Дидактические игры по технологии триз в доу

Игры ТРИЗ для дошкольников. ТРИЗ в развитии речи дошкольников

Дидактические игры по технологии триз в доу

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей.

Поэтому нередко можно встретить воспитателей, которые применяют ТРИЗ для дошкольников в своих обучающих программах.

Игры и задания, на которых основана эта система, способствуют развитию активного мышления, а также делают процесс творческого становления личности намного увлекательнее как для ребенка, так и для взрослого.

Что такое ТРИЗ?

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно.

У истоков теории

Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам Генрих Саулович изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные «Икар и Дедал», «Баллада о звездах», «Легенды о звездных капитанах» и многие другие.

Ситуация сегодня

На сегодняшний день создано несколько развивающих центров, в основе которых лежит классическая методика ТРИЗ для дошкольников. Но постепенно, в процессе работы, они добавляют новые разделы.

Примечательно то, что многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.

Суть методики

ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат.

Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: «ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ

Для организации правильного исследовательского процесса с детьми воспитатель или родитель должен хорошо понимать и использовать различные методы и приемы, которые применяются в ТРИЗ.

Основными из них можно назвать следующие.

  1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
  2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо». Из всего имеющегося выбирается оптимальное.
  3. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  4. «Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
  5. Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
  6. Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  7. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  8. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Какие цели ставятся в процессе занятий?

Технология ТРИЗ для дошкольников имеет еще много различных методов и приемов обучения, которые применяются в развитии детей. Например, агглютинация, гиперболизация, акцентирование и другие. Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме, отличной от уроков. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации.

Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Этапы проведения занятий

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?
  2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.
  3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.
  4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным.

  1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: «Я и природа», «Я и Я», «Я и другой человек», «Я и предмет». Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ

Естественно, что на занятиях воспитатель активно использует игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

  1. «Да-нет-ка». Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.
  2. «Черно-белое». Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.
  3. «Перевертыши». Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.
  4. «Маша-растеряша». Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Выбирается «Маша». Она вытягивает карточку и говорит: «Ой!» Один из игроков задает ей вопрос: «Что с тобой?» Она смотрит на изображение на карточке и отвечает: «Я потеряла то, что изображено (например, ножницы). Как же я теперь буду аппликацию делать?» Остальные должны предложить разные варианты выхода из этой ситуации. «Маша-растеряша» выбирает лучший ответ и дает монетку. В конце игры подсчитывается количество монеток и определяется победитель.

Игры в ТРИЗ-педагогике

Дидактические игры по технологии триз в доу

В этой подборке собраны самые популярные игры, которые применяются в ТРИЗ-педагогике. Это именно самые известные и эффективные игры, а не все возможные.

Так как все возможные вряд ли поместились бы даже в увесистый том, к тому же их количество постоянно растет. Дело в том, что ТРИЗ-педагогика, как губка, впитывает в себя все эффективные, развивающие мышление и креативность инструменты.

И самые проверенные остаются в арсенале ТРИЗ-педагогов и успешно применяются на занятиях.

Проверьте себя, все ли развивающие игры из подборки вам знакомы? А если да – то все ли игры вы используете максимально эффективно?

Подборка может быть полезна как новым ТРИЗ-педагогам, так и всем учителям и родителям, которые занимаются развитием мышления у детей.

1) ДА-НЕТКИ

Рекомендуемый возраст: от 7 до 100 лет.

Суть игры: ведущий что-то загадывает. Участники угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые ведущий сможет ответить «да» или «нет».

Один из простых вопросов, к примеру: «Угадай, что за еду я загадал?»

В чем польза игры? Тренируем умение задавать сильные вопросы. В рамках игры это те, которые отсекают сразу много возможных ответов. А также тренируем память – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!

Дополнительные идеи: в какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняйте загадываемое! Пускай на этот раз это будет не предмет, а герой книги или фильма. Освоились? Отлично, придумываем другие виды да-неток. Например:

  • Да-нетки под микроскопом;
  • Да-нетки по картинкам;
  • Да-нетки про древние виды.

Главное не забывать отмечать сильные вопросы. А еще можно усложнять условия – например задать можно не больше 10 вопросов. Справились? А теперь не больше 7ми. А слабо за 5 вопросов угадать? Нет предела совершенству 🙂

2) ДРУДЛЫ

Рекомендуемый возраст: От 5 до 100 лет.

Суть игры: ведущий предлагает посмотреть на какую-то непонятную абстрактную картинку. Участники придумывают как можно больше вариантов, на что похоже это изображение.

В чем польза игры? Подобные визуальные загадки используются в ТРИЗ-педагогике для развития воображения, также хорошо идут как разминка на активацию креативного мышления перед последующими заданиями.

Дополнительные идеи: друдлы можно не только рассматривать, но и самостоятельно рисовать и дорисовывать по очереди. Например – первый участник нарисовали каракулю, а второй дорисовал ее до какого-то полноценного объекта и наоборот.

Можно дорисовывать один и тот же друдл, ведь чем больше найдёте вариантов – тем больше прокачаете фантазию. Примеры здесь.

Друдлы можно находить и в реальной жизни, например, на заборе 🙂 Примеры здесь.

Отличными друдлами на прогулке служат кроны деревьев и облака. В дороге даже можно сфотографировать облако себе на телефон – и дорисовать в любой рисовальной программе:

А может, вам удобнее решать друдлы в виде коротких анимационных роликов? Да и формат мультиков детям ближе. Тогда можно воспользоваться подборкой видео-друдлов на нашем YouYube канале ТРИЗиКот.

3) МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ

Рекомендуемый возраст: от 5 лет до 8 лет.

Суть игры: представим, что мы оказываемся на загадочной планете. Она почти такая же, как наша, но на ней очень часто возникают магнитные аномалии. Всем жителям планеты, чтобы не улететь в открытый космос, нужно по команде ведущего успеть «примагнититься» к определённому объекту.

В чем польза игры? С её помощью можно осваивать различные свойства предметов в активной форме, а также развивать смекалку и креативность.

Дополнительные идеи: объектами в игре могут быть как предметы, так и свойства. Например, «примагничиваемся к стене!» или «примагничиваемся к зелёному!».

А когда простые предметы и признаки будут освоены – начинаем креативить. Например, в комнате, где нет растений – сказать «примагниться к чему-то растущему». Тут нужно сообразить – что люди – тоже растут.

А, может, получится найти и какой-то еще более необычный вариант ответа?

Или «примагниться к потолку» — эту задачку еще решить надо, перед тем, как осуществить 🙂

Кстати, чтобы было веселее и подвижнее – играем на скорость, включаем обратный отсчёт! 5…4…3…2…1…!

Подробное описание игры, видео-инструкцию и список свойств, в которые можно играть – вы найдете по ссылке.

4) СОЛНЦЕ-СОБАКА-ПОМИДОР

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: это упражнение похоже на «Найди лишнее», только наоборот. Задание заключается в том, чтобы найти объединяющий признак у двух объектов, а третий исключить.

В чем польза игры? По версии автора с помощью игры можно даже создать себе новую извилину 🙂 Но только если выйти на новый уровень решения, найти новую область сравнения, которую еще не нашли другие участники игры, и которая не была на поверхности!

Дополнительные идеи:

Подробное описание упражнения от автора Сергея Фаера по ссылке.

Посмотреть, как участники находят новые уровни решений можно здесь.

5) Хорошо-плохо

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: ведущий называет любое явление или событие (например – выигрыш в лотерею), а участники поочередно называют, что в этом хорошего и что в этом плохого.

В чем польза игры? Игра тренирует умение находить и выявлять противоречия — один из главных навыков «тризовского» мышления. Ведь в основе почти каждой изобретательской задачи лежит именно противоречие: «с какой-то стороны это хорошо, а с какой-то плохо». После правильной формулировки противоречия – задачу решить значительно проще.

Дополнительные идеи:

В «Хорошо-плохо» можно играть и по-другому. Например, строить цепочку, где участники находят плюсы и минусы не одного события, а разных его следствий.

Например, ведущий говорит первый негативный факт: «Поскользнулся на льду», первый участник должен сказать, почему это хорошо, например «в следующий раз буду внимательнее».

А следующий участник должен сказать, почему предыдущий факт — это плохо: «буду слишком внимательно смотреть под ноги и не замечу друга, который шел с другой стороны улицы» и так далее.
Еще один из вариантов игры «Хорошо-плохо» — тренировку по превращению вреда в пользу – можно посмотреть по ссылке.

6) Универсальный предмет

Рекомендуемый возраст: от 6 до 100 лет.

Суть игры: выбираем любой предмет, привычный нам и предлагаем придумать: как его можно использовать еще, иначе? Помимо основного назначения. Например, стул!

В чем польза игры? Упражнение тренирует способность видеть не только главную функцию предмета (для чего он был создан), но и скрытые функции (для чего еще он может пригодиться, например, в какой-то неординарной ситуации).

Дополнительные идеи:

Главное в этом упражнении – не останавливаться на первых ответах. Ведь только тогда, когда мозги начинают скрипеть – происходит прогресс.
Посмотреть, как участники находят новые применения для такого обычного предмета, как стул — можно здесь.

7) Сломай стереотип

Рекомендуемый возраст: от 10 до 100 лет.

Суть игры: нужно выбрать несколько шаблонов/известных фактов/стереотипов и придумать ситуации, когда они не действуют. Например: Снег холодный. Огонь горячий. Вода мокрая.

В чем польза игры? Одна из ключевых характеристик мышления изобретателя — умение мыслить нестандартно. Видеть необычное в обычном, видеть по-другому, в общем разрывать шаблоны. Игра поможет расшатать инерцию мышлению и выйти из «автоматического режима» мозга.

Дополнительные идеи:

Посмотреть, как участники играют в «Сломай стереотип» можно по ссылке.

Вариант игры для малышей – это «Съедобное – несъедобное». Выбираете любой несъедобный предмет и придумываете, когда он может быть съедобным (мяч съедобный в виде торта или когда сложен из фруктов). И наоборот, когда съедобное может быть несъедобным (яблоко, когда оно старое или пластмассовое).

Вариант игры для взрослых – «Парадоксы». Соединяем вместе два качества, например «Живое» и «неживое». И придумываем ответ на вопрос: «Что может одновременно быть и живым и неживым?». Возможные ответы от участников.

8) Креатив-бой

Рекомендуемый возраст: от 8 до 100 лет.

В креатив-бою никто не пострадает. Зато мозг хорошо прокачается на открытых задачах.

Что это? Открытые задачи – это те задачи, которые встречаются в реальной жизни, а не на страницах обычных школьных учебников. В открытых задачах, как правило, нет четких условий, может быть несколько способов решений и не один правильный ответ – а множество. Теории Открытых задач на портале «Образование для новой Эры» посвящен целый раздел.

Как играть в открытые задачи? На основе решения открытых задач была создана интеллектуальная командная игра Креатив-бой. Участники делятся на команды и решают открытые задачи. Их решения оцениваются по специальным параметрам. Подробнее про правила игры, нюансы, а также задачи, в которые можно поиграть, вы найдете на портале Creatime.

Дополнительные идеи:

В решение открытых задач можно добавить и активный элемент! Для начала, ставим перед участниками любые открытые задачи, например:

  • Монета тонет в воде, а как сделать чтобы не тонула?
  • Одежда пачкается, а как сделать, чтобы не пачкалась?
  • Как сделать так, чтобы воздушный шарик не лопнул?

А дальше вы вольны сами придумать, какой элемент активности включить! Например, участники становятся на старт, и за каждое произнесенное решение – участник делает прыжок вперед и приближается к финишу. Кто доберется первым?

Или участники становятся к одной стенке. Все придумывают решения. Если кто-то не придумал решение – то вместо ответа он может сделать физическое упражнение, например загнуть руку и пройти туда-обратно к противоположной стенке. Затем если снова не будет ответа – загнуть вторую руку и снова пройти, потом ногу и так задача пройти будет постепенно усложняться.

Или включить в генерацию ответов мячик. Кто ловит мячик – должен придумать решение и бросить его следующему игроку.

9) Дополнительные материалы

Есть еще много игр из арсенала ТРИЗ-педагогов, которые не вошли в этот топ, но компактно собраны и оформлены в карточках. Например – это игры на сочинение сказок, на системное мышление, на причинно-следственные связи.

О том, как получить игры в карточках – по ссылке.

zakondostatka.ru

Дидактические игры по технологии триз в доу

Юлия Залазаева Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в соей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры полюбились моим малышам.

Решила составить картотеку самых популярных игр и тех, которые мы еще не освоили, но будем стараться изучить! Хочу поделиться результатом своей работы и с Вами. Методы и приемы ТРИЗ. 1. Метод мозгового штурма.

Цель метода: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения. — Как не промокнуть под дождем?

— Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

— Как не пустить медведя в Теремок?

и т. д. 2. Метод фокальных объектов (МФО). 3.

Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста

Анна Климова ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников.

Пособия «Волшебный домик» и «Волшебный паровозик» («Системный лифт»)

Цели: – развивать умения анализировать и обобщать;

Игры по ТРИЗ технологии

Милана Монгуш «Сказка наизнанку».

Это один из вариантов игры в » перевирании» сказок.

Он состоит в умышленном и более органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый:.

Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов: Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха: Как играть: • Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки.

Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки): — Тук, тук, кто в теремочке живет?

— Я, Гитара.

Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»

Александра Шистерова Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ. Добрый день, уважаемые коллеги!

У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо.

Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.

Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики»

Любовь Зыкина Паспорт игры «Умные кубики» Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал: кубик, на сторонах которого схематически изображены имена признаков; кубик, на сторонах которого схематически изображены вопросы; кубик с пустыми окошечками, в которые вставляются картинки с изображением различных объектов.

Так как программа обучения подразумевает определённую тематику по темам недели, то и картинки я подбираю соответственно теме,заключая их в рамки разного цвета.

Цель: Упражнять в умении задавать вопросы различной направленности к заданным объектам.

Дидактические игры по ТРИЗ

Наталья Богачкова Дидактическая игра «Чья шубка?»

Цель игры:Развивать у детей тактильные ощущения,мелкую моторику,творческое воображение,связную речь.

Прикладывают шубку. А затем можно составить рассказ про своего животного.

Фантазии детей нет предела! Дидактическая игра «РАССКАЖИ-КА»

Цель: Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений: Картотека ТРИЗ игр для детей дошкольного возраста

Составила: воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 113» Корниенко М.В.

г. Краснодар — 2020 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель пособия: Воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи: — формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности у дошкольников; — развивать творческие способности; Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Дидактические творческие игры с элементами ТРИЗ и РТВ

Светлана Теребова «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ И РТВ» В методическом пособии представлена коллекция дидактических творческих игр, разработанных автором на основе художественно-продуктивной деятельности детей среднего и старшего возраста, с элементами ТРИЗ, в целях развития творческого воображения.

творческих заданий позволяет быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной форме развивать мелкую моторику рук, отрабатывать конструктивные навыки и одновременно развивать творческое воображение. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования, родителей.

ОТ АВТОРА В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Сразу хочется отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи.

Картотека игр по ТРИЗ технологии в средней группе

Крестина Балабаева «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.

д. «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка.

6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению — Телеканал «О!»

Дидактические игры по технологии триз в доу

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.

Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.

Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».

Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.

Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.

Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

Дидактические игры по технологии триз в доу

Дидактические игры по технологии триз в доу

Каждый день работы с детьми-поиск,нужно стараться не раскрывать детям истину,а учить её находить.

Цель:автоматизация определённого звука. -поочерёдно говорят участники игры,передвигая картинку по кругу.

Игрок,назвавший последнее словосочетание,оставляет картинку «шуба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок. Вариант 2: Педагог поровну делит картинки между всеми участниками игры.

Каждый игрок складывает свои картинки в стопочку.

Педагог выкладывает на середину стола любую картинку,например «кошку».Первый

Авторская дидактическая игра по технологии ТРИЗ «Изобрази пейзаж» для детей старшего дошкольного возраста

Детям предлагаются вкладыши, с помощью их они должны изменить данный пейзаж в соответствии с поставленной задачей.

Вкладыши, так же выполнены из плотного картона и цветной самоклейки, для прочности и долговечности оклеены прозрачным скотчем.

Ход игры: Например: Изменить представленный пейзаж, ярко выраженным летним ресурсом.

Задания усложняются.

Воспитатель:Если Очень быстро опадут с деревьев листья и выпадет снег, что получиться? Возможно ли это? Ответ детей.

Картотека дидактических игр по технологии ТРИЗ

Базис личностной культуры. В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

В: Еще? Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

В: Что может растение? Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон? Д: Слон умеет ходить, дышать, расти.

Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь? Д: Растворить лед. В: Когда и почему?3 Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

В: Что еще может лед? Д: Лед может расколоться, треснуть. В: А какие полезные функции у льда? Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу).

Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески

Причём это мышление должно было давать не только правильные, но и быстрые результаты.

Этого, по словам самого Г. Альтшуллера, требовала научно-техническая революция, темпы которой всё ускоряются, а выдвигаемые задачи становятся всё сложнее и сложнее.Закономерно, что ТРИЗ прижилась в дошкольной педагогике, трансформировалась с учётом возрастных особенностей маленьких изобретателей и активно используется на практике.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.