.

Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку.

«Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание».

Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с Раскольниковым в трактире.

Именно из этого отрывка мы узнаем историю жизни Мармеладова, знакомимся с его женой и дочерью, узнаем об их жизненной трагедии. Итак, Раскольников после очередного визита к старухе-процентщице идет в трактир.

Его привело в это место то же желание залить свое горе, то же ощущение пустоты и душевной тошноты, что и остальных посетителей.

Достоевский показывает, что кабак — это обитель несчастных, обиженных жизнью людей. Они дошли «до грани» своего нравственного падения, совершенно опустились и превратились в скотов.

Люди приходят сюда, опускаются еще ниже, пропивают последнее, обижают самых близких людей и, мучаясь от осознания своей ничтожности, снова приходят в трактир.

Краткое содержание «Преступление и наказание»

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году.

Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на каторге.

Изначально Достоевский собирался написать роман «Преступление и наказание» в форме исповеди, но в процессе работы первоначальная идея постепенно изменилась и, описывая свое новое произведение редактору журнала «Русский вестник» (в котором книгу впервые напечатали), автор характеризует роман как «психологический отчет одного произведения».

«Преступление и наказание» относится к литературному течению реализм, написано в жанре философско-психологического полифонического романа, так как идеи героев в произведении равноправны между собой, а автор стоит рядом с персонажами, а не над ними.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.