Дидактические игры по технологии триз в доу
Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников
Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.
Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах.
Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.
Что такое ТРИЗ?
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.
У истоков теории
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные «Икар и Дедал», «Баллада о звездах», «Легенды о звездных капитанах» и многие другие.
Ситуация сегодня
На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.
Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.
Суть методики
ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.
Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.
Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.
Основные методы и приемы ТРИЗ
Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.
Основными из них можно назвать следующие.
- Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
- Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
- Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
- «Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
- Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
- Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
- Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
- Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.
Какие цели ставятся в процессе занятий?
Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.
Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.
Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.
Этапы проведения занятий
В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.
- На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
- Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
- На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
- Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.
Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.
- На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: «Я и природа», «Я и Я», «Я и другой человек», «Я и предмет». Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
- Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.
Взаимодействие между воспитателем и ребенком
Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:
- При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
- Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
- Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
- Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
- Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
- Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
- Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.
Какие игры бывают в ТРИЗ
Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.
- «Да-нет-ка». Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
- «Черно-белое». Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
- «Перевертыши». Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
- «Маша-растеряша». Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Маша». Она вытягивает карточку и говорит: «Ой!» Один из игроков задает ей вопрос: «Что с тобой?» Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Маша-растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.
Игры в ТРИЗ-педагогике
В этой подборке собраны самые популярные игры, которые применяются в ТРИЗ-педагогике. Это именно самые известные и эффективные игры, а не все возможные.
Так как все возможные вряд ли поместились бы даже в увесистый том, к тому же их количество постоянно растет. Дело в том, что ТРИЗ-педагогика, как губка, впитывает в себя все эффективные, развивающие мышление и креативность инструменты.
И самые проверенные остаются в арсенале ТРИЗ-педагогов и успешно применяются на занятиях.
Проверьте себя, все ли развивающие игры из подборки вам знакомы? А если да – то все ли игры вы используете максимально эффективно?
Подборка может быть полезна как новым ТРИЗ-педагогам, так и всем учителям и родителям, которые занимаются развитием мышления у детей.
1) ДА-НЕТКИ
Рекомендуемый возраст: от 7 до 100 лет.
Суть игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».
Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»
В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!
Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:
- Да-нетки под микроскопом;
- Да-нетки по картинкам;
- Да-нетки про древние виды.
Главное не забывать отмечать сильные вопросы. А еще можно усложнять условия – например задать можно не больше 10 вопросов. Справились? А теперь не больше 7ми. А слабо за 5 вопросов угадать? Нет предела совершенству 🙂
2) ДРУДЛЫ
Рекомендуемый возраст: От 5 до 100 лет.
Суть игры: ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.
В чем польза игры? Подобные визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения, также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед последующими заданиями.
Дополнительные идеи: друдлы можно не только рассматривать, но и самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.
Можно дорисовывать один и тот же друдл, ведь чем больше найдёте вариантов – тем больше прокачаете фантазию. Примеры здесь.
Друдлы можно находить и в реальной жизни, например, на заборе 🙂 Примеры здесь.
Отличными друдлами на прогулке служат кроны деревьев и облака. В дороге даже можно сфотографировать облако себе на телефон – и дорисовать в любой рисовальной программе:
А может, вам удобнее решать друдлы в виде коротких анимационных роликов? Да и формат мультиков детям ближе. Тогда можно воспользоваться подборкой видео-друдлов на нашем YouYube канале ТРИЗиКот.
3) МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
Рекомендуемый возраст: от 5 лет до 8 лет.
Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.
В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.
Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!».
А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут.
А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?
Или «примагниться к потолку» — эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить 🙂
Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!
Подробное описание игры, видео-инструкцию и список свойств, в которые можно играть – вы найдете по ссылке.
4) СОЛНЦЕ-СОБАКА-ПОМИДОР
Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.
Суть игры: это упражнение похоже на «Найди лишнее», только наоборот. Задание заключается в том, чтобы найти объединяющий признак у двух объектов, а третий исключить.
В чем польза игры? По версии автора с помощью игры можно даже создать себе новую извилину 🙂 Но только если выйти на новый уровень решения, найти новую область сравнения, которую еще не нашли другие участники игры, и которая не была на поверхности!
Дополнительные идеи:
Подробное описание упражнения от автора Сергея Фаера по ссылке.
Посмотреть, как участники находят новые уровни решений можно здесь.
5) Хорошо-плохо
Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.
Суть игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выигрыш в лотерею), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.
В чем польза игры? Игра тренирует умение находить и выявлять противоречия — один из главных навыков «тризовского» мышления. Ведь в основе почти каждой изобретательской задачи лежит именно противоречие: «с какой-то стороны это хорошо, а с какой-то плохо». После правильной формулировки противоречия – задачу решить значительно проще.
Дополнительные идеи:
В «Хорошо-плохо» можно играть и по-другому. Например, строить цепочку, где участники находят плюсы и минусы не одного события, а разных его следствий.
Например, ведущий говорит первый негативный факт: «Поскользнулся на льду», первый участник должен сказать, почему это хорошо, например «в следующий раз буду внимательнее».
А следующий участник должен сказать, почему предыдущий факт — это плохо: «буду слишком внимательно смотреть под ноги и не замечу друга, который шел с другой стороны улицы» и так далее.
Еще один из вариантов игры «Хорошо-плохо» — тренировку по превращению вреда в пользу – можно посмотреть по ссылке.
6) Универсальный предмет
Рекомендуемый возраст: от 6 до 100 лет.
Суть игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул!
В чем польза игры? Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан), но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).
Дополнительные идеи:
Главное в этом упражнении – не останавливаться на первых ответах. Ведь только тогда, когда мозги начинают скрипеть – происходит прогресс.
Посмотреть, как участники находят новые применения для такого обычного предмета, как стул — можно здесь.
7) Сломай стереотип
Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.
Суть игры: нужно выбрать несколько шаблонов/известных фактов/стереотипов и придумать ситуации, когда они не действуют. Например: Снег холодный. Огонь горячий. Вода мокрая.
В чем польза игры? Одна из ключевых характеристик мышления изобретателя — умение мыслить нестандартно. Видеть необычное в обычном, видеть по-другому, в общем разрывать шаблоны. Игра поможет расшатать инерцию мышлению и выйти из «автоматического режима» мозга.
Дополнительные идеи:
Посмотреть, как участники играют в «Сломай стереотип» можно по ссылке.
Вариант игры для малышей – это «Съедобное – несъедобное». Выбираете любой несъедобный предмет и придумываете, когда он может быть съедобным (мяч съедобный в виде торта или когда сложен из фруктов). И наоборот, когда съедобное может быть несъедобным (яблоко, когда оно старое или пластмассовое).
Вариант игры для взрослых – «Парадоксы». Соединяем вместе два качества, например «Живое» и «неживое». И придумываем ответ на вопрос: «Что может одновременно быть и живым и неживым?». Возможные ответы от участников.
8) Креатив-бой
Рекомендуемый возраст: от 8 до 100 лет.
В креатив-бою никто не пострадает. Зато мозг хорошо прокачается на открытых задачах.
Что это? Открытые задачи – это те задачи, которые встречаются в реальной жизни, а не на страницах обычных школьных учебников. В открытых задачах, как правило, нет четких условий, может быть несколько способов решений и не один правильный ответ – а множество. Теории Открытых задач на портале «Образование для новой Эры» посвящен целый раздел.
Как играть в открытые задачи? На основе решения открытых задач была создана интеллектуальная командная игра Креатив-бой. Участники делятся на команды и решают открытые задачи. Их решения оцениваются по специальным параметрам. Подробнее про правила игры, нюансы, а также задачи, в которые можно поиграть, вы найдете на портале Creatime.
Дополнительные идеи:
В решение открытых задач можно добавить и активный элемент! Для начала, ставим перед участниками любые открытые задачи, например:
- Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
- Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
- Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?
А дальше вы вольны сами придумать, какой элемент активности включить! Например, участники становятся на старт, и за каждое произнесенное решение – участник делает прыжок вперед и приближается к финишу. Кто доберется первым?
Или участники становятся к одной стенке. Все придумывают решения. Если кто-то не придумал решение – то вместо ответа он может сделать физическое упражнение, например загнуть руку и пройти туда-обратно к противоположной стенке. Затем если снова не будет ответа – загнуть вторую руку и снова пройти, потом ногу и так задача пройти будет постепенно усложняться.
Или включить в генерацию ответов мячик. Кто ловит мячик – должен придумать решение и бросить его следующему игроку.
9) Дополнительные материалы
Есть еще много игр из арсенала ТРИЗ-педагогов, которые не вошли в этот топ, но компактно собраны и оформлены в карточках. Например – это игры на сочинение сказок, на системное мышление, на причинно-следственные связи.
О том, как получить игры в карточках – по ссылке.
zakondostatka.ru
Юлия Залазаева Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в соей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим малышам.
Решила составить картотеку самых популярных игр и тех, которые мы еще не освоили, но будем стараться изучить! Хочу поделиться результатом своей работы и с Вами. Методы и приемы ТРИЗ. 1. Метод мозгового штурма.
Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения. — Как не промокнуть под дождем?
— Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
— Как не пустить медведя в Теремок?
и т. д. 2. Метод фокальных объектов (МФО). 3.
Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста
Анна Климова ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников.
Пособия «Волшебный домик» и «Волшебный паровозик» («Системный лифт»)
Цели: – развивать умения анализировать и обобщать;
Игры по ТРИЗ технологии
Милана Монгуш «Сказка наизнанку».
Это один из вариантов игры в » перевирании» сказок.
Он состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.
Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов: Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха: Как играть: • Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки.
Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): — Тук, тук, кто в теремочке живет?
— Я, Гитара.
Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Александра Шистерова Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ. Добрый день, уважаемые коллеги!
У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо.
Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики»
Любовь Зыкина Паспорт игры «Умные кубики» Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал: кубик, на сторонах которого схематически изображены имена признаков; кубик, на сторонах которого схематически изображены вопросы; кубик с пустыми окошечками, в которые вставляются картинки с изображением различных объектов.
Так как программа обучения подразумевает определённую тематику по темам недели, то и картинки я подбираю соответственно теме,заключая их в рамки разного цвета.
Цель: Упражнять в умении задавать вопросы различной направленности к заданным объектам.
Дидактические игры по ТРИЗ
Наталья Богачкова Дидактическая игра «Чья шубка?»
Цель игры:Развивать у детей тактильные ощущения,мелкую моторику,творческое воображение,связную речь.
Прикладывают шубку. А затем можно составить рассказ про своего животного.
Фантазии детей нет предела! Дидактическая игра «РАССКАЖИ-КА»
Цель: Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста
Составила: воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 113» Корниенко М.В.
г. Краснодар — 2020 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель пособия: Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.
Задачи: — формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников; — развивать творческие способности; Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ
Светлана Теребова «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ И РТВ» В методическом пособии представлена коллекция дидактических творческих игр, разработанных автором на основе художественно-продуктивной деятельности детей среднего и старшего возраста, с элементами ТРИЗ, в целях развития творческого воображения.
творческих заданий позволяет быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать мелкую моторику рук, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать творческое воображение. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.
ОТ АВТОРА В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Сразу хочется отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи.
Картотека игр по ТРИЗ технологии в средней группе
Крестина Балабаева «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.
д. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.
Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка.
6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению — Телеканал «О!»
Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.
Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы
ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.
Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.
Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.
Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.
Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.
«Волшебная палочка»
В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!
Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»
Возможные варианты ответов:
- Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
- Хочу увеличить выходные.
- Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.
А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»
- Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
- Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.
Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!
«Хорошо-плохо»
Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».
Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.
Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».
Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.
«Мешочек с сокровищами»
Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.
Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.
Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.
Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.
После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).
«Не да, а нет!»
Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:
- Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
- Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
- У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.
Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.
«Составь загадку»
Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».
Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!
«А что потом?»
Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.
- Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
- Сначала вторник, а потом? — Среда.
- Сначала вечер, а потом? — Ночь.
- Сначала завтрак, а потом? — Обед.
С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:
- Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
- Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.
Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.
Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.
Дидактические игры по технологии триз в доу
Каждый день работы с детьми-поиск,нужно стараться не раскрывать детям истину,а учить её находить.
Цель:автоматизация определённого звука. -поочерёдно говорят участники игры,передвигая картинку по кругу.
Игрок,назвавший последнее словосочетание,оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Вариант 2: Педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры.
Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.
Педагог выкладывает на середину стола любую картинку,например «кошку».Первый
Авторская дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Изобрази пейзаж» для детей старшего дошкольного возраста
Детям предлагаются вкладыши, с помощью их они должны изменить данный пейзаж в соответствии с поставленной задачей.
Вкладыши, так же выполнены из плотного картона и цветной самоклейки, для прочности и долговечности оклеены прозрачным скотчем.
Ход игры: Например: Изменить представленный пейзаж, ярко выраженным летним ресурсом.
Задания усложняются.Воспитатель:Если Очень быстро опадут с деревьев листья и выпадет снег, что получиться? Возможно ли это? Ответ детей.
Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ
Базис личностной культуры. В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?
Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.
В: Еще? Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.
В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.
В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти.
Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.
В: Что может дождь? Д: Растворить лед. В: Когда и почему?3 Д: Когда ярко светит солнце, тепло.
В: Что еще может лед? Д: Лед может расколоться, треснуть. В: А какие полезные функции у льда? Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу).
Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.
Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески
Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты.
Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике.