+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

zakondostatka.ru

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

› › › Правовой статус ревизионной комиссии общества с ограниченной ответственностью регламентируется (в ред. 03.07.16). Согласно закону, данный орган избирается на общем собрании учредителей компании.

Его полномочия и срок деятельности определяют устав и положение о ревизионной комиссии внутренних нормативных актов общества.

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО? Такой орган необходим в следующих случаях:

  • В случае численности штата компании свыше 15 человек.
  • Если это определено уставом компании.

Количество граждан, задействованных в комиссии, устанавливается на общем собрании и указывается отдельным пунктом устава. По общему правилу их число может варьироваться от одного до трех человек и должно быть нечетным.

Ревизором может быть участник общества или любой сторонний гражданин, не связанный имущественными интересами с руководством компании.

Ревизионная комиссия в деятельности обществ с ограниченной ответственностью

Во многих уставах можно встретить нормы о создании и деятельности в обществе ревизионной комиссии. Данное положение стандартно, и большинство компаний даже не задумываются о дальнейшей их реализации на практике.

Тем не менее участие ревизионной комиссии может сыграть немалую роль, если, разумеется, знать законодательное регулирование и судебную практику, касающуюся данного института корпоративного управления.

Ревизионной комиссии общества посвящена ст.

9 ст. 37 Закона об ООО)

Ревизионная комиссия ооо

» Услуги ревизионной комиссии позволяют вести квалифицированный надзор за текущей деятельностью того или иного юридического лица. Привлечение специалистов со стороны позволяют не только добиться желаемого результата, но и получить правдивую оценку финансово-хозяйственного состояния проекта от полностью не ангажированных лиц.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  1. +8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)
  2. +7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва и область)
  3. +7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург и область)

Это быстро и бесплатно! При этом состав подобной комиссии собирается исходя из требований действующего законодательства и пунктов устава отдельно взятой компании.

Поправки в Закон об акционерных обществах: ревизионные комиссии, внутренний аудит и совет директоров

В внесены поправки, согласно которым публичные акционерные общества должны проводить внутренний аудит и управлять рисками. В акционерном обществе возможна только ревизионная комиссия.

Но об этом должно быть сказано в уставе общества. Так, устав публичного общества должен содержать сведения о ревизионной комиссии в случае принятия решения о ее создании. То есть ревизионная комиссия в публичном акционерном обществе обязательна, только если о ее наличии указано в уставе.

А в уставе непубличного общества должны быть сведения о ревизионной комиссии либо ее отсутствии.

Как избрать ревизионную комиссию?

20.10.2008 В данной статье рассмотрим вопросы по составу и избранию ревизионной комиссии. Создание ревизионной комиссии и подтверждение ею финансовой отчетности общества является обязательным.

Многие руководители не представляют себе роль ревизионной комиссии в финансово-хозяйственной деятельности организации, об этом свидетельствуют протоколы ревизионных комиссий. Деятельность ревизионной комиссии в обществе не должна дублировать функции бухгалтерии общества.

Включение в устав общества положений о правомочности ревизионной комиссией, проведения проверок исполнительного органа, по правильности заключения договоров от имени общества, а также проведения проверки правомочности принятия решений совета по тем или иным вопросам, на соответствие требованиям действующего законодательства, положениям, целям и задачам общества позволит ревизионной комиссии общества занять именно то положение в обществе, которое предусмотрено в законодательстве.

Приводим устав ООО в соответствие с новой редакцией ГК РФ

Хорошая новость: общества с ограниченной ответственностью ждет совсем немного изменений. Плохая новость: учитывая скорость законотворчества, развитую нашей Думой, новые положения в законодательство об ООО могут быть внесены в самом ближайшем будущем.

Но на сегодняшний день ситуация обстоит примерно так. Все ссылки на Гражданский кодекс, все упоминания статей кодекса относятся к редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 года. Мой адрес – не дом и не улица… Наконец-то в ГК дан точный ответ на вопрос: нужно в уставе указывать улицу, дом и офис или нет?

Ответ – нет. Согласно ,

«наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе»

.

А в той же статьи дано однозначное разъяснение понятию «место нахождения»: «Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования)».

Вопрос: .В уставе ООО, имеющего менее 15 участников, предусмотрена возможность образования ревизионной комиссии общества, в полномочия которой входит проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества. (Консультация эксперта, 2009)

Вопрос: В уставе общества с ограниченной ответственностью, имеющего менее 15 участников, предусмотрена возможность образования ревизионной комиссии общества, в полномочия которой входит в том числе проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников общества.

6 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) уставом общества может быть предусмотрено

Ревизия в обществе с ограниченной ответственностью (ООО)

» Ревизии и ревизоры многим представляются как какая-то внешняя угроза, которая существенно нарушает покой предпринимателя и всего ООО в целом.

Однако это утверждение с самого начала не верно. Более того, грамотно организованные ревизии гарантируют прозрачность деятельности и отсутствие «темных пятен» бизнеса, прежде всего, в глазах непосредственно самих участников ООО и предпринимателей.

Во-первых, ревизия осуществляется ревизионной комиссией.

Эта процедура, ее регулярность, необходимость и ход проверки определяется внутренними документами ООО. Само общество определяет, с какой именно целью и, соответственно, по какой схеме будет проходить проверка.

Существуют некоторые исключения: определенные сферы деятельности заставляют предпринимателей в обязательном порядке по закону организовывать комиссию ревизоров.

Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) акционерного общества

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» на основе действующего законодательства и устава акционерного общества. Положение определяет статус, состав, компетенцию, полномочия ревизионной комиссии, порядок ее работы и взаимодействия с иными органами управления обществом.

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

2.1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.

2.2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным Федеральным законом «Об акционерных обществах», определяется уставом общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества (положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

2.3.

Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем ___% голосующих акций общества.

2.4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.

2.5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со ст.55 Федерального закона «Об акционерных обществах».

2.6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.

Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в ании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

3. СОСТАВ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

3.1. Ревизионная комиссия избирается собранием акционеров. Голосование проводится отдельно по каждой кандидатуре в члены ревизионной комиссии. Решение о включении конкретного лица в состав ревизионной комиссии принимается, если за него проали владельцы (их законные представители) более чем ___% обыкновенных акций общества, принимающих участие в собрании.

3.2. В состав ревизионной комиссии входит не менее трех человек. Количество членов комиссии должно быть нечетным. Ревизионная комиссия избирается на срок два года с правом его продления по решению собрания акционеров.

3.3. В состав ревизионной комиссии не имеют права входить генеральный директор (Президент) общества, исполнительные директора и главный бухгалтер.

4. КОМПЕТЕНЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ (РЕВИЗОРА)

4.1. Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет регулярные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности и текущей документации общества не реже одного раза в год. Проверки могут осуществляться по поручению собрания акционеров, совета директоров, акционеров, владеющих в совокупности не менее чем ___% голосующих акций общества, а также по собственной инициативе комиссии.

4.2. При выполнении своих функций ревизионная комиссия осуществляет следующие виды работ:

  • проверка финансовой документации общества, заключений комиссии по инвентаризации имущества, сравнение указанных документов с данными первичного бухгалтерского учета;
  • проверка законности заключенных договоров от имени общества, совершаемых сделок, расчетов с контрагентами;
  • анализ соответствия ведения бухгалтерского и статистического учета существующим нормативным положениям;
  • проверка соблюдения в финансово-хозяйственной и производственной деятельности установленных нормативов, правил, ГОСТов, ТУ, и пр.;
  • анализ финансового положения общества, его платежеспособности, ликвидности активов, соотношения собственных и заемных средств, выявление резервов улучшения экономического состояния предприятия и выработка рекомендаций для органов управления обществом;
  • проверка своевременности и правильности платежей поставщикам продукции и услуг, платежей в бюджет, начислений и выплат дивидендов, процентов по облигациям, погашений прочих обязательств;
  • проверка правильности составления балансов общества, отчетной документации для налоговой инспекции, статистических органов, органов государственного управления;
  • проверка правомочности решений, принятых советом директоров и правлением, их соответствия уставу общества и решениям собрания акционеров;
  • анализ решений собрания акционеров, внесение предложений по их изменению при расхождениях с законодательством и нормативными актами министерств и ведомств.

5. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

5.1. Ревизионная комиссия в целях надлежащего выполнения своих функций имеет право:

  • получать от органов управления обществом, его подразделений и служб, должностных лиц все затребованные ревизионной комиссией документы, необходимые для ее работы материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям ревизионной комиссии. Указанные документы должны быть представлены ревизионной комиссии в течение пяти дней после ее письменного запроса;
  • требовать от полномочных лиц созыва заседаний правления, совета директоров, собрания акционеров в случаях, когда выявление нарушений в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или угроза интересам общества требуют решения по вопросам, находящимся в компетенции данных органов управления обществом;
  • созывать собрание акционеров в случаях, когда выявляются нарушения в производственно-хозяйственной, финансовой, правовой деятельности или есть угроза интересам общества;
  • требовать личного объяснения от работников общества, включая любых должностных лиц, по вопросам, находящимся в компетенции ревизионной комиссии;
  • привлекать на договорной основе к своей работе специалистов, не занимающих штатных должностей в обществе;
  • ставить перед управляющими органами общества, его подразделений и служб вопрос об ответственности работников общества, включая должностных лиц, в случае нарушения ими положений, правил и инструкций, принимаемых обществом.

6. ОБЯЗАННОСТИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ И ЕЕ ЧЛЕНОВ

6.1. При проведении проверок члены ревизионной комиссии обязаны надлежащим образом изучить все документы и материалы, относящиеся к предмету проверки. За неверные заключения члены ревизионной комиссии несут ответственность, мера которой определяется собранием акционеров.

6.2. Если в течение срока действия предоставленных ему полномочий член ревизионной комиссии прекращает выполнение своих функций, он обязан уведомить об этом совет директоров за один месяц до прекращения своей работы в ревизионной комиссии. В этом случае собрание акционеров на своем ближайшем заседании осуществляет замену члена ревизионной комиссии.

6.3. Ревизионная комиссия обязана:

  • своевременно доводить до сведения собрания акционеров, совета директоров, правления результаты осуществленных ревизий и проверок в форме письменных отчетов, докладных записок, сообщений на заседаниях органов управления обществом;
  • соблюдать коммерческую тайну, не разглашать сведения, являющиеся конфиденциальными, к которым члены ревизионной комиссии имеют доступ при выполнении своих функций;
  • требовать от уполномоченных органов созыва внеочередного собрания акционеров в случае возникновения реальной угрозы интересам общества.

6.4. Ревизионная комиссия представляет в совет директоров (наблюдательный совет) не позднее чем за ___ дней до годового собрания акционеров заключение по итогам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, в котором должны содержаться:

  • подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов общества;
  • информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Внеплановые ревизии проводятся ревизионной комиссией по письменному запросу владельцев не менее ___% обыкновенных акций общества или большинства членов совета директоров.

7. ЗАСЕДАНИЯ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ

7.1. Ревизионная комиссия решает все вопросы на своих заседаниях. Заседания ревизионной комиссии проводятся по утвержденному плану, а также перед началом проверки или ревизии и по их результатам. Член ревизионной комиссии может требовать созыва экстренного заседания комиссии в случае выявления нарушений, требующих безотлагательного решения ревизионной комиссии.

7.2. Заседания ревизионной комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее ___% ее членов.

7.3. Каждый член комиссии обладает одним голосом. Акты и заключения ревизионной комиссии утверждаются простым большинством присутствующих на заседании.

При равенстве решающим является голос председателя ревизионной комиссии.

Члены ревизионной комиссии в случае своего несогласия с решением комиссии вправе зафиксировать в протоколе заседания особое мнение и довести его до сведения правления, совета директоров и собрания акционеров.

7.4. Ревизионная комиссия из своего состава избирает председателя и секретаря.

Председатель комиссии созывает и проводит заседания; организует текущую работу ревизионной комиссии; представляет ее на заседаниях правления, совета директоров, собрания акционеров; подписывает документы, выходящие от ее имени.

Секретарь ревизионной комиссии организует ведение протоколов ее заседаний, доведение до адресатов актов и заключений ревизионной комиссии, подписывает документы, выходящие от ее имени.

Оцените публикацию

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

Уставом ООО может быть закреплено проведение кумулятивного ания по вопросам об избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества ( Закона об ООО).

При учреждении общества ревизионная комиссия (ревизор) избирается собранием учредителей большинством не менее трех четвертей от общего числа учредителей общества (, Закона об ООО). Ревизионная комиссия (ревизор) общества имеет следующие полномочия: 1.

в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ( Закона об ООО); 2.

в любое время иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества ( Закона об ООО); 3. требовать и получать пояснения в устной или письменной форме от следующих лиц ( Закона об ООО): 3.1.

членов совета директоров (наблюдательного совета) ООО; 3.2.

лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО; 3.3. членов коллегиального исполнительного органа ООО;

Избрание ревизионной комиссии (ревизора)

В литературе можно встретить точку зрения, в соответствии с которой речь должна идти о любых должностях управленческого аппарата общества (М.

Ю. Тихомиров). Думается, однако, что, исходя, как отмечалось, из формального (узкого) понимания законодателем термина «управление», неправомерным будет совмещение членом ревизионной комиссии (ревизором) должностей только в совете директоров (наблюдательном совете) и исполнительных органах общества.

В уставе акционерного общества закреплены положения о ревизионной комиссии, но необходимости в содержании ревизора в штате у общества уже нет. какова процедура исключения положения о ревизионной комиссии из устава?

1 ст.

85 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.

С учетом того что включение в устав общества положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании в предусмотренных уставом общества случаях осуществляется по решению участников (учредителей) непубличного общества (пп. 4 п.

Образец положения о ревизионной комиссии ООО

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО

Распределение норм, регулирующих деятельность ревизионного органа

Ревизионная комиссия общества: порядок формирования

Количественный состав и ограничения по избранию в состав ревизионной комиссии

Срок полномочий ревизионной комиссии и их досрочное прекращение

Полномочия ревизионной комиссии

Утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса ООО без проверки ревизионной комиссией

Отчет ревизионной комиссии ООО

Обязательна ли ревизионная комиссия в ООО 

Наличие ревизионной комиссии (ревизора) допускается в любом ООО. Однако не всегда это обязательно. В п. 6 ст. 32 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее — закон № 14-ФЗ) содержится требование о формировании этого органа в обществе, число участников которого превышает 15.

Однако с 01.09.2014 в ГК РФ внесены изменения (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ), из которых следует, что необходимость формирования ревизионной комиссии зависит от наличия требования об этом в уставе, а не от каких-либо иных обстоятельств, в том числе от количества участников общества.

Судебная практика показывает, что уставом также может быть предусмотрена не обязанность, а возможность образования этого органа на усмотрение участников (постановление АС ПО от 16.04.2015 № Ф06-22650/13, определением ВС РФ от 24.07.2015 № 306-ЭС15-9223 оставлено в силе).

Вывод! Итак, в настоящее время закон не требует наличия в ООО ревизионного органа. Однако если он все же создается, то подлежат обязательному выполнению следующие положения закона № 14-ФЗ:
  1. Регулирование деятельности ревизора положениями устава и локальными нормативными актами организации (ст. 47).
  2. Формирование и досрочное прекращение полномочий комиссии только общим собранием участников (исключительная компетенция, п. 8 ст. 37).
  3. Соблюдение правил по осуществлению комиссией контрольных полномочий в отношении финансово-хозяйственной деятельности организации (проверки документов, включая годовые отчеты и балансы, ст. 47). 

Распределение норм, регулирующих деятельность ревизионного органа 

Рассмотрим подробнее, каким образом распределяется регулирование между следующими актами: законом № 14-ФЗ, уставом, решениями участников и локальным актом (положением о ревизионной комиссии):

  1. В законе № 14-ФЗ содержатся положения о полномочиях комиссии (ст. 47, п. 2 ст. 35).
  2. В уставе закрепляются:
    • количественный состав комиссии или возложение функций на аудитора;
    • срок полномочий;
    • порядок осуществления полномочий;
    • количество для принятия решений о досрочном прекращении полномочий комиссии и о ее избрании.
  3. В решениях участников определяются:
    • персональный состав органа;
    • досрочное прекращение полномочий;
    • дача поручения о внеплановой проверке;
    • утверждение или неутверждение отчета.
  4. В локальном нормативном акте (положении) устанавливаются:
    • порядок осуществления полномочий (более подробно, чем в уставе);
    • способ оформления отношений с членами комиссии (договор, декларация об отсутствии конфликта интересов, обязательство о неразглашении коммерческой тайны);
    • порядок проведения проверок (оформление запросов, порядок принятия решений комиссией и др.) и другие моменты по усмотрению участников общества, утвердивших это положение. 

Шаблон локального акта вы найдете по ссылке: Образец положения о ревизионной комиссии. 

Ревизионная комиссия общества: порядок формирования 

На момент учреждения общества для формирования ревизионного органа необходимо:

  • Определить в уставе организации количественный состав, срок полномочий этого органа и порядок его работы. В качестве варианта может быть предусмотрено возложение ревизионных функций на аудитора. Устав общества должен быть утвержден единогласно (пп. 1, 4, 6 ст. 47, п. 6 ст. 32, п. 3 ст. 11 закона № 14-ФЗ).
  • Вынести на рассмотрение собрания учредителей общества вопрос об избрании состава ревизионного органа или аудитора. В этом случае решение принимается 3/4 учредителей. Если при этом их доли пока не определены, действует правило о принадлежности каждому учредителю 1 голоса (п. 4 ст. 11 закона № 14-ФЗ).

Подробнее о том, каким образом должен выглядеть протокол собрания учредителей, можно узнать из нашего материала «Составляем протокол собрания учредителей о создании ООО».

В дальнейшем при избрании ревизионного органа действуют положения об избрании его членов, предусмотренные уставом организации. Например, может быть предусмотрено кумулятивное ание по данному вопросу (п. 9 ст. 37 закона № 14-ФЗ).

Обратите внимание! По общему правилу члены комиссии избираются простым большинством участников общего собрания, если необходимость набрать большее количество не предусмотрена уставом. 

Количественный состав и ограничения по избранию в состав ревизионной комиссии 

Устав должен предусматривать количественный состав ревизионного органа без ограничений со стороны закона № 14-ФЗ. Также может быть образован единоличный орган. Избранное в этом качестве лицо именуется ревизором.

Отметим, что модельный закон об ООО, принятый государствами — участниками СНГ 02.11.1996, предусматривает ограничение количества членов этого органа 5 лицами, однако он носит рекомендательный характер. При этом следует понимать, что чем многочисленнее орган, тем сложнее организовать его работу.

Не любое лицо может выполнять функции ревизора или члена ревизионной комиссии. Закон № 14-ФЗ предусматривает, что не могут выступать в этом качестве (п. 6 ст. 32) следующие лица:

  • участники общества;
  • члены совета директоров, коллегиального исполнительного органа;
  • руководитель;
  • аудитор, связанный с кем-либо из вышеперечисленных лиц имущественными интересами. 

Обратите внимание! Положение о ревизионной комиссии может предусматривать порядок подтверждения кандидатом в члены комиссии отсутствия этих обстоятельств (например, в форме декларации об отсутствии конфликта интересов). 

Срок полномочий ревизионной комиссии и их досрочное прекращение 

Уставом общества должен быть предусмотрен срок полномочий ревизионного органа, который законом № 14-ФЗ не ограничен (п. 1 ст. 47).

Этот срок может быть обозначен точно (как правило, количеством лет) или приблизительно, однако с возможностью определения.

В качестве примера определимого срока можно привести дело, по которому указание в уставе срока «не более 5 лет» суд посчитал вполне достаточным для того, чтобы при отсутствии срока в решении об избрании ревизионной комиссии считать его равным 5 годам (постановление 7-го ААС от 26.01.2016 № 07АП-12454/15).

Закон № 14-ФЗ предусматривает в составе исключительной компетенции общего собрания участников общества возможность досрочного прекращения полномочий ревизионного органа. Решение принимается большинством , если большее количество не указано в уставе.

Обратите внимание! Уставом или локальным нормативным актом могут быть определены основания, по которым вопрос о досрочном прекращении полномочий ревизионного органа подлежит вынесению на общее собрание участников.

Необходимо учесть, что эти же моменты должны быть отражены в договоре с членом ревизионного органа или в положении о комиссии, с которым он обязательно знакомится под расписку. 

Полномочия ревизионной комиссии 

Комиссия имеет следующие полномочия (ст. 47 закона № 14-ФЗ):

  1. В любое время проверять финансово-хозяйственную деятельность.
  2. Иметь доступ ко всей документации. В связи с этим целесообразно предусмотреть в положении о комиссии обязательство члена ревизионной комиссии о неразглашении коммерческой тайны организации (образец см. на сайте в статье «Обязательство о неразглашении коммерческой тайны»).
  3. Получать по требованию пояснения от всех органов и работников организации, но только по тем вопросам, которые относятся к их компетенции (постановление 15-го ААС от 12.04.2013 № 15АП-3240/13).
  4. Проверять годовые отчеты и балансы до их утверждения общим собранием участников.
  5. Требовать проведения внеочередного общего собрания участников ООО (п. 2 ст. 35 закона № 14-ФЗ). 

Важно! Положение о комиссии может содержать нормы, регламентирующие порядок осуществления этих полномочий. Например, необходимость наличия решения комиссии для осуществления этих полномочий ее членом. 

Утверждение годового отчета и бухгалтерского баланса ООО без проверки ревизионной комиссией 

На практике распространенной является ситуация, когда уставом формирование ревизионного органа предусмотрено, однако участники общества по каким-то причинам его не избрали (или не смогли избрать, т. к. кандидатами не было набрано необходимое количество ) или вопрос об избрании на общие собрания даже не выносился.

Будет ли в этом случае заблокирована деятельность общества, ведь норма об обязательной проверке баланса до утверждения (п. 3 ст. 47 закона № 14-ФЗ) является императивной?

В судебной практике найден следующий вариант разрешения этой ситуации, который вытекает из постановления АС ПО от 29.04.2015 № Ф06-22582/13, постановления 8-го ААС от 14.06.2012 № 08АП-3407/12:

  • участник вправе знакомиться с документами общества (п. 1 ст. 8 закона № 14-ФЗ), анализировать их с привлечением аудитора и на основании этого заявлять требования, вытекающие из недостоверности финансовой отчетности общества, если она будет установлена;
  • само по себе отсутствие ревизионного органа и непроведение ревизорской проверки отчетности не нарушает права участника общества и не является основанием для признания решения общего собрания об утверждении отчетности недействительным. 

Отчет ревизионной комиссии ООО 

Обратите внимание! Как правило, деятельность ревизионной комиссии по конкретному поручению о проверке или за определенный период завершается составлением отчета. Другой формой документа, оформляемого по результатам проверки, является заключение. Показатели и форма отчета могут быть предусмотрены приложением к положению о ревизионном органе.

Это могут быть:

  1. Дата составления.
  2. Состав ревизионного органа.
  3. Сведения о документе, на основании которого проводилась проверка (проверки).
  4. Информация об истребованных документах.
  5. Результаты анализа полученных документов.
  6. Выводы по итогам проверки (за определенный период). 

Отчет выносится на рассмотрение общего собрания участников, которое может утвердить его, направить на доработку или отказать в утверждении и досрочно прекратить полномочия ревизора. 

***

Итак, ревизионный орган может быть сформирован в ООО по желанию его учредителей или участников. Нормы, регулирующие его деятельность и процедуру назначения, должны содержаться в уставе.

Закон № 14-ФЗ предоставляет свободу в вопросах формирования этого органа (численность, срок полномочий) и порядка его функционирования, которые могут быть описаны в положении о ревизионной комиссии.

При этом круг полномочий ревизора установлен Законом № 14-ФЗ.

Ревизионная комиссия ООО. Основные функции ревизионной комиссии

Если состав ревиззионной комиссии не прописан в уставе общества

Во время создания общества с ограниченной ответственностью, обладающего правами и обязанностями юридического лица, следует определить структуру органов управления.

В составе органов управления может находиться ревизионная комиссия. Зачастую создание такой комиссии – обязательное требование законодательства.

Следует подробнее рассмотреть правила, по которым создается ревизионная комиссия и выполняемые ей функции.

Что такое ревизионная комиссия. Суть ревизионной комиссии

Процедура регистрации является обязательной процедурой при создании ООО. Для проведения регистрации ООО необходимо представить комплект документов. В составе этих документов должен обязательно находиться устав. В уставе отражается порядок и правила создания комиссии. 

Положение о ревизионной комиссии

Внутри организации могут приниматься любые корпоративные положения, регулирующие правила создания и деятельности комиссии. Такие положения выносятся на утверждение учредителям и не противоречат уставу организации и федеральному закону. Положение определяет:

  1. Количество членов комиссии и срок ее работы.
  2. Обязательные полномочия ревизора или комиссии.
  3. Нормы ответственности всей комиссии и каждого ее отдельного члена.
  4. Порядок проведения проверок и доступа к документации.

Для приглашенного аудитора все полномочия и нормы проведения проверок определяется договором и положением компании. 

Также возможно приглашение аудитора и при работающей комиссии.

задача ревизоров состоит в:

  1. Проверке деятельности организации. Независимо хозяйственная это деятельность или финансовая. 
  2. Правильном порядке составления и ведения отчетности для бухгалтерии и налоговых органов. Проверяются перед тем, как утвердиться, годовые отчеты, бухгалтерские балансы компании.
  3. Подготовке любой другой отчетности для учредителей компании.
  4. Выполнении других функций, которые установлены уставом компании.

Из выше перечисленного следует, что главная задача ревизоров состоит в проверке всей деятельности организации отчетов для того, чтобы подтвердить правильность их составления и достоверность.

Комиссия обладает определенными полномочиями, состоящими в следующих действиях:

  1. Возможность запрашивания у сотрудников пояснения, касающиеся предмета проверки. Пояснения даются в письменном виде.
  2. Проведение проверок в любой момент. Такая проверка назначается с усмотрения руководителя или ревизионной комиссии.
  3. Получение доступа к документации любого вида. 

Без получения отчета от комиссии невозможно получить утверждение учредителями годовых отчетов и бухгалтерии.

Ревизионная комиссия может быть представлена одним ответственным лицом, то есть ревизором или коллегиальным органом. В каком виде будет существовать комиссия, решается на собрании собственников.

Нормы деятельности ревизоров

Федеральным законом определены правила, по которым образуется и функционирует ревизионная комиссия. Работа ревизора или комиссии определена не только уставом компании, но положениями и инструкцией внутри организации. При отсутствии необходимости создания ревизионной комиссии в уставе не прописывается раздел, который разрешает включить комиссию в управляющие органы.

Но федеральным законом определено обязательное создание ревизионной комиссии при условии, что в составе учредителей находится больше 15 лиц. 

То есть изменения в устав вносятся при повышении количества учредителей в ходе работы компании. И на основании изменения устава создается комиссия.

Также возможен и обратный процесс – при уменьшении числа собственников комиссия упраздняется или ликвидируется.

Состав комиссии

Федеральным законом прописаны нормативы, по которым определяется состав комиссии. При создании ревизионной комиссии обязательно соблюдаются следующие правила, на основании которых:

  • Совет директоров, руководитель или другой орган управления не входят в состав комиссии.
  • Ревизор не может входить в состав управления.
  • Решением общего собранием учредителей утверждаются кандидатуры на должность членов комиссии или ревизора.
  • При отсутствии материальных интересов к владельцам или членам правления ревизором может стать аудитор. 
  • При несоответствии указанным требованиям любой из членов комиссии исключается из ее состава.
  • Устав определяет состав и период работы ревизионной комиссии.

По итогу любых проверок ревизионная комиссия представляет отчет, который утверждается коллегиально или индивидуально.

Отчет обязательно содержит в себе:

  • Вид проверки,
  • Состав комиссии, участвующей в проверке.
  • Список документации, подлежащей проверке.
  • Заключения и выводы по факту проверки и указание всех найденных нарушений.
  • Мнение члена комиссии, который не согласен с общим принятым решением.
  • Рекомендации собранию учредителей при рассмотрении отчетов за год и бухгалтерии. 

Выполненный отчет утверждается всеми членами комиссии и предоставляется руководству организации. При проведении проверки на основании приказа, отчет содержит ответы на вопросы, которые были поставлены. При проверке годовых отчетов или бухгалтерского баланса, отчет является обязательным приложением к этой документации. При выявленных нарушениях, которые могут носить неправомерный характер, ревизор или комиссия вправе требовать направления этих документов в правоохранительные органы для проверки. По выявлению факта недостачи, хищения и подобных нарушений отчет является доказательством.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.