Грузоперевозки ответственность водителя экспедитора
Грузоперевозки ответственность водителя экспедитора
Профессия водителя является одной из наиболее востребованных в наше время. Бремя на людях, сидящих за баранкой, тоже лежит не малое.
Правда, где именно заканчивается это бремя знают не все работники и далеко не все работодатели.
- Обязанности водителя
- Есть и пределы
- В чем именно заключается мо этой должности?
- Заключение необходимых соглашений
- Составление договора
- Заключение
Он может может выполнять совершенно разные функции и на него возлагается масса обязанностей.
Поэтому материальная ответственность водителя, например, за утраченный полуприцеп может наступить лишь в ограниченном размере, установленном ст. 241 ТК РФ. Аналогичное решение вынесено в Постановлении Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 06.11.
2013 N 44г-131/13, где судьи посчитали ненадлежащее обслуживание водителем вверенного ему автомобиля проступком, не связанным с обслуживанием товарно-материальных ценностей. Согласитесь, неожиданный вывод.
В результате водители вообще могут перестать отвечать за ТС и его агрегаты, считая, что средний заработок – не такая уж и серьезная мера ответственности за ущерб, причиненный дорогостоящему ТС.
Для работодателя выходом из положения является страхование ТС.
трудовой контракт.
Также не нужно забывать о должностной инструкции, конкретно определяющие функции сотрудника. Ни о какой полной материальной ответственности и о соответствующем соглашении речи идти не может.
Если работник помимо водительской функции будет заниматься экспедированием, то с ним должен полписываться следующий пакет документов:
- Трудовой контракт;
- Договор о полной МО (в нем четко должно быть написано, за что отвечает водитель-экспедитор, его права и обязанности);
- Должностная инструкция.
Помимо этой документации при непосредственном осуществлении деятельности экспедитора на водителя оформляются доверенности, акты приема-передачи груза, товарно-транспортные накладные и пр..
Экспедитор может отказаться подписывать соглашение – это его право.
Грузоперевозки ответственность водителя экспедитора пример
Ответственность наступает в пределах, прямо установленных действующим административным, трудовым, гражданским и уголовным законодательством.
Говорить, о том, какая именно материальная ответственность ляжет на плечи водителя – экспедитора, можно только после проведения тщательного расследования (проверки), установления причинно – следственных связей, способствующих возникновению конкретного происшествия.
(Хищение, повреждение части или всего груза, а также транспортного средства произошло в результате действий – бездействий самого водителя – экспедитора; или в результате противоправных действий третьих лиц; в результате ДТП и т.д.
Грузоперевозки ответственность водителя экспедитора тайной канцелярии
Внимание
В советские времена груз доставлялся водителем машины при помощи сопровождающего лица – экспедитора. Именно экспедитор нес полную ответственность за сохранность груза и передачу его получателю. Рыночная экономика внесла в процесс свои коррективы.
На сегодняшний день водитель чаще всего совмещает должность с обязанностями экспедитора. То есть, с момента погрузки товара до момента передачи его получателю, водитель несет полную материальную ответственность за доставляемый груз. Рассмотрим подробнее, что входит в круг обязанностей водителя.
До начала осуществления автоперевозки груза, водитель обязан удостовериться в наличии сопроводительных документов на товар.
Кроме этого, необходимо проверить сам груз: наличие и количество мест, целостность упаковки или тары, а также убедиться, что груз размещен в кузове надлежащим образом.
Ведь она является собственностью работодателя.
Поэтому работодатель заинтересован в получении гарантий сохранности машины. Сделать это можно, заключив соглашение. При этом необходимо сразу определить стоимость машины. Ведь сотрудник может не согласиться на такие условия.
Скачать образец
Материальная ответственность водителя грузового автомобиля
Работодатель, как правило, возлагает на работника всю полноту ответственности за машину.
Данное соглашение имеет несколько особенностей:
- Максимальный ущерб представляет собой цену за машину. Как сказано выше, работодатель должен поставить сотрудника в известность о стоимости машины. Это основное условие соглашение, иначе его нельзя будет назвать добровольным;
- Необходимо оговорить порядок возмещения ущерба. Обычно ущерб компенсируется из зарплаты работника.
Кроме того в рамки его обязательств входит следить за погрузкой и выгрузкой.
Он также может предположить поведение груза во время транспортировки и помочь правильно расставить его по полу прицепа, чтобы избежать возможных повреждений.
У водителя – экспедитора, помимо перечисленных выше обязанностей, также прибавляются: проверка качества и количество загружаемого и выгружаемого по сопроводительным документам – товарно-транспортным накладным; проверка и контроль целостности упаковки (НЕ СОДЕРЖИМОГО); обеспечение режима перевозки (актуально для продуктов питания и опасных веществ); оформление документов и актов о недостаче, порче или прочем вреде.
Есть и пределы
Профессия водителя, как и большинство других, является материально ответственной.
Это делается путем удержаний определенного процента от заработка. Они осуществляются до тех пор, пока ущерб не будет возмещен в полном объеме. Условия компенсации также должны быть известны водителю и он должен согласиться с ними;
- Срок действия соглашения является одним из основных его условий. Данное условие означает период, в течение которого водитель будет нести обязанность по возмещению;
- Умышленное повреждение. Работник обязан поддерживать машину в отличном техническом состоянии, проходить регулярные осмотры. Если этого не делать, что авто может попасть в ДТП и вина за его повреждение или уничтожение должна быть возложена работодателем на сотрудника.
Но когда ущерб причинен в результате случайности, а работник всеми силами старался не допустить вреда, но обязанности компенсировать вред не будет.
Это основные условия соглашения.
Понятие материального возмещения означает возложение обязанности на работника по возмещению вреда имуществу, который наступил в результате его действий. Так или иначе, материальное возмещение по трудовому договору обязательно для всех работников организации.
Но существует и форма специального документа, который возлагает полную ответственность. Это договор о материальном возмещении ущерба в полном объеме.
Такие договоры заключаются с лицами, которые допущены к использованию или работе с ценностями.
Договор о материальной ответственности водителя за груз
Составление такого договора представляется обоснованным. Ведь именно такой работник является единственным человеком, который отвечает за целостность груза за весь период его перемещения.
Компании перевозчики заключают подобные соглашения с сотрудниками.
2.6. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже. 2.7. Принимает товар со складов в соответствии с сопроводительными документами. 2.8. Проверяет целостность упаковки, контролирует правильность погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов в автомобиле. 2.9.
Обеспечивает сохранность груза при транспортировке. 2.10. Оформляет документацию по приему и сдаче грузов. Выступает доверенным лицом предприятия при сдаче, приеме и транспортировке груза. 2.11.
Но опять же, такой сотрудник должен оформляться на предприятии правильно, и помимо трудового должен заключаться контракт о материальной ответственности за автомобиль.
Только при наличии этих двух обстоятельств можно говорить о наступлении полной материальной ответственности. В остальных случаях она общая.
В чем именно заключается мо этой должности?
Теперь разберемся, за что же ответственен человек, находясь за рулем и может ли он быть таковым. Это может быть:
- Техническое состояние транспортного средства;
- Сохранность и качество перевозимых предметов.
Причем, требования работодателя осуществлять ремонт служебного автомобиля за счет работника совершенно необоснованно и неправомерно.
Это значит, что груз расставлен правильно и надежно закреплен, при транспортировке отсутствует возможность механического повреждения упаковки и самого товара.
Если при осмотре товара, готового к отправке, водитель-дальнобойщик обнаруживает недостатки (поврежденная упаковка, недостача товара), все данные об этом заносятся в специальный раздел товарно-транспортной накладной ТТН. Кроме проверки документов и фактического состояния товара, водитель обязан перед поездкой удостовериться в готовности автотранспортного средства к автоперевозке.
На всем протяжении пути водитель-дальнобойщик обязан соблюдать определенные правила транспортировки груза. Эти правила устанавливаются руководством транспортной организации и регламентируют действия водителя при доставке груза.Задачами комиссии являются разбор причин перерасхода моторного топлива и других горюче-смазочных материалов на подвижном составе автопарка, повлекших за собой причинение материального ущерба, разработка и внедрение в практику контрольных мер, направленных на выявление причин перерасхода ГСМ. Истребование с работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от представления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
В итоге иск работодателя о взыскании с работника причиненного ущерба в виде перерасхода ГСМ в пределах среднего месячного заработка был удовлетворен.
Функциональные обязанности
Водитель-экспедитор выполняет следующие функциональные обязанности: 2.1. Управление одиночными автомобилями всех типов и марок. 2.2. Заполнение путевого листа 2.3. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию.
2.5.
Постановка его на отведенное место по возвращении из рейса. 2.6. Прием грузов со складов в соответствии с сопроводительными документами. 2.7. Проверка целостности упаковки (тары). 2.8. Погрузка, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.9. Обеспечение сохранности их при транспортировке. 2.10. Выгрузка и сдача доставленного груза, оформление приемо-сдаточной документации. 2.11. Участие в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и.т.п. 2.13. Устранение возникших во время работы на линии мелких эксплуатационных неисправностей подвижного состава, не требующих разборки механизмов. 2.14.
закрепленного автотранспорта и места для его стоянки в чистоте. 2.15. Выполнение разовых служебных заданий, поручений, указаний Генерального директора, заместителя генерального директора, начальника отдла логистики.
3. Права
Водитель-экспедитор имеет право: 3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию. 3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.). 3.4.
Пользования утвержденными Генеральным директором Инструкциями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора. 3.5.Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях в работе вверенной ему техники, недостатках в работе.
4.
ТК РФ).
О договоре полной материальной ответственности
Бытует мнение, что если с работником заключить такой договор, то он будет отвечать за ущерб по полной программе в любом случае, чтобы ни случилось. Но это не так.
Законодательство предусматривает конкретные требования, при выполнении которых работодатель может заключить с отдельным работником письменный договор о полной материальной ответственности, а также определяет перечень должностей и работ, при выполнении которых могут заключаться такие договоры, взаимные права и обязанности работника и работодателя по обеспечению сохранности материальных ценностей, переданных ему под отчет.
Договор о материальной ответственности водителя за автомобиль: образец заполнения бланка вы можете скачать в статье, полная индивидуальная ответственность водителя экспедитора за грузовое авто
Понятие материального возмещения означает возложение обязанности на работника по возмещению вреда имуществу, который наступил в результате его действий. Так или иначе, материальное возмещение по трудовому договору обязательно для всех работников организации.
Но существует и форма специального документа, который возлагает полную ответственность. Это договор о материальном возмещении ущерба в полном объеме. Такие договоры заключаются с лицами, которые допущены к использованию или работе с ценностями.
Образец договора о материальной ответственности водителя
Водитель экспедитор — лицо, которое отвечает не только за факт перевозки товара, но и за оформление документов на него. Поэтому именно экспедитор должен отвечать за перевозимый груз.
Правильный образец договора о материальной ответственности экспедитора можно найти здесь:
Договор о материальной ответственности водителя за машину
Нередко водители используют машину ежедневно. Это может быть любым специализированным транспортом, погрузчиком или грузовиком. Такая работа предполагает обеспечение сохранности машины. Ведь она является собственностью работодателя.
Поэтому работодатель заинтересован в получении гарантий сохранности машины. Сделать это можно, заключив соглашение. При этом необходимо сразу определить стоимость машины. Ведь сотрудник может не согласиться на такие условия.
Договор материальной ответственности водителя автобуса
Автобус так же, как и грузовик, является собственностью работодателя. Он имеет значительную цену. В силу этого работодатель заинтересован в возмещении вреда при повреждении автобуса. Одним из условий обязанности по компенсации является наличие вины в действиях работника.
То есть работник должен либо прямо хотеть наступления вреда, либо относиться к этому легкомысленно. Это принципиально важное условие. Именно наличие умысла и обуславливает обязанность по возмещению или ее отсутствие. В этом смысле следует указать несколько условий:
- Работник прямо желал повреждения имущества;
- Легкомыслие означает несоблюдение правил дорожного движения, игнорирование неисправности автобуса.
В результате таких действий или бездействия причиняется вред, для которого и требуется возмещение.
Материальная ответственность водителя автокрана
Договор о материальной ответственности заключается обязательно, поскольку автокран — дорогостоящая спецтехника. Работа на автокране требует высокой квалификации и опыта. Поэтому договор заключается в операторами кранов во всех случаях.
Текст соглашения соответствует содержанию документа, посвященного использованию работником машины. Ознакомиться с ним можно здесь:
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
- +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
- +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
- +7 (800) 707-31-40 — все регионы РФ.
(64,50
zakondostatka.ru
» Водитель-экспедитор – должность, совмещающая по функционалу логиста, водителя, курьера и товароведа. Помимо этого, он сопровождает груз, то есть принимает его и отгружает, ведя документальную отчётность.
Водитель-экспедитор отвечает за доставку груза в надлежащем состоянии в указанные сроки.
Требования, предъявляемые к работникам на должность водителя-экспедитора, отличаются в зависимости от уровня компании, отрасли её работы.
В одних организациях сотрудник,имеющий высшее образование и водительское удостоверение категории С1Е, должен знать основы первичной бухгалтерской документации, владеть иностранными языками, обладать навыками делового общения.
Открываете туристический бизнес?
Тут вы найдете пошаговую инструкцию и рекомендации. В других – работнику достаточно водить легковой автомобиль и уметь пользоваться навигатором.
Требования к знаниям и навыкам водителя-экспедитора находят отражение в его должностной инструкции.
Какую ответственность за груз несет водитель-экспедитор?
Ситуация следующая.
Мой тесть — водитель тягача с полуприцепом, который перевозит живой скот (поросят). ГИБДД, прибывшее на место происшествия пост-фактум, устанавливает, что водитель нарушил скоростной режим, хотя объективных признаков нет, и сам момент движения не зафиксирован, да и тесть говорит, что у него был 30-40км/ч.
Ущерб оценили в 1,2млн руб. Работодатель склоняет его выплатить 30% от суммы ущерба путем того, что они «выдадут» ему займ на эту сумму под 12% годовых.
Договор с водителем экспедитором, гражданская ответственность водителя
Добрый день, коллеги.
Вопрос про гражданско правовую ответственность водителя, перевозчика. Организация работает на УСН, требуется водитель-экспедитор с личным автомобилем для доставки и забора груза.
Оплата сдельная, возмещение ГСМ по нормам в соответствии с пробегом. Водитель должен нести материальную ответственность за груз, а так же отвечать за прием груза из транспортной компании, т.е.
21 Октября 2013, 15:53, вопрос №266842 Viktor, г. Москва
- , , , , , , , , , , , ,
1500 стоимость вопросавопрос решён Консультация юриста онлайн Ответ
Обязанности и ответственность водителя экспедитора
Библиотека
Другие статьи
→ .
Ответственность за перевозимый груз
Если грузовой автомобиль после загрузки товаром на заводе-производителе был опломбирован и пломбы были вбиты в товарные-накладные, а по прибытию на место разгрузки были сорваны пломбы в присутствии кладовщика, но в соответствии с накладными товара не хватает.
Является ли водитель-экспедитор ответственный за недостачу товара и может ли работодатель удержать в этом случае заработную плату? 17 Октября 2013, 20:23, вопрос №263202 Екатерина, г. 18 Октября 2013, 10:02
300 стоимость вопросавопрос решён Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Ответы юристов (7) 1657 ответов 627 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г.
Водитель перевозка грузов обязанности
Где найти работу водителя-экспедитора?
Водитель-экспедитор, обязанности которого связаны с сопровождением грузов, востребован в логистических компаниях, специализирующихся на городских, междугородних и международных перевозках.
Еще такие специалисты часто нужны в интернет-магазины, фирмы, оказывающие сервисные услуги, и так далее.
Личные качества сотрудника Трудовой договор с водителем-экспедитором заключают в том случае, если он обладает определенными личными качествами, важными для выполнения работы.
При отборе кандидатов отдают предпочтение тем, кто имеет опыт в грузоперевозках, хорошо знает маршруты, особенности местности, имеет опыт поездок без аварий и работы с документами.
У будущего сотрудника должен быть опрятный внешний вид, хорошая физическая форма. Преимущество имеют соискатели на должность без вредных привычек.
К мерам предосторожности при доставке грузов относятся: постоянный
Вопросы ответственности водителей и экспедиторов (Евстратова Л.А.)
От общего к частномуВодители транспортных средств (ТС) и экспедиторы, как правило, являются чьими-то работниками (организаций или предпринимателей), следовательно, все возникающие связанные с ними вопросы, в том числе связанные с материальной ответственностью, решать нужно согласно трудовому законодательству. В Трудовом кодексе есть отдельный раздел (XI), посвященный материальной ответственности сторон трудового договора.
Материально ответственными являются обе стороны: и работник, и работодатель. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает в результате причиненного ею другой стороне этого договора ущерба в ходе виновного противоправного поведения (действий или бездействия).
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст.
Что входит в должностные обязанности водителя-экспедитора
/ / 15.10.2020
Вместе с увеличением объемов грузовых перевозок в нашей стране возрастает спрос на таких специалистов, как водители-экспедиторы.
В их обязанности входит организация транспортировки товаров по заранее составленным и согласованным маршрутам.
В своей работе водители-экспедиторы должны учитывать множество факторов и условий, влияющих на безопасную и своевременную доставку грузов, знать правила погрузки и разгрузки различных видов товаров, позволяющие обеспечивать их целостность и сохранность, уметь работать с транспортными документами.
Кроме того, водители-экспедиторы должны хорошо знать устройство грузовых автомобилей, уметь ликвидировать поломки, которые могут возникать в пути.Таким образом, для работы по данной специальности недостаточно иметь права соответствующей водительской категории и определенный водительский стаж. Что касается высшего образования, оно требуется не всегда.
Ответственность водителя за недостачу перевозимого груза
— — Однако, стоит отметить, что суды не всегда применяют сроки исковой давности. В-седьмых, суд может с учетом материального положения работника снизить сумму, подлежащую взысканию. Для этого следует представить соответствующее ходатайство и документы, подтверждающие данный факт.
Мы видим, что обстоятельств, которые могут повернуть дело в вашу пользу очень много, но при грамотном подходе вашего представителя, учитывая обстоятельства дела, можно найти гораздо больше подобных плюсов.
Также следует отметить, что суды часто на стороне работников и малейшая оплошность работодателя в установлении и доказывании необходимых фактов, и решение может быть в вашу пользу.
Ответственность за груз Кроме ответственности за служебный автомобиль, водитель также может нести ответственность за сохранность груза при транспортировке.
Утрата груза: ответственность экспедитора и перевозчика. Новости
Сохранность груза по время доставки является главным фактором успешного сотрудничества грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение или полная утрата груза в разных обстоятельствах влечёт за собой материальную, административную и уголовную ответственность.
Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Полная или частичная утрата груза при перевозке требует юридической помощи для предъявления обоснованных претензий и подачи исковых заявлений в судебные инстанции.
В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:
- досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
- судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону
На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.
К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.
Ответственность перевозчика за утрату груза
Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность транспортируемых материальных ценностей наступает сразу же после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях:
- Возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки.
- Возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты.
- Возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.
Перевозчик может освобождаться от обязательств по компенсации материального ущерба, если он докажет, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора).
Чтобы исключить разногласия во время разбирательств подобных конфликтов необходимо в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза.
В случае отсутствия стоимости груза в официальных документах суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.
Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения.
Ответственность экспедитора за утрату груза
Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.
В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий.
Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика.Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.
Ответственность за утрату груза в результате ДТП
- Если вина водителя транспортного средства, осуществляющего доставку, установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объёме в рамках процедур и положений законов, описанных выше.
- В случае, когда авария произошла не по вине перевозчика, он всё равно будет главный действующим лицом в исковом заявлении.
Однако после возмещения материального ущерба транспортная компания или частный перевозчик имеют права предъявлять регрессивные материальные претензии к виновнику аварии.
Ответственность в случае хищения груза
И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта.
Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах.
Если преступники будут найдены, в рамках разбирательства уголовного дела перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.
Некоторые важные правовые нюансы
- Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
- Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
- Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны.
То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
- Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза.
Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
- В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды.
То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
- Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность
Порядок оформления документов пострадавшей стороной
Грузоотправители и грузополучатели, обнаружившие факт утраты груза, должны действовать следующим образом:
- уведомить руководство транспортной компании о случившемся происшествии;
- немедленно составить акт об утрате груза установленного образца;
- в случае отказа водителя или экспедитора подписывать составленный акт, данный документ удостоверяется в одностороннем порядке;
- если существует такая возможность, необходимо привлечь к актировке происшествия независимых экспертов и свидетелей;
- если груз был застрахован, то требование о возмещении ущерба следует предъявлять к страховой компании в установленном законом порядке и размере, заявленном в страховом полисе. После выплаты компенсации страховой оператор будет выступать с соответствующими требованиями к виновнику утраты груза;
- во всех случаях следует обратиться к опытному транспортному юристу для составления досудебной претензии, а впоследствии – для подачи искового заявления;
- после решения суда в пользу пострадавшего лица необходимо сначала инициировать, а потом контролировать исполнительное производство, которое будет заниматься взысканием материального ущерба с виновной стороны
На портале Cargocash вы сможете застраховать свой груз у надёжного страхового оператора, с которым мы работаем более 10 лет. В таком случае существенно сокращается время выплаты компенсации, которую зачастую можно будет получить ещё до окончания разбирательства конфликта.
Скачать образец акта об утрате груза 2018
Добавить перевозку Разместить заказ
Материальная ответственность водителя при перевозке груза
В сравнении с советскими временами на текущий момент в сфере грузоперевозок произошли определенные изменения. Одним из таких изменений является объединение в одном лице водителя и экспедитора.
Ранее груз доставлялся водителем машины, но сопровождался экспедитором, обязанности были чётко разграничены.
Водитель исключительно управляет ТС, а сопровождающее лицо отвечает за сохранность груза и передачу его получателю.
Сейчас же очень часто встречается водитель-экспедитор, который выполняет и обязанности экспедитора, несёт материальную ответственность за груз.
Обязанности водителя-экспедитора
Стремительные и не всегда положительные изменения рыночной экономики просто вынуждают водителей транспортных компаний дополнительно выполнять обязанности экспедитора.
Принимая груз, водитель становится материально ответственным лицом с этого момента. Снимается данная ответственность при получении груза заказчиком. Прежде чем взять на себя такую ответственность и в случае непредвиденных ситуаций справедливо понести наказание, водитель должен проконтролировать некоторые моменты.
Ответственность водителя велика, поэтому не стоит начинать транспортировку груза, не проверив прилагаемый к товару пакет документов. Сопроводительные документы должны быть соответствующего образца, в необходимом количестве экземпляров, оформлены и заполнены в соответствии с нормами законодательства.
Следующее, что стоит сделать:
- проверить наличие и соответствие занимаемого количества мест документам;
- целостность упаковки;
- правильность размещения;
- надёжность креплений в автомобиле.
Правильно расставленный товар и его прочная фиксация — очень важные факторы при транспортировке. От этого зависит уровень механического повреждения упаковки (товара) и размер возможного нанесённого ущерба.
В ситуациях, когда при осмотре готового к отправке товара, водитель-дальнобойщик обнаруживает какие-либо недостатки, он обязан всё фиксировать в специальном разделе товарно-транспортной накладной.
Это может быть недостача (размер которой указывается), различные повреждения упаковки или самого товара
Разобравшись с фактическим состоянием груза и его документами, перед поездкой водитель-экспедитор обязан убедиться в отсутствии каких-либо технических проблем и полной готовности ТС к автоперевозке.
Действия материально ответственного водителя в дороге
Каждая фирма, предоставляющая услуги по перевозкам, индивидуально разрабатывает свои собственные инструкции, которым водитель-дальнобойщик должен подчиняться. Правила утверждаются руководством транспортной компании и строго регламентируют действия водителя во время перевозок.
Должностные инструкции отличаются друг от друга, но всё же существуют некие общие правила транспортировки груза. Большая часть из них относится к мерам предосторожности, которые в то же время гарантируют предоставление клиентам качественных услуг доставки в установленные сроки.
В связи с этим автотранспортное средство должно находиться под постоянным контролем у водителя. Оставлять ТС водителю без присмотра и подвозить посторонних людей во время рейса запрещено.Также запрещена эксплуатация авто не по назначению, для транспортировки иного груза для постороннего заработка.
Материальная ответственность водителя
Все вышеперечисленные меры направлены на обеспечение сохранности и целостности транспортируемого товара. При этом сам водитель должен быть особенно заинтересован в качественной и своевременной доставке, ведь материальная ответственность водителя наступает в случаях повреждения или потери груза. Размер нанесённого ущерба взыскивается с водителя.
Работник любого предприятия может быть привлечён к ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей, особенно если нанесён материальный ущерб.
В случае нахождения водителя и предприятия в трудовых отношениях, размер материальной ответственности ограничен размером среднемесячной заработной платы водителя, независимо от величины нанесённого ущерба.
Также есть определённые ситуации, при которых предприятие желает возложить на водителя полную ответственность за перевозимый груз и взыскать деньги за причинённый ущерб в полном размере (стоимость утерянного груза).
Они требуют переведение правоотношений в категорию гражданско-правовых.
Материальная ответственность водителя за груз
Водители габаритных транспортных средств, которые перевозят тяжелые грузы, несут за него материальную ответственность. А раньше было все по-другому. В сфере грузоперевозок четко разграничивались обязанности того, кто управляет автомобилем и того, кто сопровождает груз — экспедитора.
Не так давно был принят закон, согласно которому на этапе приема груза на водителя накладывается ответственность за транспортируемое имущество, снимается она по факту его доставки к месту назначения.
Возникает вопрос, в чем выражается материальная ответственность водителя за груз, какие обязанности возлагаются на водителя, выполняющего функции экспедитора.
|
|
Должностная инструкция водителя в дороге
- Перед тем, как отправиться в путь, он в обязательном порядке проверяет правильность оформления всей документации на транспортируемый груз. Особое внимание обращается также на его состояние, целостность упаковки, правильность и надежность размещения в кузове авто.
В случае обнаружения повреждений в товарно-транспортную накладную вносятся соответствующие пометки.
- На этапе подготовки водитель должен убедиться в отсутствии технических проблем с транспортным средством, что означает его полную готовность к рейсу.
- Пока водитель не прибудет к месту назначения, ему запрещается оставлять машину без присмотра, использовать ее с целью дополнительного заработка, подвозить посторонних людей.
Внимание! Все меры предосторожности направлены на то, чтобы доставка грузов к местам назначения осуществлялась быстро и качественно.
В случае их повреждения, стоимость потерь взыскивается обычно с того, кто управлял транспортным средством во время перевозки.
Ответственность за сохранность включает в себя и недостачу. Но! Практически невозможно сделать так, чтобы водитель осуществлял прием груза по каждому наименованию, потому что на сверку количества товаров с тем, что указано в накладной, требуется очень много времени.
К тому же, не все обладают знаниями товарной номенклатуры. Было решено использовать другой способ борьбы с недостачей: водитель обязан доставить к месту назначения указанное количество грузовых мест без повреждений, без нарушений маркировки и упаковки.
Все это сверяется по факту доставки.
Как действовать в форс-мажорных ситуациях?
Ответственность водителя за груз по закону предусматривает необходимость доказательства со стороны перевозчика, что порча, утрата, недостача товара произошла по причине обстоятельств, которые невозможно было предотвратить.
Необходимые для этого доказательства определяются в зависимости от обстоятельств конкретного случая. Повреждение может быть механическим, в виде нарушения целостности коробов, паллет, в этом случае за основу берутся пункты 50-51 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом.
Это же касается ситуаций, когда имеет место повреждение внутри тары, уделяется особое внимание состоянию пломб, целостности кузова.
Важно! Если были обнаружены повреждения груза, получателем составляется акт, в нем должна быть дата и место составления документа, ФИО тех, кто учувствовал в составлении документа, краткое описание ситуации, фактический размер испорченного имущества, его описание.
К акту должны быть приложены результаты проведения экспертизы, с учетом которых определяется фактический размер недостачи/повреждений. Документы составляются и подписываются в присутствии водителя, соответствующие отметки делаются в путевом листе.
Дорожно-транспортное происшествие и повреждение товара
За повреждение перевозимого товара в результате аварии ответственность несет перевозчик, даже если доказано то, что водитель не нарушил правил дорожного движения. Это является предметом многочисленных дискуссий, но объяснение тому имеется.
Дело в том, что грузовладелец, надлежащим образом подготовивший товар к транспортировке и правильно разместивший его в кузове автомобиля, захочет возместить понесенные убытки за счет другой стороны договора.
Вина перевозчика презюмируется, а это означает, чтобы не случилось, на него возлагается бремя доказывания собственной невиновности.С целью предотвращения безответственного отношения водителей к тому, что они перевозят, нанимателям рекомендуется составлять договор, в котором максимально подробно описывать ответственность за целостность и сохранность имущества. Документ также необходим:
- для получения максимальной выгоды от автомобильного транспорта;
- для улучшения дисциплины;
- для защиты имущественных интересов.
Ответственность может быть индивидуальной, полной материальной и коллективной. Она может возлагаться на лиц, достигших 18-летнего возраста, принимающих непосредственное участие в управлении/обслуживании товара.
Это же касается граждан, чья должность указана в Постановлении №85, действующим от 31.12.2002 года. От водителей требуется предоставление справки о том, что у него отсутствуют противопоказания к управлению транспортными средствами.
Если это окажется не так, то убытки придется возмещать работодателю.