+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Когда банк сообщит в финмониторинг

Финмониторинг: что это такое и так ли он страшен?

Когда банк сообщит в финмониторинг

Вопросы, финмониторинг – что это, как он работает, для чего нужен и к каким последствиям приводит, интересуют многих.

Дело в том, что о строгом надзоре за финансовой деятельностью слышал практически каждый, а о его реальных целях и задачах не знает почти никто.

Неприкосновенность же личных денежных средств заботит практически каждого. Это и порождает многочисленные необоснованные опасения.

Финмониторинг и его виды

Финансовый мониторинг (финмониторинг) доступными словами означает наблюдение, сбор и обработку сведений о денежных операциях граждан (физических лиц) и предприятий и организаций (юридических лиц). Вести такую деятельность имеют возможность только те субъекты, которые имеют непосредственное отношение к финансовым потокам.

Весь денежный оборот завязан на финансовые организации – банки, страховые компании, пенсионные и другие фонды, биржи и т.д. Именно им проще всего осуществлять контроль операций с деньгами. Соответственно, логика подсказывает, что именно финансовые организации становятся субъектами финмониторинга, т.е. теми, кто его осуществляет.

Деятельность каждого отдельного субъекта сама по себе смысла не имеет. Необходима координация из работы, централизованный сбор, хранение и обработка информации.

Эти задачи должны выполнятся в масштабах целого государства и, как правило, их реализация возлагается на государственные органы. В России таким органом является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг или ФСФМ, официальный сайт).

Служба является одним из действующих в России федеральных органов исполнительной власти и находится в подчинении у Президента РФ.

Таким образом, финансовый мониторинг в стране осуществляется на двух уровнях. Им соответствуют два вида финмониторинга:

  1. Обязательный. Этот вид входит в функции Росфинмониторинга и включает накопление информации и общий контроль финансовых потоков в пределах станы и за рубеж.
  2. Внутренний. Этот вид осуществляется субъектами (финансовыми организациями) при выполнении клиентами финансовых операций. Его задача – определить те из них, которые соответствуют критериям обязательного мониторинга, зафиксировать и отправить данные о них в уполномоченный орган.

Полномочия участников, правовой базис их деятельности, признаки операций, подлежащих обязательному финмониторингу, устанавливаются законодательно Основной регулирующий эти положения в Российской Федерации документ — закон № 115-ФЗ от 07.08.2001г.

Аналогичные законы и органы действуют практически во всех странах. К примеру, соответствующая украинская служба носит название Государственной службы финансового мониторинга, контролируется правительством (Кабинетом Министров) и руководствуется ЗУ про противодействие отмыванию средств и финансированию преступной деятельности.

Цели финмониторинга

Закон о финансовом мониторинге уже в названии точно определяет цели, с которыми ведется эта деятельность. Его основные задачи – не допустить:

  • Легализации полученных незаконным (преступным) путем денежных средств;
  • Финансирования преступной деятельности, прежде всего, терроризма.

Отмывание денег — термин, появившийся в США еще в первой половине прошлого века. Тогда на полученные преступными группировками деньги была создана сеть прачечных. Поступавшие от них средства показывались как доходы от оказания услуг, прежде всего, стирки, становясь легальными («отмытыми»).

Суть процесса не поменялась и сегодня – незаконные доходы (прибыли от продажи наркотиков и оружия, рэкета и пр.) различными способами размешаются на счетах в финансовых организациях.

После этого, полученные с этих счетов средства оказываются совершенно легальными («чистыми»), а их происхождение не вызывает сомнений.

В дальнейшем такие деньги продолжают работать на финансирование преступной деятельности, нередко используются в интересах террористических организаций.

Выявить такие схемы и пресечь работающие в их рамках финансовые потоки и должен финансовый мониторинг. Поскольку в операциях задействуются как счета физических лиц, так и корпоративные финансы, внимание уделяется всем операциям.

Важность ФМ

Сказанное выше отражает важность контроля денежных потоков. Но и в государственных органах, и на местах (в субъектах мониторинга) одновременно выполняются и другие важные действия:

  • Производится проверка на соблюдение клиентами требований законодательства и соответствие операций установленным нормам, в частности, ФЗ №115.
  • Формируется (на местах) и анализируется регулярная отчетность.
  • Осуществляется регистрация финансовых операций.
  • Ведется проверка законности операций и происхождения (источников получения) денежных средств, зачастую требующая документального подтверждения.
  • Проверяются персональные данные клиентов на предмет возможного участия в криминальных или террористических организациях, идентифицируются отправители и получатели средств, участники финансовых сделок.
  • Составляются списки клиентов — потенциальных участников незаконных операций.

Этими мерами достигается не только решение главных задач мониторинга. Выполнение таких действий помогает предотвратить планирующиеся преступления и существенно укрепляет безопасность работы финансовой организации.

Как и кем проводится

Двухуровневая система финансового мониторинга, работающая в стране, отличается высокой эффективностью, но, вместе с тем, не создает неудобств для клиентов финансовых учреждений при проведении операций.

Работает она следующим образом.

Внутренний ФМ

В деятельность по контролю вовлечены все сотрудники (кассиры, операционисты в банках, работники страховых компаний, отделов и департаментов других учреждений), непосредственно обслуживающие операции клиента в финансовой организации. На них возлагается проведение первичных операций мониторинга — идентификация личности человека, совершающего транзакцию и, в некоторых случаях, проверка ее соответствия оговоренным законом условиям.

В основном их задача ограничивается сбором необходимой персональной информации клиента и поверхностной проверкой ее подлинности (например, правильности заполнения паспортных данных и соответствия сведений о доходах данным, приведенным в справках).

Отделы (департаменты) финмониторинга

Более детально финансовые операции анализируют сотрудник департаментов (отделов) финансового мониторинга банков и других организаций. Они имеют доступ к деталям операции и персональным данным ее контрагентов.

  • Кому подчиняются такие отделы и департаменты? Для качественного выполнения возложенных на них задач и недопущения злоупотреблений во внутрибанковской деятельности или работе других учреждений, подотчетны исключительно главным органам управления соответствующих структур – совету директоров или правлению банка, ТОП менеджменту компании и т.д. Кроме того, полномочий сотрудников таких отделов достаточно и для того, чтобы контролировать деятельность высших должностных лиц учреждения.
  • Какую работу они проводят? Сотрудник проверяет каждую (если на этапе первичного мониторинга не производился отбор) операцию и принимает решение о том, подлежит ли она внутреннему или обязательному финансовому мониторингу. Каждая такая операция получает соответствующий код.
  • Что дальше? В установленные сроки сведения об операциях, подпадающих под действие закона, собираются в файлы отчетности в соответствии с присвоенными кодами (они же определяют периодичность этих действий) и отправляются в электронном виде в уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг), ведущие обязательный мониторинг.

Интересно:  Реальные способы начать свой бизнес на 100 тысяч рублей

Обязательный ФМ

Сотрудники ФедСФМ, получая отчетность финансовых организаций, контролируют соответствие попавших в нее операций требованиям законов о мониторинге. Поскольку в их распоряжении находится объединенная база данных, возможности для детального изучения всех деталей и принятия взвешенного решения у них значительно шире.

https://www.youtube.com/watch?v=xEIk8M4ZktQ

В случае возникновения подозрений о том, что какая-либо из банковских операция направлена на финансирование преступной деятельности, отмывание денег или производится из средств, полученных преступным путем, Федеральная служба имеет право заблокировать движение по счёту до получения дополнительной информации:

  • данных документов клиента или хранящихся в банке копий;
  • документов, подтверждающих персональные данные и происхождение средств от самого клиента;
  • информации о других финансовых операциях физического лица или организации.

На основании этих документов проводится всесторонняя проверка клиента и его денежных потоков. В случае выявления в преступной деятельности дальнейшее разбирательство проводится правоохранительными и судебными органами.

Не исключены случаи, когда операция имеет явные признаки противозаконной деятельности, например, платежи в пользу организаций, признанных террористическими или финансирующими в преступную деятельность. При их обнаружении соответствующие меры принимаются без дополнительных проверок.

Такая организация работы требует тесного взаимодействия государственного уполномоченного органа и сотрудников отдел финансового мониторинга банков и других учреждений. Такую координацию осуществляет ФСФМ РФ. На эту службу возложена также задача подготовки по вопросам финмониторинга кадров на местах.

Какие операции подлежат мониторингу

Как говорилось выше, контроль осуществляется за всеми операциями всех клиентов финансовых организаций — юридических и физических лиц. Признаков, по которым действия относятся к подлежащим внутреннему или обязательному мониторингу множество. Среди важнейших – контрагенты и суммы транзакций.

Перечень операций, которые контролируются субъектами и уполномоченными органами финмониторинга приведен в законах, на основании которых осуществляется их деятельность. Следует отметить, что и сам список, и граничные суммы транзакции не могут считаться постоянными. В случае изменения ситуации, корректируются они достаточно быстро путем принятия соответствующих поправок к законодательству.

Поскольку в подавляющем большинстве случаев деньги, полученные преступным путем, оказывается наличными, именно действиям с наличностью уделяется максимальное внимание. В настоящий момент мониторингу подлежат операции на сумму свыше 600 тыс. руб.:

  • обмен валют (вне зависимости от направления) и банкнот (старых на новые, одного номинала на другой);
  • снятие наличных с банковского счета или пластиковой карты или пополнение счёта/карты наличными с последующим безналичным перечислением средств;
  • покупка за наличные ценных бумаг;
  • получение средств по чекам иностранных банков, выписанным на предъявителя, скупка или продажа дорожных чеков;
  • перевод средств на неименные карты, анонимные (на предъявителя) вклады, депозиты в иностранных банках, получение средств с таких карт/вкладов (депозитов);
  • отправка средств на счета казино, покер-румов и других операторов азартных игр;
  • поступление или отправка средств в рамках займов под нулевой процент или безвозмездной помощи (благотворительности).

Интересно:  Куда инвестировать один миллион рублей: 5 прибыльных способов

Кроме того, чтобы не подвергнуться финансовому мониторингу следует избегать операций:

  • определение назначения или сторон которых затруднено;
  • не обоснованных деятельностью клиента или экономической целесообразностью (например, покупка золота в слитках клининговой фирмой, выплата компанией, находящейся на грани банкротства зарплат в сотни тысяч рублей или перевод депозитных средств или кредитов на рефинансирование в банк, предлагающий заведомо худшие условия обслуживания).

Следует отметить, что и попытки вывести операции из-под мониторинга, например, деление суммы на несколько платежей, вызовут пристальное внимание специалистов.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего.

Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента.

Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%.

Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Что потребуется для проведения приостановленной операции

Если операция клиента, попавшая под финансовый мониторинг, всё же была заблокирована, необходимо будет документально подтвердить ее законность и предоставить все запрошенные сведения.

Как правило, для успешного прохождения проверок достаточно документов, которые подтверждают происхождение используемых в транзакции средств:

  • Для физлиц это могут быть справки о доходах, выписки по счетам в других банках, кредитные договора, документы подтверждающие наследство и дарение и т.д.
  • Для юридических лиц, чаще всего, достаточно копий бухгалтерской отчётности, банковских выписок, заключений аудиторских служб.

Естественно, потребуются также удостоверения личности и им сопутствующие документы (например, справки обязательного социального страхования или свидетельство о постановке на налоговый учет). Для предприятий и организаций, возможно, придется предъявить учредительные документы.

Новый закон о финмониторинге: за что банки будут замораживать счета

Когда банк сообщит в финмониторинг

Как новый закон о финансовом мониторинге коснется пользователей криптовалют и электронных денег, а также любителей лотерей — читайте в статье

responsibleinvestment.org

6 декабря прошлого года парламент одобрил в целом законопроект о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем (№2179). Закон вступает в силу 28 апреля 2020 года. Мы решили разобраться, кого затронет новый закон и что изменится с конца апреля в сфере финмониторинга.

Финансовый мониторинг — это государственная система противодействия отмыванию и легализации средств, полученных преступным путем. Еще 30-40 лет такого понятия не существовало, а каждая страна оберегала финансовую информацию. Но тренд глобализации становится все актуальнее, в связи с чем растет необходимость борьбы с махинаторами.

По словам Оксаны Маркаровой, министра финансов Украины, обновленный законопроект про финансовый мониторинг разрабатывался несколько лет. Поскольку Украина выбрала путь евроинтеграции, необходимо постоянно гармонизировать украинское законодательство и внедрять международные директивы.

Так, законопроект 2179 адаптирует в национальное законодательство Рекомендации FATF, а также 4-ю и частично 5-ю Директивы Европейского Союза против отмывания денег и финансирования терроризма, которые уже внедрены во всех странах-членах ЕС и являются обязательными для стран, которые намерены стать членами ЕС.

Что же изменится для украинцев, банков и контролирующих органов? Рассмотрим подробнее.

Новые суммы и признаки подозрительных операций

Раньше финансовому мониторингу подлежали операции от 150 тыс грн в эквиваленте. А основанием для этого мог послужить один из 17 признаков. В новом законопроекте увеличили предельный порог суммы до 400 тыс грн, а список признаков подозрительных операций уменьшили до четырех. Теперь обзательно нужно сообщать в таких случаях:

  • если это сложные финансовые операции
  • необычно большие
  • проведены необычным способом
  • операции, не имеющие очевидной экономической или законной цели.

Также мониторингу подлежат денежные переводы без открытия счета, в том числе международные на сумму от 30 тыс грн. Инициатор такого перевода будет обязан предоставить полную информацию о себе и получателе.

По сути, субъекты первичного финансового мониторинга (банки и другие финансовые организации) получили больше гибкости в определении того, является ли конкретная финансовая операция подозрительной.

По словам министра финансов, банки должны самостоятельно наладить систему финансового мониторинга, чтобы определять действительно подозрительные операции, не останавливать безосновательно транзакции клиентов и не требовать одни и те же бумажки каждый раз.

Оксана Маркарова
Министр финансов Украины

Операции с криптовалютами отныне будет проверять финмониторинг

Согласно обновленному закону, под финансовый мониторинг теперь будут подпадать операции с виртуальными активами. А к субъектам первичного финансового мониторинга также отнесли компании, которые предоставляют услуги по обмену, хранению, продаже и переводу электронных денег. Сюда же входят компании, деятельность которых связана с криптовалютами.

Если биржи, обменники, банки или другие компании совершают платежи в криптовалютах на сумму больше 30 тыс грн в эквиваленте, они должны проверить такую операцию и собрать детальную информацию о клиенте.

Клиент, в свою очередь, должен предоставить исчерпывающую информацию о происхождении и назначении своих виртуальных активов.

В случае, если такая операция покажется подозрительной, нужно уведомить Госслужбу по финансовому мониторингу.

По словам министра финансов, у Госфинмониторинга есть доступ к аналитическому продукту, который позволяет проводить расследования источников происхождения криптоактивив и направлений их использования. То есть, служба расследует операции с криптой, и есть уже немало успешных кейсов, которые были представлены в том числе на международном уровне, сообщает Оксана Маркарова.

Также министр отмечает, что внесение криптовалют в закон о финмониторинге стало первым шагом на пути введения их в легальное поле согласно европейским директивам и рекомендациям FATF.

Оксана Маркарова
Министр финансов Украины

Что изменится в сфере азартных игр

Отныне обязанности первичного финансового мониторинга возлагаются на лотереи и азартный бизнес (букмекеры, казино и другие) при принятии ставок и возвращения выигрышей клиентам. Мониторить будут операции от 30 тыс грн. Порог достаточно низкий, поскольку эта деятельность сама по себе является высокорисковой.

Выглядеть это будет так: при приеме ставки или выдаче выигрыша на сумму 30 тыс грн и больше казино или лотерея должны собрать о клиенте информацию (паспорт, ИНН, банковские счета и тд) и передать данные в службу Госфинмониторинга.

В Украине такие компании (кроме государственных лотерей) сейчас находятся вне закона. «Я надеюсь, что вскоре Верховная Рада примет закон, который урегулирует их деятельность, и они станут полноценными субъектами финансового мониторинга», — отметила Оксана Маркарова.

Как изменятся субъекты финансового мониторинга и штрафы

Согласно обновленному закону, следить за чистотой денег, кроме банков и финансовых организаций, будут также платежные системы и лица, которые предоставляют консультации по вопросам налогообложения.

Также субъектами первичного финансового мониторинга становятся бухгалтеры, оказывающие частные услуги. Отныне они также должны проверять финансовые операции своих клиентов и сообщать о подозрительных в Госслужбу финмониторинга. К слову, закон не распространяется на бухгалтеров, работающих в штате компании.

В целом, как указано в законе, субъектами первичного финансового мониторинга являются:

  • банки, страховщики, страховые брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, участники или члены платежных систем, предоставляющих финансовые услуги;
  • товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  • профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг);
  • операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода), и осуществлению валютных операций;
  • филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  • специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга: аудиторы, бухгалтеры, консультанты по налогообложению, адвокаты, нотариусы и другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.

Эксперты уверены, что бдительность финансистов значительно вырастет, поскольку новым законом устанавливаются новые размеры штрафов для всех субъектов первичного финмониторинга.

Если раньше максимальный размер штрафа для них (кроме банков) составлял 34 тыс грн, то теперь за разные виды нарушений будут разные штрафы. Максимальный составит 204 тыс грн.

Его могут назначить за нарушение требований по осуществлению надлежащей проверки, требований по выявлению принадлежности клиентов к политически значимым лицам или нарушение порядка создания и хранения документов.

Банкам грозит максимальная сумма штрафа в 5 млн евро, а для небанковских субъектов штраф может быть в размере двойной суммы выгоды, полученной в результате нарушения.

Но при этом законом предусмотрены возможности заключения соглашения с субъектом первичного финансового мониторинга, по которой он вместо штрафа обязуется устранить и в дальнейшем не допускать нарушения.

Также он может обжаловать решение о наложении штрафов.

Как будут замораживать активы

Будут ли перестраховываться банки? Эксперты уверены, что да. И любая операция, которая вызовет подозрение у финучреждения, будет остановлена. А расширение прав Госфинмониторинга позволит финразведке замораживать активы лишь на основании подозрения в том, что они связаны с финансированием терроризма, причем для этого не нужно даже решения суда.

people-and-banks.net

Что касается субъектов финансового мониторинга, то руководством к действию для них станут специальные списки. Если клиент банка находится в таком списке или работает с его фигурантами, то банк должен заморозить активы этого клиента и сообщить об этом в СБУ.

Если в ответ банк получит сообщение о том, что лицо-владелец замороженных активов не включен в «черный список», то банк обязан снять заморозку не позднее следующего рабочего дня. Возможны ли ошибки, например, из-за похожих фамилий? Теоретически да.

При этом клиент, которому по ошибке были заморожены активы, может на рассчитывать на компенсацию убытков.

Пока счет клиента заблокирован, он, конечно же, не может пользоваться средствами на протяжении всего срока, пока будет длиться проверка. Без уведомления клиента банк может заблокировать счет на 2 дня. При этом он обязан передать информацию в Госфинмониторинг, который, в свою очередь, может продлить санкции еще на 7 дней.

Решения о замораживании активов и применении других санкций могут быть обжалованы в административном порядке. Но, учитывая загруженность судов, такие дела вероятнее всего будут рассматриваться очень долго.

Какой эффект ожидают от нового закона?

По словам министра финансов, принятые изменения в законодательстве не означают, что контролирующие органы теперь «ждут, кого бы оштрафовать».

В дальнейшем будет проводиться разъяснительная работа среди представителей бизнеса, будут проводиться тренинги и обучающие программы.

«Главное, что все должны понять — добросовестному клиенту и субъекту первичного финансового мониторинга нечего бояться», — сообщила Оксана Маркарова.

ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО: Украина перешла на IBAN: что это за стандарт и какие изменения коснутся банков

Финмониторинг от какой суммы 2020

Когда банк сообщит в финмониторинг

устойчивого малого бизнеса в России

Если вы предприниматель, любой банк может внезапно заблокировать доступ к счету.

Причина — подозрение в обнале. Но дело не в вас, дело в Центробанке.

Россия борется с обналом и уходом от налогов. Существует целая индустрия обнала, и ЦБ постоянно ищет способы ее переиграть.

На нынешнем витке в борьбу включены банки: они обязаны блокировать любые операции, которые похожи на обнал. Под санкции банка могут попасть даже честные предприниматели: достаточно случайно провести несколько подозрительных операций.

В этой статье — как не стать случайной жертвой борьбы закона с хитростью.

Что за обнальщики

Обнальщики — ребята, которые превращают официальные деньги на счете в неофициальную наличку.

Компания, которой нужны наличные, заключает договор и оплачивает какие-нибудь невещественные услуги — например консультации. Другая компания их как бы оказывает.

Но на самом деле она выводит деньги подставной компании, та переводит их по липовым договорам через транзитные фирмы, а в конце цепочки деньги снимают как наличные.

В итоге первой компании привозят сверток с деньгами, из которого предприниматель выдает серую зарплату, уходя от налогов и взносов.

Заниматься обналом и пользоваться подобными услугами незаконно. Мы не советуем так делать и надеемся, что вам никогда не придется с этим столкнуться.

Если Центробанк замечает, что какой-то банк помогает обнальщикам, он резво отзывает у него лицензию. Тогда блокируются деньги всех клиентов, и если ваши вклады застрахованы, то вы их получите через АСВ через две недели. Если нет — возможно, не получите. В итоге десяток обнальщиков со счетами в одном банке могут подкинуть проблем тысячам клиентов.

Чтобы не подводить своих клиентов, банки вынуждены самостоятельно следить за подозрительными операциями. Для этого во всех банках есть отдел финмониторинга. Что именно и как мониторить, им говорит Центробанк.

Расскажем, что делать честным предпринимателям, чтобы их не посчитали обнальщиками.

Проверяйте контрагентов

Если ваша фирма работает с подозрительными компаниями, ее могут посчитать транзитером — частью цепочки по обналичиванию средств. Поэтому, прежде чем начать работу с новым поставщиком или клиентом, убедитесь в его надежности.

Подозрительно: контрагент находится по адресу массовой регистрации. Проверьте, сколько компаний зарегистрировано по адресу контрагента — проще всего сделать это на сайте ФНС . Вбейте в поисковик адрес и посмотрите, что за здание там расположено: если это не бизнес-центр и там зарегистрировано 15 фирм, то это адрес массовой регистрации.

Подозрительно: директор компании числится директором во многих других фирмах. Директора тоже можно проверить на сайте налоговой .

Очень подозрительно: у контрагента много арбитражных дел, исполнительных листов за неуплату налогов и исков от контрагентов за неисполнение обязательств. Проверяйте в картотеке арбитражных дел .

Всё и сразу можно проверить на сайте налоговой в разделе ЕГРЮЛ , в сервисах «Мое дело-бюро», «Спарк», «Контур-фокус».

Подробно описывайте переводы

Когда отправляете платеж, подробно описывайте его назначение: основание, дату, НДС. Если нет описания платежа, финмониторинг может начать расследование.

Если у банка возникнут подозрения в подлинности договоров или счетов, вас попросят их предоставить.

Обычно на предоставление дают хотя бы один рабочий день, за это время собрать документы реально, если они рядом. Сложнее, если оригиналы на подписи у контрагента.

Но чаще всего для подтверждения достаточно фотографий. Можно попросить контрагента сфотографировать документы на телефон и переслать.

Чтобы предупредить вопросы, подробно описывайте платежи и держите под рукой оригиналы или сканы договоров.

Работайте по своим оквэдам

Коды ОКВЭД-2 показывают, чем занимается компания. Их выбирают при регистрации предприятия. Вам должны платить только за то, что прописано в оквэдах.

Например, компания говорит государству: «Буду заниматься реставрацией произведений искусства» — поэтому выбирает «Деятельность в области художественного творчества» — код 90.03.

Надежно: ни у кого не возникнет вопросов, если такая компания получит деньги за реставрацию картины или антикварного столика из музейной коллекции. Эта деятельность соответствует зарегистрированным оквэдам.

Подозрительно: если придут деньги за абстрактные «финансово-консультационные услуги», проверка начнется наверняка. Еще налоговая может оштрафовать на 5000 Р за неправильное предоставление данных.

Если вы понимаете, что фирма растет и появляются новые направления бизнеса, просто добавьте коды оквэда. Для этого нужно заверить у нотариуса заявление и подать документы в ФНС. Госпошлина — 800 Р, для ИП — бесплатно.

Не снимайте все наличные

Как только ИП начинает снимать со счёта все деньги, к нему приходят с проверкой. ИП чаще всего задействованы как концевые звенья цепи обнала, поэтому здесь к ним особое внимание.

Подозрительно: ИП получает 300 тысяч и на следующий день снимает все деньги в банкомате.

Безопасно: ИП получает 300 тысяч и переводит часть денег на личный счет, а часть тратит с карты, привязанной к счету.

ИП может покупать по корпоративной карте хоть оборудование для фирмы, хоть колбасу в «Ашане». Если у ИП «доходы минус расходы», то колбасу просто не нужно заявлять к вычету.

Если просто «доходы» — покупки вообще никого волнуют, можно везде и всегда рассчитываться корпоративной картой.

В «Тинькофф-бизнесе» ИП могут бесплатно переводить до 150 000 рублей ежемесячно на собственную карту Tinkoff Black и получать кэшбэк за покупку колбасы. Но если каждый день вы получаете по 150 тысяч и тут же переводите на свою карту, после чего обналичиваете в банкомате — финмониторинг может заволноваться.

Платите налоги и взносы

Компании обязаны платить налоги и взносы. Банки обязаны за этим следить.

Но есть нестыковка: компании могут открыть счета в нескольких банках и чисто теоретически платить налоги с любого из них — законом не запрещено.

Но следят за налогами все банки одновременно: каждый хочет, чтобы вы платили именно через него. В итоге, если у вас счета в двух банках, а платите вы налоги только с одного, второй банк начнет вас подозревать.

Безопасно: платить налоги параллельно со всех счетов. Например, с одного — подоходный, а с другого — взносы.

Иметь несколько счетов для бизнеса в нескольких банках — это хорошее дело. Если у одного из банков отзовут лицензию, заморозятся не все деньги.

Нормально: платить налоги и взносы с одного счёта и держать под рукой копию платежки, чтобы в случае чего показать ее финмониторингу.

Существует рекомендуемый ЦБ минимум налогов — 0,5% от оборота. Этот минимум отслеживает банк. Если за квартал вы заплатили налогов менее 0,5% оборота, с вами свяжутся.

Еще есть налоговая нагрузка по сфере деятельности. Она определяет процент налогов от оборота компании по виду экономической деятельности и варьируется от 1,4% до 41,5%. Если платить меньше, чем в среднем по сфере, то с проверкой в офис придет уже налоговая, а не банк.

Если компания или предприниматель работают с физическими лицами, то они почти всегда являются налоговым агентом и должны удержать и перечислить в налоговую НДФЛ за физлицо. Если вы отправите деньги физлицу, но не заплатите налог в течение суток — начнутся вопросы.

Что делать, если вас заподозрили

Банк не сразу блокирует обслуживание за подозрительные операции. Обычно процедура выглядит так:

  1. Специально обученный робот ловит подозрительные транзакции и выдает отчет.
  2. Живой аналитик смотрит на операции и решает, подозрительные они или нет. Если подозрения есть, открывается расследование.
  3. Сотрудник банка связывается с предпринимателем, чтобы запросить подтверждающие документы: счета, по которым идет оплата, копии договоров. Банки дают от 1 до 10 дней, чтобы предприниматель прислал нужные документы — обычно достаточно их сфотографировать и прислать фото. Если сомнений в честности нет, то расследование закрывают.
  4. Если предприниматель никак не ответил на запрос банка или не показывает документы, то блокируется дистанционное обслуживание счёта — нельзя будет зайти через интернет-банк и вывести деньги.
  5. Чтобы разблокировать обслуживание, предпринимателю достаточно предоставить запрошенные документы в банк. Если документов не будет, деньги так и останутся лежать на счете, но забрать их можно будет только после контакта с банком.

Финмониторинг работает, чтобы защищать всех клиентов банка от отзыва лицензии. Поэтому сотрудники никогда не блокируют обслуживание счёта без разбора, а реальные санкции начинаются, только когда предприниматель начинает скрываться. Случайно обслуживание счетов не блокируется.

Операции, подлежащие обязательному контролю по ФЗ 115

Подлежащие обязательному контролю операции 115 ФЗ (федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001) описывает достаточно подробно. О сделках, находящихся на особом контроле, расскажет наша статья.

Операции, подлежащие обязательному контролю из-за условий сделки

В первую очередь на особом контроле находятся сделки, отвечающие двум условиям:

  1. Цена сделки равняется или больше 600000 рублей (либо аналогичной сумме в валюте).
  2. По характеру сделка относится к одному из видов финансовых действий, перечисленных в п. 1 ст. 6 вышеупомянутого закона.

Именно к таким операциям закон относит:

  • снятие или зачисление на счет организации наличных, если эта процедура не вытекает из особенностей хоздеятельности фирмы;
  • купля-продажа валюты гражданином;
  • покупка гражданином акций и других ценных бумаг за наличные;
  • получение физлицом денег по чеку на предъявителя, если чек выписан иностранным гражданином;
  • обмен банкнот разных достоинств;
  • внесение физлицом доли наличными в уставный капитал организации.

Если одна из сторон финансовых отношений зарегистрирована, живет или находится в стране, которая не исполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (список государств установлен приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361), либо используются счета в банковских организациях, зарегистрированных в таких странах, особому контролю подлежат:

  • зачисление или перевод на счет денег;
  • выдача или получение кредита или займа;
  • манипуляции с ценными бумагами.

Служба финансового мониторинга в банке

Когда банк сообщит в финмониторинг

Вся банковская деятельность строго контролируется и регламентируется инструкциями и федеральными законами. В свою очередь банки контролируют операции, которые проводят его клиенты.

Особенно большое внимание в последнее время уделяется обороту денег на счетах, переводам, валютным операциям, а также соответствие проводимых транзакций законности. Этим занимается служба финансового мониторинга, которая создается в структуре банковской организации.

Рассмотрим подробнее, что это за служба, зачем она нужна, чем занимается, и как она может повлиять на денежные переводы клиентов?

Что такое служба финансового мониторинга в банке?

Это подразделение в банке, которое занимается наблюдением и сбором информации для изучения происходящих финансовых процессов, принятия решений о противодействии отмыванию денег, предотвращения подобных действий на внутреннем уровне. Иными словами, служба финмониторинга контролирует оборот денежных средств на счетах и препятствует легализации денег для финансирования террористических и преступных групп.

Легализация (или отмывание) денег — это придание незаконно полученным средствам (от продажи наркотиков, оружия, «крышевания» и проч.)  законного статуса и скрытие источника их поступления.

Данный термин появился давно в США, когда преступники запустили сеть прачечных на незаконные деньги, а затем получали с них доход, «якобы» за стирку, таким образом «отмывая грязные деньги».

Сейчас этот процесс глобализовался, и ежедневно по всему миру через счета банков «отмываются» миллиарды долларов. Схем для «отмыва» существует много.

Самое простой и доступный способ — это открыть банковский депозит (один или несколько), пополнив его «грязными» наличными или безналичным способом (уже частично «отмытыми» деньгами), а затем закрыть и получить «чистые» денежные средства. Поэтому банки так пристально уделяют этому процессу внимание.

В этом процессе принимает участие каждый сотрудник банка, включая кассиров, операционистов, руководителей и проч.

Отдел финмониторинга подчиняется совету директоров банковской организации. Он проводит работу, чтобы исключить нарушения на внутрибанковском уровне и не портить деловую репутацию учреждения. Руководитель этого отдела имеет доступ даже ко всем данным о высшем руководстве.

Таким образом, служба финмониторинга проверяет и контролирует все банковские документы, а за разъяснениями непонятных ситуаций она может обратиться к любому из сотрудников.

Зачем в банке нужен финмониторинг?

Служба финмониторинга в банке выполняет ряд важных функций:

  • Обеспечивает безопасность работы учреждения.
  • Контролирует внешние и внутренние операции на основании ежедневной отчетности.
  • Проводит регистрацию операций.
  • Ведет проверку анкет клиентов на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам, идентифицирует стороны финансовых сделок.
  • Создает «черный список» клиентов, которые подозреваются в нелегальном обороте денег.
  • Предотвращает потенциальные преступления.
  • Контролирует соблюдение установленных требований законов и инструкций, в частности, ФЗ №115.
  • Проверяет документы, подтверждающие законность операций и денежных средств.
  • Взаимодействует с ФСФМ РФ.
  • Проводит обучение сотрудников банка по вопросам безопасности.

Какие операции могут попасть на контроль службы финансового мониторинга в банке?

Основной критерий, по которому сотрудников финансового мониторинга  в банке привлекают операции, является несоответствие этих расходных операций деятельности клиента. Согласно ФЗ №115, обязательному контролю подлежат операции на сумму выше 600 т.р. (или эквивалента в иной валюте).
Операции, которые попадают под контроль финмониторинга:

  • Переводы частным лицам от юрлиц (если это не зарплата, выплата вознаграждений по договорам и проч.),
  • Поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с оффшорных зон и др.),
  • Операции поступления и снятия наличных, проводимые в один день,
  • Повторяющие однотипные сделки по снятию крупных сумм,
  • Многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки (до месяца), которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными,
  • Покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен поврежденных купюр на целые в эквиваленте от 600 т.р.,
  • Покупка физлицом ценных бумаг за наличные деньги,
  • Размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 т.р.),
  • Пренебрежение клиентом выгодными условиями, например, клиент размещает крупную сумму во вклад без интереса к процентной ставке и другим условиям,
  • Операции клиента не имеют экономического смысла, например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчетностью,
  • Невозможность установления сторон сделки,
  • Перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.)

Таким образом, оснований для попадения операции на контроль довольно много. Это связано с повышением количества случаев отмывания денег, полученных незаконными способами. Условия законов ужесточаются, чтобы минимизировать возможные риски для банков. Вызвать подозрения могут и частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 т.р.

Что нужно сделать, чтобы операция прошла?

Чтобы приостановленная службой финмониторинга операция прошла, нужно выполнить выдвигаемые условия. В большинстве случаев – это предоставления документов, подтверждающих легальность средств на счетах:

  • Выписки с зарплатных счетов или справки 2НДФЛ,
  • Документы, подтверждающие прибыль от коммерческой деятельности,
  • Договоры купли-продажи, дарения, наследства,
  • Документы, подтверждающие расходы клиента: кредитные договора, открытие вклада в другом банке, крупная покупка,
  • Копии бухотчетности и налоговые декларации, аудиторские заключения о финансовом положении,
  • Паспорта сделок по валютным контрактам и иные документы.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.