2 гласных звука какие буквы обозначают 2 гласных звука
Гласные звуки | Развивайка
82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Не будет скуки, коли заняты руки.
- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.
В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.
Упражнение 84, с. 39
84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
Яблоко, арбуз, лимон.
- Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.
Упражнение 85, с. 40
85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
1. Клён, мост, лён: [о].2. Мел, кекс, эх: [э].3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].
- Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.
Упражнение 86, с. 40
86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё
Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.
Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.Лес, дорога -Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.
С. Козлов
- Объясните написание выделенных букв.
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.
Безударный гласный звукПричиняет много мук.Как писать гора, траваИ слова моря, дела?Чтобы не было сомненья,Ставим звук под ударенье.Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!
Н. Бетенькова
Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.
Горá, травá, моря́, делá.
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е
рекá — рéчка бéрег — берегá
моря́к — мóре письмó — пи́сьма
дождь — дожди́ грач — грачи́
стрижи́ — стриж нóжик — ножи́
- Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
- Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 90, с. 42
90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
щёки — щекá мяч — мячи́
зёрна — зернó лист — листы́
сёстры — сестрá шкаф — шкафы́
звёзды — звездá хлеб — хлебá
- Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 91, с. 42
91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(ветвь) ветви́стый (крик) крикли́вый
(глаз) глазнóй (сóсны) соснóвый
(хóлод) холóдный (вóздух) воздýшный
(вéчер) вечéрний (даль) далёкий
- Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?
Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые — какой?
Упражнение 92, с. 43
92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.
Дул холодный ветер.
Шумел сосновый лес.
Летел воздушный шар.
- Подчеркните в предложениях главные члены.
Упражнение 93, с. 43
93. Прочитайте выразительно.
Над рекой — Береги его,
родной уголок, не гаси,
А в окне — От него светлей
золотой огонёк. на Руси.
П. Синявский
- О чём самом главном хотел сказать автор?
Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.
- Объясните написание выделенных орфограмм.
Проверяемый безударный гласный в корне слова: рекой (рéки), родной (рóдненький), окне (óкна), золотой (зóлото), береги (берéчь), светлей (свет). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золотой. Надо запомнить.
Имя собственное: (на) Руси. Пишем с заглавной буквы.
Упражнение 94, с. 44
94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(пли́тка) плитá (сáдик) сады́(гóрка) горá (хóлмик) холмы́(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́
Упражнение 95, с. 44
95. Прочитайте.
1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.
- Выполните одно из заданий:
а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;
Лесни́к охраня́ет наши лесá.
б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.
(Рéки) рекóй, (скáлы) (на) скалé, (кóзлик) козёл, (лес) лесни́к.
Упражнение 96, с. 45
96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.
Бежит свинка, золотая спинка,Носочек стальной, хвосточек льняной.Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.
Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.
- Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.
(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.
Упражнение 97, с. 45
97. Прочитайте. Обозначьте ударение.
что делает? хвáлит — что делать? хвали́ть
что делает? кóрмит — что делать? корми́ть
что cделает? спи́шет — что сделать?списáть
что делает? дéржит — что делать? держáть
что делает? лéчит — что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит — что делать? смотрéть
что cделает? скáжет — что сделать? сказáть
что делает? дáрит — что делать? дари́ть
- Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
- Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Упражнение 98, с 46
98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а
Ширóкие поля́, леснáя тропá, стальнóе кольцó, морскáя волнá, грачи́ное гнездó, полевóй цветóк, соснóвые лесá, цветнóй ковёр, ядови́тые грибы́.
- Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.
Берегите сосновые леса!
Упражнение 99, с. 46
99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
Утро в деревне
На рассвете прокричал петух. Надя проснулась. Девочка посмотрела в окно. По улице деревни шёл пастушóк.
Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере — холодная водичка.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 100, с. 47
100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.
О? А? | Е? И? |
поля́нка (пóле), малыши́ (мáленький), далекó (даль), площáдка (плóщадь), колéчко (кóльца), трави́нка (трáвы), скворéц (сквóрушка), полéзный (пóльза) | смельчáк (смéлый), ширинá (ши́ре),дерéвья (дéрево), верши́на (вéрхний), линéйка (ли́ния), семенá (сéмечко), силáч (си́ла),смешнóй (смех) |
- Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Упражнение 101, с. 47
101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.
(Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
Упражнение 102, с. 47
102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.
дети — ребяташкольник — ученикпуть — дорога
узор — рисунок
Упражнение 103, с. 48
103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
рис/ýнок — рис/овáть (надо запомнить)
рос/á- рос/и́нка (рóсы)
свист/óк — свист/éть (свист/)
снеги́р/ь — снегир/ёк (снег)
сор/и́нка — сор/и́ть (сор/)
сáхар/ — сáхар/ница (надо запомнить)
вéтер/ — ветер/óк (надо запомнить)
погóд/а — погóд/ка (надо запомнить)
- В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 104, с. 48
104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.
1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3.
Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5.
Малина — ягодный кустарник. Сентябрь — осенний месяц.
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Гласные и согласные буквы и звуки
- А а а
- Б б бэ
- В в вэ
- Г г гэ
- Д д дэ
- Е е е
- Ё ё ё
- Ж ж жэ
- З з зэ
- И и и
- Й й и краткое
- К к ка
- Л л эль
- М м эм
- Н н эн
- О о о
- П п пэ
- Р р эр
- С с эс
- Т т тэ
- У у у
- Ф ф эф
- Х х ха
- Ц ц це
- Ч ч че
- Ш ш ша
- Щ щ ща
- ъ твёрдый знак
- Ы ы ы
- ь мягкий знак
- Э э э
- Ю ю ю
- Я я я
а е ё и о у ы э ю я | б в г д ж з й к л м н п р с т ф х ц ч ш щ | ь ъ |
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные | |||
[б] [б'][в] [в'][г] [г'][д] [д'][ж][з] [з'] | [п] [п'][ф] [ф'][к] [к'][т] [т'][ш][с] [с'] | [й'][л] [л'][м] [м'][н] [н'][р] [р'] | [х] [х'][ц][ч'][щ'] |
Парные Непарные | |||
ТвёрдыеМягкиеТвёрдыеМягкие | |||
[б][в][г][д][з][к][л][м][н][п][р][с][т][ф][х] | [б'][в'][г'][д'][з'][к'][л'][м'][н'][п'][р'][с'][т'][ф'][х'] | [ж][ц][ш] | [й'][ч'][щ'] |
Звук — это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).
Буква — это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем.
Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове.Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.
Гласные буквы и звуки
Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют ые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа], [иииииии]…
Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё, ю, я называются йотированными.
Они обозначают два звука, первый из которых [й'], когда
- стоят первыми в фонетическом слове еле [й'э́л'э] (3 буквы, 4 звука) ещё [й'ищ'о́] (3 буквы, 4 звука) ёж [й'о́ш] (2 буквы, 3 звука) Юля [й'у́л'а] (3 буквы, 4 звука) яблоко [й'а́блака] (6 букв, 7 звуков) яичко [й'ии́ч'ка] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после гласных птицеед [пт'ицый'э́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий'о́] (2 буквы, 4 звука) каюта [кай'у́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с'и́н'ий'а] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после ь и ъ въезд [вй'э́ст] (5 букв, 5 звуков) подъём [падй'о́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л'й'у́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л'й'а] (6 букв, 6 звуков)
Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й'], когда
- следует после ь соловьи [салав'й'и́] (7 букв, 7 звуков)
В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные — безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся.
Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.
бегущий [б'игу́щ'ий'] — бег [б'э́к] гора [гара́] — горы [го́ры]
Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово. в сад [фса́т]
Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе. е-ё (2 слога) то-чка (2 слога) о-де-ва-ться (4 слога)
Согласные буквы и звуки
Согласные звуки — это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.
Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] — [б], при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.
Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ', что происходит, когда согласные
- являются всегда мягкими [й'], [ч'], [щ'] ай [а́й'] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч'] (3 буквы, 3 звука) лещ [л'э́щ'] (3 буквы, 3 звука)
- следуют перед буквами е, ё, и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж], [ц], [ш] и в заимствованных словах) мель [м'э́л'] (4 буквы, 3 звука) тётя [т'о́т'а] (4 буквы, 4 звука) люди [л'у́д'и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [жы́з'н'] (5 букв, 4 звука) цирк [цы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [шэ́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [тэ́мп] (4 буквы, 4 звука)
- следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл'и́н'ч'ик]
В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.
К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ш], [ч'], [щ']. Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р'].
Нужна ли фонетика школьнику?
Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция — это явный перебор.
Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.
Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».
Рекомендуемые материалы:
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
В русском языке 10 гласных букв: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.
И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.
Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.
Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]
Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных — ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например:цирк [цырк], шип [шы́п].
В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.
Например: моря́ [мар’а́] — пишем о, а произносим [а].Таблица гласных букв и звуков
Буквы | Звуки | |
В ударном положении | В безударном положении | |
а | [а́] лавр [лавр] | [а] ло́дка [ло́тка] |
е | [’э́] те́сто [т’э́сто] | [и] весло́ [в’исло́][э] мо́ре [мо́р’э] |
ё | [’о́] пёс [п’ос] | не бывает |
и | [’и́] мирт [м’ирт][ы] цирк [цырк] | [’и] свисто́к [св’исто́к][ы] цита́та [цыта́та] |
о | [о́] торт [торт] | [а] вода́ [вада́] |
у | [у́] стул [стул] | [у] пурга́ [пурга́] |
ы | [ы́] пры́гнул [пры́гнул] | [ы] прыжо́к [прыжо́к] |
ю | [’у́] лю́стра [л’у́стра] | [’у] слюна́ [сл’уна́] |
я | [’а́] пять [п’ат’] | [’а] пла́мя [пла́м’а][’и] пята́к [п’ита́к] |
Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].
Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки:
1).в начале слова:
е: [й’э] ель [й’эл’]
[й’и] езда́ [й’изда́]
ё: [й’о] ёж [й’ош’]
ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]
я: [й’а] яд [й’ат]
[й’и] язы́к [й’изы́к]
2). после гласных звуков или в начале слога:
е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]
[й’и] твоему́ [твай’иму́]
ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]
ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]
я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]
[й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]
3). после разделительных твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):
е: [й’э] съел [с’й’эл]
[й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]
ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]
ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]
я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]
[й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]
и: [й’и] воробьи́ [вараб’й’и́]
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Алфавит
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 113, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 11, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 72, Полякова, Учебник
Упражнение 12, Чуракова, Учебник
Упражнение 23, Чуракова, Учебник
Упражнение 13, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 136, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 84, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 111, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 51, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 36, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 38, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 41, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 73, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 127, Полякова, Учебник, 1 часть
3 класс
Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 87, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 123, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 253, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 109, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 146, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
5 класс
Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 182, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 192, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 213, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
7 класс
Упражнение 17, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 28, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 34, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 313, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 321, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
© budu5.com, 2020
Пользовательское соглашение
Copyright
Нашли ошибку?
Связаться с нами
2 гласных звука какие буквы обозначают 2 гласных звука
В мы обозначаем мягкость согласного значком [’]. Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист] Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки: 1). в начале слова: е: [й’э] ель [й’эл’] [й’и] езда́ [й’изда́] ё: [й’о] ёж [й’ош’] ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка] я: [й’а] яд [й’ат] [й’и] язы́к [й’изы́к] 2).
после гласных звуков или в начале слога: е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и] [й’и] твоему́ [твай’иму́] ё: [й’о] поё́т [пай’о́т] ю: [й’у] пою́т [пай’у́т] я: [й’а] стоя́т [стай’а́т] [й’и] заяви́л [зай’ив’и́л] 3).
после твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И): е: [й’э] съел [с’й’эл] [й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м] ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м] ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га] я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́] [й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н] и: [й’и]
Гласные и согласные буквы и звуки
Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.). Буква — это символ алфавита.
Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях. Гласные звуки («глас» — это старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], при создании которых участвуют ые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда.
Эти звуки поются: [ааааааа], [иииииии]… Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё, ю, я называются йотированными.
Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков
после буквы «л» стекольщик, львиный, льняной, нельзя;2.
перед буквами, обозначающими твердый согласный крыльцо, только, бельмо;3. перед буквами, обозначающими мягкий согласный, который в родственных словах или в других формах этого слова становится твёрдым
- возьми — возьму.
- письменный — письмо;
Указанные буквы, кроме мягкости предыдущих согласных, в определенной фонетической позиции:1.
в абсолютном начале слова
- ягода [й’ а] гoда;
- ёжик [й’о ]жик;
- есть [й’ э] ст;
- юнга [й’ у] нга;
2.
после
- объявление — об [й’ а] вление;
- вьюга — вь [й’ у] га;
- съел — съ [й’ э] л;
- бьёт — бь [й’ о] т;
- обезьяна — обезь [й’ а] на;
3.
после других гласных
- каюта — ка [й’ у] та.
- лекция — лекци [й’ а];
- здание — здани [й’ э];
- даёт — да [й’ о] т;
- июнь — и [й’ у] нь;
1.5. Звуки речи и буквы
[ы] – ы (мыло). [а] – а (май) и я (моя). [о] – о (мой) и ё (ёлка). [э] – э (это) и е (мeл). [у] – у (куст) и ю (юла).Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у]) имеется два ряда букв: 1) а, о, э, у; 2) я, ё, е, ю. Обратите внимание! 1) Я, е, ё, ю – это буквы, а не звуки!
Поэтому они никогда не используются в транскрипции.
Тренажёр «Гласные буквы, которые дают два звука или один»
Гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю) обозначают два звука: 1.После гласной.
2.В начале слова 3.После Ь и Ъ знаков. Подчеркни гласные, которые обозначают два звука. Напиши сколько в слове букв, сколько звуков.
решение – 7 б., 8 зв. тюбик– __________________ черёмуха – 8б., 8 зв.
мотылёк– __________________ выражение – __________________ двое – __________________ мёд – __________________ лисята – __________________ суета – __________________ весёлые – __________________ пиявка – __________________ иней – __________________ задание – __________________ ноября – __________________ юмор – __________________ тётя – __________________ затея – __________________ бегония – __________________ любование – __________________ дядя – __________________ овёс – __________________ юла – __________________ сойка – __________________ лён – __________________ осёл – __________________ ручеёк – __________________
Какие звуки обозначают буквы И и й? 1) обе буквы обозначают гласные звуки 2) обе буквы обозначают согласные звуки 3)
2014 г., 14:15:21 Произнеси гласные звуки Запиши буквы для гласных звуков в алфавитном порядке 1-4 класс MaryOst / 10 марта 2014 г., 2:31:51 букв, на третьей — слова, в которых звуков меньше , чем букв: якорь, каюта, сирень, вьюга, ягода, утро, ёлка, огоньки, маяк, улей, сельдь, тюльпан?Помогите пожалуйста))) 1-4 класс Minvelous / 15 июня 2013 г., 4:02:07 или яблоко — 7 зв, 6 бк.
3 согл. 3 гл. Хотя в школе они пишут так : шоссе- 6 зв, 3 согл, 3 гл, 5 букв. Все таки как правильно сделать букво-звуквенный разбор. 1-4 класс Evasirotina / 30 апр.
Рекомендуем прочесть: Как уехать в корею
2013 г., 1:42:56 ,ЧЕМ БУКВ,НА ТРЕТЬЕЙ СЛОВА,В КОТОРЫХ ЗВУКОВ МЕНЬШЕ ,ЧЕМ БУКВякорь ,каюта,сирень,вьюга,ягода,утро,елка,огоньки,маяк,улей,сельдь,тюльпан.
Гласные обозначающие два звука правило
Есть ли специальные буквы для обозначения таких сочетаний?
Если есть, напишите эти буквы. Споёмте, друзья, ведь завтра в поход Уйдём в предрассветный туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт Седой боевой капитан.
(А. Чуркин) 4. Знаете ли вы русские имена, начинающиеся на буквы е, ю, я? Запишите их. Сколько звуков обозначают эти начальные буквы?
5. Медленно произнесите слова. Н.Ф.Баладина, К.В.
в каком случае йотированная гласная обозначает 1 звук ;2 звука?
Тогда, по аналогии с йотированными гласными, его произношение передается разделительным Ь: семья — семьи, соловья — соловьи.Русские гласные (по сравнению с фонетическими системами других языков) обладают оригинальными свойствами: а) все они образуют слоги (мо-е-го); б) три из них ([А], [О], [Э]) в безударном положении произносятся не так внятно, как под ударением, т.
е. редуцируются.Редукция бывает слабой и сильной. Слабая редукция наблюдается:а) в абсолютном начале слова: она [АНА];б) в первом предударном слоге, т. е. слоге, расположенном перед ударным: в окно [ВАКНО] (слово с простым предлогом рассматривается как фонетическое целое).В этих случаях первая буква О обозначает звук, схожий с [А], потому в транскрипции он и передается значком [А].
Звук [Э] в этой позиции напоминает [И] и передается значком [И]: леса [ЛʼИСА] = лиса [ЛʼИСА]. Слабо редуцированные звуки [А], [О], [Э] могут передаваться
Поскольку этот звук мягкий, то часто используют эти символы с дополнительным обозначением мягкости: [j’], [й’]. На этом сайте принято обозначение [й’], более привычное для большинства ребят.
Значок мягкости будет использован, чтобы вы скорее привыкли к тому, что этот звук мягкий.
Существуют и другие символы. Они будут вводиться постепенно, по мере ознакомления с темой.
Звуки делятся на гласные и согласные.У них разная природа. Они по-разному произносятся и воспринимаются, а также по-разному ведут себя в речи и играют в ней неодинаковые роли.Гласные – это звуки, при произношении которых воздух свободно проходит через ротовую полость, не встречая на своём пути преграды. Произнесение (артикуляция) не сфокусирована в одном месте: качество гласных определяется формой ротовой полости, которая выступает как резонатор.
При артикуляции гласных работают ые связки в гортани.
Что обозначают буквы е, ё, ю, я. урок. Русский язык 2 Класс
На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких – один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.
Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.
Лук – люк
Мал – мял
Нос – нёс
Мэр – метр
Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук – твёрдый, во втором – мягкий.
Запомните: буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес – звук [э], мёд – звук [о], брюки – звук [у], мяч – звук [а].
Рис. 1. Лес (Источник)
Рис. 2. Мёд (Источник)
Рис. 3. Брюки (Источник)
Рис. 4. Мяч (Источник)
Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.
Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука
Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.
Рис. 5. Ёль (Источник)
Рис. 6. Ёжик (Источник)
Рис. 7. Юла (Источник)
Рис. 8. Яблоко (Источник)
Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.
Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа].
Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука – [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]).
Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.
Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.
В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].
Рис. 9. Маяк (Источник)
Красное яблоко.
Рис. 10. Красное яблоко (Источник)
В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].
Запомните:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:
- В начале слова (юг, яма)
- После гласных (заявка, поют)
- После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).
Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот.
Закрепление знаний на практике
Закрепим полученные знания, выполнив задания.
Разделим слова на два столбика: первый столбик – где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик – 2 звука.
Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.
Проверим правильность выполнения задания:
Ветка пьёт
Петя поют
Алёша друзья
мята съели
берёза синие
люстра
В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик – где Я обозначает два звука.
Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.
Проверим правильность выполнения задания:
Тянуть яркий
Петя деревья
Мяч ясно
Аня растения
рябина ястреб
швея
Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья
Проверьте правильность выполнения задания:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак – это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.
Список рекомендованной литературы
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- School.xvatit.com (Источник).
- Nsportal.ru (Источник).
- Genon.ru (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
- Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.
Рис. 11. Загадки о ягодах (Источник)
- * Используя полученные на уроке знания, придумай сказку о буквах Е, Ё, Ю, Я.