История верховного суда рф
Что такое Верховный суд Российской Федерации (ВС РФ) | Суворов Групп
В системе общих юрисдикционных судов Верховный Суд — единственная инстанция, которая вправе в пределах своей подсудности, рассматривать дела в качестве любой из возможных инстанции, то есть первой, апелляционной, кассационной и надзорной.
Что такое Верховный суд (ВС РФ)
Верховный суд РФ является высшим звеном системы арбитражных судов (до 2014 года был еще ВАС РФ) и судов общей юрисдикции.
Полномочия и права инстанции детально прописаны в Конституции РФ, а также 1-ФКЗ. В качестве представителей для ведения дел в ВС России привлекаются лучшие юристы по правовым вопросам, гражданским или административным спорам.
Что такое Суд и Судебная система.
Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».
История создания ВС РФ
Верховный суд РФ берет свое начало с Верховного суда РСФСР, утвержденного постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года «Положение о судоустройстве РСФСР», которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
Февральская революция 1917 г., в результате которой в стране было образовано Временное правительство, повлекла за собой реорганизацию судебной системы, отвечавшую новому строю государственной жизни.4 марта 1917 г.
указом Временного правительства упразднялись особые суды, а именно: Верховный уголовный суд и особые присутствия Сената, судебных палат и окружных судов с участием сословных представителей.
25 марта 1917 г. был образован Высший дисциплинарный суд, а 24 ноября 1917 г.
Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде».
В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.В постановлении Временного правительства говорилось, что падение старого государственного строя, являвшегося пережитком прошлых лет, могло произойти с такой легкостью благодаря тому, что прежний порядок пришел в негодность и совершенно перестал считаться с народными интересами.
Судебные уставы 1864 г., являвшиеся в своем первоначальном виде прекрасным образцом судебного устройства, были значительно испорченными позднейшими узаконениями, подорвавшими основные принципы судоустройства – гласности, независимости судей и участие в суде общественного элемента.
Закрепление правового статуса в РФ
Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, существовавший с момента принятия Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, когда Суд был высшей инстанцией в системе федеральных судов общей юрисдикции, был изменен Президентом РФ, утвердившим 5 февраля 2014 года Закон о поправках к Конституции. Согласно этому Закону произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ в новый орган, являющийся их правопреемником – Верховный Суд Российской Федерации, который с момента начала своей работы не будет принадлежать к системе федеральных судов общей юрисдикции.
Полномочия Верховного суда
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Численный состав суда
Верховный Суд Российской Федерации состоит из ста семидесяти судей Верховного Суда Российской Федерации.
Что рассматривает
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Определение ВС может быть отменено
Даже определение Верховного суда РФ может быть пересмотрено, если в деле открылись новые обстоятельства, а решение, на основании которого оно было вынесено, затем отменили.
Такой механизм работает, даже если принятое ранее решение уже находится на исполнении. Однако если дело касается процедуры банкротства, нужно успеть до ее завершения.
Именно так произошло с определением ВС РФ от 28 апреля 2016 года № 304-ЭС15-19372.
Решение ВС РФ
На определения, принятые Верховным судом, при наличии предусмотренной процессуальным законом возможности, может быть подана апелляционная и кассационная жалоба.
В гражданском процессе обжалование определений суда, прошедших апелляционный этап обжалования, а также апелляционных и кассационных определений осуществляется в порядке надзора, то есть в Президиуме.
В уголовном процессе обжалование решений Верховного суда осуществляется также как и обжалование приговоров.
Обжалование, как и участие в рассмотрении дел Верховным Судом, можно назвать особой специализацией юристов, и немногие готовы предоставить юридические услуги по данным вопросам.
Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором.
Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.
Действующий состав суда
- Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
- Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
- Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
- Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в Федеральный конституционный закон.
Руководство
№ | Должность | ФИО |
1 | Председатель | Лебедев Вячеслав Михайлович |
3 | Первый заместитель | Серков Петр Павлович |
4 | Заместитель | Давыдов Владимир Алексеевич |
5 | Заместитель | Нечаев Василий Иванович |
6 | Заместитель | Петрова Т.А. |
7 | Заместитель | Рудаков С.В. |
8 | Заместитель | Свириденко О.М. |
9 | Заместитель | Хомчик В.В. |
Контактная информация
Адрес: 121260, г. Москва, ул. Поварская, д.15
Тел. — прием граждан (495) 690-5463
- по уголовным делам (495) 690-4909, (495) 627-9623
- по административным и гражданским делам (495) 690-4314 , (495) 627-9690
- по экономическим спорам (495) 609-91-20
Сайт:
- http://www.vsrf.ru/
- http://www.supcourt.ru/
- http://вс.рф/
Приемная Верховного Суда РФ осуществляет прием граждан по адресу:
121260, г. Москва, ул. Поварская,13 (подъезд № 2). Ближайшие станции метро: Баррикадная и Арбатская
- с понедельника по четверг с 9-00 до 18-00,
- в пятницу – с 9-00 до 16-30,
- обед — с 13-00 до 13-45.
ВНИМАНИЕ! Заявления и жалобы в Верховный Суд Российской Федерации в письменном виде следует направлять по адресу: Поварская ул., д. 15, Москва, 121260.
История создания ВС РФ
Рассматривая все этапы создания вооруженных сил России, необходимо глубоко погрузиться в историю, и хоть во времена княжеств не идет речь о российской империи и уж тем более о регулярной армии, зарождение такого понятия, как обороноспособность начинается именно с этой эпохи. В XIII веке Русь была представлена отдельными княжествами. Их военные дружины хоть и были вооружены мечами, топорами, копьями, саблями и луками, но не могли служить надежной защитой от посторонних посягательств.
Единая армия начинает свое существование только во время Ивана Грозного. За все это время произошло немало изменений как в формировании состава, так и в его управлении, но решающими, поворотными реформами для истории останутся преобразования Ивана IV, Петра I, Дмитрия Милютина, а также современные реформы, которые находятся на стадии завершения.
Армия Ивана Грозного
История создания ВС РФ ведется от образования государства Московского. По своей структуре армия отдаленно напоминала регулярные силы. В составе войска насчитывалось около 200 000 обученных воинов из числа дворян.
Царь Иван IV после известного Казанского похода издает указ о создании постоянных частей стрельцов. Датируется это событие 1550 годом. Одновременно учреждаются пешие войска общей численностью до 3 тысяч, которые делились на стрелецкие сотни.
Служба в сотнях была пожизненной и передавалась по наследству.
Данная эпоха вошла в историю, как установление порядка комплектования войска. Было предприняты попытки организовать централизованное управление, которое с той поры только подтверждало свою состоятельность.
Артиллерия теперь существует в виде отдельного рода войск, а на части российских рубежей организована сторожевая служба. Уже к 1680 году структура солдатских полков стала содержать в себе роты.
Офицеры обучались по установленным программам тактической и строевой подготовки. Впоследствии свои знания они передавали солдатам.
Преобразования Петровской эпохи
У многих история создания регулярной армии в России ассоциируется именно с реформами Петра I. Здесь ключевое значение имеет слово «регулярная». Период преобразований пришелся на 1701-1711 годы. Необходимость реорганизации остро возникла после поражения, которое русские войска потерпели под Нарвой. Теперь армия набиралась из рекрутов.
От определенного количества дворов должен был выдвигаться один представитель для пожизненного несения службы. Переход на рекрутскую систему позволил увеличить численность войск. Звание офицера могли получить дворяне после прохождения службы в качестве обычного солдата Преображенского полка. Армия Российской Империи того времени насчитывала 47 пехотных полков и 5 гренадерских полков.
Артиллерия причислялась к кавалерийским полкам.
Перемены наблюдались и в организации управления. Все полномочия по решению армейских вопросов передавались правительственному сенату. Аналогом современного Министерства обороны служила военная коллегия. Петровскую эпоху отличает создание флота на Балтийском море.
С этого времени тактические учения охватывали все рода войск, причем проходили они в двустороннем порядке, то есть, с имитацией реальных боевых условий. Все это не могло не сказаться на успехе российского войска.В 1721 году армия одержала окончательную победу в Северной войне.
Екатерина II известна своими управленческими качествами. В период ее правления Военная коллегия преобразовалась в независимый орган управления армией – военное министерство.
Появились егерские корпуса, основу которых составляла легкая пехота и кавалерия. Общая численность контингента достигает 239 тысяч человек. Высоких достижений удалось добиться и в подготовке офицерского состава.
Начинается эпоха великих полководцев. Они вырабатывают собственные стратегии ведения боя.
П.А. Румянцев, служивший при Екатерине II, прославился тем, что предложил тактику разбиения пехоты на квадраты – каре. Схема наступательного движения предполагала размещение кавалерии позади пехоты. Артиллерия же позиционировалась по флангам. Такой строй был более управляемым, что позволяло оперативно перестраиваться в зависимости от объективной ситуации.
Все значимые победы 18 века сопряжены с преобразованиями Петра и Екатерины.
Реформы 19 века
Как уже не раз отмечалось аналитиками, ключевые изменения, связанные с преобразованием или реструктуризацией армии, происходят после определенных «печальных» событий, сопровождающихся поражением или значительными потерями.
Крымская война 1853 года показала, что настал черед внеплановых изменений, способных повысить боевую мощь российской армии. История данного периода связана с именем Д.А.
Милютина, военного министра, славившегося дальновидным мышлением и реформаторскими взглядами.
Основная идея министра заключалась в том, что незачем тратить казенные средства на содержание многочисленной армии в мирное время. Зато государство должно обладать вполне обученным запасом, который в кратчайшие сроки можно привлекать в случае проявления агрессии.В 1864 году произошло переформирование личного состава, при котором количество военнослужащих уменьшилось, а запасников – увеличилось. Изменяется воинская повинность и понятие рекрутов уходит в прошлое. Теперь в армии обязаны служить все мужчины, которым исполнился 21 год. Новый устав подробно описывал порядок призыва на службу.
Теперь действительная служба составляет 6 лет, а затем на 9 лет военнослужащий остается в запасе. Общий срок, таким образом, достигает 15 лет.
Наконец-то было уделено должное внимание грамотности солдата. Он обязательно обучался чтению и письму, так как возникла острая необходимость в профессионально подготовленных кадрах. Реформа в армии – это общегосударственная программа, затрагивающая многие сферы. К концу 19 века резко возрастает количество военных училищ, где проходят подготовку будущие кадровые офицеры.
Это время запомнится массовым перевооружением армии. В 1891 году на вооружение принимается легендарная винтовка Мосина, а стволы крупнокалиберных орудий становятся нарезными.
И снова проверка боем. Победа в русско-турецкой войне, как отмечал Милютин, осуществилась только благодаря подготовленности армии и ее своевременному перевооружению.
Удивительно, но развитие вооруженных сил происходит по спирали. В принципе, это нормальное явление, так как даже самые успешные преобразования не могут вечно приносить победу. С течением времени изменяются технические возможности потенциальных противников. Необходимо принимать ответные меры.
Если не успеть это сделать, то поражения не избежать, это и случилось в 1905 году.
И снова толчок к преобразованиям позволил России войти в Первую Мировую с должной подготовкой, но здесь уже на политическом фронте были недостатки, поэтому успехи российской армии до сих пор обсуждаются ведущими историками.
Становление Советской армии
Советская армия смогла достичь своего апогея после ВОВ. Она считалась самой могущественной в мире, но в начале века, когда рождалось новое государство и пережитки империи были категорически отброшены, армия испытала определенные трудности.
Прежде всего, необходимо отметить, что вооруженные силы России после революции были упразднены. В 1917 году объявляется набор добровольцев в Красную армию. В регулярную она была переведена только в феврале 1918 года.
День советской армии и военно-морского флота приурочен как раз к этой дате.
После завершения гражданской войны и Первой мировой войны Красная армия продолжила свое формирование. Закон об обязательной службе вышел в свет в 1925 году. Уже к 39 году модель РККА близко напоминала структуру Советской армии. Приближение Второй Мировой было неизбежно, но советское правительство до последнего момента надеялось избежать активных действий.
Так или иначе, СССР пришлось отражать атаку немецких агрессоров со старым вооружением, без обученных профессиональных полководцев, силами наполовину реформированной армии. До 1941 года все мероприятия были проведены с неимоверной скоростью.Благодаря всеобщей мобилизации численность действующей армии составила почти 6 миллионов человек, а дальше была война… Нам известно, как труженики тыла обеспечивали фронт, как в военных условиях талантливые конструкторы изобретали новую технику, какой ценой была завоевана Победа.
ВОВ на долгие годы дала опыт ведения всех видов боевых действий, выдвинула множество гениальных полководцев, показала сплоченность советского народа, но подобные перемены мы не станем рассматривать, потому что до сих пор будем делать все, чтобы такого на земле никогда не повторилось.
Освоение космоса и развитие строительства реактивных аппаратов привело к возникновению нового вида войск, а освоение космического пространства уже в то время наталкивало на мысль использования его для обеспечения госбезопасности.
Современная российская армия
РФ, как преемница Советского Союза, переняла огромный опыт некогда самой сильной армии, оставив только лучшие ее стороны. Однако удалось это далеко не сразу. 90-е годы показали, в какой степени вооруженные силы зависят от экономики и внутренней политики государства.
Рождение регулярной армии приходится на 7 мая 1992 года, когда указом Президента России были образованы ВС РФ.
В течение двадцати лет предпринимались попытки повысить профессионализм не только офицерского, но и сержантского состава, но недальновидные действия, война в Чечне, плачевное состояние бюджета либо способствовали выбору ошибочного направления развития, либо вообще пресекали любые попытки реформ.
Последняя программа реформирования началась в 2013 году. Она считается одной из самых масштабных и продлится до 2020 года. Уже сегодня можно подвести предварительные итоги работы этой программы.
- Россия вернула статус ключевого игрока на мировой арене.
- ВПК работает на госзаказ, что означает достаточное выделение средств на перевооружение.
- Повысился уровень социального обеспечения военнослужащих.
- Решен вопрос с предоставлением жилья по различным программам государственной поддержки.
- Повысился престиж профессии военного.
- Успехи в Сирии показали высокий уровень технического оснащения и уровень профессионализма командования.
- Начал работать единый центр управления ВС.
- Образована новая структура – ВКС , играющая огромную роль в обеспечении безопасности государства.
Вот так выглядит приблизительная история нашей отечественной армии.
Верховный Суд РФ
Определение 1
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом на всей территории Российской Федерации.
Длительное время Верховный суд представлял интересы только судов общей юрисдикции, однако сравнительно недавно он был объединен с Высшим Арбитражным Судом, в результате его функции и полномочия несколько поменялись.
В настоящее время Верховный Суд возглавляет все суды Российской Федерации, за исключением конституционных судов, которые имеют особую подсудность и специфические функции.
Основные функции Верховного суда следующие:
- рассмотрение некоторых категорий дел по первой инстанции;
- пересмотр решений нижестоящих судов;
- анализ правоприменения действующего законодательства судами;
- дача рекомендаций по вопросам рассмотрения и расследования уголовных дел;
- анализ статистики рассмотрения дел, также наиболее часто допускаемых ошибок.
В настоящее время в Верховный суд занимает важное положение в системе судов, так как принимает основополагающие решения по многим вопросам. Выше данной судебной инстанции стоит только Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в который возможно обжалование решений Верховного суда. В рамках Российского государства Верховный Суд является последней инстанцией для обжалования судебных решений.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Решения Верховного Суда РФ
Верховный суд РФ принимает решения по различным категориям дел. Основополагающими решениями Верховного суда являются постановления. Интересным является тот факт, что постановление не разрешает дела по существу.
Оно анализируют имеющиеся положение в законодательстве, имеющиеся пробелы, которые возникают в ходе применения норм права, и содержит рекомендации по оптимальному применению конкретной нормы в сфере различных отраслей права.
Несмотря на то, что наша страна в основу правовой системы заложила романо-германское право, соответственно, прецедентная система у нас не действует, постановление Пленума Верховного суда являются обязательными для исполнения всеми судами, а также правоохранительными органами. Такая позиция весьма интересна, так как судебные источники не могут являться источниками права в странах, где отсутствует прецедентное право. Таким образом, наблюдается некое смешение правовых сфер.
Однако подобное положение Верховного Суда РФ говорит о его высокой роли в правовой системе в целом, а также о его неоспоримой главенствующей роли в системе судов Российской Федерации.Верховный Суд является высшим судебным органом, он занимается разбирательством по таким категориям дел, как:
- гражданские;
- уголовные;
- административные;
- ряд экономических споров в соответствии со своей подсудностью, определенной действующим законодательством.
Кроме того, Верховный Суд в пределах своей компетенции осуществляет надзор за деятельностью судов, которые включены в состав судебной системы, а также может выступать в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
Структура Верховного суда РФ
Руководство Верховным судом РФ осуществляет Председатель Верховного Суда. Он занимается организационными функциями, обобщением статистической информации, представляет интересы данного органа при взаимодействии с другими органами. На должность Председателя суда назначается высококвалифицированный судья, имеющий большой опыт работы.
Другим важным органом является Пленум Верховного Суда, который как раз и занимается разъяснительной и показательной работой. Именно Пленум Верховного суда пересматривает статистику, обобщает имеющиеся пробелы и проблемы в праве, издает постановление по наиболее спорным вопросам.
Кроме того, в состав структуры Верховного суда входит коллегия ВС РФ, а также аппарат суда.
В состав Верховного суда может входить Научно-консультативный совет при Верховном Суде, который занимается анализом действующего законодательства, выявляя пробелы и проблемы в праве, которые в последующем озвучиваются Верховным Судом при взаимодействии с законодательными органами, по наиболее спорным вопросам Пленум Верховного Суда может издать акт.
Полномочия Верховного суда определяется тем, что он выступает в качестве высшего судебного органа. Кроме вышеуказанных функций, Верховный Суд может пересматривать дела в случае, если открылись новые обстоятельства.
Замечание 1
Основные дела, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, касаются оспаривания нормативно-правовых актов, издаваемых такими субъектами, как Президент, Правительство, Генеральный прокурор, представители Следственного комитета, Центрального банка, ЦИК и так далее.
Кроме того, Верховный суд рассматривает вопрос о прекращении деятельности некоторых средств массовой информации, который действуют на территории двух и более субъектов России. Некоторые полномочия Верховный Суд имеет при проведении выборов и референдума в Российской Федерации.
При необходимости, Верховный суд может разрешать экономические споры, которые возникли между государственными органами.Верховный Суд в лице Пленума Верховного Суда занимается обеспечением единообразного применения законодательства, с этой целью им изучается и обобщается практика применения законодательства, на основании чего издаются постановления Пленума.
Кроме того, Верховный суд Может осуществлять полномочия, которые связаны с установлением международного сотрудничества и оговорены в международных договорах России. Федеральными законами и федеральными конституционными законами к полномочиям Верховного суда могут добавляться новые положения. Однако изменить полномочия возможно только путем внесения изменений в ФКЗ.
Таким образом, полномочия Верховного суда очень широки и распространяются на широкую сферу отношений.
Данный орган выступает в качестве контролирующего по отношению к нижестоящим судам, а также органам, которые реализуют сферу правоохранительной деятельности.
Основная цель деятельности суда — добиться единообразия правоприменительной практики, а также соблюдения прав и свобод субъектов права.