Можно ли второму классу учиться во вторую смену
Вторая смена возвращается в школы
Сфера образования остаётся одной из самых проблемных в Одинцовском округе. Очередное свидетельство тому — введение второй смены на фоне регулярных заявлений местных и областных чиновников о «прорывах» в строительстве школ.
Предвыборная агитация закончилась, вторая смена возвращается в школы
Родители учеников 2-го класса Одинцовской гимназии №11 (бульвар Любы Новосёловой, 7) с удивлением узнали, что в новом учебном году их дети будут учиться во вторую смену. А также, что не будет утренней продлёнки. Они обратились за разъяснениями на «Добродел».
Мы работаем. 8-летний ребёнок сам не сможет готовить уроки и ходить в школу без дополнительной помощи. Прошу посодействовать и вернуть первую смену!
В школах не хватает кабинетов
Как следует из ответа администрации Одинцовского городского округа, в этом учебном году первоклассников будет больше на 59 человек, и кабинетов не хватит, чтобы рассадить всех учеников начальных классов:
В МБОУ Одинцовской гимназии № 11 с 1 сентября 2019 года планируется открыть 6 первых классов, общей численностью 166 человек (по наличию заявлений с закрепленной территории). По сравнению с прошлым годом увеличилось количество первоклассников в микрорайоне школы.
С 1 сентября 2018 года было открыто 4 первых класса — 107 человек. Общее количество обучающихся в начальной школе составило 426 человек.
В новом 2019-2020 учебном году планируемое количество учащихся 1-4 классов – 500 человек; количество 1-4 классов – 17. В гимназии для занятий обучающихся начальных классов 11 кабинетов, соответственно нет возможности рассадить всех обучающихся в первую смену.
Чиновники сообщают, что принято административное решение — занятия в параллели 2 и 3 классов будут проходить во вторую смену. А в связи с увеличением общего количества классов в гимназии «отсутствует возможность открытия группы продлённого дня в первую смену».
Городские школы перегружены детьми из новостроек
Напомним, перед учебным годом 2019-2020 администрация Одинцовского района в очередной раз поменяла порядок закрепления территорий за общеобразовательными учреждениями. Дома закреплены не за одной школой, а сразу за несколькими.
Так, за Гимназией №11 (вместе с Гимназией №7 и СОШ №9) закреплены дома с 15 улиц Одинцово, в числе которых улицы ЖК «Гусарская баллада». В многотысячной «Гусарской балладе» до сих пор нет собственной школы — власти не один году обещают её построить.
После обращения жителей на прямую линию с Владимиром ПУТИНЫМ этот вопрос подняли на прямой линии с губернатором Подмосковья Андреем ВОРОБЬЁВЫМ: министр строительного комплекса Руслан ТАГИЕВ заявил, что школа на 1200 мест примет первых учеников в 2022 году.
Губернатор не решает проблему: бюджетные миллиарды уходят в коммерческие проекты
Нехватка мест в школах Одинцово вряд ли способна удивить. Причина очевидна — население увеличивается ежегодно, новых школ нет, а старые работают с кратной перегрузкой. Переполненные муниципальные образовательные учреждения города несут опасность для жизни и здоровья детей. Фактическая нагрузка превышает нормативную в 5 раз.
Проблему со старыми школами можно было бы решить возведением пристроек. По проектам реконструкции микрорайонов №2, 3, 6, 7 и 8 все существующие старые здания школ должны были расширить за счёт пристроек. Более 15 лет идёт уплотнительная застройка под видом расселения морально устаревшего жилья, но ни одна школа не была расширена!
Безусловно, пристройки — это только подспорье в решении проблемы. Главный способ — строительство новых школ. Но в Одинцово за последние десять лет если новые школы и появлялись, то только в составе новых микрорайонов (на деньги дольщиков). Но и там все нормы кратно превышены, мест не хватает даже детям новосёлов.
Денег нет? Ложь!
На все вопросы о строительстве школ в старых микрорайонах подмосковные власти дают ответ, что денег нет. Но при этом губернатор и его подчинённые регулярно направляют бюджетные деньги на школы и детсады в проектах коммерческой застройки.
Так, депутаты и чиновники направили 2,5 млрд руб. налогов на строительство и комплектование коммерческой гимназии имени Примакова в Раздорах на территории элитного коттеджного посёлка, а сразу после дали ещё денег на её реконструкцию. Этих денег хватило бы на четыре большие городские школы.
На выполнение обязательств ФСК «Лидер» по школе в ЖК «UP! Квартал Сколковский» было потрачено из бюджетов 850 млн руб. В рухнувшую пирамиду «Урбан Групп» закачивают 70 млрд руб., планируя в том числе на бюджетные деньги строить школу и детский сад в ЖК «Лайково».А остальным предлагают ждать, регулярно устраивая соцсоревнования в виде интернет-аний по выбору места для строительства новых образовательных учреждений.
Воробьёв обещает ликвидировать вторую смену к 2022 году
Новых школ нет, пристроек к старым тоже. Детей школьного возраста с каждым годом становится всё больше. В такой ситуации примеру Гимназии №11 могут последовать и другие образовательные учреждения Одинцово.
Из года в год губернатор Андрей Воробьёв рассказывает об успехах и «прорывах» в строительстве школ и борьбе со второй сменой.
«За пять лет мы открыли 100 школ и сократили количество учащихся второй смены до 51 тысячи», — информация с именного сайта губернатора.
В феврале 2019 года на совещании с зампредами подмосковного правительства Андрей Воробьёв заявил, что «ликвидация второй смены, появление новых учебных учреждений является стратегически важным».
«Полностью ликвидировать вторую смену планируется к 2022 году», — добавил губернатор. Об этом тут же раструбили придворные СМИ.
Андрей Воробьёв о планах ликвидировать вторую смену к 2022 году
«Ликвидация второй смены в начальной и старшей школе произойдёт к 2021 году», — заявила в мае первый зампред правительства-министр образования Московской области Ольга ЗАБРАЛОВА. По её словам, сейчас во вторую смену учатся 5,81% детей. Ежегодно количество учеников в школах области увеличивается в среднем на 40 тыс человек.
Министр образования обещает ликвидировать вторую смену в начальной школе уже к 2021 году. Но в Одинцово за год до этого вводят вторую смену как раз для нескольких классов начальной школы. При этом перспектив для улучшения ситуации нет никаких — к следующему году не будет новой школы ни в старой застройке, ни в «Гусарской балладе».
Таким образом, есть все основания считать, что очередные обещания подмосковных властей ликвидировать вторую смену останутся обещаниями. Скорее стоит ждать появления второй смены там, где с большим трудом перед выборами с ней удалось справиться, мобилизовав последние ресурсы.
193.176.78.2
Основные положения СанПиН для школ
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.
Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа.
К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек. Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений.
Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.
Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым. Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.
Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Территория школы
Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.
Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха. На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.
Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.
Территория школы должна содержаться в чистоте.
Здание школы, помещения и их оборудование
В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.
Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.
Начальные классы
В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.
Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Старшие классы
Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.
Группа продлённого дня
Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.
Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
Образовательный процесс
Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов – см. таблицу. Организация профильного обучения в 10 — 11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.
Объём максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не более 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 — 4-х классов — не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 — 6-х классов — не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 — 11-х классов — не более 7 уроков.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Необходимо также учитывать дневную и недельную умственную работоспособность. В четверг или пятницу следует организовывать облегчённый учебный день.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы.
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать нормативам – см. таблицу.Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Спортивные нагрузки должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 — 2-х классов — более 1,5 кг, 3 — 4-х классов — более 2 кг; 5 — 6-х — более 2,5 кг, 7 — 8-х — более 3,5 кг, 9 — 11-х — более 4,0 кг.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй — для приготовления домашних заданий.
Ученики
Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.
А ещё вам может быть интересно:
Ответы на частые вопросы о СанПиНе для школ
Первая или вторая смена?
Что лучше для учеников?
Недавно встретила подругу, которая в расстроенных чувствах рассказала о семейном «кошмаре»: о том, что её третьеклассник начал учиться во вторую смену, после чего у него резко упала успеваемость и нарушился режим дня.
Если всё так плохо, неужели нельзя как-то повлиять на проблему? И вообще хотелось бы понять, что лучше для ребёнка: первая или вторая смена?
— Подумала я, решив разобраться в ситуации.
За знаниями — в ритме двухсменки
Сегодня примерно 2 миллиона российских учеников учатся во вторую смену. По данным правительства, количество детей, которые ходят в школу после полудня, увеличивается. В некоторых регионах России,в школах, такой аншлаг, что название параллельных классов доходит до конечных букв алфавита.
О том, что учиться во 2 «Н» или 6″С» недопустимо, специалисты говорят давно, но на деле, по словам министра образования Ольги Васильевой, отмена двухсменки выглядит «далёкой перспективой». Нужны триллионы рублей, чтобы создать около 6 миллионов новых учебных мест, реконструировать старые школы, построить новые, решить кадровый вопрос.
Возможно согласно обещаниям госпрограммы проделать такой гигантский объём работы к 2025 году? Как говорится, свежо предание, да верится с трудом.
Что говорит закон
В любом случае школьники должны учиться в максимально комфортных условиях. За этим на федеральном уровне следит такой важный правовой документ как СанПиН. Он предъявляет строгие требования к организации учебного процесса в российских школах.
- занятия должны начинаться не ранее 8 часов
- обучение может проходить только в первую смену в учреждениях с углублённом изучением предметов, лицеях и гимназиях
- ученики первых, пятых, девятых и одиннадцатых классов обязаны посещать школу в первой половине дня.
- не разрешается проведение нулевых уроков
- не допускается обучение в три смены
- дети, обучающиеся в коррекционных классах, могут учиться только в первую смену
- руководство каждой школы самостоятельно определяет начало занятий во вторую смену
Итак, официально узаконенная вторая смена существует и бороться с ней бесполезно. Можно только приспособиться к ситуации, проанализировав все за и против.
Плюсы второй смены
- Детям не надо рано вставать, «совятам», у которых биологические часы не настроены на ранние подъёмы,» это особенно удобно.
- Выспавшись, ученики легко, как говорится, «на свежую голову» делают уроки
- Школьники становятся более самостоятельными и учатся планировать своё время.
- Дети меньше болеют, так как меньше контактируют со сверстниками: после полудня учеников в школе не так много, как утренние часы
Минусы второй смены
- Мозг лучше воспринимает информацию утром, а не в дневные часы и тем более не вечером.
- Перегруженная вторая половина дня приводит к тому, что вечером у школьников не остаётся сил на приготовление уроков, а утром они не могут рано не вставать.
- Сложно включать в распорядок дня кружки и секции
- Не все дети настолько организованы, что могут самостоятельно собираться в школу, когда родители на работе
- Возникают проблемы с возвращением домой после занятий, так как уроки в осенне-зимний период заканчиваются в тёмное время суток.
Всё дело в биоритмах
Залог успешной учебы — грамотно составленный режим дня, который во многом зависит от биоритмов, с которым рождается человек. Есть дети-«жаворонки» и дети- «совы». Первым не составляет труда просыпаться ни свет ни заря, бодро шагать в школу и проявлять себя на уроках, вторые — любят подольше поспать, им в тягость ранние подъёмы и тем более утренняя мозговая активность.
Резюме: одни ученики лучше раскрывают свои способности в первую смену, вторые — после полудня. И как в такой ситуации однозначно ответить на вопрос, какая смена больше подходит ребёнку?
Всё индивидуально. Если вторая смена «сваливается» как снег на голову и меняет режим дня целой семьи, у родителей один выход — грамотно распределить нагрузку и умело сложить пазл по созданию комфортного дня для своего школьника. Что касается успешной учебы, то всегда действует одно правило: кто хочет овладевать знаниями — учится на совесть при любых обстоятельствах.
Постскриптум
Я не стала умничать и озвучивать подруге свои рассуждения на тему биоритмов и индивидуального подхода к режиму дня. Сказала только, что в некоторых российских школах дети учатся даже в три смены, намекая на то, что вторая смена — не самая серьёзная преграда на тернистом на пути к знаниям.
Автор — Елена Климашевская, мама школьника
Чем плоха вторая смена и другие секреты школы | Милосердие.ru
Психолог Наталья Барложецкая, ведущая популярной программы «Суперняня» на телеканале Рен-ТВ
Почему дети хотят в школу?
Есть две группы детей: с внешней мотивацией и с внутренней. Внешняя мотивация – это когда ребенок сам еще не хочет в школу, но мама ему так хорошо описала первый класс, да еще купила новые карандаши и рюкзак, и роль ученика ребенку начинает нравиться. Если спросить его, почему он хочет в школу, он ответит: «Там будет много ребят, у них будут новые тетрадки, краски, пенал».
Ребенок с внутренней мотивацией уже созрел для того, чтобы узнать что-то новое. Если его спросят, почему он хочет в школу, он ответит: «Там много интересного расскажут, и я научусь вычитать и умножать».
В любом случае, какой бы ни была мотивация, первый класс – это место, где ребенок учится учиться.
Что важнее: школа или учитель?
Когда родители спрашивают меня, что лучше — выбирать школу или учителя, мой совет однозначный: учителя. В первые четыре года закладывается любовь к учебе и будущее отношение к школе. Если вы выберете не учителя, а школу – к пятому классу ребенку может совсем расхотеться учиться.
Чем важен возраст «6 и 6»
Когда родитель приходит в школу, первое, на что он должен обратить внимание — документы, которые его просят подписать. Среди них будет согласие на проведение работы психолога с ребенком.
Психолог имеет право работать с ребенком только после разрешения родителя.
Ребенок, достигший шести с половиной лет, может не проходить психолого-педагогическую комиссию вообще, и должен быть зачислен в первый класс.
Затем я бы советовала родителям выяснить, по каким комплектам учебников будет проходить обучение. Существуют программы, которые требуют особенной подготовки учителя, поэтому не лишним было бы удостовериться, что учитель действительно имеет право преподавать по прилагаемой программе.
Стоит выяснить и учебное расписание. Произвольное внимание (когда ребенок может сосредоточиться, на чем просят) начинает формироваться не раньше 6 лет и 6 месяцев. Именно поэтому психологи не рекомендуют отдавать ребенка в школу до этого возраста: эмоциональная сфера ребенка зачастую к школе еще не готова.
Физкульт-минутки развивают межполушарные связи
Первоклассники приходят в школу в 8.00, как и все остальные дети, но продолжительность урока у них короче — 35 минут.
Почему же фактически урок длится 45 минут «от звонка до звонка»? Дело в том, что первоклашкам необходимо время, чтобы сосредоточиться, достать из рюкзака все принадлежности, осмотреться: это пять минут до урока и пять минут после. Нужно понимать, что это нормальный процесс, а это время детям необходимо!
В течение всего первого класса каждые семь минут обязательно должны быть перерывы: пять физкульт-минуток за урок. Это очень важно для развития межполушарных связей и увеличения концентрации внимания детей. Особенно это полезно для ребят с гипо- и гиперактивностью.
Дети, которые гуляют, делают меньше ошибок
Сейчас в каждой школе ввели обязательный динамический час – прогулку между уроками. По сути, это всего лишь 25 минут на свежем воздухе, остальное время уходит на то, чтобы одеться, раздеться, выйти, построиться…
Прогулки очень полезны, даже если на улице дождь: благодаря динамическому часу повышается уровень познавательной активности у детей.
Мы замеряли уровень концентрации внимания и количество ошибок в группах, которые гуляли и которые не гуляли. Выяснилось, что при написании диктантов дети, которые гуляли, делали меньше ошибок, чем дети, которые не гуляли. Это объясняется очень просто: во время прогулки дети, во-первых, переключают внимание, а во-вторых, обогащаются кислородом, полезным для мозговой деятельности.
Бац – вторая смена!
Если вас определили учиться во вторую смену, — вас обрекают на менее успешное освоение ребенком программы.
Наш мозг лучшее воспринимает информацию утром. Абсолютно у всех! Я не встречала ни одного научного обоснования того, что существуют «совы» и «жаворонки». С утра голова ясная.
Во вторую смену учиться ребенку не стоит – лучше поменять школу.
Утро вечера мудренее
У любого человека уровень концентрации внимания в течение дня разный. Утром – повышенный, после 6 часов вечера производительность падает на 60%. Поэтому, когда родители делают с ребенком уроки до полуночи, я говорю: лучше пусть ребенок придет в школу вообще с невыученными уроками, но выспавшийся!
Ничего хорошего после восьми часов вечера из выполнения домашнего задания не выйдет.
А с 18 до 20 часов я рекомендую делать только устные уроки: чтение, например.
Если ребенок не успел сделать письменные уроки – ложимся спать, а утром встаем чуть раньше. Исследования показывают, что задания, которые ребенок вечером выполняет за час, утром он успевает сделать за 20 минут.
Особенно страдают от этого детки с повышенной ответственностью: они не могут лечь спать, пока не закончат дело, и если что-то не получается, они говорят: «Я лучше перепишу».А время уходит, концентрация внимания падает, ошибок становится все больше и больше… Это тупиковый путь. Утро вечера мудренее.
За работу — с чистыми руками
Когда вы делаете с ребенком домашнее задание, переключать внимание необходимо каждые семь минут. Введите ритуал, который будет предшествовать выполнению домашнего задания: например, сходите помыть руки. Желательно делать это в одно и то же время. Это повысит концентрацию внимания и поможет выработать привычку.
Начать с простого или сложного?
У одних детей работоспособность увеличивается в процессе урока, у других уменьшается. Кому-то легче сразу сесть и начать, но потом ребенок устает, а кому-то тяжело начать, но в процессе он «втягивается». Нельзя ко всем применять «золотое правило» начинать со сложного. Это правило подходит лишь для 50% детей.
Тест Тулуза-Пьерона поможет определить, с чего надо начинать: с простого или сложного.
Похвала – критика — похвала
До 6 лет, когда ребенок «накалякает» что-то в альбоме и принесет маме — он ждет похвалы и только похвалы. Он еще не осознает, что что-то может делать плохо. И если мама говорит: «Знаешь, твой домик недостаточно хорош: здесь надо добавить тучку, здесь — солнышко», — ребенок не поймет этого совсем. И это нормально.
Только с 5 лет начинает зарождаться рефлексия, а саморефлексия и того позже.
Сначала ребенок замечает, что и как делают другие. Часто это называют периодом ябедничества: малыш оценивает действия других: «А Федя описался!», «А Вася не доел кашу!». И когда его спрашивают: «А ты сам-то доел кашу?» — он задумчиво отвечает: «Нет…» А это для него просто не важно! Важно то, что он стал замечать, что кто-то делает что-то не так или не хорошо.
Как это ни странно, это тоже нормальный процесс! Это закономерный этап личностного развития. Ребенок еще не может перейти к самостоятельной деятельности. Сначала он только учится оценивать, а решать проблему сам пока не может: «А Петя забрал мою игрушку!» — «И что?» — спрашивает педагог. «Накажите его!» — «Но зачем наказывать? Ты попросил его вернуть игрушку?» — «Нет».
И только потом развивается следующий этап: ребенок вдруг открывает, что он и сам что-то делает не так!
Это уже саморефлексия: способность оценить результаты своей деятельности с негативной стороны. Она формируется с шести до семи лет. До этого возраста мы должны хвалить все, что делает ребенок. А потом, прежде чем критиковать, надо найти три вещи, за которые можно похвалить (или больше). Иначе — критика «подрезает крылья».